Политика России в армянском вопросе не была последовательной и зачастую носила противоречивый характер. Во время армянских погромов в конце XIX – начала ХХ в. она отличалась пассивностью и высказыванием ничего не значащих сожалений. Министр иностранных дел А.Б. Лобанов-Ростовский являлся принципиальным сторонником таких действий России. Российская общественность выражала больше сочувствия жертвам погромов в Западной Армении, чем официальные власти, для которых славяне Балкан и христиане Османской империи являлись инструментом реализации целей России на Балканах и Кавказе. Балканское направление с середины XIX в. являлось важнейшим во внешней политике Российской империи, а Кавказ был средством отвлечения внимания Османской империи от Балкан и распыления ее вооруженных сил в случае войны.
Факторы, определявшие политику России в отношении армянского вопроса в конце XIX – начала ХХ в., объясняются несколькими моментами. Во-первых, в мае 1897 г. Россия подписала соглашение о сохранении статус-кво на Балканах. Геополитические интересы Санкт-Петербурга сместились на Дальний Восток, где новый император Николай II и его окружение мечтали о прочном утверждении империи на берегах Тихого океана, в Корее и Китае. Для этого требовалась стабильность на европейских границах. Поэтому Россия взяла курс на сохранение территориальной целостности Османской империи. Новые катаклизмы на Балканах и Кавказе не входили в ее планы вплоть до решения всех геополитических задач на Дальнем Востоке. Такой политики в отношении Османской империи Россия придерживалась вплоть до 1908 г. В начале ХХ в. Санкт-Петербург больше волновала проблема расширения автономии Македонии, в решении которой Россия и ее союзница Австро-Венгрия не добились крупных успехов.
Новый министр иностранных дел А.П. Извольский попытался отойти от данного курса, но его политика потерпела крах в виду недальновидных переговоров в Бухлау с министром иностранных дел Австро-Венгрии А. Эренталем, приведших Россию к «дипломатической Цусиме». Поражение России в войне с Японией перечеркнуло внешнеполитическую стратегию Николая II на Дальнем Востоке, и Россия пережила новое «возвращение» в Европу. Инициатива А.П. Извольского продемонстрировала нежелание России строго ориентироваться на курс по сохранению территориальной целостности Османской империи, что открывало новые перспективы для армян Западной Армении.
Во-вторых, официальная Россия не доверяла армянскому национально-освободительному движению по ряду причин. Создание независимого армянского государства или широкой автономии под протекторатом великих держав у кавказских границ империи стимулировали бы сепаратистские настроения среди армян России, и прежде всего проживавших в Закавказье. Это могло привести к беспорядкам в регионе и, самое страшное для империи, потере части территории в пользу независимой Армении. Любые акции армян Тифлиса, Баку и других регионов, направленные на поддержку армян Османской империи или армянского национально-освободительного движения, вызывали болезненную реакцию жандармского управления и властных структур. Распространение среди ряда общественно-политических организаций армян социалистических идей также не способствовало поддержанию их позитивного имиджа в глазах российских консерваторов и императорского двора. Более того, в России полагали, что за национальным движением армян стоит Великобритания, стремившаяся таким образом укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, в том числе в Западной Армении. Неслучайно в Санкт-Петербурге нервно смотрели на расширение дипломатических представительств Великобритании в Османской империи, включая Западную Армению. Проявлением данных настроений становится политика правительства по отношению армян России. Наибольшую известность в этой связи приобрели действия Санкт-Петербурга, направленные против армянской церкви, проводимые с июня 1903 г., еще больше накалившие взаимоотношения армян и правительства. В итоге среди армян России и зарубежья наблюдается рост антироссийских настроений и ожидание помощи со стороны европейских стран в деле улучшения положения христиан в Западной Армении. Антиармянский курс России вызывал резкую критику со стороны российских либералов, видевших в нем серьезные угрозы как для внешней, так и внутренней политики империи. Они не скрывали своих симпатий к армянам Западной Армении.
