Территория современной Кубани на протяжении веков в силу своего уникального геополитического и геокультурного положения выделялась высокой интенсивностью этнокультурных и межконтинентальных контактов. Здесь взаимодействовали различные этносы и культуры, сохраняя при этом собственную идентичность. Для поликультурного, многоконфессионального пространства Кубани характерен богатый опыт межкультурной коммуникации проживающих здесь народов. Важным фактором адаптации и одновременно показателем внутриэтнической консолидации национальных меньшинств стали национальные общественные организации. В данной статье рассматривается история армянских общественных организаций в регионе до революции, их формы и методы работы.
Зарождение общественных организаций как центров этнической коммуникации среди национальных меньшинств на Кубани происходит в конце XIX – начале XX вв. В Государственном архиве Краснодарского края хранится множество документов, помогающих восстановить деятельность этих организаций: их уставы, ежегодные отчеты, распоряжения власти.
Армяне первыми из народов Кубани еще в 1880-е годы поднимали вопрос о необходимости создания в Кубанской области благотворительного общества. В 1882 г. Совет Армянского Благотворительного общества на Кавказе послал прошение начальнику области об оказании содействия в развитии деятельности Общества на Кубани. Запросы посылались неоднократно. В 1889 г. в Армавире открылся филиал Армянского благотворительного общества на Кавказе, основанного в 1881 г. в Тифлисе. Основное внимание Օбщество уделяло развитию сети национальных образовательных и духовных учреждений, устраивало театрализованные вечера и пр.
В это время на Кавказе стали закрываться армянские общественные организации. 21 ноября 1899 г. было расформировано и армавирское отделение Армянского благотворительного общества на Кавказе. Только 6 апреля 1908 г. правительство разрешило открыть отделение Армянского Благотворительного общества на Кавказе, в Армавире. Главной целью этого Общества было «содействие к распространению в Кавказском и Закавказском крае просвещения между армянами и оказание им материальной помощи».
Как определялось уставом, для достижения этой цели Օбщество по мере развития своих средств могло: а) поддерживать армянские школы, содействовать открытию новых; б) содействовать распространению ремесел в народе; в) помогать учащимся в деле их образования; г) печатать книги и периодические издания для народного чтения, а также другие литературные произведения; д) учреждать типографии, литографии и библиотеки для чтения; е) утверждать больницы и другие благотворительные заведения; ж) помогать страждущим во время народных бедствий (голода, эпидемии, пожара), для чего в случае нужды может снаряжать санитарные отряды или посылать уполномоченных; з) помогать и другим обществам, учрежденным для армян.
Средства Общества составлялись из ежегодных членских взносов, единовременных пожертвований деньгами, вещами и всякого рода имуществами, сумм, выручаемых от чтений публичных лекций, устройства концертов, театральных спектаклей и т. п. по примеру других обществ, а также от продажи книг, периодических изданий и вообще всякого собственного имущества по усмотрению Общества. В Общество принимались лица обоего пола неограниченным числом.
Членство в нем было безвозмездным. Во главе Общества находился Совет, который ведал всеми делами, расходами денег. Два раза в год в Тифлисе собиралось общее собрание. В правление Общества в 1908 г. преобладали врачи (С. Сеферов, Н. Бахчиев) и юристы (С. Егоров, Б. Кусиков, А. Унанов). За время своей деятельности общество занималось сбором средств для содержания армавирских Успенского и Георгиевского храмов, а также двух церковно-приходских училищ (мужского и женского) при Успенском храме. Помощь Общества распространялась и на армянских беженцев из Западной Армении, жертв геноцида.
18 мая 1908 г. подобное общество начало свою деятельность в Екатеринодаре. Его Устав был полностью скопирован с Устава Отделения Армянского Благотворительного Общества на Кавказе, ставились аналогичные цели. В разные годы в него входили видные деятели армянской общины г. Екатеринодара, предприниматели: Богарсуковы, Тарасовы, Аведовы. На средства общества содержалось смешанное армянское церковно-приходское училище при Успенской церкви Екатеринодара, оказывалась помощь эмигрантам. Хотя в правительственных отчетах говорилось о незначительной помощи Общества, все же его деятельность в жизни армянской диаспоры Екатеринодара нельзя недооценивать.
