Образование Республики Арцах, укрепление и развитие государственности в труднейшие военные и послевоенные девяностые годы ХХ века дают повод для возникновения многочисленных вопросов. Как случилось, что Азербайджан, который в течение 70 лет проводил антиармянскую политику, целенаправленно пытаясь изменить этнический состав Арцаха-Карабаха, так и не сумел подвергнуть ассимиляции население небольшой области? Как случилось, что в условиях жесткого режима СССР горстка народа смогла встать на защиту своего права жить независимо на родной земле?
А когда Азербайджан, всецело воспользовавшись военной и политической поддержкой кремлевских властей, развязал войну с целью задавить борьбу за национальное самоопределение и “зачистить” территорию Карабаха от армян, то потерпел позорное поражение. Каким образом была одержана победа над многократно превосходящими силами противника? Как в тяжелых экономических и военных условиях удалось создать демократическое государство, соответствующее базовым принципам международного права? Ответы на эти вопросы представляют интерес не только с исторической точки зрения, но и могут быть полезны как для укрепления уже достигнутых результатов, так и для дальнейшего развития.
Они помогут тем политическим силам, которые заинтересованы в урегулировании проблемы, правильно понять суть карабахского конфликта и найти адекватное решение. Ответы представляют ценность также для тех народов, которые встали на путь построения нового, независимого государства. Поднятые вопросы имеют свои исторические корни. И все военные успехи и достижения на политическом поприще неразрывно связаны с этими истоками. Искать какой-то феномен здесь не нужно, поскольку все – есть закономерный результат исторического развития. Во все времена перед лицом опасности – угрозой потери национальной идентичности и веры армян, все слои армянского народа, все общественно-политические силы находили свою сплоченность и отстояли свою самостоятельность. Именно так была достигнута победа над турками в Сардарапатском сражении 1918 г., ставшая основой восстановления армянской государственности. Именно так была одержана славная победа армянского оружия и в арцахской войне.
Эти победы имеют исторические правовые корни, о чем свидетельствует уникальный документ, созданный на этой земле еще 1500 лет назад и дошедший до нас полностью – Конституция царя Вачагана Благочестивого. Знакомство с этим поистине исключительным юридическим документом поможет осмыслить и оценить не только события прошлого, но и реалии нового времени. Как известно, в 387 г. после многолетних войн Армения была разделена между Византией и Персией. Западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть, включая Арцах, была присоединена к Персии. Армению превратили в марзпанство.
Чтобы еще больше ослабить Армению, от нее отделили восточные области Утик и Арцах, которые назывались восточным краем Армении и присоединили к территориям, населенными албанскими племенами, простирающиеся до Кавказских гор и находящиеся под господством Персии. Так была образована новая административная единица под общим названием Агванк (Албания), состоящая из двух несовместимых частей. К северу от реки Кура проживали десятки разрозненных малых племен, не имеющих ни экономической, ни языковой, ни религиозной общности. А Восточный край Армении, наоборот, имел единое население, неразрывно связанное между собой единством языка, веры, духовной и материальной культуры, общей историей.
Древние греко-римские историки свидетельствовали, что границей между Арменией и Албанией была река Кура. Изучение этих источников привело к такому же мнению одного из основателей историографии нынешнего Азербайджана Аббаса-Кулиага-Бакиханова: “Правобережье реки Кура до места слияния ее с рекой Аракс составляет границу Армении” (Гюлистан-Ирам, Баку, 1926 г., с. 8). Множество разобщенных племен населяли территорию севернее реки Кура до Кавказских гор, известную историкам древности под общим названием Албания, что означает Страна гор. Интересно, что до сих пор эта территория так и называется – Дагестан, что на местном языке означает Страна гор. Как и много веков назад, на этой территории живут десятки этнических групп. Именно из-за раздробленности это нагорье в 1920 г. было поделено между Россией и Азербайджаном.
После распада СССР народы, живущие на этой земле, отстаивают свое право на воссоединение. В частности, около миллиона разделенных в 1920 г. лезгин Азербайджана стремятся объединиться со своими соотечественниками в Дагестане. А 800 тыс. талышей на юго-востоке Азербайджана продолжают бороться за свое право на самоопределение. Эти попытки не только жестоко пресекаются Азербайджаном, но под запретом находятся и этнические наименования этих и других народностей, живущих в Азербайджане. Все официально называются азербайджанцами, точно так же, как в Турции многомиллионный курдский народ называют горскими турками. Итак, к югу от правого берега Куры были расположены области бывшего Армянского царства, население которого отличалось этническим единством.
Благодаря именно этому, на территории новообразованной административной единицы образовалось маленькое Армянское царство. Возглавил царство местный нахарарский род Араншахиков. Этому способствовало следующее обстоятельство. Благодаря народно-освободительным войнам второй половины V века против персидского ига, Армения приобрела полунезависимое положение, которое было закреплено армяно-персидским Нварсакским договором. Были восстановлены наследственные феодальные права армянских нахараров, право на содержание собственного войска, сбора налогов. Прекратились религиозные преследования, высшие должности в стране были снова отданы нахарарам.
Естественно, все завоеванные права распространялись и на род местных правителей Араншахиков. По свидетельству армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, династия эта берет начало от родоначальника армян Айка. Хоренаци пишет, что единое Армянское царство было создано в пределах территории распространения армянского языка и во всех областях назначались управляющие из рода патриарха Айка. Северо-восточная часть Армении простиралась от реки Аракс до правого берега реки Куры, включая провинцию Камбечан, расположенную на левобережье Куры.
