Настоящее исследование продемонстрировало, что процедура провозглашения независимости Нагорного Карабаха была проведена в соответствии с положениями национального законодательства и международного права. Одновременно с этим юридическим процессом Нагорный Карабах успешно создал все атрибуты и структуры, необходимые для формирования независимого государства.
Бывшая автономная область СССР превратилась в независимое государство со своими политическими структурами и принципами, исполнительной и законодательной властью, вооруженными силами и символикой. На протяжении 20-ти с лишним лет своего существования Нагорно Карабахская Республика проявила свою способность поддерживать и укреплять национальную безопасность, обеспечивать экономическое развитие страны. Она неоднократно демонстрировала, что готова и способна на более обширную представленность на международной арене.
Согласно принципам международного права, субъект права может считаться независимым государством, если он обладает:
- определенной территорией;
- постоянно проживающим здесь населением;
- стабильной администрацией, организованной в рамках общепринятых политических институтов, осуществляющих исключительную юрисдикцию над определенной территорией и ее населением;
- правительством, участвующим в диалоге с иностранными государствами.
Согласно “Декларативной теории государственности”, которая была сформулирована в Конвенции Монтевидео от 1933 года, государственность того или иного образования не зависит от его признания другими странами. В то время как “Конститутивная теория государственности” рассматривает “признание государствами” в качестве очередного условия для установления независимого государства. Тем не менее, эти теории не являются общепризнанными нормами; они могут считаться декларативными заявлениями, показывающими готовность других стран признать самопровозглашенное государство и установить международно-правовые отношения. Это было продемонстрировано на практике ряда таких государств, как Соединенное Королевство и США.
Условия, по которым образование получает статус государства, были сформулированы Арбитражной комиссией конференции по миру в Югославии Европейского Сообщества (“Арбитражная комиссия Бадинтера”). Комиссия заключила, что государство определяется наличием территории, населения и политическим управлением.
Определенная территория: Нагорно-Карабахская Республика обладает “определенной территорией” и осуществляет суверенную юрисдикцию на определенной территории со своими границами и способна обеспечить своим гражданам безопасность и нормальные условия для жизни. Это также доказывает, что НКР является политически независимым фактором в регионе.
Постоянно проживающее население: Подавляющее большинство народа Нагорного Карабаха составляет однородную группу, исторически привязанную к своей территории. Население Нагорного Карабаха составляет около 143.574 человек, из которых 95% армяне и 5% – национальные меньшинства. 18 ноября 1995 года Президент НКР обнародовал Закон “Об основных принципах нагорно-карабахского гражданства”.
Стабильная администрация, организованная в рамках общепринятых политических институтов: 9 сентября 1996 года Национальное Собрание Нагорного Карабаха сформировало Комиссию по выработке Конституции под председательством Президента страны. 10 декабря 2006 г., в присутствии местных и международных наблюдателей, Конституция Нагорно-Карабахской Республики была принята общенациональным референдумом, что стало символом независимой государственности, которая гарантирует защиту гражданских прав и свобод, а также определяет внутригосударственные отношения.
За референдумом по принятию Конституции следили международные наблюдатели. Конституция провозгласила НКР суверенным, демократическим государством, основывающимся на социальном равенстве и верховенстве закона, где государственная власть должна руководствоваться принципом деления и баланса трех ветвей власти, а также разделения власти между центральным руководством и местным самоуправлением.
Нагорно-Карабахская Республика является Республикой с президентской формой правления. Данная форма правления была введена в ноябре 1994 года. Всеобщие прямые президентские выборы были проведены 24-го ноября 1996 года, и исполняющий обязанности Президента Роберт Кочарян стал первым демократически избранным Президентом НКР. 1-го сентября 1997 года, во время внеочередных президентских выборов, был избран второй Президент Нагорно-Карабахской Республики – Аркадий Гукасян (89,32% голосов). 11 августа 2002 года Гукасян был переизбран (88,95% голосов). 19 июля 2007 года Президентом Нагорно-Карабахской Республики был избран Бако Саакян (85,1% голосов), а 19 июля 2012 года он был переизбран на второй срок (66,70% голосов). За этими выборами следили местные и международные наблюдатели.
