Около шести утра 27 сентября 2020 г. прозвучали первые выстрелы второй ка­рабахской войны. По официальной версии азербайджанской стороны, в ночь на воскресенье армянские войска якобы открыли огонь по всей линии соприкос­новения, в результате чего были ранены 14 мирных жителей. Азербайджанская армия немедленно начала антитеррористическую операцию для пресечения обстрелов.

Операция, получившая название «Железный кулак», проводилась од­новременно на нескольких территориально разнесенных направлениях. Механизированные группировки поддерживали артиллерия и беспилотные летательные аппараты. Наступление не было похоже на импровизацию либо внезапное эмоциональное решение руководства страны: в 2020 г. трижды про­водились совместные учения вооруженных сил Азербайджана и Турции (при­чем последние в июле — августе), дважды инспекции Генштаба ВС Турции проверяли боеготовность азербайджанских войск, а 22 сентября началось от­крытое изъятие автотранспорта повышенной проходимости у частных владель­цев. Впоследствии доказательства того, что конфликт начали именно армян­ская сторона или силы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, так и не были представлены.

Азербайджанская армия в первые же часы конфликта провела успешную операцию по подавлению ПВО переднего края противника. Сильно устаревшие ЗРК «Оса-АК» и другие средства войсковой противовоздушной обороны ока­зались беспомощны против новой угрозы — массового применения ударных и разведывательных БЛА, действующих в связке с барражирующими боеприпа­сами и дальнобойными РСЗО.

По словам секретаря Совета безопасности Нагорного Карабаха Самвела Бабаяна, в первые же минуты конфликта Армия обороны НКР потеряла поло­вину средств ПВО (по данным ЦАСТ, 60%) и 40% матчасти артиллерии. Сам Азербайджан опубликовал снятые с беспилотников кадры уничтожения лишь нескольких ЗРК «Оса». Часть заранее разведанных позиций противовоздушной обороны и других военных объектов НКР были поражены огнем дальнобойной артиллерии и ракетных установок во время артподготовки.

Несмотря на то, что ПВО первой линии Карабаха была значительно осла­блена. Азербайджан не стал массированно вводить в бой свои вертолеты и са­молеты. Сведения об их действиях остаются крайне скупыми, как и кадры бое­вого применения.

В первый же день Азербайджан потерял вертолет Ми-8, выполнявший зада­чу высадки тактического десанта в горной местности. Известно также, что в боях приняли участие поставленные Россией ударные вертолеты Ми-35М и штурмо­вики Су-25, модернизированные для применения авиабомб с лазерным наведе­нием. Всего же за 44 дня конфликта азербайджанская пилотируемая авиация выполнила лишь около 600 вылетов, что является достаточно невысоким пока­зателем для боев такого размаха (по данным армянской стороны — 1000 вылетов, 3000 вылетов БЛА, а также 700 — вертолетов и 300 — самолетов ВТА).

На второй день конфликта утром 29 сентября на боевом вылете был поте­рян Су-25 ВВС Армении, погиб летчик — майор Валерий Данедин (скорее всего, самолет врезался в горный склон при полете на сверхмалых высотах).

В отличие от пилотируемой авиации настоящими звездами второй ка­рабахской войны стали израильские барражирующие боеприпасы Harop и турецкие разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar ТВ2. В общей сложности в распоряжении Азербайджана насчитывалось до 120 БЛА и свы­ше 400 барражирующих боеприпасов. В отсутствие у ПВО НКР эффективных средств для борьбы с малоразмерными низкоскоростными целями беспилот­ники оказались доминирующей силой в воздухе и важнейшим инструментом не только для разведки и корректировки огня, но и непосредственно для унич­тожения армянской военной техники. На их действия приходится больше под­твержденных ее потерь, чем на огонь артиллерии или же непосредственно бои наземных войск.