Хоренаци рассказывает также, что управляющим этой огромной территории был назначен выдающийся потомок рода Айка – Аран (Мовсес Хоренаци, История Армении, книга вторая, глава 8). Общеизвестно, что в 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Но еще задолго до официального обращения страны в христианство, религия распространялась по всей Армении, в том числе в Утике и Арцахе. Учитывая военно-политическое значение распространения христианства в этих краях, первым епископом там был назначен Григорис – внук Григора Просветителя. И царь, и католикос понимали, что административно обособленные области нуждались в духовном единении и создали в марзпанстве Агванк армянскую церковную епархию, ставшую впоследствии католикосатом Агванка в составе Армянской церкви.
Позднее, по окончании строительства монастыря Гандзасар, фактически являвшимся духовным и политическим центром Восточного края Армении, Католикосат стал именоваться Гандзасарским. Во избежание путаницы исследователи всегда четко разделяли Армянский Агванк и собственно Агванк (Албанию). А. А. Цагарели, например, отмечает, что собственно Агванк (Албания) находится к северу от реки Куры, а Армянский Агванк – к югу (Грамоты и другие исторические документы 18- го столетия, относящиеся до Грузии, том 2, под ред. А. А. Цагарели, СПБ, 1902, с. 11, прим. 1). В документах, подписанных российским императором Александром первым, река Кура признана границей между Арменией и Албанией (Описание Кавказа с кратким историческим описанием Грузии, СПБ, 1805, с. 28). Официальные источники царской России всегда отмечали, что правобережье Куры - это армянские земли и “до последнего времени ими управляли армяне” (Акты, собранные Кавказской Археотрафической комиссией. Под ред. Ад. Берже, том 6, часть 1, 1874, с. 840). А русский исследователь 19 в. Николай Фроловский пишет следующее: “Исконные жители этой земли – армяне, а татары пришли с другой стороны Каспийского моря” (Обозрение российских владений за Кавказом, ч. 2, СПБ, 1836, с. 439).
Примечательно, что тюркские кочевники, привыкшие к пустынным условиям восточного побережья Каспийского моря, были ошеломлены пышной, цветущей, богатой зелеными пастбищами, лесами и садами природой Восточного края Армении. И они назвали эту землю Карабахом, что на их языке означает “большой сад” (Кара бах – большой сад, наподобие того, как Кара-Кум – большой песок, КараБогаз-Гёл – большое озеро и т.д.). С этого времени наряду с названием Арцах стало употребляться и новое – Карабах. Изменения этнического состава армянских территорий, находящихся на правом берегу Куры, нашли отражение и в азербайджанской историографии. В частности, историк Е. А. Пахомов пишет, что задолго до формирования ханских порядков здесь существовало сословие беков-земледельцев, которые и в дальнейшем сохранили свою независимость. Но наряду с этим из предводителей племен сформировалось и другое сословие беков – тюркско-татарское. Начиная с XVI века, иранские шахи Сефевиды успешно переселяли их в Закавказье (Е. А. Пахомов, О земельно-сословном вопросе Азербайджана, Баку, 1926, с. 1-2).
В середине XVIII в. персидский двор, стремясь эффективнее управлять Арцах-Карабахом, образовал там ханство. И чтобы персидская власть над христианским Карабахом была надежной, назначил ханом вождя одного из тюркоязычных кочевых племен Панаха. Ставший ханом, Панах стал заселять крепость Шуши и окрестности кочевыми племенами, исповедующими ислам, чтобы создать для себя социальную опору. Придворный историк Панаххана пишет, что кочевники стали настоящим бедствием для местного населения: они грабили жителей и угоняли скот, занимались разбоем, уничтожали посевы, вырубали сады. Один из известных историков Азербайджана В. Н. Левиатов писал, насколько разрушительными для экономики края были последствия этих бесчинств (В.Н. Левиатов, Очерки истории Азербайджана в 18 в., Баку, 1948, с. 54-55).
Безусловно, внедрение иноверного и иноэтнического элемента не могло не привести к изменению этнического состава края. Несмотря на такие изменения, как отмечает азербайджанский историк Гаси Абдуллаев, “в нагорной части Карабаха продолжали существовать армянские феодальные княжества-меликства” (Г. Абдуллаев, Азербайджан в 18 веке и взаимоотношения его с Россией, Баку, 1965, с. 25). К истории царства Восточного края Армении одним из первых обратился известный русский востоковед С. В. Юшков, подробно изучив труд Мовсеса Каганкатваци “История страны Агванк”. Чтобы было верно понято название этого источника, Юшков подчеркивает, что описанное в нем царство Агванка находилось на территории древней Армении и являлось обломком некогда великого Армянского царства. Интересен и тот факт, что Мовсес Каганкатваци неоднократно называет албанские племена “дикими”, а их вождей – “злыми” (книга 1, глава 25).
