§ 1. Образование Ванского царства (Урарту)
Ослабление и распад Хеттского царства к концу XII века до н. э. ослабил внешнее давление с запада, и процесс государственного образования в западной части Армянского нагорья значительно замедлился. Однако в то же время усилилось давление с юга, со стороны Ассирии. Ассирийские цари совершали частые захватнические походы в южные области Армянского нагорья для захвата рабов и материальных богатств. Завоевательная политика Ассирии объективно способствовала ускорению процесса консолидации сил и образования государства. Больше всего от вторжений Ассирийских царей пострадали «царства» Наири, Шубрия, Уруатри, расположенные в южной части Армянского нагорья. Естественно, здесь и сложились наиболее благоприятные условия для консолидации сил и образования единого Армянского государства.
Процесс объединения возглавило «царство» Биайна, которому удалось объединить другие «царства» Армянского нагорья в борьбе против общего врага. Как сообщают Ассирийские источники, уже к 860 г. до н. э. возникло объединённое государство, территория которого охватывала южное и западное побережье озера Ван.
Первое объединённое армянское государство — «Ванское царство» на территории исторической Армении просуществовало с IX—VI вв. до н. э. В своих надписях Ванские цари называли свое государство «БИАЙНА», тогда как Ассирийские источники называли страну «УРАРТУ». Столицей его был город Тушпа (Ван) на юго-восточном побережье озера Ван (современная Турция).
Название «Урарту» получило распространение в трудах учёных XIX века, когда были проведены широкие раскопки на территории древней Ассирии, расшифрованы и прочитаны Ассирийские клинописные тексты. Только к началу XX века были собраны, изучены и переведены клинописные надписи самих ванских царей, и впервые прочитано название «Биайна».
Первые правители Ванского царства — Араме (860—845), Сардури I (845—825) не только успешно отражали нашествия мощной Ассирийской державы, но и значительно расширили территорию государства на восток, объединив все области вокруг озера Ван. Территории расположенные на восточном побережье озера, стали экономическим и политическим центром государства. Здесь, на труднодоступной скале, на берегу озера Ван, Сардури I построил мощную цитадель, вокруг которой сложилась столица — город Тушпа.
Цари Ишпуини (825—810) и Менуа (810—786) расширили границы государства на запад и на север, до реки Аракс. Менуа построил здесь город крепость и назвал своим именем Менуахинили. Крепости были построены на всех недавно завоёванных территориях.
Объединение разрозненных «царств» в единое государство способствовало развитию экономики страны. По всей стране строились оросительные каналы, расширялась площадь пахотных земель, сажались сады и виноградники. Канал длиною в 72 км, построенный царём Менуа, доставляет воду к городу Ван по сей день.
§ 2. Усиление и расширение Ванского царства. Борьба с Ассирией
В правление царей Аргишти I (786—764), Сардури II (764—735) Ванское царство пережило период своего наивысшего могущества и развития. В итоге многочисленных походов были подчинены более мелкие государственные образования. К середине VIII века до н. э. под властью Ванских царей находилась большая часть территории Армянского нагорья. На западе граница государства достигала реки Евфрат, на севере — до озера Севан. Подчинение других «царств» Армянского нагорья встречало ожесточённое сопротивление местного населения. Поэтому Ванские цари проводили политику переселения населения с одной области в другую, тем самым способствуя смешению этнического состава и языков населения Армянского нагорья.
В 782 г. до н. э. Аргишти I на месте современного Еревана основал город-крепость Эребуни. Клинописный каменный «паспорт» 2785-летнего Еревана, найденный при раскопках, ныне хранится в Государственном музее истории Армении. Спустя несколько лет, в самом центре Араратской долины Аргишти I основал город Аргиштихинили, которому суждено было стать впоследствии древней столицей Армении под именем Армавир.
Пользуясь внутренним кризисом Ассирийской державы, Ванские цари стали совершать захватнические походы и на подвластные Ассирии территории, захватывая огромную добычу. Эти походы также имели целью установление контроля над древними торговыми путями и диктовались экономической выгодой.
Более 500 клинописных текстов Ванских царей (найденных как на территории Республики Армения, так и на территории Турции и Республики Азербайджан), дошедших до наших дней, рассказывают о покорении областей и народов, о постройке городов, крепостей, храмов, прорытии каналов, посадке садов и виноградников, о разведении племенных коней, крупного и мелкого рогатого скота, об изготовлении железных, бронзовых и золотых изделий.
§ 3. Государственное устройство и экономика Ванского царства
Во главе государства стоял царь с неограниченной властью. Он единолично решал все государственные вопросы, советуясь со своими приближенными. Государство делилось на области, во главу которых назначались приближенные к царю представители знати. В подвластных «царствах» нередко оставляли у власти прежних правителей с обязательством платить дань.
Власть царя базировалась на военной силе. Армия состояла из пехоты, кавалерии и колесниц. Солдаты были вооружены железными мечами, копьями и дротиками, луком и стрелами, носили бронзовые шлемы и щиты. Шлемы и щиты знати и полководцев украшались орнаментами. Армия состояла из корпусов по 3 тысячи человек в каждом, которые, в свою очередь, делились на роты по 50 человек. Все мужское население государства было обязано нести военную службу.
Ванское царство было рабовладельческим государством. Основной целью походов ванских царей было приобретение военной добычи. Другой целью походов было установление контроля над международными торговыми путями, которые приносили огромную прибыль. Рабский труд применялся в основном в строительстве дворцов, крепостей, храмов, оросительных каналов, а также в ремесле. Широко применялось искусственное орошение, для чего в скалах вырубали оросительные каналы.