Одним из сюрпризов войны стало использование Азербайджаном с первых же дней самолетов Ан-2. За время боевых действий средства ПВО НКР сбили до десяти единиц этих устаревших бипланов характерной белой раскраски. Ни ра­зу в их обломках не обнаружили пилотов. В то же время в одном из них были найдены авиационные бомбы. По одной из версий, Ан-2 использовались в дис­танционно управляемом варианте в роли больших БЛА-камикадзе. По другой — они поднимались в воздух пилотами, которые устанавливали самолет в прямой полет по направлению к территории НКР и покидали его с парашю­том. При этом более совершенные беспилотники отслеживали поражение би­планов, вскрывали позиции ПВО НКР и затем наносили по ним удары.

В первоначальной фазе операции Азербайджан бросил в бой на земле почти все, что имел в своем распоряжении. На разных участках фронта в первые же дни были замечены как современные Т-90 в сопровождении БМП-З и БТР-82, так и гораздо более ранние танки Т-72, в том числе без динамической защиты, вместе с безнадежно устаревшими БМП-1.

С самого начала определились два главных направления, по которым ата­ковала азербайджанская армия, и два вспомогательных. Лобового удара на центральные, наиболее укрепленные районы Нагорного Карабаха и его сто­лицы Степанакерт не последовало (получение после войны карт минных по­лей Агдамского района подтверждает верность подобного решения), хотя про­щупывание армянской обороны проводилось достаточно активно.

На северо-восточном участке границы с Нагорным Карабахом наступление 1-го армейского корпуса началось по ущелью в направлении поселка Талыш и райцентра Мардакерт. Но в условиях горной местности оно не увенчалось се­рьезными успехами. При попытке прорыва линии обороны НКР азербайджан­ские войска потеряли несколько единиц БМП, БТР и танков.

Ключевым и наиболее перспективным направлением стало южное. Здесь азербайджанскому 2-му армейскому корпусу предстояло прорвать линию обо­роны в Горадизском коридоре — узком, почти равнинном участке плодородной долины шириной 4-5 км между пограничной с Ираном рекой Араке и пред­горьями НКР.

Преодоление этого хорошо укрепленного оборонительного района НКР предоставляло возможность продвижения дальше по Геянской степи вдоль реки. Только этот участок фронта давал возможность эффективно задейство­вать бронетехнику. Поэтому здесь сосредоточили лучшие тяжелые части 4-го армейского корпуса (штаб в Баку) из внутренних районов страны, оснащен­ные Т-90, БМП-З, БТР-82 и современными колесными бронемашинами класса MRAP (Matador, Marauder, др.).

Параллельно вспомогательный удар на юге наносился на город Физули. Его взятие могло разблокировать дорогу для наступления в глубь горной террито­рии центральных районов НКР.

Именно в операциях на юге использовали основные силы сирийских наем­ников, которых азербайджанское командование задействовало в роли пушеч­ного мяса в первой линии наступления. Сюда же нацелили помимо беспилот­ников и немногочисленные вылеты ударной авиации Азербайджана. Самолеты Су-25 с лазерными и неуправляемыми бомбами атаковали цели в районе горо­дов Джебраил и Физули.

4 октября при вылете под Джебраилом огнем мобильного армянского ЗРК один из штурмовиков Су-25 был сбит, погиб полковник Заур Нудиралиев. Потеря заставила Баку на две недели сократить применение пилотируемой авиации в боях, что дополнительно повысило роль беспилотной.

Еще одним вспомогательным направлением стало северное. Там азербай­джанское командование попробовало силами частей специального назначения и подразделений 3-го корпуса овладеть позициями на высокогорном хребте Муровдаг. В случае успеха оказалась бы перерезанной дорога Варденис — Сотк — Степанакерт — одна из всего двух трасс, связывающих Армению и НКР. Бои за хребет и перевалы на нем остались вялотекущими и до самого конца конфликта не увенчались продвижением азербайджанских войск. Тем не ме­нее гражданский трафик по трассе несколько раз приходилось перекрывать из-за ее обстрелов. По некоторым данным, попытки наступления здесь обошлись Азербайджану в несколько сотен человек ранеными и убитыми из-за попада­ния пехоты в засады в покрытых растительностью горах.

Буря на Кавказе. Под редакцией Р. Н. Пухова, Москва, Центр анализа стратегий и технологий, 2021 г.