После смерти Трдата III между двумя крупными нахарарскими родами — Манавазянов и Ордуни началась кровавая распря. Действия родов распространились и на царские земли. Новый царь Хосров III (330 – 338), прозванный за малый рост Котаком (Коротким) послал войско, чтобы усмирить мятежных князей. Спарапет Ваче Мамиконян предал мечу всех представителей мужского пола обоих родов, а земли их были конфискованы.

Вскоре восстал другой нахарар, полководец Датабен Бзнуни, который, по словам армянского историка V в. Фавстоса Бузанда, «заключил союз с персидскими военачальниками и вознамерился предать в их руки армянского царя». Он был побит до смерти камнями на глазах у царя, и род его полностью уничтожен. Владения Бзнуни были включены в царский земельный фонд.

Стремясь предотвратить подобные явления, Хосров издал эдикт, запрещавший наиболее могущественным нахарарам, в частности «тысячникам» и «десятитысячникам», покидать царский двор. Существенных результатов, однако, это не дало. Вскоре восстал один из первых сановников государства Бакур, бдешх окраинной области Ахдзник. Однако и он потерпел поражение от царских войск и пал на поле битвы вместе со своими родичами.

В середине 30‐х гг. IV в. Армения подверглась нападению прикаспийских племён мазкутов (массагетов). Перейдя Куру, мазкуты вторглись в Армению, достигли её центральной области Айрарат и завладели столицей Вагаршапатом.

Хосров укрывался в крепости Даруйнк, пока удалось собрать войска и выбить неприятеля из столицы. В битве мазкуты потерпели полное поражение, и царь их Санесан был убит.

Так, опираясь на мощную, испытанную веками военно‐административную государственную машину, армянскому царю удавалось совладать с внешними и внутренними противниками. При этом продолжалось строительство городов. В частности, к северо‐западу от старой столицы Арташата в удобной местности, посреди которой возвышался пригодный для крепости холм, была основана новая резиденция Аршакуни — город Двин, который вскоре затмил Арташат, захватив у него роль торгового узла на международных транзитных путях. В окрестностях Двина насаждались леса, было создано два больших заповедника для царской охоты, один из которых был назван по имени царя «Хосровакерт».

Разумеется, успешной деятельности Хосрова немало способствовало и то, что Иран и Рим всё ещё соблюдали Низибинский мирный договор. Мир был нарушен лишь в год смерти Хосрова III. Новый царь Тиран (338 – 350) продолжал политическую линию отца, однако в менее благоприятных внешних и внутренних условиях. В 345 г. вновь разразилась война между Персией и Римом, и снова её ареной стала Армения. Во внутренней сфере к борьбе против нахараров прибавились первые столкновения царя с церковью. Со времени своего основания армянская церковь управлялась представителями рода Григория Просветителя. Неуклонный рост не только идеологической, но также экономической и политической силы церкви, участившиеся случаи поддержки церковью нахарарских родов беспокоили царей. При Тиране вспыхнул конфликт между царём и католикосом Юсиком, закончившийся убийством последнего. Сан католикоса был отнят у рода Григория Просветителя.

В борьбе царской власти с мятежными нахарарами при Тиране выдвинулся крупный политический деятель Айр‐мардпет, который возглавил дело централизации государства.

По его инициативе были жестоко наказаны нахарарские роды Арцруни и Рштуни. Тирану наследовал его сын Аршак II (около 350 г.). Первое десятилетие правления этого царя протекало в мире. Он возвращается к мягкой политике Трдата III, стремясь достигнуть единства и согласия с нахарарами и церковью. Сан католикоса был возвращён роду Григория Просветителя, — он был присвоен внуку Юсика Нерсесу, прозванному Великим, ранее состоявшему на военной службе. С целью урегулирования отношений с Римом к императору было направлено посольство во главе с католикосом. В эти годы Аршак II основал свой «дастакерт» — город Аршакаван на южных склонах Арарата, что впоследствии привело к острому конфликту с нахарарами.

Были сделаны попытки укрепления правопорядка в стране: созван первый армянский церковный собор в городе Аштишате, бывшем языческом, а в это время уже христианском культовом центре, где были приняты законы (каноны) как религиозного, так и светского характера. Примечателен канон, увещевавший господ проявлять милосердие к слугам и подчинённым, не обременять их чрезмерными налогами и т. п. Это была попытка смягчить ожесточившуюся классовую борьбу. Следует вспомнить в этой связи, что к этому времени относится распространение такой хотя и пассивной, но всё же определённой формы классовой борьбы, как «пустынничество» — бегство угнетаемых людей в «пустыни», в отдалённые, глухие местности и создание там обособленных религиозных общин.

