Мы были, может быть, даже излишне откровенны в изложении плачевного состояния, в которое впала в Средние века армянская нация и ее Церковь. Но в интересах справедливости надо прибавить, что последняя нимало не повинна в своих несчастьях, ибо нельзя приписывать ей самый упадок ее гражданственности и общественности, как это имели смелость делать некоторые апологеты романизма. Упадок Запада в Средние века и злоупотребления, совершавшиеся там во имя религии, не являются ли достаточным опровержением их обвинений?
Прежде чем вынести строгое суждение о христианах Востока, нужно представить себе разрушение и запустение, которое сеяли на своем пути орды, нахлынувшие с востока и юга; нельзя также не принять в расчет и гонения, жертвами которых делались восточные христиане со стороны завоевателей. Представьте себе тот мрак невежества, который так охотно поддерживали эти последние у покоряемых ими народов, полное отсутствие каких-либо средств, моральных и вещественных, для рассеяния этого мрака и, наконец, колоссальные жертвы, безропотно приносимые побежденными, чтобы оградить хотя бы материальное свое бытие.
А между тем, несмотря ни на что, именно на долю армянского народа выпала заслуга первому на Востоке поднять знамя восстания после долгих усилий, пущенных в ход, чтобы выйти из тягостного положения, в которое ни разу не было внесено какого-либо улучшения, вытекшего из его собственного строя; христиане Востока, отчаиваясь, простирали руки всюду, где им только мерцала надежда на спасение. Едва на Западе заблистали первые лучи Возрождения, как армяне хлынули в Европу, жадно стремясь к умственному возрождению. Миссия, посланная патриархом Микаэлом, выехавшая из глубины Азии, как только дошла весть об изобретении Гутенберга, являет собой замечательный пример такого алчного искания. К несчастью, Запад тогда был раздираем религиозным фанатизмом, который служил орудием самой нетерпимой политики.
Он безучастно относился к тем, кто не поддавался на соблазны римского католичества. Помощь и содействие этого последнего были обусловлены покорностью папству, высшей духовной инстанции того времени. Тот кто устраивал сожжение еретиков, мог ли подать руку помощи восточным христианам? Можно ли забыть, что ученики Франциска Ассизского, Доминика Гутмана и Игнатия Лойолы употребляли свое проповедническое рвение на обращение древних христиан Востока в новое западное христианство? Они с неослабным усердием пытались внушить хранителям учения древней Церкви все новейшие ухищрения латинской схоластики. В этих трудных обстоятельствах армяне поставили себе целью следовать тактике, то готовой идти на уступки, податливой каждый раз, когда требуемые жертвы не выходили из границ мудрой терпимости; то непримиримой в тех случаях, когда преимущества покупались ценою чрезмерных жертв. Среди армянского народа находились и такие личности, что шли на самые крайние уступки в пылу своих прогрессивных убеждений; но другие отказывались от каких-либо компромиссов, хотя бы только внешних. Эти факты не должны быть упускаемы из вида, если стремиться выяснить события, к которым привело желание участвовать в умственном движении, происходившем на Западе.
Среди людей, посвятивших себя этой задаче, мы прежде всего назовем патриарха Мовсеса III Татеваци, который отдался еще задолго до своего вступления на патриарший престол делу преобразования и реорганизации. Эчмиадзинский престол обязан его ревностным заботам реставрацией, выведшей его из полного запустения. Мовсес III добился от персидского правительства прекращения вымогательств, жертвой коих была ранее Армянская Церковь, и даже отмены налогов и с успехом продолжал преобразование нравов и церковного учения. Его возведение в патриарший сан было лишь воздаянием за оказанные услуги, так как деятельность его в сане патриарха была непродолжительна, не более трех лет (1629–1632). Пилиппос Албакеци (1633–1655), который ему наследовал, продолжал дело обновления, начатое его предшественником. Он предпринял путешествие в Турцию, где оказал мощное содействие в деле упорядочения Константинопольского и Иерусалимского патриаршества. В Иерусалиме Пилиппос созвал собор (1651) для пресечения конфликта между Сисом и Эчмиадзином; он узаконил приобщение Сиса к метропольной Церкви, как это было сделано перед тем с Ахтамарским престолом. Кроме того, он пытался улучшить внешнее благоустройство патриаршества и с этой целью предпринял ирригацию эчмиадзинских земель при посредстве искусной системы каналов.
Акоп IV Джульфаеци (1655–1680), который ему наследовал, действовал в том же направлении. Но, к несчастью, в Константинополе неожиданно наступили серьезные осложнения, поглотившие внимание патриарха. Миссионеры Рима под руководством отца Клемента Галана незадолго перед тем привлекли на свою сторону группу армян. Один из их последователей, Товмас Бериаци, успел даже завладеть патриаршим престолом, но он на нем недолго удержался, ибо был изгнан народом. В то же время епископ Егиазар Айнтабеци, поочередно занимавший патриарший престол в Константинополе и Иерусалиме, добился провозглашения его верховным патриархом Турции в противовес Эчмиадзинскому. Акоп вынужден был лично отправиться в Константинополь (1664), где ему удалось несколько упорядочить дела (1667).
Но усилившиеся волнения и старания епископа Николая ввести римское католичество среди армян Польши сделали необходимой новую поездку в Константинополь (1679). Он совершил ее, невзирая на свой преклонный возраст; но силы его были надломлены, и он скончался в возрасте 82 лет (1680). Его похоронили на кладбище в Бере, где его гробница и поныне окружена почитанием верующих. Престол оставался свободным в продолжение двух лет вследствие брожения, вызванного Егиазаром. Лишь по истечении этого срока приступили к избранию, и выбор пал как раз на Егиазара. Его патриаршее служение, длившееся девять лет (1682–1691), было ознаменовано плодотворными последствиями. Так как у него не было недостатка ни в благих намерениях, ни в дарованиях, то, раз утолив свое честолюбие, он все свои усилия направил ко благу армянского народа. Вот почему оставленная им память окружена заслуженным почтением в ряду верховных патриархов Армянской Церкви.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.