То есть, автор “Истории страны Агванк” – армянский историк, описывает родную страну, а агванские племена считает чуждыми и вражескми. Здесь следует отметить, что знание этнических названий и топонимов имеет важное значение для понимания исторических событий. В этой связи важно учитывать следующее. До 30-х годов ХХ века основным населением нынешнего Азербайджана, помимо русских и армян, были татары, таты, талыши, лезгины, цахури, аварцы, кавказские турки, курды, персы и другие этнические группы, которые в те годы официально были признаны именно под такими названиями. Начиная с середины 30-х годов, все этнические мусульманские группы стали называться азербайджанцами в соответствии с наименованием республики. Примечательно, что и до сих пор так называемые азербайджанцы сами себя именуют просто мусульманами. Фактически идентификация с названием “азербайджанец” попросту отсутствует. В начальный период формирования и провозглашения нынешней Азербайджанской республики она называлась Мусульманская Демократическая Республика Восточного Закавказья.
В дальнейшем, по совету влиятельных политических сил Турции, ее переименовали, дали новое имя, преследуя пантюркистские цели. Само название Азербайджан, как следует из официальных изданий этого государства, не имеет никакой этнической или исторической связи с территорией, занимаемой республикой. В научной литературе, изданной в самом Баку, можно прочитать следующее: “Название Азербайджан никогда не распространялось на земли севернее реки Аракс. Только в 1918 г. при распаде Закавказского комиссариата на Грузию, Армению и Восточное Закавказье, возникло предположение основать государство, объединяющее всех так называемых “азербайджанских тюрок” как России, так и Персии. Этому государству провизорно (временно) было дано название Азербайджан (по названию северной области Ирана)…
В состав Азербайджанской республики вошло только Восточное Закавказье, но название пришлось оставить за неимением лучшего, так как исторические имена Ширван, Арран и пр. указывают лишь на отдельные составные части этой республики (Е. А. Пахомов, Краткий курс истории Азербайджана, Баку, 1923, стр. 11). Важнейшим событием в истории армянского народа после принятия христианства стало создание нового армянского алфавита Месропом Маштоцем в 405 г.. Новый алфавит должен был стать средством не только развития культуры, но и средством сохранения политической и религиозной самобытности армянского народа. Как уже говорилось, в 387 году Армения была разделена на две части и находилась под властью двух крупных держав, каждая из которых пыталась ассимилировать армян, лишить армянский народ возможности восстановить независимость.
Учитывая эту опасность, при помощи царя Восточой Армении Врамшапуха и католикоса Саака Партева Месроп Маштоц создал новый алфавит. Письменности предстояло объединить разделенных на две части армян, “связать божественными заветами и сделать единым народом”,– напишет впоследствии любимый ученик Месропа Маштоца и его агиограф монах Корьюн. Месроп Маштоц стал открывать по всей Армении школы, где дети обучались новой письменности. Одним из первых он открыл школы именно в Восточном крае Армении, начиная с Амараса. В Арцахе, недалеко от села Верин Шен Шаумянского района и поныне сохранилось уникальное место паломничества, посвященное армянским письменам. Оно находится под сенью огромного платана, также считающегося священным. По преданию, это дерево посадил сам Месроп Маштоц. Святое место носит название “Гир хач”, что означает “Крест письменности”.
Образованное во второй половине V века армянское царство, достигло своего расцвета в период царствования Вачагана Благочестивого. Его деятельность подробно описана в “Истории страны Агванк” Мовсеса Каганкатваци. Царство Вачагана было признано персидским шахом. Мовсес Каганкатваци пишет, что “нахарары страны, объединившись, …взяли с собой в Персию мужа из царского рода своей страны бесстрашного, мудрого, ученого и благоразумного, ростом высокого и стройного Вачагана, возвели его на царский престол через Вагаршака, царя персидского” (Мовсес Каганкатваци, “История страны Агванк”, Книга первая, гл. 17). По велению персидского царя власть Вачагана распространялась на всю территорию новообразованной области, т.е., на Восточный край Армении и Албанию (об этом подробно см. Б.А. Улубабян, Княжество Хачена в 10-16 веках, Ереван, 1975, с. 61, на АРМ. яз.).
Благодаря бурной и плодотворной деятельности царя Вачагана прозвали Благочестивым. Как сообщает “История”, он “построил церквей по числу дней года, открыл много новых школ”. Вачаган построил церкви как на Восточном крае Армении, так и в Албании, т. е на всей территории своего царства. Многие из них до сих пор сохранились на Арцахской земле. А на территориях по левому берегу реки Кура армянские церкви в советские годы целенаправленно уничтожались азербайджанскими властями. Некоторые из них до сих пор находятся в разрушенном состоянии (фотоснимки приведены в настоящей книге). Венцом деятельности Вачагана Благочестивого стала созданная им Конституция, целиком сохранившаяся до наших дней. Примечательно, что и 1500 лет назад она так и называлась – Конституция (Sahmanadrutyun), была разработана и принята всенародно. По всем основным признакам этот уникальный документ можно считать воплощением демократии даже по нынешним меркам, учитывая, конечно, исторические условия.
Чем была вызвана ее необходимость, и как она была создана? Ответы на эти вопросы есть в “Истории страны Агванк”. После разделения Армении и ликвидации единого армянского царства, Персия (а также Византия в западной части Армении) предприняла все шаги, чтобы восстановление единства страны и государства не было возможным. Всячески поощрялись различные секты, были предприняты попытки раскола единой армянской церкви, сеялись распри в кругу местной армянской знати. Даже владения отдельных князей отобрали и раздали людям, не имеющим княжеских корней. Были расшатаны устои общественной жизни, обострились отношения между разными слоями населения. Подобная политика, как уже сказано, привела к тому, что армянский народ в едином порыве встал на защиту своих интересов уже в середине V века. В начале 480-х годов победоносное национально-освободительное движение увенчалось уже упомянутым Нварсакским договором. Персия была вынуждена изменить свою политику по отношению к армянам, занять более мягкую и лояльную позицию, иначе волна мятежей захлестнула бы и остальные области (такое отношение к армянам в Иране существует и сейчас).
