Анализ традиционной культуры субэтнической группы армян Кубани – черкесо-гаев – позволяет реконструировать целый ряд важных моментов исторического прошлого региона. Самым важным анализируемым аспектом в данной теме являются аккультурационные и адаптационные механизмы развития традиционной культуры, четко прослеживающиеся в этническом облике черкесо-гаев.
В данной статье авторы представляют разносторонние источники, позволяющие понять одну из ключевых структур системы жизнеобеспечения этнического сообщества – поселение и жилище – те их формы, которые были освоены черкесо-гаями на момент их компактного поселения в едином ауле в непосредственной близости от центра российского командования Кубанской линией – крепости Прочный Окоп; в статье также представлены основные направления эволюции традиционной строительной практики горских армян, оказавшихся в условиях российской социокультурной среды в период после завершения военной колонизации Северного Кавказа и вхождения региона в состав Российской империи.
Самым ранним описанием будущего Армавира является отчет об инспекционной поездке из Ставрополя на Кубанскую линию капитана Д.А. Милютина, впоследствии ставшего военным министром эпохи преобразований Александра II. В Армянском ауле он побывал 2 декабря 1839 г., то есть в год основания данного населенного пункта. В приводимом ниже фрагменте из упомянутого отчета Д.А. Милютина особый интерес представляет упоминание о внешнем облике поселения и специфике жилищ Армавира:
«1-го декабря 1839 года послан я был по казенному поручению за Кубань на реку Уруп…
Левый берег Кубани низменный, покрытый остатками леса, и нагорный берег верстах в 2-х от русла реки, извивающегося перед лесом.
Правый берег напротив чрезвычайно высок, в виде хребта высот, весьма крутых, в иных местах почти отвесных.
На одной из таких высот, верстах в 3-х от Прочно-Окопской станицы вверх, лежит крепость Прочный Окоп – местопребывание знаменитого в здешнем крае Засса…
От брода я поехал вверх по левому берегу Кубани к устью Урупа...
Здесь по левому берегу Кубани почти сплошь ногайские аулы, и перед ними один, самый огромный – армянский.
Армяне эти издавна поселились в горах, жили там своими аулами, смешались с горцами, но сохранили свою религию, и охотно переселились на Кубань по приглашению Русского правительства, призывавшего их именем религии. Но кроме религии эти Армяне не имеют никакого отличия от своих соседей – ногайцев и даже черкесов, – разве только более черный цвет бород.
Одеваются они так же и даже говорят тем же языком. Аул их очень велик: избы построены по образцу казачьих в виде мазанок, но с высокими соломенными крышами; аул обнесен рвом и плетнем».
Наличие в армянском ауле оборонительных сооружений вытекало из условий военного времени и было продиктовано опасением черкесских нападений. Будучи основанным в период Кавказской войны, Армавир с первых дней существования являлся укрепленным поселением. Его окружал ров почти 3-х метровой глубины и ширины. За рвом жители насыпали высокий вал с двумя плетнями наверху, промежуток между которыми заполняла земля. В этой ограде были устроены четверо ворот, со сторожевыми вышками, на которых круглосуточно дежурила стража. Главные ворота располагались в створе современной ул. Кирова. С других сторон поселение черкесо-гаев примыкало к довольно крутому береговому уступу над поймой Кубани. Вышеуказанная оборонительная ограда стала значимым фактором формирования пространственной среды Армавира
В центре аула вокруг сооружаемой церкви в рассматриваемый период была возведена своеобразная цитадель – мощная каменная стена с бойницами и бастионами, так как первый неоконченный деревянный храм в 1842 г. был сожжен черкесами.