В-третьих, не стоит сбрасывать со счетов «имперский колониальный дискурс», впитавший различные этнологические и антропологические заблуждения. Российская правящая элита своеобразно относилась к армянам – как к «неправильным христианам», отличающимся от других христианских церквей Востока. По мнению части представителей власти и военных, армяне мало чем в быту и в культуре отличались от соседних турок и курдов, многие их них находили семитские корни армян и тем самым видели сходство между армянами и евреями. В целом народы Ближнего Востока в глазах многих деятелей правящего класса России и других европейских государств являлись людьми «второго сорта». Главноначальствующий Кавказа Г.С. Голицын, отражая данные настроения, как-то заявил, что результатом его политики на Кавказе станет то, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в местном музее.
Князь Г.С. Голицын занял данную должность в 1896 г. Его первые месяцы пребывания в ней ознаменовались антиармянскими акциями, включая увольнение чиновников армянского происхождения. Как полагали представители министерства внутренних дел, армянская григорианская церковь поддерживала армянское национальное движение, в том числе социалистов. Поэтому было принято решение о нанесении удара по экономической самостоятельности церкви, в том числе ее способности финансово поддерживать армянские национальные организации. 25 июня 1903 г. император утвердил положение «О сосредоточении управления имуществами Армяно-Григорианской церкви в России в ведении правительственных учреждений и о подлежащих к передаче в ведение Министерства народного просвещения средствах и имуществах означенной церкви, коими обеспечивалось существование армяно-григорианских церковных училищ». В результате земли Армянской церкви переходили под управление Министерства государственных имуществ, денежные средства – Министерства внутренних дел, хотя формально она оставалась собственником имущества и денежных средств. Всего собственность армянской церкви оценивалась в 113 млн руб. Армянские церковные общины отказались добровольно передавать документы и денежные средства представителям властей, в результате на территории Закавказья произошли массовые стычки протестующих прихожан с армией и полицией. По распоряжению наместника закрывалось 500 армянских школ, а вместо них открывалось 30 с преподаванием на русском языке; прекращался выпуск четырех из семи армянских газет, оставшиеся находились под жестким контролем цензуры; были закрыты все армянские книжные издательства и ряд благотворительных организаций. Армянская община обращалась с различными петициями к властям, но все было бесполезно: действия Г.С. Голицына поддерживались на самом верху управленческого аппарата России и императорским двором. Идеологом этой политики был главный редактор газеты «Кавказ» в 1897– 1899 гг., один из вождей черносотенного движения В.Л. Величко. Он в своих армянофобских рассуждениях дошел до того, что армян обвинял в резне курдов и турок в Западной Армении, отрицая преследование в регионе армянского населения.
В результате власти получили абсолютно противоположный эффект. Вместо ослабления армянского национального движения они столкнулись с ростом антиправительственных настроений среди армян Закавказья.
Ситуация в регионе обострилась в условиях начавшей Первой русской революции. 14 января 1905 г. проводник антиармянской политики князь Г.С. Голицын был отправлен в отставку. Позже министр иностранных дел России С.Д. Сазонов признавал ошибочность такой политики по отношению к армянам России, в том числе с внешнеполитической точки зрения.
После 1908 г. изменилась внешнеполитическая ситуация, а с ней и позиция России по армянскому вопросу. Поражение в войне с Японией, Первая русская революция, младотурецкая революция, начавшееся сближение России и Великобритании, активные действия Германии на Ближнем Востоке внесли серьезные корректировки во внешнюю и внутреннюю политику России. Стратегия по сохранению территориальной целостности Османской империи и стабильности на Балканах начала отходить на второй план. Отметим, что российская политика напоминала принцип «сообщающихся сосудов». Любая активизация империи на Балканах непременно вела к решительным действиям на Кавказе.
Санкт-Петербург постепенно меняет отношение к армянам внутри империи. Это не могло не сказаться на политике России в армянском вопросе на международной арене. Большую роль в этом сыграл наместник на Кавказе (наместничество восстановлено в 1905 г.) И.И. Воронцов-Дашков. Ему удалось убедить императорский двор и правительство, что армяне Закавказья сохраняют полную лояльность России либо занимают нейтральную позицию, но в любом случае не поддерживают сепаратистские настроения. Назначение И.И. Воронцова-Дашкова наместником на Кавказе в 1905 г. происходило в сложных условиях. Уже случились столкновения между армянами и татарами в Баку и в других регионах, партия Дашнакцутюн применила тактику проведения террористических акций, одна из них была направлена против самого И.И. Воронцова-Дашкова, многие армянские политические деятели поддержали революционное движение. Тем не менее именно он добился возвращения собственности Армянской григорианской церкви, переданной в 1903 г. в ведение министерств народного просвещения и внутренних дел. Этот шаг был закреплен указом сената от 14 августа 1905 г.