Именно в этих благоприятных условиях влиятельные князья Восточного края Армении возвели на трон Вачагана. Весьма знаменательно, что царь Персии разрешил и свободу вероисповедания: “…могут исповедовать любую религию согласно своему волеизъявлению. Нельзя никого силой заставить принять огнепоклонничество” (Мовсес Каганкатваци, “История страны Агванк”, Книга первая, глава 17). Вачаган Благочестивый занимается строительством церквей, открывает школы для всех слоев населения. Во имя укрепления своего царства и устоев общественной жизни, упорядочения отношений между светской и духовной знатью, между разными слоями общества царь Вачаган берется за создание свода законов, вытекающих из исторических и государственных традиций армянского народа. В этом доблестном начинании примером ему служит деятельность католикоса Нерсеса Великого. В середине IV века ситуация как во внешней, так и во внутренней жизни Армянского царства Аршакидов была крайне напряженной. С целью укрепления правовых основ государства католикос Нерсес решает создать свод законов. Он изучает действующее правовое поле как самой Армении, так и других христианских государств и народов. На основании собранного материала он разрабатывает свод законов, в котором нашли отражение основные проблемы того времени: умеренное налогообложение, разрешение противоречий между разными общественными слоями и группами, исполнение законов. Эти законы были приняты церковным собором в 356 году в Аштишате.
Учитывая этот исторический опыт, царь Вачаган обращается за советом ко всем известным мыслителям Армении того времени – к ученому иерею Маттэ, к епископу Мамиконянов Абрааму и другим. Часть этих материалов сохранена в самой “Истории страны Агванк”. Об этом же свидетельствуют другие средневековые армянские историки. Историк ХШ в. Степанос Орбелян, например, пишет, что царь Вачаган обратился к епископу Сюника Петросу “со многими важнейшими вопросами и вескими задачами и получил ответы с подобающим решением” (Степанос Орбелян, История Сюника, Ереван, 1986, с. 120). Начинание Вачагана было реализовано в два этапа. Первый этап, говоря сегодняшним языком, был этапом разработки проекта законов. Второй этап был посвящен обсуждению и принятию законопроекта. Первый этап знаменателен тем, что Вачагану удалось подключить к работе передовых армянских мыслителей, собрать воедино исторические традиции и юридическую мысль не отдельного края, а всей Армении. Второй же этап исключителен сам по себе уже потому, что свод канонов был принят не указом царя, а представителями разных слоев населения. Кстати, председательствовал на собрании не сам царь, а один из князей – храбрый Вардан (М. Каганкатваци, книга 3, глава 10).
После разработки канонических норм царь созвал собор в своей летней резиденции Агвен, на котором присутствовали представители всех основных сословий армянского общества. Выражаясь сегодняшним слогом, можно сказать, что Вачаган сформировал высший законодательный орган страны. Участники общенародного собрания приняли Конституцию, дали торжественную клятву верности, поставили под документом подписи и закрепили их своими печатями. И лишь в конце была поставлена царская печать. Вачаган, взяв за основу свод канонических норм Нерсеса Великого, в некотором смысле поднял их на качественно новую ступень. В этом можно убедиться, сравнив эти два важнейших документа. Как и Нерсес Великий, Вачаган уделял огромное значение устранению противоречий между разными слоями населения, согласию и взаимодействию между духовной и светской знатью, облегчению налогового бремени и т. д. По Конституции, например, с неимущего нельзя было взимать налог . Вачаган, прежде всего, личным примером способствовал укреплению законности и правопорядка. Обращая людей на путь познания Бога, ведя непримиримую борьбу с разного рода сектами, в то же время “венчанный волею Божьей, Вачаган повелел собирать детей колдунов, чародеев, жрецов и отдавать их в школы, обучать божественной вере и жизни христианской, дабы утвердить их в исповедании Троицы, направлять по пути богопочитания их отцовский неверующий род” (Мовсес Каганкатваци, История страны Агванк, книга 1, гл. 18).
То есть, законотворческая деятельность Вачагана была более действенной, носила более практический характер. Хотелось бы обратить внимание еще на один важный аспект. Как уже говорилось, собор в Аштишате созвал Нерсес Великий. Он же и разработал свод канонов. И на то были свои причины. В те времена Католикос не только был главой Армянской церкви, но был и верховным судьей государства. Поэтому вполне объяснимо, почему именно он должен был заниматься укреплением правовых основ жизни общества. Но спустя почти полтора века инициатором создания новых законов становится царь. С помощью известных мыслителей своего времени царь разрабатывает каноны, формирует законодательное собрание, а на всенародном референдуме председательствует не он сам или католикос, а один из доблестных князей, хотя тогда тоже судебная власть государства была в руках церкви. Этот факт однозначно можно считать важнейшим шагом на пути формирования конституционного права в Армении.
Таким образом, Конституция царя Вачагана стала своеобразным прорывом, громадным скачком, имеющим неоценимое значение для развития конституционной мысли Армении. Конституция была не плодом труда великого мыслителя и не мечтой о будущем государственном устройстве, а официальным документом, всенародно разработанным и принятым. Конституция, принятая в Агвене, сыграла огромную роль в формировании и укреплении правосознания в Арцахе. Далеко не случайно, что в 12 веке именно в Арцахе, учитывая новые исторические условия, был создан новый свод законов. Как известно, после Вачагана была восстановлена армянская государственность Багратидами. Династия Багратидов привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъему. Но через века армянское царство Багратидов пало в 1045 г.