В 1848 г. в аул, уже получивший название Армавир, приехал кавказский журналист И.И. Иванов, который в 1850-е гг. стал редактором газеты «Ставропольские губернские ведомости». Этому человеку, проявившему себя в качестве внимательного и пытливого исследователя, суждено было стать первый историком, этнографом и бытописателем черкесских армян. Самая ранняя из целой серии обширных публикаций И.И. Иванова об ауле и его жителях появляется 10 июня 1850 г. на страницах тифлисской газеты «Кавказ». Небольшая часть статьи представляет собой весьма детальную и почти фотографическую в своей точности пространственную характеристику селения горских армян. Газетный очерк, фрагмент которого приводится ниже, называется «Армавир»: «Это громкое название древней столицы Гайканского государства, носит в настоящее время малоизвестный аул, довольно живописно раскинутый на левом берегу реки Кубани, в двух с половиною верстах от Прочно-Окопского укрепления. Он населен армянами, вышедшими в конце 1838 года с гор Бесленеевских, Темиргоевских, Абадзехских и из деревень Егер-Ухой, Гяур-Габль и Адыхой…
Армавир, в первые четыре года по основании, представлял какое то беспорядочное поселение: Армяне жили в лесу в худо устроенных саклях и шатрах; по приведении же их в 1842 году, к присяге на подданство России, они, при деятельных заботах генерал-майора Безобразова, из своего беспорядочного аула сделали в короткое время довольно хорошую и богатую деревню, так, что кто видел Армавир в 1842 г., в настоящее время его совершенно не узнает. Он раскидывается в виде параллелограмма, окружен глубоким рвом, имеет четверо ворот, из которых одни, обращенные на север, ведут на небольшой полуостров, образуемый Кубанью; полуостров этот имеет в окружности до полуторы версты и назначен армавирцами для сохранения своего имущества, жен и детей, в случае нападения на аул горцев. В средине аула выстроено по плану до сорока довольно хороших лавок, церковь и училище, обязанное своим существованием протоиерею Патканову…».
Уже в первые годы существования поселения черкесо-гаев его планировочная структура получает форму близкую к ортогональной. Это хорошо видно на первом плане аула, составленном в 1844 г. подпоручиком Анисимовым.
Поперечные улицы поднимались на юго-запад от реки, а пересекавшие их под прямым углом продольные улицы пролегали вдоль Кубани по направлению с юго-востока на северо-запад. Кварталы прямоугольной формы группировались вокруг церковной площади, которая стала изначальным историческим ядром поселения. Именно от этой площади начиналась и постепенно поднималась на юго-запад главная улица (ныне ул. Кирова), ставшая одной из основных композиционных осей планировки.
Улицы, располагавшиеся внутри оборонительной ограды, были прямыми, но неширокими (12-15 м). Значительно просторнее была главная магистраль, соответствующая нынешней ул. Кирова (20-23 м).
В период Кавказской войны в связи с ростом аула оборонительную ограду несколько раз демонтировали и переносили в юго-западном направлении. В результате на месте срытых земляных рва и вала образовывалась новая продольная улица, а поперечные продлевались на один квартал.
Первоначально оборонительная ограда была устроена по нынешним улицам Осипенко и Чичерина. С противоположных сторон границей аула служил обрывистый уступ над берегом Кубани. В 1842 г. ров и вал с плетнями были сооружены на месте современной улицы Лермонтова; в 1853 г. – по улице Люксембург; в 1860 г. – по ул. Комсомольской. Одновременно с этими передвижениями ограды к югу, на западе она удлинялась по нынешней ул. Чичерина, а на севере и востоке естественной защитой Армавира оставалась круча над Кубанью.
О том, что в начальный период своей истории аул являлся укрепленным поселением, можно найти свидетельства и в народной топонимии черкесо-гаев. Так, одна из центральных в нашем городе улица Люксембург в досоветский период официально называлась сначала Широкой, а потом Бульварной. Однако черкесские армяне в обиходе именовали ее Къэлэчеор зытетыгэр сукъакъ. Этот адыго-тюркский топоним переводился как «улица (где) стоял крепостной забор».
Спустя три года после основания аула черкесо-гаев, в 1842 г., генерал-лейтенант Г.Х. Засс впервые собрал некоторые статистические материалы об армянском ауле и его жителях. В составленной им таблице содержались сведения о том, что местных армян здесь насчитывалось 730 душ мужского пола и 603 женского.
В таблице также имелись данные о численности принадлежавших армянам «крестьян или холопов из мусульманских поколений, которых приобрели они, находясь еще между горцами». Зависимое сословие состояло в это время из 277 мужчин и 270 женщин.
Таким образом, приведенные выше официальные данные позволяют сделать вывод, что в сентябре 1842 г. в Армянском ауле проживало всего 1880 чел., из них собственно черкесо-гаев – 1333 чел. и находившихся от них в зависимости крестьян из среды горских народов региона – 547 чел. При этом доля крепостных и рабов составляла 29,1 % или почти треть от общей численности обитателей будущего Армавира.