Необходимость изменения армянской политики России, как внутренней, так и внешней, И.И. Воронцов-Дашков видел и в сложной ситуации на границах империи на Кавказе. В Персии вспыхнула революция, и страна погрузилась в пучину анархии. Турецкая армия вошла в приграничные районы Персии. Разумеется, Турция не имела ресурсов для войны с Россией, но беспорядки в Закавказье могли затруднить наведение порядка в Персии. Наместник также опасался, что армянофобская политика России ослабит ее позиции в Османской империи в пользу конкурентов и прежде всего Великобритании, Австро-Венгрии и Германии.
Свое отношение к армянскому вопросу И.И. Воронцов-Дашков выразил в письме императору от 17 августа 1909 г. Весь тон письма свидетельствовал, что Россия допустила грубые ошибки в проведении собственной армянской политики, как внутри страны, так и на международной арене. В результате, по мнению князя, Россия вместо лояльного населения получила распространение среди армянского населения антироссийских настроений. Поэтому И.И. Воронцов-Дашков призывал изменить политику в отношении армян кардинальным образом. Нужно было заручиться поддержкой армян как внутри России, так и за ее пределами. Для этого следовало решительно осудить армянские погромы в Османской империи, прежде всего в Западной Армении. В случае новой войны с Османской империей лояльность армян Западной Армении могла стать важным условием победы российской армии. Россия должна была апеллировать к 61-й статье Берлинского трактата для реализации плана создания армянской автономии. Такие действия способствовали бы росту позитивных настроений по отношению к монархии и внутри России.
Следовательно, в ближайшей перспективе наместник на Кавказе допускал сохранение Западной Армении в составе Османской империи при условии гарантии прав христианского населения. С одной стороны, действия России в этом направлении непременно привели бы к резкой реакции великих держав и, возможно, к новой войне, к чему Россия еще не была готова. С другой – включение Западной Армении несло новые заботы империи, поскольку население региона было поликонфессиональным: наряду с армянами-христианами, там проживали турки и главным образом курды. «Дикие курды» могли принести России много неприятностей.
С конца 1911 г. наблюдаются первые признаки изменения внешней политики России по вопросу армянского национально-освободительного движения. Здесь свою роль сыграли неудачные закулисные переговоры между Россией и Османской империей в сентябре 1911 г. после начала итало-турецкой войны. Посол России в Стамбуле Н.В. Чарыков по заданию Министерства иностранных дел начал переговоры с великим визирем с целью изменения статуса черноморских проливов и получения концессий на строительство железных дорог. 15 декабря 1911 г. переговоры сворачиваются. Это было связано с утечкой информации и негативной реакцией европейских государств. Кроме того, в Санкт-Петербурге осознали нежелание Порты идти на какие-либо уступки России. В случае достижения договоренностей Россия, скорее всего, не стала бы акцентировать внимание на решении армянского вопроса, в то время ее больше интересовал статус черноморских проливов.
Весной 1912 г. в Санкт-Петербурге побывал эчмиадзинский католикос Геворг V после избрания на эту должность. Во время его встреч с высшими должностными лицами империи ему дали понять, что Россия намерена занять более активную позицию в деле защиты интересов армянского населения в Османской империи. Осенью 1912 г. посол России в Стамбуле М.Н. Гирс принял в своей резиденции армянского константинопольского патриарха, выслушав его доводы о необходимости улучшения положения армян в Османской империи. Посол дал благоразумный совет патриарху обратиться со специальным посланием в Министерство иностранных дел России. Свою активность не снижал и эчмиадзинский патриарх. В октябре 1912 г. Геворг V просил Николая II принять срочные меры по защите интересов армян в Османской империи. Следует отметить, что любое обращение к императору России, как правило, согласовывалось с соответствующими структурами империи. Поэтому сам факт их появления демонстрировал серьезные подвижки во внешней политике России по армянскому вопросу.
