После того, как Верховный Совет Азербайджана 30 августа 1991 г. принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики как правопреемницы Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 г., 2 сентября 1991 г. была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах НКАО и сопредельного Шаумянского района. Принятая на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней Декларация указывала, что она выражает «волю народа, закрепленную фактически проведенным референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумянского района в 1988–1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству» и «учитывает, что, проводимая в Азербайджане политика апартеида и дискриминации создала в республике атмосферу ненависти и нетерпимости к армянскому народу, приведшую к вооруженным столкновениям, человеческим жертвам, массовой депортации жителей мирных армянских сел.
«Нагорно-Карабахская Республика, — говорилось далее в Декларации, — пользуется полномочиями, предоставленными республикам Конституцией и законодательством СССР и оставляет за собой право самостоятельно определять свой государственно-правовой статус на основе политических консультаций и переговоров с руководством страны и республик.
На территории Нагорно-Карабахской Республики до принятия Конституции и законов НКР действуют Конституция и законодательство СССР, а также другие ныне действующие законы, которые не противоречат целям и принципам настоящей Декларации и особенностям Республики». Продолжавшийся четвертый год острейший конфликт в районе Нагорного Карабаха, который унес жизни многих людей и свидетельствовал о том, что центральные органы СССР оказались неспособны разработать и реализовать эффективные меры по нормализации обстановки в регионе, побудил президента России Б. Ельцина и президента Казахстана Н. Назарбаева выступить с посреднической инициативой, которая ставила целью создать условия для начала переговорного процесса, закладывающего шаг за шагом основы нормализации ситуации в регионе.
20–23 сентября 1991 г. посредническая миссия, возглавляемая Б. Ельциным и Н. Назарбаевым, находилась в Баку, Гяндже, Степанакерте и Ереване. Как указывалось в опубликованном 23 сентября в г. Железноводске совместном коммюнике, в ходе посреднических усилий были обсуждены некоторые вопросы поэтапного урегулирования конфликта:
«1. Стороны считают, что необходимыми и обязательными условиями урегулирования до 1 января 1992 г. конфликта являются: прекращение огня, отмена всех неконституционных актов Азербайджана и Армении по НКАО, признание полномочий законных органов власти, вывод из зоны конфликта всех вооруженных формирований, за исключением частей внутренних войск МВД и МО СССР. По истечении этого срока присутствие всех вооруженных формирований и их действия признаются сторонами незаконными и будут пресекаться внутренними войсками МВД СССР, а участники вооруженных формирований подлежат привлечению к установленной законом ответственности.
2. В целях реализации согласованных действий по нормализации положения в зоне конфликта образуется временная рабочая группа наблюдателей, в которую входят полномочные представители РФ и Казахстана. Рабочая группа начинает деятельность с 1 октября.
3. Азербайджанская Республика и Республика Армения обеспечивают поэтапное, начиная с пустующих сел, возвращение депортированного населения. Стороны гарантируют его безопасность в местах постоянного проживания. Переговоры по этому вопросу начать с 1 октября 1991 года». Сторонам, вовлеченным в конфликт, надлежало в двухнедельный срок завершить процесс освобождения заложников, совместно с союзными органами обеспечить нормальное функционирование железнодорожного транспорта, воздушных сообщений, систем связи и коммуникаций, приступить к переговорам по обеспечению свободного функционирования автомобильных дорог. В коммюнике отмечалось далее, что «высшие органы государственной власти Азербайджана и Армении утверждают полномочные делегации, которые незамедлительно приступят к двустороннему процессу переговоров на постоянной основе».
Первая попытка посредничества с целью противодействия дальнейшей эскалации нагорно-карабахского конфликта ни к чему не привела. Тогда Государственный Совет СССР принимает 27 ноября 1991 г. постановление «О мерах по стабилизации обстановки в НКАО и приграничных районах Азербайджанской Республики и Республики Армения».
