Главный творец Победы в Великой Отечественной войне – народ, а главным героем войны стал советский солдат. В Москве, у Кремлевской стены, пылает Вечный огонь памяти народной на могиле тех, кто в дни тяжелых испытаний в борьбе со смертельным врагом отдал самое дорогое – жизнь – за самое священное – Родину. Советские воины различных национальностей до конца выполнили свой патриотический долг, проявив на фронтах массовый героизм, мужество и отвагу. В настоящей работе рассматриваются судьбы армян-летчиков, связанных с Югом России и удостоенных звания Героя Советского Союза и других высоких государственных наград.
Первым следует назвать Лазаря Сергеевича Чапчахова. Он родился 6 марта 1911 г. в селе Большие Салы Области войска Донского (ныне – Мясниковского района Ростовской области) в семье крестьянина. Позже жил и учился в Ростове. По окончании 9 классов работал на заводе «Ростсельмаш». В рядах РККА с 1933 г., окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов и курсы комиссаров при Харьковской военной школе пилотов. Участвовал в советско-финской войне (1939–1940), был награжден орденом Красной Звезды. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 г., воевал на Северо-Западном фронте, под Ленинградом. До середины сентября 1941 г. летал на самолете И-153 («Чайка»). Совершил 139 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил пять самолетов противника и три – в составе группы. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Ленина. Как опытный летчик водил группы на боевые задания и добивался успехов, несмотря на численное превосходство противника. 5 апреля 1942 г. Чапчахов возглавил 416-й истребительный авиационный полк, а через неделю, 13 апреля, погиб на аэродроме Крестцы, при попытке предотвратить аварию самолета неудачно севшего молодого летчика. К тому времени он совершил 268 боевых вылетов, провел 59 воздушных боев, сбил лично 8 самолетов и 19 – в групповых боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. батальонному комиссару Л.С. Чапчахову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Это был первый армянин, удостоенный этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны. Он был также награжден орденами Ленина (дважды), Красной Звезды, медалями. Имя Чапчахова носят улицы в поселке Крестцы и в селе Большие Салы, ему посвящены мемориальные доски в Ростове-на-Дону и в Больших Салах, барельеф на памятнике в честь работников завода «Ростсельмаш», удостоенных в годы войны звания Героя Советского Союза.
Сурен Амбарцумович Тащиян родился 22 марта 1919 г. в селе Чалтырь, где окончил начальную школу. Продолжил учебу в армянской средней школе им. С. Шаумяна в Нахичевани-на-Дону. С 1938 по 1939 гг. проходил обучение в ремесленно-заводском училище и одновременно в аэроклубе в Ростове-на- Дону. 18 октября 1939 г. Тащиян осуществил свою давнюю мечту и поступил в Военно-морское авиационное училище в Ейске. С первых дней Великой Отечественной войны защищал небо Родины. Летчик-истребитель Тащиян провел более 400 вылетов, участвовал в 187 воздушных боях, лично сбил 11 вражеских самолетов (7 бомбардировщиков и 4 истребителя). Награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Самой крупной «добычей» Сурена стал самолет фашистского генерала фон Руппе, руководившего немецкой авиацией в Крыму. Погиб в воздушном бою 25 сентября 1943 г. в небе над Керченским проливом на двадцать пятом году жизни. За доблесть и героизм, проявленные в боях с захватчиками, командование представило Сурена Тащияна к званию Героя Советского Союза. Однако после его гибели представление не получило дальнейшего хода, и боевая слава героя незаслуженно померкла. Полвека потребовалось, чтобы восстановить справедливость. Указом Президента России от 16 февраля 1995 г. за мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны С.А. Тащияну было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Сергей Авдеевич Бурназян родился 28 мая 1918 г. в станице Великокняжеской (ныне – город Пролетарск Ростовской области). По окончании 9 классов стал рабочим Херсонского металлообрабатывающего завода. В РККА – с 1938 г. В 1940 г. окончил Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа, служил в ней летчиком-инструктором. С января 1942 г. в действующей армии, командовал эскадрильей 866-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Старший лейтенант Бурназян совершил 224 боевых вылета, сбил лично 22 и в составе группы – 2 самолета противника. Погиб 15 мая 1943 г. в воздушном бою у г. Борисоглебска Воронежской области. Звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно 2 августа 1944 г. Он также был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. Имя Бурназяна было присвоено пионерской дружине школы в Мясниковском районе Еревана и школе в селе Спандарян Артикского района Армянской ССР.
