В XX столетие Армения вступила по‐прежнему разделённой на две части: Восточную, находившуюся в составе Российской империи, и Западную, изнывавшую под гнётом султанской Турции. Этим и определялись особенности социально‐экономической и общественно‐политической жизни двух частей армянского народа: в Восточной Армении происходили прогрессивные процессы, неразрывно связанные с общим развитием России; жизнь западных армян, протекавшая в условиях жесточайшего режима турецкого деспотизма, стала ещё более тяжёлой, полной трагических событий.
В конце XIX века Россия вступила в эпоху империализма. Интенсивное развитие промышленности охватило не только центральные, но и окраинные районы империи, в том числе Закавказье. Здесь возникли крупные промышленные центры — Баку, Тифлис, Кутаиси, Батуми, возросло городское население, увеличилась численность рабочего класса. Подъём промышленного производства был характерен и для Армении. Ведущей отраслью промышленности Восточной Армении было медеплавильное производство, базировавшееся на местном сырье — медных рудниках Алаверди и Зангезура.
С конца XIX века выплавка меди в Армении стала резко возрастать, что было стимулировано, с одной стороны, возросшей потребностью России в меди, а, с другой стороны, проникновением в меднорудную промышленность Армении иностранного, в частности французского капитала. Нещадно эксплуатируя местную рабочую силу, совершенствуя технологию производства, иностранные промышленники добились увеличения выплавки меди. Если в 1900 г. выплавка меди на алавердских заводах не превышала 20 тысяч пудов, то уже в 1901 г. было произведено 59,7, а в 1904 г. — 116 тысяч пудов. В Зангезуре в 1900 г. было выплавлено 50 тысяч, в 1904 г. — 68,4, а в 1907 г. — 94 тысячи пудов меди.
Производство меди продолжало увеличиваться и в последующие годы, вплоть до начала первой мировой войны. Так, в 1910 г. в Армении было произведено 278,2 тысячи, в 1913 г. — 343 тысячи пудов. Накануне первой мировой войны на долю Армении приходилось 17 процентов всей производимой в царской России меди.
Значительное развитие получило также винно‐коньячное производство. Крупными предприятиями этой отрасли являлись ереванские заводы Шустова и Сараджева. В Эриванской губернии стоимость продукции спирто‐коньячного производства в 1901 г. составляла 90 тысяч, а в 1908 г. — 595 тысяч рублей. В 1913 г. в Армении было произведено 188 тысяч декалитров вина и 48 тысяч декалитров коньяка. Около 80 процентов производимых в Армении коньяка, спирта и вин вывозились в Россию, а также поступали на международный рынок.
Предприятия меднорудного и винно‐коньячного производства по существу определяли собой промышленный облик Армении, так как, помимо них, здесь имелось лишь несколько предприятий пищевой промышленности, а также большое число различных мастерских кустарного типа. Согласно официальным данным, в 1912 г. в Эриванской губернии насчитывалось 2307 производственных предприятий, на которых были заняты 8254 человека. Таким образом, в среднем на каждое предприятие приходилось не более 3 – 4 рабочих. В основном это были примитивные производства по первичной обработке сельскохозяйственного сырья, механические мастерские и т. д.
Развитие промышленности сопровождалось увеличением численности рабочих в Армении. Этому способствовало также развернувшееся железнодорожное строительство. В 1895 г. было начато строительство железнодорожной линии Тифлис — Карс; первые поезда по этой дороге пошли в 1899 г. Началось также сооружение железных дорог Александрополь — Ереван (окончилось в 1902 г.) и Ереван — Джульфа (завершилось в 1906 г.).
Помимо рабочих‐строителей дорог, ряды пролетариата Армении пополнили железнодорожники, обслуживавшие эти дороги. Сложились рабочие коллективы на железнодорожных станциях и в депо Александрополя, Санаина, Карса, Еревана, Джульфы. В начале XX века численность рабочих в Армении достигла примерно 10 тысяч человек.