В этом постановлении Госсовет СССР обратился к Верховным Советам Азербайджана и Армении «с предложением отменить все акты, изменяющие правовой статус Нагорно-Карабахской автономной области, зафиксированный в Конституции СССР. Восстановить на территории НКАО конституционный порядок»; безотлагательно продолжить переговоры полномочных делегаций обеих республик с участием представителей РСФСР и Казахстана для «выработки условий полной нормализации отношений между двумя суверенными государствами».
Далее президентам Армении и Азербайджана было рекомендовано «принять меры по прекращению огня и выводу всех незаконных вооруженных формирований из зоны конфликта, обеспечению безопасности населения…». Госсовет СССР обратился к народу Азербайджана, Верховному Совету республики с призывом: «несмотря на всю остроту ситуации и накопившиеся обиды, незамедлительно возобновить работу железнодорожного транспорта, газопровода и других коммуникаций, связанных с жизнеобеспечением Армении и Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана».
До этого в Баку 18 октября 1991 г. был принят Конституционный Акт о государственной независимости Азербайджанской Республики. «Верховный Совет Азербайджанской Республики, — указывалось в документе, — основываясь на Декларации о независимости, принятой Национальным Советом Азербайджана 28 мая 1918 года, на преемственности демократических принципов и традиций Азербайджанской Республики и руководствуясь Декларацией Верховного Совета Азербайджанской Республики от 30 августа 1991 года «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», принимает настоящий Конституционный Акт и учреждает основы государственного, политического и экономического устройства независимой Азербайджанской Республики».
В Акте подчеркивалось, что советизация Азербайджана и последующая ее оккупация вооруженными силами РСФСР «являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства» и что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики» (ст. 2).
«Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану (ст. 3). В ст. 14 указывалось, что «Азербайджанская Республика не отчуждает в какой бы то ни было форме какую-либо часть своей территории, что не исключает уточнения и исправления границ, которое может быть проведено только с согласия народа Азербайджана, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению парламента Азербайджанской Республики среди всего населения республики».
В ст.16 Конституционного Акта провозглашалось, что «Азербайджанская Республика в соответствии с общепризнанными нормами международного права строит свои отношения с другими государствами на основе принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы применения силы, неприкосновенности государственных границ, урегулирования споров мирными средствами, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения к правам и основным свободам человека, равенства народов и их права на самоопределение, сотрудничества государств, добросовестного выполнения международных правовых обязательств».
28 ноября 1991 г. Комитет конституционного надзора СССР принял постановление об актах Верховного Совета СССР и его Президиума и Верховных Советов Азербайджанской ССР (Азербайджанской Республики) и Армянской ССР (Республики Армения) о Нагорно-Карабахской автономной области. В постановлении указывалось, что Комитет конституционного надзора СССР рассмотрел обращение Верховного Совета Республики Армения по вопросу о соответствии Конституции СССР и законам СССР части 3 ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. «О введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР» и пункта 3 постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской автономной области», а также обращение Верховного Совета Азербайджанской Республики по вопросу о соответствии Конституции СССР и законам СССР некоторых актов Верховного Совета Республики Армения, касающихся статуса Нагорно-Карабахской автономной области.
Комитет объяснил мотивы принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. «О введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР» и постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской автономной области». Комитет конституционного надзора СССР установил также, что Верховный Совет и Центризбирком Республики Армения издали некоторые акты о статусе НКАО, которые отступают от положений Конституции СССР и законов СССР.
В частности, постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», а также решение Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Армянской ССР создать на территории НКАО избирательные округа по выборам в Верховный Совет Армянской ССР (Республики Армения).
В постановлении указывалось на продолжающееся нарушение закрепленного в Конституции СССР статуса Нагорно-Карабахской автономной области: «Верховный Совет Азербайджанской Республики 26 ноября 1991 года принял постановление «О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области», нарушив тем самым статьи 86 и 87 Конституции СССР».