Г.Х. Засс также сообщал, что в ауле армянам принадлежало 216 сакель и 1 молитвенный дом, а у их крестьян было 85 сакель. Исходя из этого, несложно подсчитать, что в среднем на одно жилище армян и их крепостных приходилось 6-7 чел. Эти цифры помогают получить примерное представление о среднем размере одного семейства. Вместе с тем, в статистических данных Г.Х. Засса отсутствовала информация о площади жилищ, принадлежавших представителям разных социальных категорий. Стоит также иметь в виду, что домашние рабы унауты своей недвижимости в ауле, вероятно, не имели и проживали в пределах дворовых территорий своих хозяев. Также неизвестно, включены ли здесь в количество сакель кунацкие, которые, следуя горским традициям гостеприимства, черкесо-гаи сооружали в своих дворах.
Действительно доминирующим и практически единственным типом жилища в Армавире в военный период оставалась черкесская турлучная сакля из трех комнат со стенами из плетня, обмазанного глиной, глинобитным полом и двухскатной камышовой крышей. Жилище могло устанавливаться на песчаниково-ракушечном неглубоком фундаменте, однако большинство домов строилось без фундамента: угловые столбы непосредственно вкапывались в землю. В пределах армянского аула, наряду с типичным для равнинных территорий турлучным жилищем, часть жителей, прибывших из Шапсугии, сооружали свои сакли на сваях, приподнимая жилище на 60-80 см. от земли. Такая техника постройки жилища применялась на прежнем месте черкесо-гаями, чтобы предупредить попадание в дом подпочвенных вод или проникновение ядовитых змей. В пределах Армавира, на равнине, подобные технические приемы были излишни, поэтому вызывали насмешки у другой части одноаульцев. Со временем эти своеобразные элементы местной архитектуры исчезли.
В жилище черкесо-гаев, разделенном на мужскую и женскую половины, в центре средней комнаты на полу устраивали открытый каменный очаг, над которым через крышу поднимался большой сплетенный из прутьев и обмазанный глиной конический дымарь.
По сообщению происходившего из среды черкесо-гаев весьма осведомленного армавирского краеведа Рафаэля Каспаровича Аракелова (1912-2001), дома первых поселенцев имели очень маленькие окна (12-15 см ширины и до 30 см в высоту), затягивались они, как принято было у горских народов региона, пузырем. Позже в селение стали привозить стекло из г. Ставрополя, появились оконные рамы. Стропила для крыши ставили довольно высокие. С южной и восточной стороны они выпускались больше, чем с других, чтобы вдоль фасада с указанных сторон соорудить галерею. Сравнительно высокий конёк позволял укладывать камыш так, что вода на нём совершенно не задерживалась.
По периметру двора сооружались также турлучные или плетневые постройки для скота, амбары, пекарня, курятник, кухня и небольшая кунацкая (помещение для приема гостей). Усадьбы окружались высоким плетневым забором. В первые десятилетия истории аула сакли черкесо-гаев обычно располагались с отступом от красной линии улиц, в глубине участка.
В военный период практически все постройки в ауле сооружались из хвороста, глины и камыша. Также широко применялось и дерево. Деревянными стойками и связями, способными выдержать вес чердачного перекрытия и кровли укреплялись наиболее ответственные части турлучных домов (углы и стыки стен, перемычки дверных и оконных проемов).
Местность, в которой располагался аул черкесо-гаев, в достаточном объеме обеспечивала жителей всеми необходимыми строительными мате риалами. Глину обычно добывали в обнаженных склонах берега Кубани. Вероятно, к реке для этого спускались по современной улице Осипенко, которая с начала ХХ в. получила название Глинная или же просто Глинка.
Если сначала глина использовалась для обмазки турлучных построек, то позже, с появлением в Армавире славянского населения, из нее стали изготавливать саманные блоки. С конца XIX в. этот материал стал основным сырьем при производстве обожженного кирпича. Хворост для плетней и дерево различных лиственных пород заготовляли в пойменных лесах на берегах Кубани и Урупа и доставляли к месту строительства на арбах или сплавляли по рекам. Здесь же в прибрежных районах в изобилии рос камыш, служивший основным материалом для кровли. Добавлявшийся в глину при обмазке плетневых стен навоз также имелся практически в неограниченном количестве, так как почти в каждом дворе держали скот.