Пролетариат Закавказья с самого начала своего формирования был по составу интернациональным. Основные отряды рабочего класса были сконцентрированы на нефтяных промыслах и промышленных предприятиях Баку, на заводах и фабриках Тифлиса, Батуми, Кутаиси и других городов Закавказья. В этих промышленных центрах вместе работали грузины, русские, армяне, украинцы, греки и рабочие других национальностей. Большое количество безземельных и бедных крестьян из Армении уходили на заработки в эти города, зачастую оседали здесь и превращались в пролетариев. Особенно много армян работало на предприятиях Баку — этого крупнейшего промышленного центра Закавказья. Много рабочих‐армян было и на предприятиях Тифлиса, Батуми, Кутаиси.
В начале века около одной трети рабочих, занятых на предприятиях Батуми, составляли армяне, в числе которых — беженцы из Западной Армении, переселившиеся сюда после учинённой в Турции резни армянского населения в 1894 – 1896 гг. В свою очередь, на промышленных предприятиях Армении работало значительное количество рабочих — русских, азербайджанцев, греков, персов. В первом десятилетии XX века общая численность рабочих‐армян в Закавказье достигала 35 – 40 тысяч человек.
Армянская торговая и промышленная буржуазия также была рассеяна по всему Закавказью. Крупные промышленники Манташев, Тер‐Гукасов, Арамянц и другие вложили свои капиталы в нефтяную промышленность Баку, получали громадные прибыли, выдвинулись в первые ряды промышленной буржуазии России. Армянским капиталистам принадлежало немало предприятий лёгкой и пищевой промышленности в Тифлисе. В самой Армении медными рудниками и различными промышленными предприятиями владели капиталисты Мелик‐Азарян, Мелик‐Карагезов и другие.
Тяжёлым было положение рабочих. Они подвергались жестокой эксплуатации со стороны предпринимателей, стремившихся лишь к получению максимальной прибыли. Особенно изнурительным был труд рабочих медных рудников и медеплавильных заводов Алаверди и Зангезура. Рабочий день длился здесь 12 – 14 часов, а то и больше; заработная плата была низкой; техника безопасности на рудниках и предприятиях фактически отсутствовала; среди рабочих были распространены профессиональные заболевания — следствие вредных условий труда. Рабочие не имели своих профессиональных союзов, не принимали никакого участия в общественной жизни. Семьи их жили в невыносимо тяжёлых условиях. Постепенно нарастало недовольство рабочих, протест которых против необузданной эксплуатации принимал всё более настойчивые и организованные формы.
Более бедственным было положение крестьянства. В начале XX века в деревне продолжался процесс разложения патриархальных отношений и роста товарного земледелия. Углубилось расслоение крестьянства, обнищание его большинства. Лучшие земли переходили в руки помещиков и кулаков. Безземелье стало страшным бичом для трудовых крестьян, которые были вынуждены в поисках заработка покидать деревню и уходить в города, на чужбину. Отходничество стало привычным явлением сельской жизни. Тяжёлые налоги, подневольный труд, полное бесправие, засилье торговцев и ростовщиков делали беспросветной жизнь крестьянина‐труженика. Описывая положение армянского села, корреспондент одной из газет того времени писал: «Горе, боль, слёзы, пот, нужда, нищета, угнетение, разорение, лишения — такова деревня».
Несмотря на общую отсталость сельского хозяйства Армении, с конца XIX века расширялись посевы хлопчатника, что было обусловлено нуждами текстильной промышленности России, увеличились площади виноградников, обеспечивающих сырьём винно‐коньячную промышленность Армении.
Начало XX века ознаменовалось крупными событиями в общественно‐политической жизни Закавказья: подъёмом рабочего революционного движения, бурными выступлениями широких масс против царизма, возникновением социал‐демократических организаций. Начавшиеся в Закавказье революционные выступления рабочих были частью охватившего Россию общего революционного движения и проходили под влиянием марксистских идей.