В заключение постановления говорилось: «Признать, что поиски путей преодоления конфликта между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения в связи с НКАО могут вестись лишь на основе уважения Конституции СССР, законов СССР и этих республик, прав и законных интересов их граждан и отмены всеx неконституционных актов по НКАО, восстановления полномочий законных органов власти, как это было признано в Совместном коммюнике руководителей РСФСР, Казахстана, Азербайджана и Армении, принятом 22 сентября 1991 года, и в решении Госсовета СССР от 27 ноября 1991 года».
Поскольку Азербайджан отвергал право армянского Нагорного Карабаха на самоопределение и даже в нарушение ст.ст. 86 и 87 Конституции СССР ликвидировал Нагорно-Карабахскую автономную область, армяне Карабаха решили продолжать строительство своего государства и 10 декабря 1991 г. провели в Нагорно-Карабахской Республике референдум. В бюллетень для голосования был внесен следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?»
Для контроля за ходом проведения референдума о статусе НКР в Республику прибыла группа независимых наблюдателей, которая свое заключение о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики зафиксировала в соответствующем Акте, опубликованном в Степанакерте 10 декабря 1991 г. В нем указывалось, что наблюдатели вели работу в г. Степанакерте, Аскеранском, Гадрутском, Мардакертском, Мартунинском и Шаумянском районах. Наблюдатели посетили более 30 избирательных участков, присутствовали при подсчете голосов. На территории НК был образован 81 избирательный округ. Список округов и адреса окружных избирательных комиссий были опубликованы в газете «Советский Карабах». В списки избирателей было включено 132 328 человек, имеющих право голоса. Нарушений в процедуре голосования, выдачи бюллетеней, их оформления, подсчета голосов наблюдателями не обнаружено.
«Наблюдатели считают необходимым отметить, подчеркивалось в Акте, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено 11. Большинство женщин и детей г. Степанакерта ночуют в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. В ночь с 11 на 12 декабря в одну из школ Степанакерта попал артиллерийский снаряд. Взорван городской водопровод, нет хлеба, медикаментов.
В референдуме приняло участие 108 734 человека, что составляет 82,2% от числа зарегистрированных избирателей. Подавляющее большинство не принявших участие в голосовании — жители азербайджанских населенных пунктов. При вскрытии урн в них было обнаружено 108 734 бюллетеня, 95 бюллетеней признаны недействительными».
В Акте были приведены итоги голосования: «ДА» ответили 108 615 (99,89% от числа принявших участие в голосовании), «НЕТ» — 24 (0,02% от числа принявших участие в голосовании). «Согласно «Временному положению о проведении референдума Нагорно-Карабахской Республики», решение, вынесенное на референдум, считается принятым, если в голосовании участвовало более половины лиц, внесенных в списки для голосования и принимая во внимание положения Всеобщей Декларации и Международных пактов по правам человека, независимые наблюдатели заявляют: Население НКР подавляющим большинством голосов высказалось за независимость Нагорно-Карабахской Республики». Акт подписали 23 наблюдателя — народные депутаты СССР, РСФСР и Моссовета, руководители и представители большой группы советских и зарубежных правозащитных общественных организаций.
Проведение референдума освещали корреспонденты телевидения США, агентства Франс-пресс и газеты «Котидьен де Пари» (Франция), фотоагентства Великобритании, Испанского информационного агентства, телевидения Болгарии, Российского телевидения, «Мегаполис-Экспресс», «Известия», «Московские новости», «Литературная газета», «Столица», «Панорама», «Радио России», «Эхо Москвы». Получив от избирателей мандат, определивший статус НКР, Исполком Совета народных депутатов Республики обратился 12 декабря к председателю Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевичу, президенту России Б. Ельцину, президенту Украины Л. Кравчуку с просьбой о принятии НКР в состав Содружества Независимых Государств.
В обращении подчеркивалось, что народ Нагорного Карабаха разделяет идеи, заложенные в основу образования нового Сообщества, в котором «исключается политика тоталитаризма и диктата одной нации над другой. Народ Нагорного Карабаха, одним из первых поднявший знамя борьбы за демократию, вот уже четыре года в чрезвычайно трудных условиях добивается самоопределения, самостоятельного и свободного решении своей дальнейшей судьбы». На проведенном 10 декабря всенародном референдуме подавляющее большинство населения Нагорного Карабаха поддержало «провозглашенную ранее независимую Нагорно-Карабахскую Республику, самостоятельно выбирающую форму сотрудничества с другими государствами и их сообществами».