В период мирного хозяйственного развития (после завершения «Кавказской войны») преобладающим типом сооружений в Армавире по-прежнему оставалась турлучная сакля черкесского типа и расположенные с ней в одном дворе хозяйственные постройки.
Р.К. Аракелов оставил детальное описание усадьбы своего предка Тер-Саакян Бедроса (Щаджекъо Тхащаокъо Щеоай), находившейся на месте современного участка по ул. Урицкого, 33. Судя по месту расположения, она была застроена в рассматриваемый пореформенный период, и, по словам Р.К. Аракелова, сохранялась в таком виде примерно до 1885 г.
Исследование Р.К. Аракелова дает хорошее представление о пространственной структуре рядового домовладения аула: «Дворовая усадьба имела вид прямоугольника, одна из коротких сторон выходила на улицу и была огорожена с 4-х сторон плетневым забором с воротами на западной стороне и двумя перелазами к соседям, проделанными на южной и северной сторонах ограды. На северной стороне двора располагался жилой дом «Унешхо» (Большой дом). Он состоял из трех частей: из большой комнаты вытянутой формы – собственно унешхо. Здесь помещался очаг, и чаще находились женщины. Всю домашнюю утварь, посуду держали в этой комнате, частью на полках, а частью в подвешенном состоянии. Здесь приготавливали пищу как для семьи, так и для гостей. Этим занималась старшая из женщин совместно с дочерьми и невестками.
К большому дому примыкала легъунэ – комната для невестки, а при отсутствии мужа и для других женщин. В эту комнату приводили молодую жену. В дальнейшем здесь располагалась люлька с ребенком. Здесь проводила свои годы невестка. С другой стороны унешхо располагалась комната для мужчин и взрослых сыновей. Подростки и старик находились в унешхо или же в доме для гостей. При глубокой старости ему отводилась отдельная комната. Рядом с комнатой мужчин помещалась конюшня. В нее можно было войти через внутреннюю дверь…
Если в семье были сыновья, по мере их женитьбы им строили отдельные небольшие дома в этом же дворе. Все три комнаты были объединены и связаны в единую постройку длинной террасой, для образования которой чердачные балки выпускались наружу и концы их опирались на столбы. Осенью такая терраса представляла живописную картину: на стенах дома под навесом террасы сушились связки лука, кукурузы и красного стручкового перца.
Унешхо и хьакIэщ в Армавире строились турлучные, т.е. к вкопанным столбам прикреплялись с двух сторон плотно сплетенные плетни, которые обмазывались заранее приготовленной смесью глины, навоза с мелкоизмельченной соломой. После высыхания повторно обмазывались глиной и после повторной сушки белились…
Против большого дома помещалась хьакIэщ – кунацкая, сделанная из того же строительного материала, что и большой дом. В углу на циновках (оабль) лежали шерстяные матрасы (ошекур) и рядом стояли кубган и леджен – т.е. кувшин и медный таз для омовения перед намазом, если гость мусульманин… Перед кунацкой вкапывались один-два столба для привязи лошадей. В отдельных случаях столбы художественно обрабатывались, и на них наносилось тавро хозяина и покрывались орнаментом. Кунацкая обычно представляла однокомнатный дом. По рассказам, иногда в ней помещали очаг для отопления комнаты в холодные дни. Кунацкая имела деревянный пол, застекленные окна и террасу – довольно широкую, напоминавшую открытую веранду. Она украшалась несколькими парами красивых рогов. Внутри в стену вбивали несколько колышков – депкдасэ, на которых развешивали одежду и оружие гостей. Здесь же было развешано оружие хозяина, которое служило украшением комнаты. На полу стояло несколько низких скамеечек для сидения – пхъэнтIэку шIхьаку. Еду сюда приносили на низких маленьких круглых столиках – анэ, которые после еды уносились…
В кунацкой собирались пожилые люди и рассказывали о прошлом, и высказывали свои взгляды и суждения, а молодые люди знакомились с историческим прошлым народа. Здесь пелись песни исторические, военные, оплакивающие.