До наших дней сохранился 72-километровый канал царя Менуа, Доставлявший воду в столицу Тушпа. 25-километровый канал царя Руса I недалеко от Тушпа доставлял воду в специально вырытое водохранилище для сезонного орошения. Канал царя Руса II близ Еревана в ущелье реки Раздан действует и поныне.
Земледелием и скотоводством занимались свободные общинники. Были развиты также садоводство и виноградарство. Сеяли зерновые и масличные культуры, разводили крупный и мелкий рогатый скот. О высоком развитии сельского хозяйства свидетельствуют надписи ванских царей, в которых перечисляются сотни и тысячи голов различного скота, огромные количества зерна, масла, вина, преподносимые в жертву богам.
§ 4. Упадок и распад Ванского царства
Во второй половине VIII века до н.э. Ассирийская держава, достигшая зенита своего могущества, нанесла Ванскому царству несколько мощных ударов. В сражениях 743 г. и 735 г. до н. э. Сардури II потерпел поражение от Ассирии и потерял контроль над южными и юго-западными областями и важными торговыми путями. Его преемник Руса I (735—713) развернул активную деятельность для восстановления пошатнувшейся мощи и авторитета Ванского царства. Но в 714 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II предпринял новый разрушительный поход и с огромной армией вторгся на территорию Ванского царства. Сады и виноградники были вырублены, ирригационные каналы засыпаны, города и храмы разграблены, жители угнаны в рабство. Хотя ассирийцы и не смогли захватить столицу — город Тушпа, но взяли и разграбили священный город Мусасир, где находились святилища главных богов и где были сконцентрированы огромные богатства.
Несмотря на разрушительный поход 714 г. до н. э., цари Аргишти II (713—685) и Руса II (685—645) всё ещё проводили активную политику. Они организовали множество походов, вновь подчиняя подвластные племена, строили новые крепости взамен пришедших в упадок.
Руса II построил город-крепость Тейшебаини на противоположной от крепости Эребуни стороне (другой окраине современного Еревана). Тейшебаини была крупным экономическим и военным центром. Здесь располагалась ставка правителя области, находились крупные хранилища вина, масла и продуктов для войск.
В конце VII века до н. э. Ванское царство с трудом отбивалось от вторжения скифских и киммерийских племен. Территория Ванского царства постепенно сокращалась, подвластные «цари» и племена отпадали от центральной власти. Власть Ванских царей распространялась уже только на территории, прилегающие к озеру Ван с востока.
В 585 г. до н. э. вконец ослабевшее Ванское царство пало под ударом переживавшей подъем Мидийской державы.
§ 5. Культура Ванского царства. Клинопись
Ванское царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строили города-крепости, каждая из которых являлась административным и военно-политическим центром области, региона, района. Город-крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах, вместимостью более 1 тысяча литров, хранились большие запасы зерна, масла, вина и других припасов для военных и государственных нужд. Вокруг цитадели распространялся сам город, где жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей периода Ванского царства — Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и пр.
В строительстве применялся в основном камень, глина, реже кирпич. Архитектура дворцов и домов была простая, строения были одноэтажными, покрытия крыш делались из дерева, камыша и покрывались глиной. Жилые помещения изнутри украшались фресками и настенной живописью, у входа ставились каменные скульптуры богов, мифических животных. В строительстве храмов применялись оттёсанные камни. На стеле, найденной во дворце ассирийского царя Саргона II, сохранилось изображение взятия и разграбления храма бона Халди в Мусасире. По архитектуре храм в Мусасире напоминает известный эллинистический храм в Гарни.
При раскопках крепостей Ванского царства найдено множество различного вида оружия, красивой глиняной посуды, глиняных и бронзовых статуэток, что свидетельствует о высоком развитии различных ремёсел.
Многое об истории и культуре Ванского царства мы узнаём из клинописных надписей Ванских, так и Ассирийских царей.
На сегодняшний день найдено более 500 больших и коротких надписей Ванских Царей. Они выполнены клинописью. Это слоговое письмо, возникшее в древней Месопотамии. Клинописью написаны надписи ассирийских царей. В Ванском царстве быстро освоили ассирийскую клинопись и приспособили к своему языку.
Язык Ванских надписей неиндоевропейский, так называемый урартский. Он уже давно расшифрован, и все надписи прочитаны. На этом языке говорила правящая элита, верхушка, население Биайнили-территорий областей, лежащих к востоку от озера Ван. После образования объединённого государства он и стал официальным государственным языком Ванского царства, и на нём составлялись анналы, строительные надписи, писались письма. Но на огромной территории государства, объединявшего многочисленные государственные образования и племенные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский армянский язык. Оба языка долго соседствовали. В обоих языках есть множество заимствованного словарного запаса, что свидетельствует о долгом соприкосновении и взаимопроникновении этих языков. После падения ванского царства урартский язык перестал быть официальным государственным языком, его письменность была забыта, а её носители полностью ассимилировали и были поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья, полноценно участвовали в завершении процесса образования Армянского народа и языка.
Религия периода Ванского царства была языческой. Обожествлялись силы природы. В клинописных текстах упоминается около сотни различных богов и богинь. По канонам языческой религии и Пантеон включались все местные божества подвластных царств и территорий, чем можно объяснить такое их множество. Главными богами Пантеона были: Халди — бог неба, войны и победы; Варубане — жена Халди, богиня плородия; Тейшеба — бог молнии, природных сил; Шивини — бог животворящего солнца. Главный храм бога Халди находился в Ардини-Мусасире, на юго-востоке страны.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009