Изучению истории русско-армянских связей посвятили свою деятельность многие армянские, российские и зарубежные исследователи, такие как Д. Ананун, С.Б. Броневский, П. Бутков, Э.Р. Гукасян, А.Д. Ерицян. Сегодня большинство этих трудов являются важными теоретическими источниками и основой для понимания развития Востока, в т.ч. армянской культуры.
В социально-экономической жизни России протекали процессы разложения феодально-крепостнических отношений, развития капиталистического уклада, формирования новых общественных сил. В результате переориентации армянского торгового капитала и укрепления его связей с русским государством к середине XVIII в. Москва становится центром притяжения состоятельных и знатных представителей армянских родов. Лазаревы переезжают в Москву, которая к тому времени становится ещё и очагом армянской культуры.
По свидетельствам современников, Лазаревы были «людьми широких взглядов и с чувством общего долга». Как и многие патриоты своего отечества, Лазарь Назарович и его сыновья (Ованес (Иван) и Иоким (Еким)) мечтали о воссоздании армянского национального государства. Они видели свой гражданский долг в сохранении армянской национальной культуры. Иван активно содействовал процессу переселения армян в Россию. Современники отмечали, что «обширное знакомство графа с восточным миром, опытность в делах финансовых и правительственных, блестящие способности и преданность интересам своего нового отечества открыли перед ним широкое поприще деятельности… советы его по делам Востока приобрели вес и значение в правительственной сфере».
Еще со времен Петра I передовые деятели армянского освободительного движения готовили проекты воссоздания армянского национального государства. Среди участников движения были и представители семьи Лазаревых. Признанными руководителями армянского освободительного движения во второй половине XVIII в. были И. Лазарев и архиепископ И. Аргутинский. Они принимали участие в подготовке проектов о воссоздании армянского государства под покровительством России. Выработанные ими проекты предусматривали создание армянского государства во главе с монархом, который должен был быть представителем либо армянской знати, либо русской. Упоминалось имя князя Потемкина как предполагаемого армянского царя. Для характеристики политических взглядов руководителей армянского освободительного движения следует отметить, что в проектах всех его течений подчеркивалось, что в Армении не должно быть крепостного права.
Иван Лазарев был в дружеских отношениях с великим русским полководцем А.В. Суворовым и известным фаворитом Екатерины II князем Г.А. Потемкиным. К советам Лазарева прислушивались при определении политики в отношении Закавказья, Турции и Персии. Известен и тот факт, что Суворов выразил свое благосклонное отношение к вопросу о восстановлении армянского государства и недвусмысленно говорил о том, что Россия намерена сделать серьезные шаги в этом направлении. Исходя из интересов своей внешней политики, царское правительство поддерживало длительное время армянское национально-освободительное движение. Оно охотно прибегало к услугам семьи Лазаревых в реализации своей восточной политики.
Список известных российских меценатов графов Строгановых и Демидовых пополнен армянским родом Лазаревых. Объединяют эти фамилии и основанные ими ставшие известными учебные заведения: Московский институт восточных языков (или Лазаревский институт), Строгановское училище ваяния и зодчества и Ярославский Демидовский юридический лицей. Объединяет Лазаревых, Строгановых, Демидовых и источник благотворительности – богатые уральские имения, принадлежавшие им.
Семья Лазаревых владела и успешно управляла принадлежавшими им заводами на Урале почти 150 лет – с 1771 по 1918 гг. В многовековой истории этого армянского рода красной линией прочерчены рациональная предприимчивость, способность реализовывать сложные задачи, высокая духовность и просветительная деятельность.
Основным направлением энергичной деятельности И.Л. Лазарева была забота об армянском народе. Переселение в Россию десятков тысяч армян, их обустройство, развитие просвещения, духовности и культуры среди переселенцев в значительной мере проводились по его инициативе и под его руководством. Эту благородную деятельность невозможно переоценить.
Она протекала в постоянном сотрудничестве с Иосифом Аргутинским. И. Аргутинский (Овсеп Аргутян), (1743–1801), в 26 лет получивший сан епископа, с 1773 г. был «епархиальным архиепископом обитающих в России армян», а затем католикосом всех армян, являлся крупным дипломатом и советником правительства России по русско-персидским и русско-турецким делам. За оказанные России услуги 22 марта 1800 г. он и его братья с потомством были возведены императором Павлом I в княжеское Российской империи достоинство с правом именоваться князьями Аргутинскими-Долгорукими. И. Аргутинский и И.Л. Лазарев разработали проект заселения армянами земель на Северном Кавказе и в Крыму, незадолго до этого присоединенных к Российской империи. Проект был в большей части одобрен и поддержан правительством. Таким образом на южных границах России возник ряд новых городов. Последние годы жизни И.Л. Лазарева были отмечены его щедрой помощью многим армянским благотворительным заведениям, монастырям и обществам Астрахани, Нахичевани-на-Дону, Григориополя, Моздока, Кизляра, Тифлиса и других городов. Значительна роль И.Л. Лазарева в создании проекта возрождения армянской государственности под покровительством России, в укреплении дружественных отношений между русским и армянским народами. В 1788 г. за свои заслуги Иван Лазаревич Лазарев императором Священной Римской империи германской нации Иосифом II был возведен в графское достоинство.
