Основные миграции армян в Крым относятся к XI–XIV вв., когда сюда хлынул поток армянских беженцев из Армении после завоевания ее сначала тюрками-сельджуками, затем монголами. Армяне направлялись главным образом в города Кафу, Сурхат, Ак-Мечеть, Гезлев, Карасубазар, Сугдею. Они основали в Крыму города Казарапат и позднее, вместе с греками, – Орабазар (совр. Армянск). В стену до сих пор сохранившейся в Феодосии церкви XIV в. Сурб Саркис вставлена плита с армянской надписью XI в. Примерно к этому же периоду относится немало других армянских архитектурных памятников, надгробных плит, рукописей из Кафы, Судака и иных мест Крыма.
В XIV–XVIII вв. среди населявших Крым народов армяне занимали второе место после крымских татар. По генуэзским источникам, в одной только Кафе в середине 70-х гг. XV в. из 70 тыс. жителей около 47 тыс. были армяне. Поэтому, а также благодаря той значительной роли, которую армяне играли в экономической и политической жизни Крыма, юго-восточную часть полуострова в Средние века называли Морской Арменией (Armenia maritima). Именно так она, по словам Н.Я. Марра, значилась на генуэзской карте XIII в. Постепенно армянские купцы в Крыму, наряду с генуэзскими, сосредоточили в своих руках всю внутреннюю и транзитную торговлю между Западом и Востоком. Со второй половины XIV в. они принимали деятельное участие в торговле с Москвой, где основали особое купеческое сословие – «гостисурожане». «Сурожский двор» имелся также в Новгороде Великом. Через посредство армянских купцов московские и тверские купцы торговали с Арменией, Ираном, Турцией. Крымские армяне ввозили в Россию шелковые ткани, вино, сахар, мыло, ладан, восточные пряности, а вывозили главным образом меха.
Со второй половины XV в. большое значение приобретает дипломатическая деятельность крымских армян, в XVI–XVII вв. они неоднократно выступали в роли посредников между Москвой и Бахчисараем, а также турецким пашой в Азове, принимали участие в русско-турецких переговорах, в том числе и в роли толмачей (переводчиков). Крымские армяне успешно развивали сельское хозяйство, в частности виноградарство, садоводство. Они заслужили также славу хороших ювелиров, оружейников, кузнецов, строителей, каменотесов, гончаров, виноделов.
Но после вторжения в 1475 г. турок в Крым и установления там владычества Османской империи значительная часть христианского населения – армян, греков, генуэзцев – покинула полуостров, что привело к резкому сокращению их в Крыму. Даже позднее, в XVII в., когда ситуация там относительно стабилизировалась и туда стали переселяться новые поселенцы из Армении, численность армян, в частности в Кафе, уже не составляла и одной десятой прежде проживавших в этом городе армян. Лишь позднее их общины стали пополняться выходцами из Армении, Турции, России.
После того как в соответствии с указом Екатерины II 1778 г. правительство вывело армян вместе с другими христианами из Крыма в Россию, экономика и культурная жизнь полуострова некоторое время переживали упадок. Такое положение продолжалось и после присоединения Крыма к России в 1783 г. Поэтому вскоре после этого правительство стало предпринимать попытки вновь заселить Крым христианскими переселенцами. Согласно царскому Манифесту от 13 февраля 1798 г., всем иностранцам (без учета национальности и сословия, с освобождением от воинской обязанности) разрешалось селиться в любом месте полуострова, кроме военного порта Севастополь. Но еще до этого манифеста многие армяне возвратились в Крым. За ними сохранялись все привилегии, дарованные им правительством ранее, а в Старом Крыму им было даже разрешено учредить свой магистрат, который был открыт в 1805 г.
Постепенно численность армян в Крыму стала вновь увеличиваться, во многом за счет беженцев из Турции. Так, к концу XIX в. она составила 10 тыс., а к 1919 г. возросла до 19 тыс. чел. С XII и до начала XX в. армяне выстроили в Крыму 13 монастырей и 51 церковь, часть из которых сохранилась до наших дней. Наиболее известны из них монастырь Сурб Хач (1358 г.) в Старом Крыму, церкви Сурб Саркис (1330 г.) в Феодосии и Сурб Рипсиме (1909–1917) в Ялте. Верные своим традициям, армяне и в Крыму прославились тонким искусством книжной миниатюры и рукописи. До наших дней дошло около 300 армянских рукописных книг, написанных в разных городах и монастырях Восточного Крыма; более ста из них относятся к XIV–XV вв. Ценность этих манускриптов заключается не только в содержащихся в них многочисленных достоверных исторических фактов (поскольку писались очевидцами конкретных событий), но и в том, что большинство из них иллюстрированы красочными миниатюрами. Однако эти рукописные книги составляют только часть созданных крымскими армянами манускриптов, поскольку многие из них были уничтожены завоевателями и грабителями, а также вывезены в разные страны.
