Упомянутый нами указ Верховного совета СССР от 28 ноября 1989 года, призванный обеспечить меры по нормализации обстановки в регионе, был принят в условиях качественно нового этапа дестабилизации социально-политических взаимоотношений в Закавказье. Соответственно, реализация его в любой форме должна была привести к качественно новому режиму в регионе. Данный указ был подкреплен последующим указом Президиума Верховного совета СССР «Об объявлении чрезвычайного положения в НКАО и некоторых других районах» от 15 января 1990 года. Этим указом вся власть в районе Нагорного Карабаха перешла реально в руки созданного Оргкомитета, поддерживаемого силой оружия постоянного контингента войск. Все гражданские свободы были ограничены.
Для того, чтобы получить достаточно ясную картину взаимовлияний различных факторов в регионе в 1990-91 годах, на фоне которой происходило становление вооружённого сопротивления в Нагорном Карабахе и набирало силу движение за независимость в Армении и Азербайджане, целесообразно привести наиболее характерные проявления военно-политических процессов и их комплексное развитие на протяжении указанного нами периода. С этой целью мы могли бы выделить следующие важнейшие составляющие процессов, определяющих целостную картину взаимоотношений в регионе:
1. Конец 1989 года выделялся резким подъёмом массовых выступлений в Азербайджане, имеющих ярко выраженное антиармянское и антиправительственное направление. На митингах в Баку выдвигались требования «похода на Карабах», вылившиеся в массовые наступления на Шаумянский район. Параллельно назревали массовые погромы армян в Баку. Одновременно, шло усиление влияния Народного фронта Азербайджана, ставшего реальной угрозой правящему коммунистическому режиму. Качественно новым явлением стали массовые акции разрушения государственной азербайджанской границы на иранском участке. Данная акция Народного Фронта Азербайджана под названием «Живая стена» проходила с 4 декабря 1989 года по 4 января 1990 года.
2. В Нагорном Карабахе к концу 1989 – начала 1990 гг. оформились открытые вооружённые столкновения между армянскими и азербайджанскими вооружёнными формированиями. Первым актом такого столкновения, ознаменовавшего наличие официально признанных центральными властями СССР неконституционных вооружённых формирований, было военное противостояние у села Манашид Шаумянского района 12 января 1990 года. Данный акт нападения специально организованных вооруженных групп азербайджанцев на армянское село с целью его захвата знаменателен тем, что здесь впервые с азербайджанской стороны было применено автоматическое оружие. В этом отношении указанный акт стал завершением периода «охотничьих ружей», характеризующего начальный этап становления военного сопротивления.
3. В Нагорном Карабахе к указанному периоду окончательно оформилась картина «территориального сепаратизма», характеризующаяся полным организационным размежеванием армянского и азербайджанского населения края и абсолютной взаимной блокадой армянских и азербайджанских поселений. При этом, характерной чертой являлся процесс массового заселения азербайджанских поселений переселенцами извне и массовое строительство в этих поселениях. Соответственно, проводился курс на парализацию развития армянских поселений путём их полной блокады. Сложившаяся ситуация позже послужила основой для её легитимизации, что было сделано 21 апреля 1990 года указом президиума Верховного совета Азербайджанской ССР «О частичных изменениях в административно-территориальном делении районов НКАО и г.Степанакерта». Этим указом стратегически важные азербайджанские населённые пункты получили статус самостоятельных административных единиц, для которых была определена возможность для интенсивного развития.
4. С началом осени 1989 года Армения стала периодически подвергаться железнодорожной и автомобильной блокаде со стороны Азербайджана. Очередной этап блокады начался 27 ноября, непосредственно до выхода указа Верховного совета СССР от 28 ноября 1989 года. 24 января впервые остановилась и железная дорога, ведущая из Грузии, в связи с подрывными акциями на её участке. Одновременно, в Ереване продолжались массовые митинги протеста против действий азербайджанских властей и в поддержку требований по обеспечению безопасности Нагорного Карабаха.
Приведённые нами важнейшие характеристики политической ситуации в регионе наглядно описывают имевшуюся тогда тенденцию к усилению противостояния. Закономерной кульминацией развития процессов стали события в Баку 13-19 января 1990 года, после которых ситуация перешла в совершенно новое качество. Резня армян в Баку и разгром антиправительственного движения силами введённой в Баку Советской Армии 20 января, восстановление контроля советских войск на границе Азербайджана с Ираном, ввод режима чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе вызвали новую волну трансформаций в социально-политических процессах региона.
Важнейшими, на наш взгляд, составляющими этого процесса стали:
1. Создание Штаба национального спасения в Ереване и призыв к вооружению со стороны комитета «Карабах».
2. Появление антироссийского (антисоветского) движения в Азербайджане.
3. Становление организованного вооруженного сопротивления в условиях режима чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе.
Приведённые акты качественной трансформации взаимоотношений в регионе положили начало новому этапу, характеризовавшемуся полным поворотом вектора взаимоотношений в сторону конфронтации народных движений в Армении и Азербайджане с центральными властями и Конституцией СССР.