Одновременно при поддержке России идет создание Балканского союза, имевшего явную антитурецкую направленность. Итогом становится объявление 17 октября 1912 г. его участниками войны Османской империи, так начинается Первая балканская война. В этот же день представитель эмиадзинского каталикоса встретился с С.Д. Сазоновым, а 25 октября 1912 г. – с председателем совета министров В.Н. Коковцовым. Оба политика выразили сочувствие армянам Османской империи и подтвердили желание России и лично императора Николая II предпринять меры по улучшению их положения.
В данных условиях Россия решила активизировать армянский вопрос. Причины такой политики сформулированы министром иностранных дел С.Д. Сазоновым. Во-первых, это симпатии и сочувствие общественности и правящей элиты России к армянам Османской империи. В то время даже консервативные и националистические круги заявляли о поддержке армян. Во-вторых, вооруженное восстание армян в приграничных с Россией вилайетах могло дестабилизировать ситуацию и в российском Закавказье, так как армяне, проживавшие там, не смогли бы наблюдать спокойно за тем, как турецкие войска подавляют восстание. В результате Россия могла оказаться в состоянии войны с Османской империей, а это пока не входило в ее планы. В-третьих, о чем министр умалчивал, Россия стремилась упрочить свои позиции в Западной Армении на фоне, нарастающей экспансии Германии в Малой Азии. Западная Армения имела важное стратегическое значение для России. Она прикрывала подходы к Закавказью и к Северной Персии – зонам особых интересов России, подтвержденных соглашением с Великобританией в 1907 г. В-четвертых, в России, как и в других европейских государствах, после младотурецкой революции существовала надежда на разрешение армянского вопроса младотурками на демократической основе, но к 1912 г. эти иллюзии исчезли.
С.Д. Сазонов проанализировал положение армян в Османской империи. В лучшей ситуации оказались армяне, проживавшие в Стамбуле и в других крупных городах, занимавшиеся торговлей и другими видами деятельности. Некоторые преимущества получили армяне-униаты, они могли рассчитывать на защиту иностранных дипломатических представительств. В незавидном положении оказались крестьяне, жившие в Западной Армении, их жизнь со временем не только не улучшилась, но, наоборот, ухудшилась. Они подвергались двойному гнету: со стороны турецкой бюрократии и курдских помещиков, у которых они были вынуждены арендовать землю. Поэтому армяне не могли дальше терпеть преследования по этническому, религиозному и социальному принципам.
В конце ноября 1912 г. С.Д. Сазонов на встрече с послом Османской империи в Санкт-Петербурге заявил, что Россия осуждает резню армянского населения в Османской империи, тем более в районах, примыкающих к ее границам, и настаивает на предоставлении армянам широкой автономии. 24 декабря 1912 г. российский посол в Стамбуле М.Н. Гирс направил ноту в Министерство иностранных дел Османской империи. В ней говорилось, что Россия не допустит новых «эксцессов» в Западной Армении. С.Д. Сазонов понимал, что оптимальным вариантом было включение Западной Армении, по крайней мере ее большей части, в состав России, что было нереально в сложившихся международных обстоятельствах.
В Санкт-Петербурге понимали, что Россия не сможет действовать в одностороннем порядке, ей следовало заручиться поддержкой ведущих держав. Поэтому она обращается к европейским партнерам. Россия довольно быстро получила согласия Франции и Великобритании по поводу необходимости обсуждения плана широких реформ в Западной Армении. Отчасти эта инициатива была спровоцирована самой Портой, которая в условиях поражения от Балканского союза решила себя обезопасить на Востоке, предложив ряд реформ, не дававших армянскому населению реальной автономии. К тому же после начала Первой балканской войны армянские мужчины из Западной Армении призывались в действующую армию, что стало поводом для новой волны погромов армянских селений курдами. Весной 1913 г. Германия и Австро-Венгрия дали согласие на обсуждение проекта будущей реформы в Западной Армении, после чего с мая 1913 г. начались сложные переговоры, завершившиеся подписанием соглашения 8 февраля 1914 г.
И.В. Крючков. Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура. Материалы Х Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону), 2023 г.