Сохранению и развитию культурного наследия крымских армян способствовали начиная с XI в. армянские школы. Особенно прославилось училище Халибяна в Феодосии (1858–1871), основанное по инициативе архиепископа Габриэла Константиновича Айвазовского (1812–1880) и на средства купца и городского головы Нахичевани-на-Дону Артемия Павловича Халибяна (1790–1871), именем которого оно было названо. При этом училище была основана типография, в которой издавали учебники, художественную, историческую литературу, в том числе и переводную, церковные книги и словари. С именем Габриэла Айвазовского связано возникновение в Крыму армянской периодической печати. Здесь он продолжил начатое им в Париже издание журнала «Голубь Масиса», выходившего в свет в Феодосии в 60-е гг. XIX в. на русском, армянском и французском языках. В 70-е гг. там же издавался журнал «Воспитатель». К 1881 г. в Таврической губернии, куда входил Крым, было 26 армянских школ, в которых обучалось 1500 учеников.
Известными деятелями культуры армянских общин в Крыму были поэты Григор Кафаеци (XV в.), Симон Кафаеци и Хаспик (XVII в.), видные мастера книжной миниатюры Григор Сукиасянц, Натер и его сыновья Аветис и Степанос (XIV в.), Акоп Крымеци (конец XIV – начало XV в.), в XIX – начале XX в. – знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский и его старший брат Габриэл Айвазовский, художники Вардгес Суренянц, Эммануил Магдесян, композиторы Александр Спендиаров, Христофор Кара-Мурза, поэт Геворк Додохян и др. В Крыму родился будущий адмирал Военно-морского флота Российской империи Лазарь Маркович Серебряков (Арцатагорцян). Заметную роль крымские армяне сыграли в развитии экономики России: многие фабриканты и торговцы входили в состав городских гильдий и компаний, были крупными банкирами. Армяне активно участвовали в общественно-политической жизни Крыма. Так, в период Русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) они помогали русской армии, связывая перспективы своего благополучия с победой России. Во время Крымской войны (1853–1856 гг.) армянское купечество взяло на себя значительную часть обеспечения военных нужд осажденного Севастополя. По проекту Н. Ахвердяна в 1901 г. в Симферополе впервые в Крыму было проведено уличное электрическое освещение. Особенно велики были заслуги И.К. Айвазовского, который оказал материальное содействие и строительству железной дороги Феодосия – Джанкой, и переоборудованию Феодосийского порта. В 1898 г. по его инициативе и материальной поддержке Феодосия была обеспечена питьевой водой. В построенном по его проекту доме он открыл восточный зал. Сейчас в этом доме открыта национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, в которой экспонируются завещанные им Феодосии около 400 его полотен.
В 1944 г. вслед за крымскими татарами были насильственно депортированы и около 11 тыс. крымских армян. С этого времени армянская община в Крыму практически прекратила свое существование. Вновь армяне стали селиться в Крыму с 1960-х гг. По переписи 1989 г. численность их составляла 2794 чел. С конца 1980-х гг. в Крыму начался процесс возрождения национальных традиций, когда было учреждено Крымское армянское общество «Луйс» («Свет»). Общество провело большую работу, помогая армянским беженцам из Азербайджана, реставрируя архитектурные памятники в Крыму, организовало ряд культурных акций: дни И. Айвазовского и А. Спендиарова, выставку армянской миниатюры в Париже, в 1993 г. – дни армянского театрального и музыкального искусства; в 1997 г. – широкомасштабный праздник, посвященный братьям Айвазовским, весной 1999 г. в Симферополе был установлен им памятник. В 2001 г. совместно с русской общиной Крыма была организована встреча на тему «Диалог двух культур» и фотовыставка памятников армянской архитектуры в Крыму. Фонд А. Спендиарова в Ялте провел празднование 130-летия со дня рождения композитора. С 1990 г. начат выпуск ежемесячной газеты «Голубь Масиса», с 1996 г. – историко-литературного журнала «Сурб Хач». Популярностью у местных армян пользуются еженедельная телевизионная программа «Барев!» («Здравствуй!») и радиопередача на русском и армянском языках. По данным Всеукраинской переписи 2001 г., из общей численности населения Крыма – 2024 тыс. чел. – армяне составляли 8,7 тыс. чел. (0,4 %).
А.Е. Тер-Саркисянц.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.