В 1815 г. на средства семьи Лазаревых в Москве открылся Институт восточных языков, который сыграл положительную роль в дальнейшем укреплении и развитии культурных и литературных связей с Россией. Именно в этот период создаются предпосылки для возрождения армянской литературы. Деятельность семьи Лазаревых, в частности Института восточных языков ,имела большое общественное и политическое значение. Именно этим объясняется, с точки зрения А.П. Базиянц, глубокое уважение к нему русской и армянской прогрессивной общественности.
Влияние прогрессивной, демократической и революционной идеологии и культуры русского народа благотворно сказалось на развитии других народов России. История Института восточных языков подтверждает это положение. Именно представители передовой русской интеллигенции Москвы, Московского университета в значительной степени способствовали становлению Института восточных языков и укреплению его роли в истории развития культуры и науки армянского народа. Несомненно, этот процесс не был односторонним. Институт восточных языков не только популяризировал среди армян культурные богатства России, но одновременно знакомил русскую общественность с лучшими традициям новой армянской литературы, памятниками культуры, историей народа, с его многовековой национально- освободительной борьбой.
Братья Лазаревы вкладывали много средств и сил в дело упрочения института. Под их просвещенным руководством и заботливым уходом росло и крепло молодое учебное заведение, получившее вскоре наименование Армянского Лазаревского Института восточных языков. Институт пользовался репутацией первоклассного учебного заведения. Труды Лазаревых не пропали даром, и институт становился популярным не только среди армян, но и среди представителей русского общества. Это был один из лучших московских пансионов. Правительство со своей стороны всеми способами поддерживало и поощряло семейное учреждение Лазаревых, не требовавшее к тому же от казны ни копейки на свое содержание. В 1827 г. при активном участии графа М.М. Сперанского и академика Френ гимназия была реорганизована в Армянский Лазаревский институт восточных языков.
После завершения Русско-иранской войны (1826–1828 гг.) и присоединения Восточной Армении к России перед правительством стояла острая проблема усиления контроля над событиями, происходящими в Закавказье. Необходимо было обеспечить безопасность южных границ и сформировать продуманную политику в отношении кавказских владений. Кавказ по-прежнему оставался ненадежным и враждебным краем. Как и прежде, с точки зрения власти, лучшими проводниками интересов России на Кавказ были армяне.
Армянский Лазаревский институт восточных языков по сути начинает реализовывать задачи государственного масштаба. Деятельность института подвергалась строжайшему контролю со стороны Министерства духовных дел и народного просвещения. Действительно, солидная репутация учебного заведения быстро росла. «Благоустройство, образцовый внутренний порядок и материальное процветание всех частей заведения являются результатом личной энергии и неослабной заботливости новых попечителей, И. Екимовича и его младшего брата Х. Екимовича, принявшего на себя звание директора Института». Педагоги отмечали особый морально-этический климат учреждения: «Нравственное состояние учащихся доставляет руководителям школы полное утешение». 14 октября 1837 г. учебное заведение посетил Император Николай, после чего институту были предоставлены права и преимущества правительственных заведений второго разряда. В 1848 г. институт получил государственное финансирование на обучение и содержание 24 воспитанников – уроженцев Кавказа и Закавказья.
Итак, для достижения цели «тесного духовного и политического соединения» кавказцев с россиянами институт получает право подготовки лиц для службы внутри страны, на Кавказе, «южного края России, Грузии, непокоренных областей». В институте появляется новая категория учеников – «Кавказские стипендиаты». По ходатайству Верховного Патриарха и Эчмиадзинского Синода при институте учреждается духовное отделение. Затем в институте было открыто торговое отделение.
Важными направлениями деятельности Лазаревского института являются полиграфическая деятельность (в 1829 г. была запущена типография), а также библиотека Лазаревского института, в которой было собрано более 40 тысяч книг, в т.ч. в библиотеке специальных (высших) классов, предназначенных для изучения Востока, по упоминаниям А.П. Базиянца, «книги свыше 12 тысяч названий».
С братом Миной и с сыновьями Лазарев профинансировал и организовал строительство в Москве третьей армянской – Вознесенской церкви на Ваганьковском поле, которая стала родовой усыпальницей московской ветви Лазаревых. Им же было проведено благоустройство московской Воздвиженской армянской церкви. Об этом упоминается в «Историческом вестнике за 1883 г.».
В 1829 г. было закончено строительство каменного пятикупольного православного храма, большинство икон которого были подарены ему Лазаревыми. Церковь расписывали крепостные художники Н. М. Казаков, П.В. Лодейщиков и П.И. Лобов. Иконы писал местный художник Колмаков. В 1847 г. крепостной мастеровой Е. Епишкин изготовил и подарил сельчанам куранты (на три года раньше появления курантов в Московском кремле) с боем и указателем чисел месяца и фаз луны. Они были установлены у входа в церковь, эти часы показывали точное время более 100 лет.
Сегодня, когда перед Россией стоят государственные задачи сохранения своей территориальной целостности, политического влияния на Кавказе, национальной безопасности, построения зрелого гражданского общества, модернизации экономики, образования, некоторыми силами навязываются стереотипы национального размежевания. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «...Северный Кавказ – это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. И сегодня особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества. Это особенно важно для воспитания подрастающего поколения».
Вартанян Вячеслав Грантович – кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Ростовского морского колледжа им. Г.Я. Седова – Института водного транспорта
"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону