События 11 сентября в США наглядным образом проявили уязвимость мирового сообщества перед вызовом, брошенным радикальными религиозными группировками и сетью международного терроризма. Для досконального понимания процессов становления и координации действий современных экстремистских и террористических группировок, действующих во многих регионах евразийского пространства, очень важно проследить историю их возникновения, а также вовлеченность в события, происходящие в конфликтных зонах. Несомненно, налаживанию тесных связей между радикальными исламскими группировками, действующими в разных странах, определенным образом способствовали «горячие точки», появившиеся на территории бывшего СССР и Югославии. Среди них конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Чечне и Боснии представляются ареалами взаимодействия и сотрудничества как между радикальными исламистскими группировками, так и между ними и властными структурами стран, покровительствующих им или же направляющих их действия. В этой связи затяжной конфликт вокруг Нагорного Карабаха представляется интересным с точки зрения изучения предпосылок для возникновения сети взаимодействия международных террористических группировок на Кавказе, в частности, в Азербайджане, где в лице властных структур эти силы находили надежную опору и покровительство для разворачивания своей деятельности.

Даже сегодня, когда в зонах кровопролитных конфликтов соблюдается хрупкое перемирие, все чаще дает знать о себе одна из разновидностей военизированной исламистской идеологии – моджахедский фактор. Это явно прослеживается на примере послевоенной Боснии. Часть арабских волонтеров – «воинов Аллаха», пришедших сюда воевать против сербов в 1992‑1995 гг., осела в стране, институционализируя свое присутствие смешанными браками. Другая часть приняла участие в чеченской войне, а третья присоединилась к формирующимся структурам «аль‑Каиды» в Афганистане.

Аналогичные процессы протекали в Азербайджане после подписания Бишкекского протокола и установления режима прекращения огня в Карабахе. На территории бывшего СССР именно в Азербайджане появились первые ячейки «аль‑Каиды», когда эта организация основала свое представительство в Баку и начала оказывать поддержку азербайджанским силам в их войне за контроль над Нагорным Карабахом.

Особую роль в распространении террористических действий по всему миру стали играть исламские радикалы, которые, после выхода советских войск из Афганистана, развернули свою деятельность в «горячих точках» евразийского пространства – в поисках новых «джихадистских войн». В первой половине 1990‑х гг. бывшие арабские моджахеды или, как их еще называют, «арабские афганцы», воевавшие в свое время против советских войск в Афганистане, совершили «конфликт‑круизы» по «горячим точкам» – Таджикистан, Карабах, Чечня, Босния и т.д. К 1992 г., получая финансирование от пакистанских спецслужб, Вооруженное исламское движение начало финансировать и обучать исламских террористов и боевиков в своих лагерях в Афганистане и Пакистане для ведения джихада по всему миру.

Кавказский регион, расположенный между горячими точками на Балканах и в Центральной Азии, превратился в перевалочную территорию. Азербайджан, Чечня и северные районы Грузии превратились в хорошо оснащенные военные базы для разнообразных радикальных группировок, развернувших свою террористическую деятельность против РФ, Республики Армении и НКР.

В недавно рассекреченных документах (датированных 1998 г.) Оборонной разведки США относительно планов «аль‑Каиды» на Северном Кавказе и в центральноазиатских республиках и раскрывающих цели, контакты, методы, а также финансирование и тренировочные базы аль‑Каиды, содержалась информация о наличии «прямого маршрута в Чечню из Пакистана и Афганистана через Турцию и Азербайджан».

Развертыванию террористической деятельности различных радикальных исламистских группировок как в Азербайджане, так и в Чечне в немалой степени способствовала турецкая сторона, точнее, турецкие спецслужбы, старающиеся таким образом добиться основных своих целей: ослабления российского влияния в регионе и ужесточения уязвимости безопасности Республики Армения и НКР.

В начале 1990‑х президент Чеченской Республики Ичкерия Дж. Дудаев совершил визиты в Турцию, в непризнанную Турецкую Республику Северного Кипра, а также ряд мусульманских стран Ближнего Востока. В ходе этих визитов ему удалось договориться о налаживании поставок оружия в Чечню. Уже к осени 1994 г. транспортные самолеты национальной чеченской авиакомпании выполняли челночные рейсы по маршруту Хартум‑Баку с необозначенным грузом. Оружие советского производства, закупленное Турцией в Восточной Германии, переправлялось авиатранспортом через турецкий город Битлис на азербайджанский военный аэродром «Насосная», расположенный недалеко от Баку. Одновременно активизировали свои действия в Чечне боевики турецкого и азербайджанского филиалов ультранационалистической организации «Серые волки», часть которых проходила обучение в лагерях подготовки турецких спецслужб.

Главные геополитические цели чеченских лидеров в кавказском регионе были обрисованы Джохаром Дудаевым в интервью турецкой газете «Заман» в марте 1994 года. Они сводились к следующему:

«Мой план предполагает создание союза кавказских стран, знаменующего объединенный Кавказ, направленного против русского империализма. Нашей главной целью было достижение независимости и свободы совместно с кавказскими республиками, которые в течение 300 лет были под гнетом России. После этого мы предложим вместе эксплуатировать богатые природные ресурсы и нефть Кавказа и транспортировать их через Турцию на мировые рынки».

В свою очередь, в развязанной против мирного армянского населения НКР и Республики Армения войне Азербайджан предпринял попытки привлечь наемников из исламских стран к участию в военных действиях.

Надо сказать, что террористические группировки и радикальные исламистские течения обосновались в Азербайджане еще до провозглашения страной независимости. Однако принято считать, что благодатная почва для деятельности таких организаций в Азербайджане возникла с приходом к власти Гейдара Алиева, который начал привлекать наемников из Афганистана, Пакистана, Турции и других стран для борьбы против карабахских армян. В этом вопросе Г. Алиев продолжил традицию своих предшественников, которая заключалась в использовании иностранной военной силы для разрешения Карабахского конфликта. Президенты Азербайджана пытались разрешить Карабахскую проблему и повысить боеспособность армии путем использования советских вооруженных сил или же иностранных наемников и военных инструкторов. Так, А. Муталибов «удачно» использовал советские войска для проведения политики этнической чистки в армянонаселенных северных районах Карабаха. В период правления президента А. Эльчибея азербайджанскую армию инструктировали военные советники из Турции, России, Пакистана и США.

Азербайджан также стремился использовать свои связи с исламскими странами, а также с радикальными исламскими организациями для дипломатической изоляции Армении и получения финансовой и военной помощи с целью продолжения военной кампании в Нагорном Карабахе.

Одним из удобных способов подавления сопротивления армян Нагорного Карабаха азербайджанские власти считали привлечение чеченских боевиков и афганских моджахедов в военные действия на карабахских фронтах в период с 1992 по 1994 гг.

Демоян Гайк. Турция и Карабахский конфликт в конце XX – начале XXI веков. Историко‑сравнительный анализ. – Ер.: Авторское издание, 2006.