Летчиками-истребителями стали трое сыновей известного советского государственного и партийного руководителя Анастаса Ивановича Микояна. Старший, Степан Микоян, родился 12 июня 1922 г. После окончания 10 классов поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов. На фронте – с декабря 1941 г., воевал в составе 11-го истребительного авиационного полка, оборонявшего Москву. Но на своем тринадцатом боевом вылете был по ошибке сбит другим советским истребителем. По возвращении из госпиталя воевал в составе 32-го гвардейского истребительного авиационного полка под Сталинградом, на Северо-Западном фронте, 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО Москвы.
После войны С.А. Микоян окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и перешел на летно-испытательную работу. С 1959 г. возглавлял испытательное управление НИИ ВВС, с 1965 г. являлся первым заместителем начальника НИИ ВВС им. Чкалова. В течение 23 лет испытывал боевые самолеты конструкторских бюро Микояна, Сухого и Яковлева, получил звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1975 г. – Героя Советского Союза. Летал вплоть до 1978 г. – в общей сложности на 102 типах и модификациях летательных аппаратов. С 1978 г. генерал авиации С.А. Микоян стал заместителем Генерального директора по летным испытаниям НПО «Молния», принимал участие в создании и испытании космического корабля «Буран», орбитальной летающей модели «Бор-4».
Владимир Микоян родился 26 января 1924 г. в Ростове-на-Дону. В 1925 г. с семьей переехал в Москву, учился в средней школе № 32 им. Лепешинского Ленинского района столицы. С начала Великой Отечественной войны добился досрочного зачисления, после 9-го класса, в Качинскую военную авиационную школу пилотов. В феврале 1942 г. прошел ускоренный курс обучения, первоначально служил под Москвой, где освоил Як-1 и «Харрикейн». В сентябре 1942 г. в составе 434-го авиаполка воевал на Донском фронте. Совершил несколько боевых вылетов и погиб в воздушном бою 18 сентября 1942 г. в ходе Сталинградской битвы на 19-м году жизни. Награжден орденом Красного Знамени. Его имя носила пионерская дружина школы № 32 Москвы.
Алексей Микоян родился 20 декабря 1925 г. в Ростове-на-Дону. Окончил летную школу, Военно-воздушную академию имени Жуковского, Академию Генерального штаба. Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1943 г. Воевал в составе 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. После войны одним из первых освоил реактивные самолеты и первым из советских летчиков сбил ракету класса «земля – воздух». Командовал дивизией, корпусом, авиацией Туркестанского военного округа. В 1978–1986 гг. являлся заместителем начальника Главного центра Управления воздушным движением ВВС. Заслуженный военный летчик СССР, генерал- лейтенант авиации А.А. Микоян умер 19 декабря 1986 г.
Следует остановиться и на судьбах еще трех летчиков Великой Отечественной войны – уроженцев Юга России. Манук Алексанович Байбичян родился в с. Чалтырь в 1914 г. Учился в Новочеркасском технологическом техникуме. После призыва в РККА оказался в школе авиамехаников, затем в Ленинградском военно-воздушном училище. В декабре 1941 г. его экипаж повторил подвиг Н. Гастелло, направив свой горевший самолет на скопление фашистской техники.
Татеос Хачикович Нор-Аревян родился в Больших Салах в 1913 г. Закончил Батайское училище летчиков. С начала войны командовал звеном, эскадрильей пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Участвовал в освобождении Северного Кавказа, Ростова, Киева, Вены, Будапешта. В 1944 г. был направлен в Читу для выполнения особого задания – переброски оборудования и техники для золотых приисков, снабжения таежных поселений продовольствием и вывоза золота. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени. Почетный гражданин г. Чита Т.Х. Нор-Аревян умер в 1984 г.
Аматуни Петроний Гай родился 12 июля 1916 г. в станице Великокняжеской Области войска Донского. Детство провел в Армении, юность – в Москве, зрелые годы, вплоть до самой кончины, – в Ростове-на-Дону. Работал с 16 лет инструктором по авиамоделизму, инструктором планерного спорта. Войну начал в кавалерийских войсках, но после госпиталя был направлен в училище летчиков-истребителей ВВС. По окончании, с 1944 г., служил летчиком-инструктором. После демобилизации служил летчиком-инструктором ДОСААФ, а с начала 1950-х гг. перешел в гражданскую авиацию. В должности командира корабля Ростовского авиаотряда Аэрофлота налетал за 15 лет 11000 часов на самолетах различных типов. Еще в 1944 г. стал печататься, написал более двух десятков книг. Умер 29 апреля 1982 г.