Известно, что с начала XX века Россия становится центром мирового революционного движения. Революционная борьба русского рабочего класса, поддержанная крестьянскими массами, оказала громадное воздействие на всемирный исторический процесс. Российский пролетариат стал ведущей силой освободительного, революционного движения. Особенность нового этапа рабочего движения в России заключалась в соединении его с марксистской теорией. В этом — одна из величайших исторических заслуг Владимира Ильича Ленина, великого революционера, гениального учёного и теоретика, создателя марксистской партии нового типа — Коммунистической партии Советского Союза.
Вступив на путь революционной борьбы ещё в студенческие годы, В. И. Ленин с первых же шагов своей деятельности тесно увязывал пропаганду марксистских идей с политической и экономической борьбой рабочих на предприятиях. Усилиями В. И. Ленина и его соратников осенью 1895 г. петербургские рабочие кружки были объединены в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация, вместе с созданными вскоре подобными союзами и группами в Москве, Киеве, Иваново‐Вознесенске и других городах страны, знаменовала собой начало соединения марксизма с рабочим движением. В рядах Петербургского «Союза» получили закалку многие революционеры, в том числе и выходцы из Закавказья. В армянскую действительность идеи марксизма стали проникать с 80‐х годов XIX века.
От первых сведений в армянской демократической печати о К. Марксе, его учении, Международном товариществе рабочих — Интернационале до переводов на армянский язык марксистской литературы и её нелегального распространения, от деятельности первых марксистов‐армян — участников общероссийского революционного движения до возникновения местных социал‐демократических организаций, являвшихся частью созданной В. И. Лениным Российской социал‐демократической партии, — таков путь проникновения марксизма в армянскую действительность.
Первые попытки перевода марксистской литературы на армянский язык были предприняты обучавшимися в Европе студентами‐армянами в конце 80‐х и начале 90‐х годов XIX века. Первым произведением, к переводу которого они обратились, был программный документ марксизма — «Манифест Коммунистической партии». В конце XIX века на армянском языке были изданы «Наёмный труд и капитал» К. Маркса, «Научный социализм» Ф. Энгельса, ряд работ видных западноевропейских марксистов того времени П. Лафарга, Ф. Лассаля, В. Либкнехта и других, а также популярная революционная литература. Эта литература различными путями доставлялась в Закавказье, распространялась среди рабочих и студенчества.
Распространению марксистских идей в Закавказье, первым шагам революционного движения пролетариата края во многом способствовали высланные на Кавказ и работавшие здесь русские революционеры — В. Г. Курчатовский, Г. Я. Франчески, И. И. Лузин, М. И. Калинин, С. Я. Аллилуев и другие.
Армянские революционеры‐марксисты, вместе с революционными деятелями других народов России приняли активное участие в революционной борьбе российского пролетариата, в создании марксистской партии нового типа. Крупными революционными деятелями общероссийского масштаба стали Исаак Лалаянц (1870 – 1933) — соратник В. И. Ленина по самарскому периоду деятельности вождя, принимавший затем активное участие в издании газеты «Искра»; Богдан Кнунянц (1878 – 1911) — видный революционер, прошедший революционную школу в возглавлявшемся В. И. Лениным Петербургском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», затем активно боровшийся за ленинские принципы построения пролетарской партии на II съезде РСДРП; Степан Шаумян (1878 – 1918) — выдающийся революционер, крупный теоретик марксизма, славный руководитель героической Бакинской Коммуны; Сурен Спандарян (1882 – 1916) — профессиональный революционер, пламенный пропагандист марксизма, входящий в руководящее ядро РСДРП.
Под воздействием российского революционного движения в Закавказье, прежде всего в его промышленных центрах, стали возникать марксистские группы и кружки, объединившиеся под знаменем социал‐демократии. В 1898 г. в Тифлисе была создана первая марксистская группа армянских рабочих, в которую входили Мелик Меликян (Дедушка), Асатур Кахоян и другие. Группа вела пропагандистскую работу среди рабочих, поддерживала связи с грузинскими и русскими социал‐демократами Тифлиса, издавала рукописную газету «Банвор» («Рабочий»). В 1901 г. группа была разгромлена царскими властями. Летом 1899 г. в Джалал‐оглы (ныне Степанаван) возник первый в Армении марксистский кружок, руководителем которого был Степан Шаумян. В кружок входила местная революционная молодёжь, которая изучала марксизм и распространяла революционные идеи среди трудящихся.