Вместо него были образованы отдельные мелкие царства и княжества. Одним из самых влиятельных и мощных было формированное в Арцахе Хаченское княжество, правители которых нередко были признаны как цари. По предложению князей именно Хачена выдающийся армянский мыслитель, правовед и богослов Мхитар Гош в 1184 г. пишет знаменитый “Судебник” (“Датастанагирк”). В конце этого бесценного труда Мхитар Гош оставил за поведь: “…боголюбимому и благочестивому князю князей Вахтангу, сыну Гасана, велю безошибочно отправлять заповеди этого “Судебника” (Мхитар Гош, “Судебник”, Вагаршапат, 1880, на арм. яз., стр.71). Именно благодаря тому, что “безошибочно отправлялись заповеди” этих принятых законов, на арцахской земле армянская государственность веками непрерывно продолжалась в различных формах. В 17 веке некогда могущественное АрцахскоХаченское княжество было уже раздроблено на несколько мелких княжеств – меликств в составе Персии. Каждый мелик был небольшим царем: имел свои земли, содержал войско, собирал налоги, действуя на основании законов, “безошибочно отправлял заповеди законов”, в соответствии с национальными традициями и интересами. В первые десятилетия 18 века Персия переживала тяжелый политический кризис, была охвачена междоусобными войнами.
Пользуясь этим, Турция и Россия стремились завладеть территориями, принадлежащими Персии. У армян вновь вспыхнула надежда на восстановление своей государственности и независимости. С этой целью велись тайные переговоры с Россией, являющейся единственным влиятельным христианским государством, с которым у Армении совпадали интересы, к тому же географически расположенным ближе к границам Армении, чем другие христианские государства. О планах России становится известно британскому посольству в Константинополе, которое не только ставит в известность турецкие власти, но и подстрекает турецкое правительство незамедлительно выдвинуть войска на границу с Персией, чтобы предотвратить завоевание Россией Армении, Грузии и Персии (О.П. Маркова, Россия, Закавказье и международные отношения в 18 веке, М., 1966, с. 19-30). В это непростое время меликам Арцаха удается защитить свою землю от врагов. Источники свидетельствуют, что “…они стойко стоят на защите своей земли, особенно молодежь, которая победила множество врагов” (Армяно-русские отношения, том 2, часть 2, Ереван, 1967, с. 27-28). Армянские мелики Арцаха с целью сопротивления внешним врагам организовали в горах укрепленные военные лагеря – сгнахи, вели упорные бои с вторгшимися в Закавказье турецкими захватчиками и одерживали блестящие победы.
В 1724 году в качестве посла царского двора в Карабах прибывает Иван Карапет. Он встречается с меликами и обещает, что Россия поможет восстановить армянскую государственность. Иван Карапет был поражен военной мощью этого маленького горного края и ее природными богатствами. В докладной российскому двору он пишет: “Каждая деревня – крепость… сплошные горы и леса… дороги преградил мелик Есаи… Есть такие места, где 5 стрелков могут противостоять пяти тысячам человек” (Армяно-русские отношения, том 2, часть 2, Ереван, 1967, с. 185-187). Этот горный край был богат и рудниками, и мастеровыми. Боевые отряды были хорошо вооружены. Но все прекрасно понимали, что их сила – в единстве, и для того, чтобы восстановить армянскую государственность, необходимо объединить все мелкие княжества и меликства. С точки зрения современной политической жизни интересен один исторический факт, который в полной мере отражает причины тревоги и глубоких раздумий армянского народа о судьбе своей страны как в далеком прошлом, так и в настоящем. В 1725 году Османская Турция стремилась подчинить себе все Закавказье. Трое турецких пашей со своими конницами вторглись в Карабах, но были наголову разбиты армянскими меликами. Двое из турецких пашей были убиты, а третий, Салах, был взят в плен.
Пленник признался, что цель Турции – завоевание всех территорий до Северного Кавказа, а единственным препятствием на этом пути для них являются армяне, поэтому армянский народ должен быть истреблен. “Армяне должны быть уничтожены, чтобы открылась дорога на Баку и Дербент”,объясняет турецкий паша (Армяно-русские отношения, том 2, часть 2, Ереван, 1967, с. 249). После такого чудовищного заявления становится ясно, что даже объединение всех сил не будет достаточным для противостояния врагу, Армении нужен мощный и влиятельный союзник. С этой целью ведутся активные переговоры с Россией, для которой, в свою очередь, подобная позиция армян была весьма выгодной. В планы Российской империи как раз входило и расширение своего влияния в Закавказье. Но Россия и Турция ведут длительные секретные переговоры в 1722-1724 гг., чтобы не воевать, а мирно разделить между собой персидские владения. В 1724 г. они подписывают Константинопольский договор о разделе персидских владений в Закавказье. России отошли прикаспийские города и провинции, а Турции, кроме всего прочего, - территория Армении. Этим договором Россия предала интересы армян. В то же время в России понимали, что пророссийская ориентация армян имеет огромное значение для укрепления позиций Российской империи на Кавказе.
