Согласно началам Армянской Церкви высшая власть сосредоточена во Вселенских соборах, в состав которых входят иерархические корпорации отдельных Церквей. В области догматики соборы пользуются неограниченной властью. Вопросы дисциплины стоят на втором плане. Армянская Церковь полагает, что догматические каноны по существу своему обязательны для всех Церквей; тогда как дисциплинарные каноны, служащие основой для взаимных отношений духовных лиц, подлежат изменениям при применении к каждой Церкви в отдельности, смотря по обстоятельствам. Далее Армянская Церковь признает за отдельными Церквями право видоизменять второстепенные пункты учения и способ объяснения и сближения догматов. Она исповедует, что верховная власть Вселенских соборов могла исходить только от первых трех и что власть эта впоследствии не имела случая окрепнуть вследствие раздоров между Церквями. И так как примирение представляется маловероятным, то Армянская Церковь не думает, чтобы авторитет Вселенских соборов дал себя знать в будущем.
Когда предстоял созыв Ватиканского собора, Римская Церковь разослала приглашения ради одной формальности: без сомнения, это было сделано из приличия, ибо для того, чтобы быть канонической, Римская Церковь предварительно должна была столковаться с другими Церквями относительно пунктов, подлежащих обсуждению, чтобы подготовить почву для соглашения. Но акт созыва Церквей, собственно говоря, был оповещением о том, чтобы все склонялись пред ее притязаниями. Разумеется, подобный прием не способен был облегчить предварительных действий, предпринятых для искреннего и лояльного сближения.
Чтобы дополнить сказанное нами в исторической части, а именно, что Церкви разных провинций сплотились, чтобы образовать национальные Церкви или патриаршества, мы добавим, что эти группировки последовали исключительно вследствие политических условий разных стран. Вначале три патриарших престола, учрежденные в греко-римском мире, соответствовали административному делению, бывшему тогда в силе. Рим был столицей империи и административным центром всех западных областей. Царства Птолемеев и Селевкидов, которые в эпоху распространения христианства были включены в состав Римской империи, были преобразованы в префектуры и имели столицами Александрию и Антиохию. Сообразно этому делению были учреждены три патриаршества – в Риме, Александрии и Антиохии, обособленные и независимые друг от друга.
Кроме того, были младшие префектуры в Кесарии, Эфесе и Гераклии для провинций Понта, Азии и Фракии. Параллельно такому делению были учреждены в этих трех городах духовные экзархаты. Эти последние утратили свою автономию лишь после перенесения столицы империи в Константинополь, где по этому поводу образовалось четвертое патриаршество. Что касается Иерусалимского, то оно было учреждено только для того, чтобы почтить Священный Город. При этом Никейский собор отделил от Антиохии обе провинции Палестины, которые он включил в ее пределы.
Напрасно думают, что четыре восточные патриаршества сливаются с Греческой Церковью. Ничего подобного. Только одно Константинопольское патриаршество представляет национальную Церковь греческого народа. Антиохийский престол принадлежит сирийской народности, Александрийский – египетской, Иерусалимский – Палестине. Правда, Македонское господство оставило многочисленные следы в этих областях, и Сирия и Египет до известной степени прониклись эллинским духом. Но это было лишь поверхностное изменение, ибо в глубинных слоях местного населения народный дух остался нетронутым.
Политические причины, которые вызвали разделение патриаршеств в греко-римском мире, повели к учреждению других автономных патриаршеств в странах, лежавших вне Римской империи и получивших христианство непосредственно от самих Апостолов, таких как Армения, Персия и Эфиопия. Персидская Церковь, основанная Апостолом Симеоном, стала носить название Ктезифона, или Селевкии; в наше время она представлена Вавилонским патриаршеством Халдеян. Эфиопское патриаршество, основанное Апостолом Матфеем, временно включено в Египетское патриаршество Александрии.
Мы не добавим ничего к указаниям, данным нами выше касательно Армянского патриаршества. Мы только дополним их, упомянув о сущности и размерах его полномочий, что политический и территориальный принцип, который с самого начала был заложен в учреждение патриаршеств, неизбежно должен был определить границы Армянского патриаршего престола, сообразно с границами Армянского царства, состоявшего тогда из Великой Армении.
То, что впоследствии стало называться Малой Арменией, в то время примыкало к префектуре Понта и, следовательно, входило в пределы полномочий архиепископа Кесарии, а позже – Константинопольского патриаршества. С другой стороны, Грузия и Каспийская Албания, которые на заре христианства были подчинены армянскому господству, вошли в пределы полномочий Армянского патриаршества.