Большой дом – унешхо располагали, как и раньше в Черкесии, торцевой стороной к воротам… К «большому дому» часто примыкала конюшня. В конюшню, когда она была заперта, можно было попасть только через дверь, находившуюся в смежной, торцевой стене унешхо, и уже отсюда открывалась дверь, через которую выводили лошадей. Часть двора усадьбы отводилась под баз для лошадей и отдельно для другого скота.
Здесь же, вблизи от «большого дома» располагалась летняя кухня и печь для выпечки хлеба. Несколько поодаль ставили коны – хранилища для зерна. (Коны – это особые хранилища – корзины, круглой или прямоугольной формы. Чаще всего плелись из орешника и ставились на столбики, чтобы зерно не увлажнялось. Сверху кона устраивалась крыша из камыша или дранки. Коны для пшеницы и проса обмазывались глиной, а для кукурузы оставались без обмазки. Зерно доставали или через окошко, или снимая крышу. Иногда были коны из плотно сбитых досок, – авт.).
На усадьбе адыго-армянской семьи имело место еще одно подсобное помещение. Здесь находились два приспособления для обработки зерна: зернотерка – ужгъэ и зернодробилка для изготовления круп – гурхъу… Гурхъу работал по принципу удара. Гурхъу был распространен среди адыгских племен, включая кабардинцев. У армавирцев ужьгъэ и гурхъу находились под одной крышей в специальном сарае».
Пространственная организация, внешний облик, силуэт застройки и благоустройство Армавира вплоть до начала 1870-х гг. практически не претерпели существенных изменений. Приезжавшие сюда современники были единодушны в своей оценке аула как крайне патриархального селения с господствующими горскими традициями как в бытовой сфере, так и в области строительных традиций.
Вместе с тем, отдельные инновации в строительной технике были отмечены еще в конце 1850-х гг. чиновником по особым поручениям К. Дульветовым, прибывшим в Армавир для разработки проекта преобразования аула в город. Представив довольно подробную характеристику хозяйственно-экономического устройства, социальных отношений и культурно-бытовых особенностей черкесо-гаев, он также обратил внимание на особенности планировки, территориальной организации и, что особенно важно, начавшиеся процессы трансформации застройки поселения. В рапорте от 23 марта 1859 г. на имя командующего войсками правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Г.И. Филипсона, К. Дульветов, в частности сообщал: «Армавир распланирован довольно правильно, многие улицы имеют ширины от 10 до 12 саженей и разделяется на 4 квартала. Дворовые места, огороженные плетнями, по величине не все одинаковы; при первоначальном поселении каждое семейство получило участок больший или меньший соответственно числу душ в семействе хозяина и состоящих в его владении крепостных... Жилища армавирцев походя на черкесские сакли, изменились много к лучшему, в окнах вставлены стекла, в домах есть голландские печи и некоторая мебель. Есть уже дома, крытые деревом и железом, по несколько окон на улицу…».
С 70-х гг. XIX в. в селении на смену традиционным черкесским турлучным, крытым камышом, саклям постепенно приходят деревянные обложенные кирпичом и кирпичные дома под железными крышами, возводившиеся по красной линии улиц. Появляются также южнорусского типа саманные и турлучные хаты. Это процессы были связаны с интенсификацией разнообразных хозяйственных и культурных контактов черкесо-гаев с русским и украинским населением, а также непосредственно с поселением в ауле иногородних жителей, являвшихся носителями строительных традиций, существенно отличавшихся от господствующих здесь прежде.
Традиционное жилище черкесо-гаев Армавира соответствовало той адыго-абазинской этнической среде, в которой до переселения на левый берег Кубани под защиту крепости Прочный Окоп проживали горские армяне. Постепенно строительная техника, материалы, используемые для сооружения жилища, расположение построек на территории усадьбы черкесо-гаев Армавира, изменяются, что определялось двумя тенденциями: интенсификацией межкультурных контактов горских армян с восточнославянским населением Северо-Западного Кавказа, а также естественным развитием социально-экономической среды российской провинции, которой оказалось пространство региона после вхождения в состав империи.
Ктиторов Сергей Николаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета, председатель Армавирского городского общества историков-архивистов (г. Армавир).
Ктиторова Ольга Васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета, председатель Армавирского городского общества историков-архивистов (г. Армавир).
"Армавир в трех столетиях истории России: XIX - XX - XXI вв. (к 180-летнему юбилею города)". Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.