Поэтому Россия продолжала всячески обнадеживать армян, не выполняя, но и не отказывая в их просьбе, заняв выжидательную позицию: вдруг ситуация изменится и можно будет что-то предпринять в соответствии с обстановкой. Исходя из этого, русское военное командование решает “… провести обманные маневры, создать видимость передвижения русских войск, воодушевить армян… дать священную надежду” (Армяно-русские отношения в 18 веке, том 3, Ереван, 1978, с. 20). Без союзников, уповая лишь на себя, армяне Арцах-Карабаха неимоверными усилиями защищают свою землю. 16 августа 1725 г. посланник русского двора с удивлением и восхищением пишет в докладной: “Такого храброго и сильного народа, как армяне Карабаха, нет нигде… есть 12 тысяч всадников, все вооружены ружьями и мечами, все стоят наготове. Один бог знает, сколько еще есть воинов без коней… и все имеют оружие… каждый день изготавливают 10 ружей” (Армяно-русские отношения, том 2, часть 2, с. 255, 266).
Чтоб было понятно, какой серьезной силой это было в те времена, достаточно сказать, что в соседней Грузии, спустя 80 лет после описываемых событий, войско было вооружено кизиловыми палками, “из десяти человек только двое имели ружья” (Акты Кавказской археографической комиссии, том 1, Тифлис, 1866, с. 124). Знаменательно, что судьбоносные вопросы, как и Вачаган в свое время, мелики выносили на всенародное обсуждение. Многочисленные факты свидетельствуют, что традиции правового государства, заложенные царем Вачаганом, были продолжены последующие века, в том числе в 17-18 веках. В качестве подтверждения можно привести в пример письмо, которое было вручено послу русского двора Ивану Карапету в 1726 г. Письмо подписали “спарапет (воевода) Гюлистана Абраам, священник Меликсет, сын Навасарда Саргис, сын Мосеса Мирзахан…”, а также 26 крестьян, которые дали клятву “выполнить все условия, изложенные в письме” (Армяно-русские отношения в первой трети 18 века. Сборник документов, том 2, часть 2, Ереван, 1967, с. 282).
То есть письмо, посланное в Россию, было составлено всей общиной, следовательно они все вместе несли ответственность за судьбу своей земли. Только благодаря такой сплоченности было возможно противостоять внешним угрозам. Едва ли не самым важным фактором силы края можно считать и то обстоятельство, что в Арцахе не было крепостного строя. Крестьянин считал себя хозяином земли и веками защищал ее любой ценой. Здесь стоит вспомнить один интересный исторический факт: в 1766 г. мелик Гюлистана Овсеп находился в Геташене. Он распустил свое войско, чтобы воины отдохнули, вернулись к своим семьям, занялись сельскохозяйственными работами. При себе он оставил лишь отряд из 40 человек. Об этом узнает хан Гандзака Шахверди и атакует мелика. Малочисленный отряд мелика успешно оборонялся. Овсеп сразу разослал весть о нападении и приказал, чтобы солдаты вернулись. Войско незамедлительно собирается и дает сокрушительный отпор врагу, а затем преследует их до крепости Гандзак. Шахверди хан был вынужден послать щедрые подарки и предложить перемирие. (Книга протоиерея Гюта Аганянца “Диван армянской истории”, т. 1-2, Тифлис, 1899, с. 664, на арм. яз.).
Так быстро могли собраться и одержать победу лишь люди, которые самоотверженно защищают свою землю. Подобной организованности сегодня могли бы позавидовать многие армии мира, равно как героизму и преданности. Этому научить невозможно. Это осознанное поведение свободных людей, которое имеет свои вековые корни. Это поведение передавалось из поколения в поколение. В жестокой арцахской войне 1988-1994 гг. армия противника, оснащенная самой современной военной техникой, почти в 40 раз превосходящая в численности, не смогла победить. Перед малочисленными отрядами самообороны Карабаха в панике бежало огромное количество азербайджанцев, потому что их не связывала с этой землей ни историческая память, ни чувство привязанности к этой земле.Национально-освободительное движение 1720-х годов так и не получило поддержки со стороны России, и армянам так и не удалось достичь своей главной цели – восстановления единой государственности. Однако, ведя непримиримую самоотверженную борьбу против агрессора, мелики Карабаха тем самым препятствовали продвижению Турции, что, несомненно, было крайне выгодно Персии.
Поэтому, когда ситуация несколько стабилизировалась, армянские меликства Карабаха получили от Персии значительные льготы и весьма широкие полномочия. Надежда на освобождение армянского народа от турецкого и персидского ига вновь возродилась с приходом к власти императрицы Екатерины. Выдающемуся русскому полководцу А. В. Суворову было поручено подробно изучить возможности расширения границ Российской империи к югу. Карабахские мелики, в свою очередь, вели активные переговоры с Россией. Суворов убеждается в том, что мелики представляют из себя весьма внушительную военную и экономическую силу и могут оказать существенную поддержку при продвижении русского войска. На карте Армении Суворов собственноручно пишет: “Карта Древней Армении с показанием нынешнего жительства армян под собственными их правителями, называемыми мелики в провинции Карабах, разделяющейся на пять сгнахов-кантонов, на карте назначены красной краской” (А. В. Суворов, Документы, том 2, Москва, 1951, с. 224-225).