Отделения Армянского Благотворительного Общества на Кавказе в Екатеринодаре и Армавире были не единственными армянскими организациями в области. Здесь существовали и женские армянские организации. Прошение жительниц Екатеринодара Е. К. Пирумовой, А. М. Берекчиян, В. Г. Есаян и других было одобрено местной властью, и 18 января 1907 г. общество открылось. Свою цель оно определило так: «Вспомоществование нуждающимся лицам армянского происхождения г. Екатеринодара». Это «вспомоществование» оказывалось: «… а) выдачею нуждающимся продовольствия, отопления и одежды; б) единовременными или периодическими денежными пособиями; в) приисканием работы; г) помещением стариков обоего пола в убежища, дома призрения и установлении (при наличии средств) с разрешения Церковного Совета Екатеринодарского Армянского прихода и местной власти – богадельни, приюты, убежища; д) помещение детей обоего пола на средства общества в учебные заведения и сиротские дома».
Членами общества могли становиться все мужчины и женщины, вносящие взносы (6 рублей в год), кроме несовершеннолетних и военных. Работа в обществе не оплачивалась. Общество располагалось в здании Армянской церкви по улице Красной. Дамское армянское благотворительное общество прекратило свое существование 6 апреля 1908 г. и все имеющиеся средства (2905 рублей 55 копеек) передало в Екатеринодарское отделение Кавказского Армянского благотворительного общества.
Кроме Екатеринодара, Женское Армянское Благотворительное общество в 1907 г. открылось в Майкопе в здании армянской церкви. Устав общества был идентичен уставу Екатеринодарского Дамского Армянского общества и преследовал те же цели. За первый год своей деятельности общество собрало членских взносов и пожертвований от различных лиц в размере 233 рубля. В последующие годы приход денег был примерно таким же. Столь скудные суммы не позволяли членам общества выполнить даже часть намеченных в Уставе задач. Помощь оказывалась только самым неимущим армянам Майкопа и составляла примерно 11-15 % от собранных средств. Вообще, недостаток денег, невозможность оказывать необходимую помощь были основными бедами не только армянских, но и благотворительных организаций других народов Кубани.
Весьма активной была деятельность армянских благотворительных обществ в годы Первой мировой войны. Главным координирующим органом армянской общины по оказанию помощи беженцам стал Армянский Национальный Совет, вокруг которого в начале января 1919 г. объединились все организации помощи беженцам-армянам, действовавшие в Екатеринодаре. В конце ноября 1918 г. председателем Совета был избран представитель известной предпринимательской семьи Е. Г. Тарасов, а в составе Совета был создан особый беженский отдел (заведовал им Т. Маркарьян), занимавшийся проблемами реэвакуации беженцев и оказанием помощи остающимся в городе. По его ходатайству для размещения беженцев был реквизирован ряд городских зданий. Представители Совета постоянно участвовали в работе Чрезвычайной комиссии по борьбе с заразными болезнями.
Одним из основных направлений деятельности общественных организаций по оказанию помощи беженцам являлся сбор пожертвований. Им занимались в Екатеринодаре Армянский комитет попечения о беженцах, Армянский ученический союз, Союз армянских женщин, редакция армянской газеты «Ардзаганк», местный Армянский комитет Российского Общества Красного Креста, несколько подобных организаций действовали в Армавире. Уже к декабрю 1918 г. в Армянский Национальный совет поступило 830 рублей. Конечно, наибольшую помощь беженцам могли оказать наиболее состоятельные члены армянской общины. В январе 1919 г. по инициативе Е. Г. Тарасова прошло их собрание, на котором было решено оказать содействие возвращающимся на родину беженцам (по 150 рублей на человека). Предполагалось помогать также остающимся в городе, для чего был объявлен сбор денег среди богатых армян, сразу же давший более 100 тысяч рублей. С 10 декабря 1918 г. член Армянского Национального Совета Е. Н. Ходжабаронов за свой счет обеспечивал питание 40 беднейших беженцев-армян. Местная армянская община действовала в тесном сотрудничестве с армянской общиной Нахичевани-на-Дону (уполномоченный в Екатеринодаре – Татевосян), пожертвовавшей на помощь армянским беженцам в Екатеринодаре около 20 тысяч рублей. За счет этих средств беднейшим беженцам, проживавшим в палатках и амбарах на городских хлебных ссыпках и в Самурских казармах, закупались хлеб, горячая пища и молоко для грудных детей. Кроме того, Татевосян организовал открытие амбулатории на ссыпках и фельдшерского пункта в казармах.
Деятельность национальных общественных организаций прекратилась с приходом большевиков, когда начинается процесс национализации и советизации всех общественных и образовательных учреждений. Многие из благотворителей эмигрировали, другие окончили свою жизнь в нищете.
Итак, в начале ХХ века на Кубани существовало несколько армянских организаций. Располагались они в местах преимущественного проживания армян. Деятельность этих обществ была направлена на сохранение идентичности, оказание материальной поддержки представителям диаспоры, распространение национальной культуры.
Каринэе Садым,
Арменоведческие вопросы, Бюллетень Ереванского государственного университета, 2015