В обращении содержалась просьба «безотлагательно рассмотреть вопрос о вхождении Нагорно-Карабахской Республики в состав Сообщества». 6 января 1992 г. в Степанакерте была опубликована Декларация о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики. В Декларации указывалось, что «исходя из неотъемлемого права народов на самоопределение, основываясь на волеизъявлении народа Нагорного Карабаха, выраженном путем состоявшегося 10 декабря 1991 года Республиканского референдума… Верховный Совет Нагорно-Карабахской Республики утверждает независимую государственность НКР». «На всей территории НКР действуют Конституция и законы НКР, а также международные и правовые акты, регламентирующие соблюдение прав и свобод человека», отмечалось в Декларации. «НКР гарантирует права и свободу своих граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности и вероисповедания. Для защиты своих граждан и безопасности населения в НКР создаются подчиненные высшим органам власти вооруженные силы, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности… НКР, будучи субъектом международного права, проводит независимую внешнюю политику, устанавливает непосредственные отношения с другими государствами, участвует в деятельности международных организаций… Экономика НКР основывается па принципе равноправия всех форм собственности и предоставления всем гражданам НКР равных возможностей полноценного и свободного участия в экономической жизни.
НКР признает приоритет прав человека, обеспечивает свободу слова, совести, политической и общественной деятельности и всех других признанных международным сообществом гражданских прав и свобод. Национальные меньшинства находятся под защитой государства. Государственное устройство НКР обеспечивает возможность для полноценного участия национальных меньшинств в политической, экономической и духовной жизни республики. Любая дискриминация по национальному признаку преследуется законом. Государственный язык НКР — армянский. НКР признает право национальных меньшинств без каких-либо ограничений использовать родной язык в экономических, культурных и общеобразовательных сферах».
В течение всего этого периода руководство Азербайджана наращивало агрессивные военные действия с тем, чтобы ликвидировать независимую НКР. Эскалация вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе достигала таких масштабов, что эта проблема стала предметом обсуждения в Совете Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В резюме выводов первой Дополнительной встречи Совета СБСЕ в Хельсинки 24 марта 1992 г. указывалось, что министры «провели широкое обсуждение путей и средств прекращения конфликта, памятуя о тех последствиях для региональной и международной безопасности, к которым может привести его продолжение и дальнейшее расширение… Они призвали все стороны проявлять сдержанность. Министры самым решительным образом вновь призвали к немедленному и эффективному прекращению огня… Они обратились с призывом о восстановлении атмосферы доверия и условий для конструктивного диалога, включая прекращение принятия мер экономического и политического давления».
Министры высказались в поддержку созыва Конференции по Нагорному Карабаху под эгидой СБСЕ, считая, что это «обеспечит постоянно действующий форум для переговоров с целью мирного урегулирования кризиса на основе принципов, обязательств и положений СБСЕ». По их мнению, участниками этой Конференции, которая должна была состояться в Минске, будут Азербайджан, Армения, Беларусь, Германия, Италия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция, Чехословацкая Федеративная Республика и Швеция. «Избранные и другие представители Нагорного Карабаха будут приглашены на Конференцию ее Председателем в качестве заинтересованных сторон после консультаций с участвующими в Конференции государствами».
По приглашению президента Ирана Акбара Хашеми-Рафсанджани в Тегеране 7 мая 1992 г. состоялась двусторонняя встреча для обсуждения нагорно-карабахского конфликта, а также для обсуждения региональных проблем с участием исполняющего полномочия президента Азербайджанской Республики Я. Мамедова и президента Республики Армения Л. Тер-Петросяна.