Создание в России марксистской рабочей партии стимулировало возникновение в Закавказье социал‐демократических организаций, которые строились по принципам интернационализма и представляли собой местные организации РСДРП. Их большая часть активно поддерживала В. И. Ленина и редактируемую им газету «Искра» в борьбе против всякого рода оппортунистов, пытавшихся воспрепятствовать созданию в России подлинно марксистской революционной партии.
В 1901 г. были образованы Тифлисский, Бакинский, Батумский комитеты РСДРП, имевшие свои подпольные типографии. В конце 1902 г. была создана первая социал‐демократическая ячейка в Ереване, в состав которой вошли рабочие железной дороги и завода Шустова. Вслед за этим социал‐демократические кружки были организованы в Александрополе — в городе и гарнизоне, в Карсе, Алаверди, в ряде сёл Лори.
Летом 1902 г. в Тифлисе по инициативе С. Г. Шаумяна, Б. М. Кнунянца и А. Зурабяна был создан «Союз армянских социал‐демократов». Организация эта работала под руководством Тифлисского комитета РСДРП, а затем вошла в его состав. «Союз» основал первую нелегальную марксистскую газету на армянском языке — «Пролетариат». В октябре 1902 г. вышел первый номер этой газеты, в котором был помещён манифест «Союза армянских социал‐демократов». Ознакомившись с русским переводом этого документа, В. И. Ленин откликнулся на него специальной статьёй «О Манифесте “Союза армянских социал‐демократов”», которая была опубликована в 1903 г. в «Искре». В. И. Ленин высоко оценил деятельность Союза и изданный им манифест. По всем основным вопросам революционной теории и практики «Союз армянских социал‐демократов» стоял на позициях ленинской «Искры». «Союз» защищал ленинские организационные принципы построения партии, пропагандировал идеи пролетарского интернационализма, активно боролся против оппортунистических течений в российской социал‐демократии. «Союз армянских социал‐демократов» и его орган — газета «Пролетариат» сыграли большую роль в распространении марксистской идеологии в армянской действительности и революционном воспитании армянских трудящихся.
Интересы руководства рабочим движением в Закавказье, усиление деятельности социал‐демократических организаций края требовали организационного объединения разрозненных социал‐демократических групп и организаций и создания единого краевого руководящего центра. Эта задача была выполнена первым съездом кавказских организаций РСДРП, который нелегально состоялся в марте 1903 г. в Тифлисе. Съезд принял решение об образовании Кавказского Союза РСДРП и провозгласил его неотъемлемой частью Российской социал‐демократической рабочей партии. На съезде был избран руководящий орган Кавказского Союза — Кавказский союзный комитет РСДРП. В его состав в разное время входили видные революционные деятели Закавказья — Б. Кнунянц, А. Цулукидзе, С. Шаумян, А. Джапаридзе, М. Цхакая, Ф. Махарадзе и другие. Создание Кавказского Союза РСДРП явилось важным этапом в сплочении революционных сил края накануне первой русской резолюции.
Развернувшееся в начале XX века в России революционное движение рабочих вскоре охватило и Закавказье. 1 мая 1901 г. в Тифлисе состоялась мощная демонстрация трудящихся, прошедшая под руководством тифлисской социал‐демократической организации. Первомайская демонстрация в Тифлисе послужила сигналом для развёртывания революционного движения во всём крае. Газета «Искра» отмечала, что «с этого дня на Кавказе начинается открытое революционное движение».
