Гандзасарский католикосат на новом этапе национально-освободительной борьбы

С переменой геополитической ситуации, на пороге XVIII века и далее в армянской реальности, ход освободительной борьбы был обусловлен политикой освобождения от ига завоевателей и восстановления армянского государства, полагаясь на собственные силы и при поддержке извне, со стороны христианских стран. С целью претворения в жизнь идеи армянского освободительного движения, в 1677 г. в Св. Эчмиадзине было созвано тайное совещание во главе с Католикосом Всех Армян Акобом IV Джугаеци. Среди участников совещания были духовные лица, миряне из Еревана и других городов, а также армянские мелики Сюника и Арцаха. На совещании было принято решение об отправке в Европу тайной делегации во главе с Католикосом Всех Армян Акобом Джугаеци с целью прошения помощи у Папы Римского и глав других христианских стран. До отправления Католикос Акоб Джугаеци встретился с Гандзасарским католикосом и другими представителями духовенства.

В 1679 г. делегация во главе с Католикосом Акобом Джугаеци прибыла в Константинополь, где, к сожалению, он скончался (1680 г.), так и не завершив начатое дело. Разногласия между Симоном и Еремией не прекращались. Католикос Всех Армян Егиазар I Айнтапци (1681—1691) посетил Гандзасар, а затем своим указом побуждал народ не принимать Симона и считать правомочным только Еремию (1676—1700). Один из участников делегации, сын одного из меликов Сюника — Исраэл Ори — отправился в Европу с надеждой на помощь иностранных государств в освободительной борьбе. Весной 1699 г. Ори вернулся в Армению, имея при себе письма курфюрста Рейнского Пфальца Иоанна-Вилгельма. В своих письмах курфюрст заверял, что он “во имя христианского благочестия и человеколюбия” сделает все для страдающей Армении. В письме упоминались католикосы Св. Эчмиадзина и Капана (имеется в виду католикос Гандзасара, согласно Ашоту Иоаннисяну). В поселке Ангехакот (Сисиан, область Сюник) Ори созвал тайное совещание, в котором участвовали десять меликов-князей Сюника. 8 апреля 1699 г. Ори и шестеро князей отправились в Гандзасар к католикосу Еремии, где состоялось тайное совещание. В совещании принимали участие еще четыре архиепископа. Один лишь намек признания верховенства Папы Римского, т. е. Католической Церкви, стал главной причиной провала миссии Ори в Гандзасаре.

Ори и избранный ему в помощники вардапет Минас Тигранян, член братии арцахского монастыря Св. Акоб, по поручению участников Ангехакотского совещания отправились в Европу. Однако, еще в январе 1699 г., заключив мир с турками, Австрия и ее союзники перенесли свои военные силы с восточного фронта на западный — против Франции и ее союзников, что коренным образом изменило ситуацию во вред армянства, ожидавшего свое освобождение от чужеземного ига. Надежда на освобождение при внешней поддержке зиждилась на зыбкой основе.

Следующий этап деятельности Ори связан с Россией. Прибыв в Россию в 1701 г., Ори представил царю Петру I Великому (1682—1725) свою программу освобождения Армении, о чем в следующем веке выдающийся армянский писатель Раффи писал: “…Ори сообщал, что с целью продвижения дела освобождения своей родины армяне держали наготове 17 тысяч воинов в Шамахе, 60 тысяч — в Карабахе, а из 17 персидских областей Армении можно собрать более 100 тыс. человек. Как человек, хорошо знающий Восток, Ори показал императору карту Армении, ознакомил его с древней историей Армении и ее царями и объяснил все те выгоды, которые император мог бы получить, если бы взял Армению под свое покровительство”.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!