Гандзасарский монастырь возведен в гаваре (округ) Великий Аранк, княжества Хачен, области Арцах Великой Армении, на горе Гандзасар, расположенной на левом берегу реки Хаченагет, вблизи села Ванк, в горной части Арцаха, в нынешнем Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики. Согласно народному топонимическому преданию, гора была названа Гандзасар (“гандз” — “сокровище”, “сар” — “гора”), поскольку ее недра богаты месторождениями серебра.
Таинственны тропы Гандзасара: вступая на них, одухотворенный силой творческого созидания предков, как бы чувствуешь пульс давно минувших времен. Гандзасар — воистину кладезь мудрости и святилище духовного величия. Благородный Сисак и доблестный Аран оставили свои славные имена в истории Армении наряду со многими защищавшими и благоустроившими родину потомками патриарха Гайка — эпонима-предка коренного армянского народа Армянского нагорья. Верные памяти предков Гайкян-Сисакяны благоустроили Сюник, Арцах и Утик — восточные провинции царства Великой Армении, воздвигнули храмы и крепости — бастионы свободолюбивого духа и жизненных устоев армянского народа.
Священны тропы Гандзасара, устремленные ввысь и овеянные памятью о деяниях предков, взывающие к сердцам потомков своим паломническим служением. По ним ступали одухотворенные именем Св. Вардана Мамиконяна доблестные армянские воины после Аварайрского сражения (451 г.), продолжив борьбу, полагаясь на твердость Арцаха. Царь Вачаган Благочестивый из рода Гайкян-Сисакян Араншахик благоустроил Восточные края Армении — Арцах и Утик и украсив свое царство церквами в соответствии с числом дней в году, несомненно, внес свой вклад в обустройство Гандзасарского монастыря.
Царь Вачаган Благочестивый создал “Каноническую Конституцию”, воодушевленный идеей правового и духовного укрепления возрожденного Армянского царства в Восточных краях Армении. Духовность Гандзасара гармонирует с таинством армянских царских мощей — свидетельством почитания предков, покоившихся в Высокой Армении, - которые враг не смог забрать из страны, ибо, благодаря храбрости армянского духа, они были освобождены и перезахоронены в селе Агдзк области Айрарат. Гандзасарский монастырь с давних времен стал мартириум князей Восточных краев Армении, принесших в жертву свою жизнь на алтаре Отечества.
В период армянского Багратидского царства Армянский Католикос Анания Мокаци (942—965), обеспокоенный состоянием церковных дел восточных епархий Армении, вступив в Арцах, в монастыре Гандзасара созвал совещание князей и священнослужителей, в национальном духе отстоявших непоколебимость и чистоту вероучения Армянской Апостольской Церкви. Хаченский князь Хасан (“Красивый”)-Джалал (“Величие”) Дола (“Благоденствие”), славный наследник и продолжатель Гайкян-Сисакян Араншахикского рода, ступал по тропам Гандзасара к усыпальнице своих благородных предков, осененный мыслью о воздвижении церкви с мощами святых мучеников в фундаменте, среди которых главной была голова Св.Иоанна Крестителя (Св. Ованнес Мкртич).
Среди имеющих большую ценность в сокровищнице мировой культуры жемчужин армянской архитектуры, сотворенных искусными армянскими мастерами, величаво возвышается освященная Крестом Христовым церковь Св. Иоанна Крестителя Гандзасарского монастыря. В Западной Армении одноименная церковь в гаваре Тарон, наряду со многими другими армянскими памятниками архитектуры, взорвана потомками турецких преступников, учинивших Геноцид армян. Провидением Божьим в течение веков Гандзасарская церковь Св. Иоанна Крестителя выстояла в тяжелой борьбе против сил зла и сегодня в своeм первозданнoм величии символизирует идею национального единения в вере и в самоотверженном служении Отечеству.
На возвышенности Гандзасара осознаешь, что это не конец, а лишь начало пути, овеянного лучезарным Божьим храмом. Устремленный в небеса Крест церкви Гандзасара, символизируя Древо Жизни, навевает мысли о вечности. Духовные тропы Гандзасара со временем стали носителями тайных идей деятелей армянского освободительного движения. Исраэл Ори в поисках путей спасения армянского народа от чужеземного ига при содействии извне, вернувшись после дальних странствий на родину, стремился заручиться поддержкой Гандзасарского католикоса Еремии Хасан-Джалаляна. В 1699 г. в Гандзасарском монастыре состоялось тайное совещание, однако даже намек на уступку католицизму был достаточен, чтобы Ори ушел из Гандзасарского монастыря ни с чем.
Гандзасарский католикос Есаи Хасан-Джалалян, озабоченный перспективами судьбы армянского народа в 1714 г. созвал в Гандзасаре тайный собор, придавший новый импульс морально-правовым принципам армянского национально-освободительного движения, основанного на идее консолидации собственных сил в сочетании с активной и гибкой внешней политикой. Деятельность Есаи Хасан-Джалаляна была направлена на защиту и освобождение Отечества. Десятилетиями позже Иосиф Эмин вступил в Гандзасарский монастырь с твердым намерением воодушевить католикоса Ованнеса к претворению идеи освободительной борьбы, рьяным приверженцем которой являлся сам Гандзасарский католикос. Однако он был коварно убит врагом. Его брат, епископ Саркис Хасан-Джалалян, был последним Гандзасарским католикосом.
Во времена митрополита Багдасара Хасан-Джалаляна тропы Гандзасара не зарoсли терниями, ибо он в силу своей большой любви к монастырю приложил огромные усилия для его благоденствия. Спустя годы, Католикос Всех Армян Мкртич I Хримян, посетив Гандзасарский монастырь, крайне заинтересовался его славным прошлым и занялся его благоустройством. Через несколько лет после установления советского режима Арцахская епархия была закрыта, и духовные пути в Гандзасар были перекрыты. В краю свирепствовал нагнетаемый из Баку антиармян ский произвол как часть тоталитарной системы советской власти.
Карабахское движение и восстановление Арцахской епархии стали предвестниками Арцахской освободительной борьбы, возвещенной звоном колоколов Гандзасарского храма. Новый глава Арцахской епархии епископ (ныне архиепископ) Паргев Мартиросян в своем обращении к народу предрек: “Колокол звенит, турок бежит”.
Гандзасар вновь стал духовным центром освободительного движения. Духовное благословение, исходящее из святыни, а также самоотверженное служение духовенства в ее обороне и на других фронтах Арцаха — такова была миссия Гандзасара в национально-освободительной борьбе: в одной руке Крест, в другой — оружие воина-освободителя. Богослужение не прекращалось даже во время бомбежек. И свершилось чудо! В стенах разбомбленного жилого помещения монашеской братии были обнаружены хачкары — священные крест-камни XII—XIV вв. Гандзасар — символ победы Арцахской освободительной борьбы армян. Тропы Гандзасара освящены кровью бойцов-освободителей.
Гагик Елчян из отряда Смертников перед своим последним боем, в сокровенном духе самоотверженного патриотизма, сказал своим соратникам о Гандзасаре: “Что наша жизнь по сравнению с этим чудом: если оно сохранится, то и мы будем жить…”.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван 2009