Революционное движение рабочих Кавказа развивалось в тесной связи с общероссийским рабоче‐крестьянским революционным движением. Известно, что в годы, предшествовавшие первой русской революции, накал революционной борьбы в России неуклонно усиливался. По стране прокатилась волна рабочих выступлений, проникнутых духом политической сознательности. Особенно мощной была всеобщая стачка на юге России, начавшаяся в 1903 году. В отличие от забастовок предшествующего периода, в этой стачке активную роль играли социал‐демократические организации, связанные с «Искрой». Сочетание экономических и политических требований, участие в движении наряду с русскими рабочими украинского и закавказского пролетариата делали это движение особенно опасным для царизма. В Закавказье забастовки состоялись на предприятиях Баку, Тифлиса, Батуми, Александрополя, Алаверди. Особенно упорный характер носила всеобщая забастовка рабочих бакинских нефтяных промыслов и предприятий в июле 1903 года. В Армении в авангарде забастовочного движения шли рабочие алавердских медных рудников. Местные социал‐демократические организации стремились направить движение рабочих в русло организованной политической борьбы.
Под воздействием революционного движения рабочих накануне первой русской революции оживилось крестьянское движение. В конце 1903 г. произошло восстание крестьян села Ахпат Лорийского уезда. Помещик этого села отличался своей жестокостью, беспощадной эксплуатацией крестьян. Ему принадлежали лучшие пахотные земли и пастбища. Доведённые до крайней нищеты, возмущённые крестьяне отказались арендовать землю, самовольно захватили те участки земли, которые они обрабатывали до этого. Помещик обратился в суд, который, разумеется, защитил его интересы. В ноябре в Ахпат были направлены полицейские и стражники, чтобы привести в исполнение решение суда и отобрать у крестьян земли, скот и имущество. Ахпатцы оказали сопротивление властям; произошло столкновение между крестьянами и полицией, во время которого были убиты пять крестьян. Разгневанные крестьяне подняли восстание и прогнали стражников из села. Власти направили в Ахпат войска и полицию. Восстание было подавлено, над его участниками учинена расправа. Около 200 крестьян было арестовано и отдано под суд, село подверглось жестокой экзекуции.
Крупным событием общественно‐политической жизни Армении в начале XX века явилось мощное выступление армянских народных масс против реакционной национальной политики царского самодержавия. Ещё с конца XIX века царское правительство и его местные органы в Закавказье стали осуществлять ряд мер, направленных в частности против национальных прав армянского населения края. Закрывались армянские школы, была ограничена деятельность благотворительных и издательских обществ, установлена строгая цензура периодической печати. Особенно усердствовал в проведении этих репрессий наместник Кавказа князь Голицын — ревностный проводник великодержавной политики царизма в подвластном ему крае.
12 июня 1903 г. царское правительство приняло закон о конфискации земель и доходного имущества армянской церкви и передаче их в ведение соответствующих министерств России. Этот закон не только подрывал экономические основы армянской церкви, но и одновременно был направлен против народа, его политических прав, национальной самобытности и культуры, против армянской школы, поскольку именно на средства церкви содержалось большинство армянских школ в Закавказье. Ликвидация же армянских культурно‐просветительных учреждений должна была облегчить осуществление колониальной политики царизма. Именно так и был воспринят закон от 12 июня 1903 г. широкими слоями армянского народа. Царский закон вызвал всеобщее возмущение армянского населения Закавказья. Когда правительство и его местные органы попытались приступить к осуществлению закона, массы армянского населения повсюду поднялись на борьбу против царского самодержавия.
В июле — сентябре 1903 г. во многих городах Закавказья — Александрополе, Карсе, Ереване, Эчмиадзине, Тбилиси, Елизаветполе (Кировабад), Шуше, Баку, Караклисе (Кировакане), Батуме, Игдире, Джалал‐оглы и других — состоялись многолюдные митинги и демонстрации, участники которых требовали отмены царского закона и призывали не подчиняться властям. Во многих местах выступления армянских трудящихся переросли в столкновения с полицией и казаками. Кровавые события имели место в Александрополе, Елизаветполе, Тифлисе. В Елизаветполе были введены в действие войска, власти жестоко расправились с участниками антицарских выступлений: среди армянского населения имелись жертвы, сотни людей были арестованы. В Тифлисе власти были вынуждены ввести военное положение.