Воздушный ас Нельсон Георгиевич Степанян родился 28 марта 1913 г. в далекой высокогорной Шуше, но и его судьба оказалась связана с Югом России. В 1935 г. он успешно окончил школу Гражданского флота в Батайске, стал летчиком-инструктором. В преддверии войны Степаняна отправили на курсы высшей летной подготовки Гражданского воздушного флота. Но закончить их ему не удалось, на второй день войны он был призван из запаса и направлен в авиацию Черноморского флота. Буквально в течение нескольких суток освоил штурмовик Ил-2 и включился в боевую работу, нанося удары по врагу в составе 46-го штурмового авиационного полка в районе Николаева и Одессы. На двадцатом вылете во время очередной штурмовки Нельсон был ранен осколком зенитного снаряда, но сумел дотянуть свою поврежденную машину до аэродрома.
В августе 1941 г., не долечившись, уже в составе 57-го штурмового авиаполка Балтийского флота сражался на подступах к Ленинграду. Большой опыт бывшего гражданского летчика, безупречная техника пилотирования и личная отвага способствовали тому, что уже месяц спустя его назначили командиром звена. 23 октября 1942 г. капитану Степаняну было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В ноябре 1942 года он стал командиром эскадрильи того же 57-го штурмового авиаполка, который в марте следующего года, одним из первых на флоте, был переименован в 7-й гвардейский авиаполк. Вскоре Степаняна отозвали с фронта и назначили готовить летные кадры на курсы командиров звеньев ВВС Балтийского флота, а затем и на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Но Степанян непрерывно «бомбардировал» начальство рапортами с просьбой отправить его на фронт. Настойчивость воздушного аса возымела действие, и в апреле 1944 г. Н. Степанян назначили командиром 47-го штурмового авиаполка Черноморского флота, который отчаянно сражался с врагом в небе Крыма и Кубани. За время Крымской операции полк Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3 тысяч солдат и офицеров противника. За успешные действия при освобождении Феодосии 47-й штурмовой авиаполк был удостоен почетного звания «Феодосийский».
После освобождения Крыма полк Степаняна был переведен на Балтику. Если борьба за Черное море подходила к победному концу, то здесь она была в самом разгаре. Едва перелетев, штурмовики Степаняна сразу же вступили в бой. Они непрерывно наносили сокрушительные удары по плавсредствам противника в Наварском, Выборгском и Финских заливах, совершали налеты на его базы. За короткое время 47-й штурмовой авиаполк уничтожил три десятка фашистских кораблей и судов. 22 июля 1944 г. командующий флотом адмирал Трибуц торжественно прикрепил к боевому знамени полка орден Красного Знамени. Еще месяц спустя командир полка был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». К этому времени на личном счету Н. Степаняна было уже 239 боевых вылетов. Он лично потопил целую эскадру: миноносец, 2 сторожевых корабля, тральщик, 2 торпедных катера и 5 транспортов общим водоизмещением более 80000 т, сбил 2 фашистских бомбардировщика Ю-88, расстрелял и разбомбил на аэродромах еще 25 самолетов разных типов. 14 декабря 1944 г. он повел группу «илов» для нанесения бомбоштурмового удара по Либавскому (Лиепайскому) порту. Уже на самом подходе к целям самолеты Степаняна были внезапно атакованы сразу 30 вражескими «мессершмитами». Завязался ожесточенный и скоротечный воздушный бой. Спустя несколько минут самолет ведущего, который первым храбро бросился в контратаку, прикрывая остальных, был подожжен и упал в море. Так погибли Н.Г. Степанян и штурман 2-й эскадрильи 47-го авиаполка капитан А.Г. Румянцев. 243-й боевой вылет оказался для Н. Степаняна последним. 6 марта 1945 г. был подписан указ о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза (посмертно). В честь Степаняна были воздвигнуты памятники на его родине – в Шуше – и на месте его последнего подвига – в Лиепае, а также бронзовый бюст в Ереване. Имя славного сына армянского народа носил и большой морозильный траулер Рижского тралового флота. Но с уходом российского флота из Латвии местные власти потребовали забрать с собой памятник прославленного летчика, грозя в противном случае его разрушением. В трюме большого десантного корабля памятник Нельсону Степаняну был перевезен на землю Калининграда.
Победа в Великой Отечественной войне была одержана усилиями миллионов советских солдат. Сотни тысяч советских солдат, прошедших по трудным дорогам войны, могут считаться героями, даже если и не были отмечены высокими государственными наградами. Свой вклад в дело Победы внесли и армяне юга России.
Гришин Виктор Владимирович – генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик СССР, председатель общественной организации «Союз ветеранов 4-й воздушной армии ВВС – ПВО»
"Армяне Юга России: история, культура, общее будущее" Материалы Всероссийской научной конференции 30 мая - 2 июня 2012 г.Ростов-на-Дону