В Советском Союзе правовой статус Нагорно-Карабахской Автономной Области определялся в совокупной правовой системе, формирующейся абсолютным правовым верховенством Конституции СССР. Данное обстоятельство подчеркивалось тем, что все законы, касающиеся НКАО, в первую очередь ссылались на Конституцию. В частности, закон Азербайджанской ССР “О Нагорно-Карабахской Автономной Области” от 16 июня 1981 года (дополненный 22 июля 1982 года, 27 июня 1985 года и 14 апреля 1986 года), а именно – статьи 1 и 2 упомянутого закона, определяли статус НКАО, в первую очередь ссылаясь на Конституцию СССР и только потом – на Конституцию Азербайджанской ССР.

Согласно положениям данного закона Совет Народных Депутатов НКАО был единственным государственным органом, имеющим полномочия на решение в пределах территории НКАО государственных, экономических, социальных и культурных вопросов. (Статьи с 10 по 13).

Вопрос границ НКАО был гарантирован тем же принципом, что и тот, который содержался в случае с союзными республиками, а именно: статья 3 данного закона гласит: “территория Автономной Области не может быть изменена без согласия Совета Народных Депутатов НКАО”. В юридическом отношении это положение означает, что НКАО имело ту же самую юрисдикцию в отношении собственной территории и границ, что и Азербайджанская ССР – в отношении своей территории и своих границ. Однако существенной разницей между двумя соответствующими государственными образованиями было наличие возможности осуществлять территориальные изменения. Юрисдикция НКАО в отношении своей территории являлась исключительной, в связи с тем, что полномочиями производить территориальные изменения, либо менять свои границы обладал исключительно Совет Народных Депутатов НКАО. Ни центральная советская власть, ни власти Азербайджанской ССР не имели права вмешиваться в решение Совета. И напротив: любое решение по изменению границ Азербайджанской ССР напрямую зависело от голосов армянских депутатов от НКАО, представленных в Верховном Совете Азербайджанской ССР.

Представители НКАО, наряду со своими коллегами из союзных республик, в пределах установленных квот были задействованы в работах верховных органов Советского Союза: согласно положениям Статьи 110 Конституции СССР, пять представителей от НКАО избирались в Совет Национальностей СССР. Таким образом, с точки зрения советского законодательства, НКАО и Азербайджанская ССР являлись государственными образованиями, у которых основные атрибуты государственности нивелировали их юридические статусы.

2 сентября 1991 года Нагорный Карабах, в соответствии с советским законодательством, начал процесс обретения независимости путем принятия местными советами Нагорно-Карабахской Республики “Декларации о независимости Нагорно-Карабахской Республики”. Данный акт полностью соответствовал действовавшему законодательству. Закон СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР” от 3 апреля 1990 года, в частности, статьи 1, 3, 4, 6, 7, 8, 12 и 19 предусматривают, что отделение союзной республики от СССР позволяет автономной области, находящейся в составе данной союзной республики, начать свой собственный процесс обретения независимости. Фактически этот закон определял правовой подход к возможному развалу Советского Союза и подтверждал верховенство принципа самоопределения народов над принципом нерушимости территориально-административных границ внутри СССР.

Законы, принятые Верховным Советом, находились на высшем уровне советской нормативной иерархии и обладали абсолютной обязательной силой для всех союзных республик СССР. После принятия данного закона, на протяжении более одного года, Азербайджан оставался союзной республикой в составе СССР, и этот закон был обязательным для Азербайджана. 10 декабря 1991 года Нагорно-Карабахская Республика провела свой собственный референдум о независимости в присутствии международных наблюдателей и СМИ.

Данный референдум соответствовал Статье 3 закона СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, который устанавливал, что “референдум о независимости в союзной республике, в составе которой находятся автономные республики, автономные районы или автономные области, должны быть организованы отдельно в каждой автономии…”. Суверенитет Нагорного Карабаха был поддержан подавляющим большинством голосов: (82,2%) зарегистрированных избирателей, или более 108.736 человек приняли участие в голосовании, из которых 99% или 107.648 человек проголосовали за независимость от уже отделившейся Азербайджанской Республики. В результате Нагорный Карабах стал единственным автономным регионом СССР, который обрел независимость в соответствии с внутренним законодательством.

По итогам референдума, 12 декабря 1991 года был принят акт “Об итогах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики”, подписанный наблюдателями, подтвердившими, что подготовительные, организационные и исполнительные процедуры соответствовали принятому ранее “Временному положению об организации референдума в Нагорном Карабахе”. Согласно данному акту, наблюдатели не зафиксировали никаких нарушений во время голосования, доставки бюллетеней и подсчета голосов. 10 декабря 1991 года Центральная избирательная комиссия НКР приняла Акт о референдуме, который подтвердил, что 22.747 лиц азербайджанской национальности, не участвовавших в референдуме, были заранее извещены и получили соответствующие документы по референдуму.

В акте также указывалось, что воинские части Степанакерта из политических соображений не участвовали в референдуме. В акте не зафиксировано никаких жалоб относительно организации референдума. 28 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе прошли парламентские выборы. 6 января 1992 года Верховный Совет Нагорно-Карабахской Республики принял “Декларацию о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики” с целью урегулирования отношений между азербайджанским и армянским народами, обеспечения права народа на самоопределение и восстановления самоуправления Нагорного Карабаха, существовавшего в 1918-1920 гг. Данная Декларация и Всеобщая декларация прав человека должны были стать основой для выработки Конституции и законодательства Нагорно-Карабахской Республики.

8 января 1992 года Народное Собрание (НС) НКР приняло Конституционный закон “Об основополагающих принципах государственной независимости НКР”, в котором Нагорно-Карабахская Республика провозглашалась независимым демократическим государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами. Согласно положениям данного закона, территория НКР не может изменяться без согласия НС НКР на основе свободного волеизъявления народа посредством референдума. Границы НКР с другими государствами могут изменяться по взаимному соглашению заинтересованных сторон. Конституционный и юридический статус НКР не может быть изменен без согласия НС НКР.

20 сентября 1992 года Парламент Нагорно-Карабахской Республики обратился в ООН и Содружество Независимых Государств и к отдельным странам с петицией признать Нагорно-Карабахскую Республику. В резолюции Европейского парламента “О поддержании мирного процесса на Кавказе” от 21 июня 1999 года признается, что “Нагорно-Карабахская Автономная Область провозгласила свою независимость после аналогичного провозглашения независимости бывшими советскими социалистическими республиками после распада СССР в сентябре 1991 года”.

Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014