В рапорте, адресованное Екатерине Второй, князь Г. А. Потемкин 19 мая 1783 г. предлагает: “…При удобном случае область, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам” (Армяно-русские отношения в 18 веке, сборник документов, том 4, Ереван, 1990, с. 241). Влиятельнейший князь Г. Потемкин одновременно дает приказ генералу П. Потемкину. “… После сего Карабах составит независимую кроме России никому область. Вы тут употребите все старания, чтобы новая сия область устроилась наивыгоднейшим образом для народа. Через сие и прочие армянские провинции или последуют их, или же большим числом приходить будут в Карабах” (там же, стр. 241). Но этим надеждам также не суждено было сбыться. Карабах был присоединен к России лишь в 1805 году. После присоединения к Российской империи были упразднены ханские и меликские порядки, но наследники меликов сохраняли свои феодальные права вплоть до установления советской власти в 1920 г.
А в советские годы группы армянских – арцахских деревень составляли отдельные районы в составе Азербайджана и продолжали управляться армянами (Шамхорский, Дашкесанский, Ханларский, Шаумяновский). Когда в 1917 г. в России было свергнуто самодержавие, создано Временное правительство, а затем большевики, свершив революцию, пришли к власти, на территории огромной бывшей империи лишь в Арцахе объединились все политические силы. Продолжая традиции, заложенные Вачаганом Благочестивым, они отбросили в сторону внутренние разногласия, создали народное правительство и встали на защиту коренных интересов края. В 1918-1920 гг. весь Арцах-Карабах входил в состав Армянской республики, что было отражено в государственном законе от 25 мая 1920 г. Хотя в те годы между новообразованными республиками Южного Кавказа не были решены вопросы границ, но приведенный факт негласно принимали и азербайджанские власти, и большевистская Россия. К сожалению, в 1920-1921 гг. большевистские власти, стремясь укрепить свои позиции как на Южном Кавказе, так и на международной арене, вступили в сговор с Турцией.
В результате сделки между большевистской Россией и кемалистской Турцией армянская область Карс оказалась в составе Турции, а Нахичеван и Карабах на правах автономии были включены в состав Азербайджанской республики. Веками унаследованное правовое сознание, безграничная любовь к своей земле и чувство ответственности за судьбу будущих поколений помогло армянам почти 70 лет противостоять последовательной и преднамеренной антиармянской политике Азербайджана, нацеленной на изгнание армян со своей же территории. В 1988 г., когда обстановка чрезвычайно накалилась, Совет народных депутатов НагорноКарабахской автономной области (НКАО) принял решение о выходе НКАО из состава Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армении, Азербайджан воинственно отреагировал на это решение, организовал погромы армян в Сумгаите, Баку и в других местах. Кремлевское руководство, поддерживая Азербайджан, откровенно было настроено против карабахского самоопределения. Но даже в этой сложной ситуации, когда и советское руководство, и Конституция СССР исключали возможность права народа на самоопределение, армяне Арцаха действовали исключительно в рамках закона.
И это дало свой результат. В 1989 г. по решению советского правительства, в НКАО впервые в СССР было введено прямое управление с образованием Комитета Особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью. Это было новой ступенью в истории государственности Карабаха, которая до сих пор не оценена по достоинству. А потом был 1991 год, когда в рамках советского законодательства была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. Легитимно созданное государство не только стало независимым, но и смогло защитить свой суверенитет в жестокой кровопролитной войне, развязанной Азербайджаном. Уже 20 лет НКР защищает свои границы, развивает культуру и экономику, день за днем укрепляет государственные демократические институты. И в процессе становления правового государства не последнюю роль играет конституционное сознание, имеющее 15-вековую историю. Подписанное в 1994 г. между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией Соглашение о прекращении огня создало относительное перемирие в зоне карабахского конфликта. Азербайджан периодически нарушает режим прекращения огня, но НКР уверенно отражает все посягательства противника, защищая свою национальную безопасность. Как бы странно это ни звучало, но сохранению режима перемирия способствует и то обстоятельство, что на границе, вернее, по линии фронта, с двух сторон были проведены этнические чистки.
Как говорится в народе, нет худа без добра. Эта жестокая политика дала добрые плоды. В связи с этим хотелось бы напомнить следующее. Еще в конце 19 в. европейские исследователи, изучавшие положение христианских народов в Османской империи, проблему истребления армян, греков и других народов, исповедующих христианство, писали: “Другие народы, развиваясь, становятся все лучше и лучше, турки же становятся все хуже и хуже… против зла, которое невозможно изменить к лучшему, есть только одно средство: искоренить его” (Л. А. Камаровский, Восточный вопрос, Москва, 1896, с. 12, с. 16). Все последующее развитие истории показало, насколько верны были эти слова. Ситуация не изменилась ни в течение 19-20 веков, ни даже в начале 21-го. В этой связи нелишне вспомнить истребление христианских народов в Турции в 19-20 веках, геноцид армянского народа в 1915-1923 годах. Сэмьюэл Хантингтон, рассматривая современный мир в глобальном контексте столкновения цивилизаций, приходит к выводу, что “границы ислама обагрены кровью и, наверное, такими и останутся” (подробнее см. Левон Ширинян, Самобытность армянской цивилизации сквозь призму гипотезы Хантингтона, Вопросы политологии, Ереван, 2010, с. 12).