В Азербайджане началось противостояние с советскими вооружёнными силами, дислоцированными на территории страны. 34 тысячи членов семей советских офицеров и прапорщиков были вывезены в Россию. Властвовавший коммунистический режим вынужден был сменить объявленного предателем в Азербайджане первого секретаря ЦК Абдурахмана Везирова. К власти пришел Аяз Муталибов. Таким образом, коммунистический режим был сохранён, а движение Народного Фронта Азербайджана разгромлено. Совершенно по иному сценарию развивались события в Армении. Взятый здесь Движением курс на вооружение привёл к интенсивной консолидации различных вооружённых формирований, в результате началось формирование масштабной ополченческой структуры – Армянской Освободительной Армии.
Непосредственно начались столкновения на границе с Азербайджаном (Нахиждеванский участок, Ерасх). Поскольку разоружению подверглись все республиканские силовые структуры, реальная власть действовавшего коммунистического режима в Армении опиралась в тот период исключительно на силу советских войск, дислоцированных в республике. Необходимо отметить, что все попытки разоружения ополченческих соединений завершились безрезультатно.
Началось открытое противостояние народного движения и действующей власти. Одновременно сложилась ситуация противостояния различных вооружённых формирований. В этих условиях ни одна общественно-политическая структура не контролировала полностью аморфную внутриполитическую ситуацию. Интенсивно предпринимались разрозненные попытки координации внутриполитических взаимоотношений. Лидеры вооружённых формирований самостоятельно стремились создать координационный орган. Комитет «Карабах», еще в 1989 году оформившийся в Армянское Общенациональное движение, интенсивно терял популярность и проводил курс на отмежевание от действующих вооруженных формирований. Одновременно, он создавал свою вооружённую структуру. Аморфность ситуации имела тенденцию к усилению. Армянское общество стояло на грани «междоусобных» войн.
Ситуация в Армении качественным образом начала меняться лишь после выборов в Верховный совет, когда по результатам нескольких туров голосования в период с 20 мая по 29 июля 1990 года к власти пришло Армянское Общенациональное Движение. Власть коммунистов была упразднена. Появились условия для обеспечения стабильности в обществе. Сами выборы явились ярким свидетельством отсутствия достаточного контроля Армянского Общенационального Движения над ситуацией в республике, а также резкого падения доверия к этому движению в народе к середине 1990 года. На первый тур голосования пришли лишь 60,4% избирателей и было избрано лишь 37,4% депутатов. Понадобилось еще несколько туров голосования, чтобы только 29 июля набрать необходимый кворум, позволяющий созвать первую сессию Верховного совета.
Ситуация полного хаоса в армянском обществе накануне выборов 20 мая и полного отсутствия контроля какой-либо политической силы, в том числе, правящего коммунистического режима, подтверждается в речи лидера коммунистов того периода Владимира Мовсисяна. На совещании республиканского партхозактива 17 апреля в Ереване он отметил, что «мы стоим перед новой бедой – налицо опасные тенденции внутреннего национального раздора, которые могут привести к гражданской войне... Общенациональное движение распалось на отдельные направления, противостоящие друг другу ... интеллигенция также находится на позициях «нейтралитета»».
Специфическим путём развивались события в Нагорном Карабахе. Утвердившийся здесь с 15 января 1990 года режим чрезвычайного положения более чем на два года установил действие карательного механизма, практически полностью изолировавшего область от внешнего мира. Как указывалось, для реализации режима в Нагорном Карабахе был создан специальный Оргкомитет с функциями восстановления конституционного порядка. Предполагалось создать условия для восстановления областных властей под полной эгидой Азербайджанской ССР.
Данный Оргкомитет, в реальности, был подчинён тогдашнему второму секретарю ЦК компартии Азербайджана, известному функционеру Виктору Поляничко. Проводимая в течение полутора лет силовая деятельность под флагом восстановления конституционных порядков сама по себе способна была направить Карабахское движение по пути силового сопротивления конституционным порядкам, а соответственно – по пути борьбы национально-освободительного типа.
Чтобы уловить внутреннюю логику трансформации форм борьбы карабахцев, необходимо привести короткую характеристику деятельности указанного режима, а также реакции на нее со стороны карабахцев.
Развитие деятельности режима проходило через следующие этапы:
1. Операции по изъятию оружия у населения и установление паспортного режима. Эта функция в реальности привела к массовому насилию против мирного населения со стороны войск МВД, а также к искусственному поощрению насилия азербайджанцев против армянского населения. Последнее осуществлялось преимущественно путём передачи арестованных армян в руки азербайджанских правоохранительных органов. Яркими примерами являются групповые аресты в армянских сёлах, в частности, насилия в армянских селах Агбулак и Даграз Аскеранского района 21 июня 1990 года под предлогом проверки паспортного режима.
