Армянская Церковь под названием праздника в честь Христа Спасителя подразумевает все торжества в честь Иисуса Христа, Св. Духа, Пречистой Девы, Животворящего Креста и Св..Церкви Христовой. С этими праздниками Армянская Церковь не соединяет никакого воспоминания о святом, никаких покаянных молитв, ибо служба каждого дня посвящена исключительно таинству евхаристии. Все подобные праздники распадаются на три группы, смотря по тому, имеют ли они своим предметом Cпасителя, Его Божественную Матерь или само Искупление.

В первой группе помещается праздник Феофании, представляющий собою синтез всех таинств, предшествующих евангельскому служению Христа. Таким образом, в одно единственное торжество соединяют Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Крещение и Откровение в пустыне Иорданской. В этом смысле, то есть в память этих событий, и было в древности празднуемо Богоявление в христианских Церквах первых веков; и только впоследствии Сирийская, Латинская и Греческая Церкви сделали из него два разные праздника – Рождество и Крещение. Но Армянская Церковь сохранила традицию неприкосновенной.

Богоявление и Рождество в ней празднуется 6 января, включая канун, то есть сочельник, 5 января, и всю последующую неделю до 13 января, то есть всего восемь дней. Страстная неделя тоже образует восьмидневный праздник в честь Христа Спасителя. Он начинается накануне Вербного Воскресенья, посвященного чуду воскрешения Лазаря, и кончается в Страстную Субботу, которая завершает воспоминание о тайнах Искупления праздником Положения во Гроб.

Воскресение Христово празднуется в продолжение тридцати девяти дней, а Вознесение – полных десять дней. С пятидесятого дня начинается празднование Святой Троицы и Святого Духа, длящееся семь дней. Так получается цикл следующих кряду один за другим шестидесяти четырех дней праздников в честь Спасителя, в продолжение которых не может быть празднуема память каких-либо святых. Преображение совпадает с седьмым воскресеньем после дня Троицы, замыкающего пасхальный период. Этот последний праздник называют еще Вардавар (праздник Роз) – название языческого праздника, перешедшего в предания христианства.

Чтобы пополнить этот краткий обзор торжеств в честь Искупителя, следует отметить, что все воскресные дни в продолжение года также посвящены Воскресению, за отсутствием на неделе праздника в честь Спасителя. Великим постом воскресным дням присвоен характер придания Воскресения Христова. Вторая группа праздников в честь Спасителя примыкает к особе Пресвятой Богородицы, чествуемой теми же службами, как и Иисус Христос. Главный из этих праздников – Успение. Как мы уже сказали, оно празднуется в ближайшее к 15 августа воскресенье или же в промежутке между 12 и 18 числом этого месяца; оно продолжается 9 дней до второго понедельника включительно. С V века начали праздновать Сретение 14 февраля и Благовещение 7 апреля. Рождество Богородицы, празднуемое 8 сентября, есть праздник, учрежденный в XIII веке. Введение во Храм (21 ноября) и Зачатие (9 декабря) относятся к XVII веку. Воспоминания об Обретении Покрова (Фимиамника) и Пояса Пресвятой Девы восходят к концу XVIII века. Эти праздники установлены на шестое воскресенье после Троицы и в третье – после Успения.

К последней группе праздников принадлежат праздники Животворящего Креста и Святой Церкви. В честь Креста установлены следующие праздники: Воздвижение, которое приходится на воскресенье между 11 и 17 сентября, и праздник Обретения – на седьмое воскресенье после Воздвижения; Явление Креста в Иерусалиме в 351 году на пятое воскресенье после Пасхи и Явление в Вараге близ Вана в 653 году – на третье воскресенье после Воздвижения. Праздник Воздвижения длится целую неделю, а другие – все однодневные.

Празднуют также праздники Святой Церкви как видимый знак Искупления. Они, главным образом, приходятся на вторник, среду и четверг недели Воздвижения. В этой группе занимают место Освящение церкви Гроба Господня (накануне Воздвижения), Эчмиадзинского собора (накануне Успения), Видение сошествия Единородного Сына Божия, явившееся Святому Григору Просветителю (третье воскресенье после Троицы); воспоминание о Ковчеге Завета, или Ветхом Завете (канун Преображения), Обращение язычников (второе воскресенье после Пасхи) и, наконец, воспоминание о Трапезе, происходившей в Тайную Вечерю в третье воскресенье после Пасхи.

Теперь дадим общий итог праздников в честь Господа, во время которых службы и обедня всецело приурочены к Божественным Тайнам, причем из них удалено всякое воспоминание о святых:

9 дней – Богоявление

8 дней – Страстная неделя

39 дней – Воскресение

10 дней – Вознесение

7 дней – Троица

3 дней – Преображение

9 дней – Успение

7 дней – другие праздники Богоматери

7 дней – разные праздники Святого Креста

9 дней – разные праздники Святой Церкви

30 дней – воскресные дни, не соединяющиеся ни с каким другим праздником.

Итого – сто тридцать шесть дней в году.

Раз мы коснулись вопроса дней, в продолжение которых воздерживаются от почитания святых, мы полагаем уместным прибавить несколько слов разъяснения по поводу дней покаяния, или литургического воздержания. Это также исключительная принадлежность армянского обряда, когда известные дни часы и обедни бывают исключительно приурочены к покаянным молитвам и воспоминанию об умерших. Такими днями вообще являются среды и пятницы каждой недели, кроме тех случаев, когда эти дни совпадают с праздниками в честь Господа; затем – дни Великого поста за исключением суббот и воскресений; во время пяти дней четырех недель, предшествующих большим праздникам; и, наконец, покаянию и поминовению умерших посвящаются также недели Рождественского и Передовогопостов. Обычно покаянная служба сопровождается соблюдением поста; но это правило допускает некоторые исключения. По уставу разрешение от поста дается на среду и пятницу на время сорокадневного периода Пасхи и восьмидневного Крещенского. Вне этого периода пост по средам и пятницам обязателен даже в случае праздников в честь Господа.

Соблюдение поста в неделю Святой Троицы обязательно даже в Духов день. Недели, посвященные постам осенью и зимой, и та неделя, которая подготовляет к большому празднику Григора Просветителя, сохраняют поминания святых без нарушения поста. То же следует сказать о субботах и воскресеньях Великого и Крещенского постов. Мы ранее сказали, что всего-навсего дней, посвященных посту, сто шестьдесят. Из них – сто семнадцать, посвященных литургическому воздержанию, считая с Великим постом. Сопричислив к этому сто тридцать шесть в честь Господа, получаем итог в двести пятьдесят три дня; остается сто двенадцать дней для праздников, посвященных памяти святых, которые приходится соединять в одну общую группу. В армянском календаре весьма редки дни, посвященные памяти одного святого.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.