Сколько бы мировые политические силы ни закрывали на это глаза, тем не менее, факты – вещь неумолимая. Об этом свидетельствуют кровопролитное противостояние албанцев и сербов в Косово, арабо-израильский конфликт и т. д. Без признания этой суровой реальности бессмысленно и даже опасно искать пути разрешения карабахской проблемы. Вачаган Благочестивый правил с середины 480-х годов до 510 г. Его имя и деяния навечно вписаны в историю армянского народа. О нем сохранилось множество народных преданий. Образ Вачагана увековечен в армянской сказке “Анаит”, обработанной Газаросом Агаяном. До сих пор во дворе монастыря Джрвштик (св. Егише аракяла) в Мартакертском районе НКР стоит его мавзолей. По всей видимости, там и находилась летняя резиденция царя Вачагана Агвен. Есть веские основания считать, что так и было на самом деле. Она находилась недалеко от столицы Партав, в труднодоступном месте. В далекие времена на заре распространения христианства, проповедники веры подвергались жестоким гонениям. Очевидно, что в этих условиях прах первого проповедника Егише был погребен в самом труднодоступном месте Джрвштик. Очевидно также, что благочестивый царь построил свою резиденцию рядом с этим святым местом на вершине скалистого утеса, окруженного непроходимыми лесами, высокими холмами и глубокими ущельями.
Царь, который всю жизнь заботился о строительстве церквей и школ, и в своей резиденции имел часовню и школу, о которых напоминают сохранившиеся, но, увы, не в полной мере изученные строения на данной территории. После падения царства с годами летняя резиденция Вачагана Агвен превратилась в монастырь. В монастыре, который был назван в честь легендарного проповедника Восточной Армении Святого Егише (Елисея), захоронен и царь Вачаган. По всей территории от монастыря до исторического Гюлистана есть бесчисленное количество полуразрушенных церквей, останки поселений, которые до сих пор не исследованы должным образом. Величественные башни и стены крепости-монастыря Джрвштик-Святого Апостола Егише, церковь и колокольня, а также некоторые пристройки достаточно хорошо сохранились до наших дней. Особенно поражает мавзолей царя Вачагана. В 1286 г. рядом с мавзолеем была построена церковь. На лицевом камне мавзолея написано: “Здесь покоится царь Вачаган…”. С божьей милостью церковь эта построена католикосом Семеоном в 1286 г. (Свод армянских литографий, вып. V, Арцах, составил С. Бархударян, Ереван, 1982, с. 110).
Сохранился и скульптурный памятник царя, гордо восседающего на коне, с короной на голове, с символом царской власти в руке. Не только в армянской, но и в мировой истории не так много примеров, когда усыпальница царя, его скульптура, наследие на родном языке сохраняются 1500 лет. Воистину надо обладать высочайшими достоинствами, чтобы на протяжении многих веков народ так свято чтил память о великом человеке. Сохранился также родник царицы Анаит, жены Вачагана, который является уникальным подземным сооружением. По проложенным еще в те давние времена подземным трубам вода течет с двух разных сторон и, соединившись под землей же, выходит в наружу через каменное строение. Органы государственной власти Азербайджана, начиная с 1920-х годов, активно стали использовать антирелигиозную политику советского режима в антиармянских целях. Повсеместно стали закрываться армянские церкви, имущество конфисковалось, верующие подвергались преследованиям. В эти тяжелые дни протоиерей Гюлистанской церкви Овасап, беспокоясь за будущее, решает провести опись всех церквей и монастырей региона, церковного имущества, записать самые важные сведения. В докладной, посланной в 1924 г. в Эчмиадзин, есть и запись о литографии мавзолея Вачагана Благочестивого, а также дополнительная информация (Национальный архив Армении, фонд 149, список 1, дело 119, л. 43).
Овасап пишет, что в окрестностях резиденции царя Вачагана, ныне монастыря св. Апостола Егише, были три села, названные в честь дочерей Вачагана - Блхана, Дастакерт и Магтагис. Первое давно превратилось в руины, второе село еще до конца прошлого века было населено, но также пришло в запустение. А третье село – Магтагис – существует и ныне, в 5-6 километрах от монастыря. В 1992-1993 гг. Мартакертский район был захвачен Азербайджаном. Но даже за короткий период оккупации “бравые” азербайджанские вояки успели разрушить бесчисленное множество памятников вековой армянской культуры, взорвать величественную церковь Гюлистана, которую и сегодня можно увидеть с линии фронта невооруженным глазом. Они осквернили и мавзолей Вачагана Благочестивого. Великолепное строение высотой почти в 5 м. осталось в сохранности, но надгробная плита была перевернута, могила разворочена. Видимо, горе-кладоискатели пытались найти драгоценности, не понимая, что самая большая драгоценность – это Конституция царя Вачагана, оставленная в наследие потомкам. 1500 лет прямым или косвенным образом Конституция способствует формированию правосознания, укреплению правопорядка и главной цели – защите армянской земли. 1500-летний памятник армянской юридической мысли и сегодня продолжает служить исконным хозяевам этой земли.
Остается надеяться, что теперь, когда ничто не может помешать его доскональному изучению, Конституция эта найдет свое достойное место в истории правовой научной мысли Армении. Однако паломничество к гробнице Благочестивого царя продолжается 1500 лет… Полный текст Конституции сохранен в “Истории страны Агванк” Мовсеса Каганкатваци. В Ереване, в Институте древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца хранятся многочисленные рукописи “Истории страны Агванк”, датированные разными веками.
Ким Каграманян.
Конституция царя Вачагана. От Арцаха до Арцаха. Составитель Армен Давтян. Ереван. 2017 г.