Ряд канонов, принятых на соборе, был направлен против языческой религии и обычаев, например, против браков между близкими родственниками, несовершеннолетними, против многожёнства и т. п.

Однако мир внутри страны был нарушен в конце 50‐х гг. Вновь на политическую арену выходит действовавший уже при Тиране Айр‐мардпет и вытесняет главного советчика царя — католикоса Нерсеса. Последнего заставляют отречься от сана в пользу некоего Чунака, «раба из рабов царских», по выражению историка V в. Фавстоса Бузанда. Суровая кара обрушивается на непокорный род Камсараканов, конфискуются их владения, в частности, подаренный им ещё Трдатом III город Ервандашат. Айр‐мардпет открыто выступает против заложенной Трдатом III политики щедрого одаривания церкви землями, вынашивает планы секуляризации земли, с целью нанести удар экономической мощи церкви. Однако ему не удалось осуществить свои планы: он пал жертвой заговора.

При царском дворе обостряется борьба между проримской и проперсидской группировками, в течение которой погибает ряд родственников и приближённых царя. Эта борьба проникает и внутрь нахарарских родов. Так, род Мамиконянов, обычно настроенный проримски, раскалывается надвое: одно крыло возглавляет спарапет Васак, ближайший сподвижник царя, другое — его брат Ваан, ставший предателем, агентом персидского царя (за что впоследствии Ваан был убит собственным сыном Самвелом). Уходят на службу к персам и некоторые другие нахарары.

В 359 г. вспыхнула очередная война между Персией и Римом. В том же году персидские войска вторглись в южные провинции Армении, завладели городом Тигранакертом и крепостью Зиата и разрушили их. После неудачной осады крепости Ангех они при помощи предателей захватили крепость Ани в области Даранали, разрушили и разграбили находившуюся в ней родовую усыпальницу армянских царей Аршакуни.

Именно в это время, по‐видимому, и был разрушен город Аршакаван, основанный всего несколько лет назад. Существование этого города необычайно раздражало нахараров, ибо на призыв царя поселиться в новом городе отозвался, главным образом, трудовой люд, стонавший под игом нахараров и находивший убежище от них в Аршакаване. Кроме того, город стал одной из опор царской власти. Воспользовавшись персидским нашествием, в котором принимал деятельное участие мятежный нахарар Меружан Арцруни, и трудным положением царя, наиболее озлобленные из нахараров, при содействии персидского войска, напали на Аршакаван и сравняли его с землёй. Такой был конец Аршакавана, этого запоздалого порождения эллинистического градостроительства в Армении.

Аршак II ушёл в Грузию и вернулся оттуда с отрядом грузинских вспомогательных войск. Вокруг него собрались его сторонники. В сражении между нахарарскими и царскими войсками ни одна из сторон не добилась решающего перевеса, и при посредничестве Нерсеса, который вновь получил сан католикоса, был заключён мир.

В 360 г. император Констанций пригласил Аршака в Кесарию для укрепления римскоармянского союза. Вскоре власть в Риме перешла к императору Юлиану, прозванному «Отступником» за попытку восстановить язычество. В 363 г. Юлиан во главе большого войска напал на Персию. Одна из его армий двигалась по южным областям Армении и отсюда, усиленная армянскими войсками, вторглась в Мидию и овладела землями Хиликоме. Основные же силы Юлиана двигались вдоль Евфрата и достигли персидской столицы Ктесифона. Однако Юлиан пал в сражении, а новый император Иовиан, не имея намерения продолжать кампанию, поспешил в Рим, чтобы упрочить своё положение. Вследствие этого срочно был заключён мирный договор, который даже римский историк IV в. Аммиан Марцеллин охарактеризовал как «постыдный» для римлян, считая наиболее постыдным пунктом его тот, по которому Рим обязался не помогать более Армении. По договору, Иран получил некоторые южные области Армении.

В следующем 364 г. персидский царь Шапур II (309 – 379), уже не опасаясь римского вмешательства, напал на Армению. Четыре года Армения, в какой‐то мере объединившаяся перед угрозой потери независимости, вела неравную борьбу с могучим Ираном. В конце концов, видя, что неблагоприятный исход войны приближается, многие армянские нахарары открыто перешли на сторону персов, некоторые же заняли нейтральную позицию, в сложившихся условиях в сущности не отличавшуюся от предательства первых.