Высшим законодательным органом НКР является Национальное Собрание. В нем заседают депутаты, избираемые по одному от 33 избирательных округов на пятилетний срок. В Национальном Собрании НКР действуют семь постоянных комиссий и три политические фракции. Первые парламентские выборы прошли в декабре 1991 года, очередные - в июне 1995, 2000 и 2005 годов. Вслед за принятием нового “Закона о выборах Нагорно-Карабахской Республики” 8 декабря 2004 года были откорректированы процедуры голосования. Самые последние выборы в Национальное Собрание республики прошли 23 мая 2010 года. За ходом их проведения следили более 100 международных наблюдателей из 14 стран: Канады, России, Армении, Аргентины, Нидерландов, Германии, Чехии, Дании, Ирландии, Франции и США. Вместе с ними в процессе участвовали десятки местных наблюдателей.
С самого начала своей работы, с 1991 года, Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики приняло серию законов, необходимых для установления и функционирования структур политической, исполнительной и судебной власти. Среди них – закон об образовании, закон о всеобщей воинской повинности, закон о полиции, закон о радио и телевидении, закон о налоговой службе, закон о бюджетной системе НКР, закон о гражданской обороне, закон о Правительстве НКР, закон о переписи населения, закон о языке, закон о правах детей, закон о местном самоуправлении, закон об общественных организациях, закон о поддержании и охране исторических и культурных памятников и исторических местностей, закон о свободе совести и религиозных организациях, закон об иностранных инвестициях, закон о прокуратуре, закон о средствах массовой информации, закон об обороне, закон о гражданской службе, закон о дипломатической службе, закон о консульской службе, закон об авиации, закон о туризме, закон об омбудсмене, избирательный кодекс, административно-процессуальный кодекс, гражданский процессуальный кодекс, закон о судебной системе и т.д.
Судебная власть Нагорного Карабаха осуществляется судами. Согласно Конституции и законодательству Нагорно-Карабахской Республики, судебная система состоит из судов первой инстанции с общей юрисдикцией, апелляционных судов, а также Верховного Суда. Верховный Суд является высшим органом судебной власти НКР. Он обеспечивает конституционную правомерность принятых решений и производит пересмотр решений судов низших инстанций. Верховный Суд обеспечивает верховенство Конституции и равноприменяемость законов.
Согласно положениям Конституции Нагорно-Карабахской Республики (Глава 4), в Правительство НКР входят Премьер-министр, Вице-премьер и министры. По закону “Об организационной структуре Правительства Нагорно-Карабахской Республики” от 2 декабря 2007 года (дополненному 10 июля 2010 года, 4 марта 2011 года и 19 сентября 2012 года), в Правительство Нагорно-Карабахской Республики входят 11 министров и 9 органов управления действующих при правительстве.
Местное самоуправление также действует в НКР со дня принятия парламентом закона “О выборах органов местного самоуправления” от 28 января 1998 года. Первые выборы прошли 27 сентября 1998 года. Очередные выборы прошли 5 сентября 2001 года и 22 августа 2004 года, 14 октября 2007 года и 18 сентября 2011 года. Конституцией НКР предусмотрено также создание и последующая деятельность администрации омбудсмена.
Функции администрации омбудсмена, согласно фундаментальным парижским принципам о статусе национальных институтов, имеющих дело с защитой прав человека, прописаны в том числе в законе НКР “Об омбудсмене”. Администрация омбудсмена начала действовать с 2008 года. Экономика НКР стала устойчиво развиваться после достижения прекращения огня в 1994 году. Приоритетной сферой экономики является сельское хозяйство.
Согласно данным Национальной статистической службы, за последние 5 лет НКР обеспечила более чем 10%-й рост экономики, валовый продукт сельскохозяйственной отрасли был удвоен и продолжает расти со средней скоростью 13.3% в год. В НКР с 1993-го года официальной денежной единицей является армянский драм. Закон, принятый парламентом, регулирует национальный бюджет. Закон “О собственности” от 14-го февраля 1995 года регулирует имущественные отношения.