2. Реализация положений решений государственных органов Азербайджанской ССР по Нагорному Карабаху. Интенсификация программ по строительству в азербайджанских населённых пунктах. Подобная функция режима создавала условия для реализации некоторых важнейших политических акций. Такими акциями явились:
- вышеупомянутый указ ВС Аз. ССР от 21 апреля 1990 года, предполагавший изменения административной структуры НКАО;
- решение Верховного совета Азербайджанской ССР об упразднении автономного статуса НКАО от 23 ноября 1991 года;
- решение о придании стратегически важному населённому пункту Ходжалу статуса города;
- занятие степанакертского аэропорта азербайджанской милицией 17 октября 1990 года.
В период с июня 1990 года по июнь 1991 года в азербайджанских населённых пунктах было построено около 600 домов и квартир, куда были переселены азербайджанцы из-за пределов Нагорного Карабаха с целью изменения демографической картины.
3. Качественно новыми акциями стало открытое принуждение к насильственному переселению армянского населения сел Камо и Азат Ханларского района. 9 марта 1990 года население этих сел вынуждено было покинуть села. С 29 августа начались периодические ультиматумы населению армянских сел Геташен и Мартунашен Ханларского района с требованиями покинуть село.
4. Парализация транспортного сообщения НКАО с Арменией. Разрушение основ экономики.
Важно отметить массовые хищения скота из хозяйств НКАО организованными и вооружёнными отрядами азербайджанской милиции, массовые поджоги хлебных полей и указанный факт перевода под контроль азербайджанской милиции степанакертского аэропорта.
5. Дезорганизация Движения. Насаждение оккупационного режима в районах. Насильственное разложение всех общественных связей.
С первых же дней функционирования режима чрезвычайного положения был распущен Национальный совет Нагорного Карабаха и запрещена деятельность общественных организаций. В начале июня была приостановлена деятельность Комитета народного контроля НКАО. 18 июня приостановлена деятельность Гадрутского райкома партии и районного совета. Все властные полномочия были переданы учрежденному здесь Оргбюро во главе с С.М.Зубовым. В конце августа ликвидирована районная власть в Шаумяне и учреждено Оргбюро. 7 сентября военные захватили здания райкома и райисполкома в райцентре Мартуни с целью учреждения Оргбюро. 15 октября военные закрыли здание Горкома комсомола в Степанакерте.
6. Попытка восстановления административной связи с Баку. Наиболее масштабной акцией, имеющей цель восстановить прямой контроль Азербайджана в НКАО, был приезд высшего руководителя республики Аяза Муталибова в Степанакерт и публичная акция присвоения наград Азербайджана членам руководства режима, а также представителям правоохранительных органов - армянам НКАО.
7. Идеологический террор. Периодически с вертолетов сбрасывались листовки провокационного содержания. По Степанакерту постоянно устраивались разъезды бронемашины с громкоговорителями, извергающими провокационные объявления. По разному поводу распускались слухи о предоставлении транспорта всем тем, кто не согласен жить под властью Азербайджана, с предложением выехать в Армению.
8. Арест активистов движения. Все указанные акции в результате привели к полному противостоянию армянского населения Нагорного Карабаха организованному силовому давлению государственной машины Азербайджана, причём, данное противостояние находилось под полным контролем союзных войск МВД. Соответственно, были созданы все условия для политических манипуляций союзного Центра противостоящими в регионе сторонами.
14 сентября началась массовая демонстрация протеста в Мартуни. 18 сентября демонстрация прошла в Степанакерте с лозунгом «Оргкомитет, вон из Степанакерта». Особенностью этого периода являлось растущее противостояние населения Нагорного Карабаха войскам МВД и постепенное созревание сознания необходимости вывода войск с территории НКАО. Подтверждением этому является письмо населения НКАО Михаилу Горбачеву за 375 подписями от 27 августа 1990 года, в котором, кроме прочих требований, указано о «необходимости вывода внутренних войск с территории НКАО или, как минимум, передислокация их на границу между Азербайджаном и автономной областью».
Картина будет неполной, если не указать, что сложившаяся в Закавказье ситуация начала 1990 года была генетически связана с набирающим силу в СССР движением за подписание нового Союзного договора, с присущей этому поляризацией сил демократии и сторонников державного курса. Именно крах этого движения в дальнейшем сделал возможным распад СССР и появление новых политических реалий на постсоветском пространстве в 1991 году. Открытое противостояние между народами региона и центральными властями СССР, становление военного сопротивления в Нагорном Карабахе против попыток силового восстановления конституционных порядков создавали реальные условия для деятельности организации, пропагандирующей идею вооружённой национально-освободительной борьбы.
Приведенная характеристика политических процессов в регионе в начале 1990 года позволяет нам ясно представить условия, в которых стало возможным появление на политической арене новой силы – Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн. Становится ясно, почему именно начало 1990 года было выбрано руководством этой политической силы для начала своего участия в процессах Армении и Нагорного Карабаха.

Манвел Саркисян. Нагорный Карабах: война и политика (1990-1993 гг.), АЦСНИ, Ереван, 2010 г.