Этот принцип строгой территориальности был неизменно применяем всеми полномочными церковными властями первых веков христианства. В силу этого принципа на каждую епархию полагался только один епископ, и все христиане, без различия народности или происхождения, были ему подчинены. Это правило только тогда начало терять свою силу, когда отдельные Церкви, порывая все сношения между собой, стали отказывать друг другу в общении in divinis. Отсюда последовала необходимость назначать священников и епископов разных вероисповеданий в одну и ту же епархию, сообразно с различием верований и обрядов, свойственных каждой группе населения. Этот обычай стал все более распространенным во время Крестовых походов.
Рядом с греческими и сирийскими епископами завоеванных стран водворились латинские епископы. С тех пор исконное правило, заложенное в систему территориальной юрисдикции, было совершенно заброшено: каждая отдельная Церковь, отличавшаяся от других своими верованиями или своими обрядами, пожелала иметь своего отдельного епископа. Вот чем объясняется аномалия епархий, во главе которых стоит от семи до восьми епископов, носящих неизменно один и тот же сан. Впоследствии принцип разграничения церковных полномочий стал опираться на право завоевателя. Страны, воспринявшие христианство в апостольский век, но принявшие крещение от ранее существовавшей Церкви, перешли в область полномочий этой последней. Распространением христианства Константинопольская Церковь установила свое главенство в Балканских странах и в России; тогда как Римская Церковь установила свое главенство над Великобританией, Германией и Скандинавией, как позже над обеими Америками и Дальним Востоком. Вот в чем главная причина широкого развития по всему миру полномочий Латинской Церкви, или Римского патриаршества, влияние которого возросло соразмерно с общественным движением Запада. Но это распространение могущества и влияния повлекло за собою злоупотребления, приведшие к Реформации, и сразу значительная часть области Римской Церкви вышла из-под ее власти.
Следует готовиться к новым дроблениям. Репрессивные меры, принятые в последнее время против тех, кого обозначают названием «модернисты», вероятно, повлекут за собою еще новые отпадения Римской Церкви, которые не замедлят подорвать ее значение. Невзирая на опыт прошлого, папство не перестает властно утверждать на своем праве духовного контроля и политико-административного вмешательства над той частью мира, которая признает его авторитет. Папская власть необдуманно пускает в ход все ухищрения, чтобы все более и более ограничивать административные полномочия подчиненных ей властей, урезая то немногое, что остается от былых прерогатив Церквей Французской, Венгерской, Амвросиевской, Мозарабской и Восточной; епархиальных епископов она низводит до роли простых викариев. Как далеко от этой концепции до руководящего начала Греко-Православной Церкви, по которому каждый народ, политически независимый, пользуется ipso facto правами и преимуществами, признанными за самоуправляющимися Церквями. Эти преимущества наделяют административной автономией и властью в догматических определениях. В былые времена каждая самоуправляющаяся Церковь управлялась патриархом или экзархом, облеченным верховной властью, но Россия первая при Петре Великом заменила своего патриарха постоянным синодом; этому примеру последовали другие православные государства; и вот почему, в настоящее время Греция, Румыния, Сербия, Черногория и Болгария имеют каждая свой национальный синод. Нам нечего добавить к тому, что мы уже сказали по этому поводу об Армянской Церкви, кроме того, что, несмотря на рассеяние ее последователей по всему миру и на учреждение подчиненных престолов двух католикосов и двух патриархов, Эчмиадзин по-прежнему распространяет свою полномочную власть на всю Армянскую Церковь.
Иерархический порядок подразумевает в общем следующие четыре степени: 1) верховного патриарха, или католикоса; 2) отдельного патриарха, или католикоса; экзарха, или примаса; 3) архиепископа, или митрополита; 4) епископа. Соепископы – не более, как простые окружные викарии. Мы сказали, что верховные патриархи стоят во главе независимых отдельных Церквей. Те из их составных частей, которые в силу известных обстоятельств получили исключительное право образовать из себя особую Церковь, управляются подчиненным главою, власть которого носит характер не вполне автономный. Его положение можно сравнить с положением вассального князя по отношению к его сюзерену. Как мы указали выше, титул этих глав Церкви меняется в зависимости от страны и местных обычаев. Среди них можно обнаружить некоторое различие привилегий и внешних знаков власти. Но, тем не менее, это различие не затрагивает общего характера их иерархического положения. Епископы одной и той же провинции подчинены митрополиту, то есть архиепископу главного города, власть которого ограничена правом их созывать, когда этого требует общий интерес. Епископы носят название суфрагана по отношению к митрополиту, но фактически они пользуются всеми прерогативами полномочий, обычно присвоенных их сану. Теперь применим эти общие данные к Армянской Церкви.
Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян в настоящее время живет в Эчмиадзине, близ Eревана, где издавна была его резиденция и куда он вернулся после многих скитаний. Некогда он обладал двумя второстепенными престолами: католикоса Грузии и Каспийской Албании, не существующими более. Грузинский престол отделился в VII веке, престол Каспийской Албании был уничтожен в начале XIX века вследствие слияния каспийско-албанской, или агванской национальности, с армянской.
Но обстоятельства впоследствии повели к учреждению других второстепенных престолов. Перенесение верховного престола из Ахтамара в Ани и из Сиса в Эчмиадзин привело к учреждению двух престолов, которым при их возникновении был присвоен характер, чуждый патриаршеству, но их положение со временем было упорядочено. Ахтамарский престол распространяет свою власть на округа Гаваш и Шатах в Ванском вилайете и на округ Хизан в Битлисском вилайете. Свободный с 1895 года, этот престол временно управляется архимандритом. Сисский престол распространяет свои полномочия на епархии Киликийскую и Сирийскую. В настоящее время последние разделены между вилайетами Аданы, Алеппо, Сиваса, Анкюры и Мамурстулазиса (Харберд). Последний заместитель этого престола был избран в 1902 году, после того как он восемь лет оставался незанятым. Иерусалимское патриаршество обязано своим происхождением тому особо благоговейному почитанию, которым восточные христиане окружают святые места. Его власть распространяется на санджак, средоточием которого является Иерусалим, и на Ливан, так же как на вилайеты Дамасский и Бейрутский. Египет и остров Кипр, в былое время присоединенные к Иерусалимскому патриаршеству, теперь зависят от Константинополя.
В отдельной главе этой книги мы уже изложили происхождение Константинопольского патриаршества, рассмотрев подробно его духовные полномочия, охватывающие, как мы сказали, всю Турцию за исключением областей, подчиненных вышеназванным патриаршествам. Но если, как мы видели, духовное воздействие Константинопольского патриаршества ограничено, то, с другой стороны, его административный и национальный авторитет простирается на армян – подданных Турции, во всей их совокупности. Армяне, населяющие Балканские государства: Грецию, Румынию, Сербию, Черногорию и Болгарию – страны, когда-то составлявшие часть Турции, по-прежнему подчинены духовной власти Константинопольского патриарха.
Таковы четыре второстепенных престола, образующие церковную армянскую иерархию. Патриархи Сисский и Ахтамарский носят титул католикоса, которого лишены патриархи Иерусалима и Константинополя. Этот титул сопряжен с некоторыми преимуществами, а именно, с освящением святого Мира и с правом возводить в епископы. Следует заметить, что из этих четырех престолов три престола имеют границы, приблизительно соответствующие патриаршим округам, основанным во времена греко-римского господства. Это престолы Антиохии, Иерусалима и Константинополя.
Правду сказать, в этих областных Церквах не имеется митрополита и суфраганов. Тем не менее, в Турции епископы главных городов носят титул архиепископа, а Кавказские епархии, весьма обширные, имеют в главных городах викариев, которые могут быть сочтены за суфраганов. Затем следуют епископы, относящиеся к четвертой степени иерархии. Число и разделение епархий было установлено по мере надобности, а не в силу преднамеренного распределения. В Турции Константинопольское патриаршество имеет сорок пять епархий; округ Сисского католикоса имеет тринадцать епархий, Ахтамарского – две и Иерусалимское патриаршество – пять.
Армянская Церковь в России разделяется на шесть больших епархий, подразделенных еще на девятнадцать епархий. Персия имеет две епархии, включающие Индию и остров Яву. Европейская и американская колонии армян образуют две отдельные епархии. Египет, Румыния и Болгария входят в число константинопольских епархий. Добавим, что епархии Персии, Европы и Америки непосредственно отнесены к Эчмиадзину.
Отметим, кроме того, что обычными главами армянских епархий не всегда бывают посвященные епископы; Церковь разрешает архимандритам и ученым богословам высшего разряда нести обязанности главы епархии.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.