Государственный бюджет НКР ежегодно выделяет крупные суммы на развитие мелких и средних предприятий, являющихся наиболее важной составляющей социального и экономического развития страны. Начиная с 2000 года, с осуществлением налоговой реформы, в НКР значительно снизились налоги и обязательные социальные сборы, была существенно сокращена доля теневой экономики и были созданы нормальные условия для поощрения иностранных инвестиций. Была улучшена система налогообложения и параллельно с этим за последние 5 лет доходы от налогов были перевыполнены в 2.2 раза от запланированных показателей. Горнодобывающая промышленность, телекоммуникации, строительство, энергетика, туризм, пищевая промышленность и сельское хозяйство являются наиболее привлекательными секторами для деловой активности в Нагорном Карабахе.
Диалог Правительства с иностранными государствами: 20-го сентября 1992 года парламент НКР направил Организации Объединенных Наций, Содружеству Независимых Государств и отдельным государствам петицию с просьбой признать Нагорно-Карабахскую Республику.
Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики настроено решительно на установление официальных и неофициальных связей с членами постоянных комиссий и групп парламентской дружбы в законодательных органах разных стран, а также с НПО, аналитическими центрами и международными организациями. За последние несколько лет подобные связи были налажены с Францией, Российской Федерацией, Соединенным Королевством, Европейским Парламентом, Уругваем, Швейцарией, Литвой и т.д.
В свою очередь правительство НКР также вовлечено в диалог с иностранными государствами. НКР имеет представительства в США, Франции, России, Ливане, Германии, Австралии и Армении. В настоящее время Правительство НКР ведет консультации с иностранными государствами и вносит свой конструктивный вклад в процесс мирного урегулирования карабахского конфликта. Подписи официальных лиц Нагорного Карабаха стоят на ряде документов по мирному урегулированию карабахского конфликта, принятых на различных международных форумах и отражающих международные посреднические усилия, в то время как Азербайджан все еще отказывается от ведения прямых переговоров с Нагорным Карабахом.
При этом, начиная с 1992 года, руководство Республики Азербайджан имело регулярные контакты с властями Нагорно-Карабахской Республики, а также участвовало в серии трехсторонних переговоров при посредничестве Российской Федерации, имевших место в Москве в 1993-1994 гг. между высокопоставленными членами руководства и представителями оборонных ведомств Республики Азербайджан, Нагорно-Карабахской Республики и Армении. Активное вовлечение Нагорного Карабаха в процесс мирных переговоров в рамках СБСЕ/ОБСЕ было зафиксировано во время Первой дополнительной встречи Совета министров СБСЕ, прошедшем 24 марта 1992 года в Хельсинки. Совет принял решение провести конференцию по Нагорному Карабаху и пригласил ее избранных представителей принять участие в работе конференции в качестве заинтересованной стороны: “Избранные и прочие представители Нагорного Карабаха будут приглашены Председателем Конференции на [Минскую] Конференцию как заинтересованная сторона после консультаций с Государствами, участвующими в Конференции”.
Участие Нагорно-Карабахской Республики в Минском процессе также закреплено в соответствующих решениях ОБСЕ, например, в Итоговом документе Будапештского саммита 1994 года, в котором страны-участники приветствуют достижение между сторонами конфликта (Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией) соглашения о прекращении огня с 12 мая 1994 года и заявляют о своей готовности разместить между сторонами международные силы СБСЕ, а также заключают соглашение о формировании Высокопоставленной группы планирования ОБСЕ. НКР как договаривающаяся сторона, была упомянута также в заявлении действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 года. В заявлении подтверждается предыдущее решение ОБСЕ о статусе сторон конфликта, в котором предлагается считать участниками две страны, участвующие в конфликте, а также Нагорный Карабах – в качестве третьего члена, наряду с Минской конференцией, поставленной во главу всего мирного процесса. В дополнение к этому, сопредседатели Минской группы ОБСЕ во время своих визитов в регион совершают поездку в Нагорно-Карабахскую Республику, где проводят встречи с ее руководством.
Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014