В совместном заявлении глав государств Ирана, Азербайджана и Армении подчеркивалось, что «стороны выразили желание мирными способами решать на разных уровнях все вопросы, связанные с нормализацией двусторонних отношений, на основе принципов СБСЕ и международного права. Принимая за основу международные правовые нормы, Устав ООН, стороны подчеркнули необходимость обеспечения мира и стабильности на границах, в Нагорном Карабахе, отмечая, что это выгодно как для двух государств, так и для региона». Стороны высказались за прекращение огня и открытие всех коммуникаций.
В связи с открытием очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президиум Верховного Совета НКР обратился к президенту и министру иностранных дел Республики Армения с просьбой распространить на сессии ГА ООН в качестве официального документа заявление Президиума Верховного Совета Нагорно-Карабахской Республики об агрессии Азербайджана; в заявлении содержалась также просьба создать независимую комиссию для международно-правовой оценки карабахской проблемы.
В документе, датированном 20 сентября 1992 г., НКР выражала готовность начать двусторонние переговоры с азербайджанской стороной относительно статуса НКР и указывала, что «основой для подобных переговоров может стать заключение независимой комиссии экспертов в обоюдно согласованном составе по международно- и государственно-правовым основаниям строительства НКР». Подчеркивая, что «суверенитет Азербайджанской Республики на Нагорный Карабах никогда не имел международно-правовой основы», Президиум Верховного Совета Республики указывал, что по юридическому акту цессии в 1920–1921 гг., Азербайджан отказался oт своих незаконных притязаний на Нагорный Карабах и тем самым согласился с «волеизъявлением народа Нагорного Карабаха, выраженным в решениях Съездов полномочных представителей его населения и Национального Совета Нагорного Карабаха, как законно избранных властей».
Напоминая, что аннексия Нагорного Карабаха была осуществлена впоследствии на основе не имеющего юридической силы решения Кавбюро ЦК РКП(б) — неконституционного, партийного органа третьей стороны, Президиум в своем заявлении указывал: «Нагорно-Карабахская Республика — результат нашей многолетней освободительной, антиколониальной борьбы, и она стала реальностью на основе Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», будучи признанным субъектом права, полномочного самостоятельно решать вопрос о своем статусе в случае распада СССР. Сегодня мы защищаемся от агрессии Азербайджанской Республики, направленной на уничтожение государственности НКР путем истребления ее населения».
НКР выражала сожаление, что «миротворческие усилия в рамках СБСЕ осуществляются без учета международно-правовых оснований этого конфликта» и просила Генеральную Ассамблею осудить вооруженную агрессию против Нагорно-Карабахской Республики и содействовать созданию международной независимой экспертной комиссии по международно-правовым основаниям карабахской проблемы».
Одновременно Верховный Совет НКР обратился к Генеральному секретарю ООН, к главам и парламентам стран Содружества Независимых Государств, к парламентам и правительствам стран мира с предложением признать НКР и установить с нею дипломатическую и иные связи. Эту свою просьбу Верховный Совет основывал на результатах состоявшегося в стране 10 декабря 1991 г. всенародного референдума о статусе НКР. Верховный Совет заявил, что НКР стремится создать демократическое государство, основанное на соблюдении норм международного права, выразил «надежду, что создание независимой государственности НКР может способствовать прекращению кровопролития, защитить мирное население от угрозы физического уничтожения» и призвал страны международного сообщества «способствовать миротворческой деятельности НКР».
На Стокгольмской конференции СБСЕ в декабре 1992 г. армянская делегация предложила внести в итоговый документ положение о том, что «продолжение военных действий и военное решение проблемы стороны считают бесперспективными и не видят альтернативы мирным переговорам». Турция и Азербайджан отвергли это предложение. Но им не удалось навязать конференции осуждение Армении «как агрессора». Отклонение этого миролюбивого предложения означало, что единственной гарантией жизни в Нагорном Карабахе продолжает оставаться самооборона, вооруженное сопротивление геноцидной политике руководства Азербайджана.
«Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике». Комментарии к документам. Том II / Д. ю. н., проф. Ю.Г. Барсегов, Москва, 2009