Желая обезглавить армянский лагерь, Шапур II пригласил к себе Аршака II якобы для переговоров. Это коварное предложение нашло отклик среди армянских нахараров: Аршака вынудили принять приглашение. Однако, когда он вместе со спарапетом Васаком Мамиконяном явился в Ктесифон, Шапур II не посадил его за стол переговоров, а заключил в оковы и отправил в одну из отдельных крепостей, где Аршак II и умер. Отправление Аршака и Васака к Шапуру, их трагическая кончина нашли яркое отображение в армянском народном творчестве, послужившем источником для историка V в. Фавстоса Бузанда.

В 368 г. Шапур II вновь направил войска в Армению во главе с армянскими князями отступниками Глаком и Артаваном. Армянская царица Парандзем и царевич Пап заперлись в крепости Артагерс. Длительная осада не дала результатов: более того, армянскому гарнизону удалось разбить осаждавшие войска. Царевич Пап был отправлен к римлянам.

Однако персидские войска снова вторглись в Армению и захватили крепость Артагерс, взяв в плен армянскую царицу. Персидское войско захватило и разрушило также наиболее крупные города Армении — Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Зарехаван, Заришат, Нахчаван и Ван. Большая часть жителей этих городов была переселена в Иран.

В 370 г. император Валент послал в Армению войско во главе с полководцем Аринфеем, и Пап был возведён на армянский трон. В 371 г. Валент, узнав, что персидская сторона готовит новый поход на Армению, послал дополнительные войска. При селении Багаван римско‐армянские объединённые силы под командованием спарапета Мушега Мамиконяна нанесли персидским войскам сокрушительный удар. Поражение персидских войск укрепило власть Папа в Армении и позволило ему несколько лет заниматься внутренними делами страны.

Первым предприятием молодого царя было воссоединение отторгнутых в течение войны окраинных областей государства. Новому спарапету удалось сравнительно быстро, несмотря на малочисленность бывших в его распоряжении войск, почти полностью восстановить территорию государства Великой Армении.

Обуздав центробежные силы нахараров, Пап принялся за церковь. Предшествующие цари, хотя и сталкивались с духовенством, но не посягали на экономическую базу церкви — её доходы и земельные владения. Царь Пап первым вступил на этот путь. Была отменена десятина — налог, взимавшийся специально в пользу церкви; сокращено до двух количество участков — «подымных земель», отведённых духовенству в каждой деревне и каждом агараке страны. Братья и сыновья священников лишались привилегии освобождения от государственных повинностей — воинской и трудовой и т. п.

Естественно, что эти и подобные шаги затрагивали жизненные интересы церкви, вызывали вражду и ненависть церковников к Папу. Такое отношение передалось и армянским историкам V века, не жалевшим красок для описания всех «пороков», «дьявольских мерзостей» и «безумств» царя. Ему приписывали также (вероятно, несправедливо) — умерщвление католикоса Нерсеса. Совершенно иначе описан царь Пап римским историком Аммианом Марцеллином, согласно которому это был предприимчивый, отважный и мудрый правитель. Деятельность Папа характеризует его как наиболее яркую и самобытную личность на троне армянских царей на протяжении IV века. Его действия были направлены на сохранение целостности государства в тяжёлых условиях, освобождение его от внешних диктатов.

Возведённый на трон силой римского оружия, Пап отлично сознавал, что римляне — союзники лишь до поры, пока Армения и её царь будут беспрекословно выполнять их волю. Поэтому, обеспечив для себя некоторую внутреннюю опору, царь предпринял попытки наладить связи с Ираном, чтобы уравновешением сил достигнуть желанной независимости. Но римляне зорко следили за каждым его шагом. Армянского царя пригласили к императору якобы для совещания. В киликийском городе Тарсе он со своей свитой подвергся аресту. Поняв и оценив положение, Пап с тремястами спутниками сумел вырваться из города и устремился к границе Армении. Умело маневрируя и уходя от посланного за ним в погоню римского войска, он вернулся в Армению.

Однако участь его была решена. Полководец Траян, начальник римского легиона в Армении, получил от императора приказ убить Папа. В течение некоторого времени Траян лестью и обманом усыплял бдительность Папа, а затем завлёк его к себе на пир. Царя убили в момент, когда он подносил кубок к губам.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980