Выступление трудящихся против царского самодержавия приобрело характер общенационального движения. В борьбе принимали участие все слои армянского народа — рабочие, крестьяне, ремесленники, интеллигенция, духовенство. Активно включились в борьбу и политические партии, каждая из которых, разумеется, преследовала свои цели, стремилась направить это движение по угодному ей пути. Партия дашнаков, которая ранее отрицала необходимость политической борьбы кавказских армян, теперь, перед лицом развернувшихся событий, была вынуждена заявить, что наряду с «общенациональным вопросом турецких армян» она признаёт и наличие «вопроса русских армян». Дашнаки стремились использовать национально‐освободительное движение народа в своих политических целях, изолировать борьбу армянских трудящихся от общего революционного движения народов России и направить её в узко‐национальное русло.
Партия «Гнчак» после армянских погромов в Турции в 1894 – 1896 гг. переживала серьёзный кризис, обусловленный разочарованием значительной части трудящихся в политике партии гнчакистов. Многие члены этой партии покинули её ряды и вступили в РСДРП. В период борьбы армянских трудящихся, развернувшейся после принятия закона от 12 июня 1903 г., партия «Гнчак» прибегла к тактике террора, которая, конечно, не могла привести к положительным результатам, а лишь отвлекала массы от организованной борьбы против самодержавия. В октябре 1903 г. гнчакистские террористы совершили неудавшееся покушение на наместника Кавказа Голицына, который был лишь легко ранен.
В отношении антицаристского движения армянского народа иную позицию заняли социал‐демократические организации. Разоблачая подлинную сущность колониальной политики царизма, они поддерживали армянский народ и призывали его сплотиться с русским и другими народами России в их общей борьбе против царского самодержавия.
Большевистские комитеты выпустили множество листовок и воззваний, в которых, откликаясь на события дня, призывали трудящихся сплотиться под знаменем пролетариата. Центральный орган РСДРП — газета «Искра» с удовлетворением отмечала, что социал‐демократы Кавказа «совершенно правильно оценили политическое значение царского похода на армянские церковные имущества и показали своим примером, как следует вообще социал‐демократии относиться ко всяким подобного рода явлениям».
Социал‐демократические организации Закавказья призывали народы края поддержать справедливую борьбу армянских трудящихся. Это было тем более важно, что царские власти стремились вызвать межнациональную рознь в Закавказье и тем самым предотвратить дальнейшее усиление революционного движения. Однако грузинские, азербайджанские и русские рабочие промышленных центров края солидаризировались с армянскими трудящимися, сорвали коварные планы самодержавия. Одновременно социал‐демократические организации выступали против попыток дашнаков отвлечь армянских трудящихся от классовой борьбы, давали отпор их националистической проповеди, осуждали тактику индивидуального террора. После неудавшегося покушения на Голицына Кавказский союзный комитет РСДРП выпустил листовку «Зверь ранен», в которой в частности говорилось, что Голицыны исчезнут лишь со свержением самодержавия.
Царское правительство, однако, сломив с помощью вооружённой силы сопротивление народа, приступило к осуществлению закона от 12 июня 1903 г. До конца этого года была в основном завершена конфискация имущества и земель армянской церкви. Но борьба продолжалась. Армянские крестьяне отказывались обрабатывать захваченные царскими властями земли, не брали в аренду торговые, ремесленнические и прочие предприятия. Усиливалось волнение народа. Начавшаяся в России первая русская революция принудила царизм отступить. 1 августа 1905 г. царь отменил закон от 12 июня 1903 г.; имущество армянской церкви, как и полученные от него в течение 1903 – 1905 гг. доходы, были возвращены.
События 1903 г. показали армянским трудящимся, что их освобождение может быть достигнуто только в общей борьбе всех трудящихся России против царского самодержавия. Вместе с тем эти события сыграли большую роль в революционизировании трудящихся. Именно поэтому С. Г. Шаумян отмечал, что «1903 год явился поворотным пунктомв истории кавказских армян».
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980