§ 1. Организация государственных структур
Первая Республика Армении рождалась в трудных условиях внутренней и внешней обстановки. С большими потерями было остановлено турецкое наступление и заключён тяжелый Батумский договор. Страна была наводнена беженцами, беспризорными детьми, царил голод, не хватало продовольствия. Экономика страны была разрушена, не было финансовых средств, железнодорожные пути и дороги были разрушены или находились в руках врага.
28 мая 1918 г. в Тифлисе была провозглашена независимость Армении, и на базе Армянского Национального Совета были образованы предпарламент и сформировано правительство. До переезда правительства из Тифлиса в Ереван 17 июля 1918 г. функции государственного управления в Армении осуществлял глава Ереванского Национального Совета Арам Манукян.
В Ереване состав предпарламента был пополнен местными политическими деятелями. 1 августа 1918 г. в торжественной обстановке была открыта первая сессия армянского предпарламента, в которой были представлены все национальности, проживающие в республике. Предпарламент состоял из 47 депутатов, в числе которых были 6 мусульман, 1 русский, 1 езид. Были представлены все политические партии армянского общества — кадеты, меньшевики, эсеры, гнчакяны и даже 1 большевик. Большинство в предпарламенте имела партия «Дашнакцутюн», которая и сформировала правительство во главе с Ованесом Каджазнуни.
Фактически предпарламент сыграл роль учредительного собрания. Была начата работа над созданием Конституции Армении. До её создания и утверждения парламентом в Армении продолжали действовать старые законы Российской империи. Судопроизводство также временно проводилось по российским законам. До 1920 г. продолжали действовать старые суды российского образца, после чего начали действовать суды присяжных. Были провозглашены демократические свободы слова, совести и вероисповедания. Все граждане старше 20 лет, независимо от пола, веры, национальной принадлежности получали право голоса. Были приняты символы независимой государственности: флаг, герб и гимн.
Армянский государственный флаг был трёхцветным: красный символизировал пролитую кровь, синий — синее небо Армении, золотистый/абрикосовый цвет символизировал труд. Армянский герб был утверждён к середине 1920 г. Его авторами были Александр Таманян и Акоп Коджоян. В центре был изображен щит, разделённый на 4 части, в каждой из которых был изображен герб 4-х армянских династий вокруг изображения священной горы Арарат. Щит поддерживали орёл и лев. Этот же герб сегодня является гербом современной Армении.
В июне 1919 г. состоялись первые (и единственные) выборы в парламент Армении. Были избраны 80 депутатов, в основном представители партии «Дашнакцутюн». Было сформировано новое правительство, которое возглавил бывший мэр Тифлиса Александр Хатисян.
§ 2. Организация Армянской национальной армии
Важнейшим атрибутом независимой государственности являлась армянская армия. Её основой послужили подразделения созданного ещё в конце 1917 г. Армянского корпуса и Добровольческой дивизии.
Согласно Батумскому договору Армении разрешалось иметь вооружённые силы в количестве 1 дивизии. По требованию Турции Армянский корпус был распущен, добровольческие гайдукские отряды объявлены вне закона. Командиром Армянской дивизии был назначен генерал Мовсес Силикян.
После поражения и капитуляции Османской Турции в Первой мировой войне Батумский договор был аннулирован, и Армения вновь получила возможность организовать свои вооружённые силы. Была введена воинская обязанность и на основе военного призыва образована 25-ти тысячная армянская армия под командованием генерала Товмаса Назарбэкяна.
Решение распустить добровольческие гайдукские отряды осталось в силе, так как эти отряды отказывались подчиняться общему командованию армии, часто своевольничали и становились причиной внутренних неурядиц.
Командир добровольческой дивизии, национальный герой генерал Андраник остался недоволен этим решением и проводимой правительством республики политикой. В 1919 г. он распустил свою дивизию, сдал оружие Католикосу в Эчмиадзине и покинул родину. Скончался он в 1927 г. во Фрезио (США), был похоронен в Париже. В 2000 г. его прах был перезахоронен в Армении.
§ 3. Внутреннее положение Армянской Республики
Со дня своего создания и за 2,5 года своего существования Армянская Республика находилась в тяжелейших экономических условиях. Следствием войн и экономической разрухи стали наступившие в конце 1918 г. и продолжавшиеся около года голод, эпидемии тифа и холеры. Погибло более 180 тысяч человек.
Правительство Республики пошло на чрезвычайные меры для улучшения ситуации. Была объявлена государственная монополия на хлеб и товары первой необходимости. Для получения кредита и закупки хлеба в США отправилась армянская делегация во главе с премьер-министром О. Каджазнуни. При поддержке правительства президента Вудро Вильсона Армения получила государственный кредит на 10 миллионов долларов, и при содействии Американского комитета продовольственной помощи в Армению к середине 1919 г. начали поступать хлеб, медикаменты, товары первой необходимости. К концу 1919 г. голод и эпидемии в основном были преодолены.
Принимались меры по устройству на жительство более 200 тысяч беженцев из Западной Армении и Азербайджана. Их селили в пустующих и разрушенных деревнях. Заботу о 50-ти тысячах беспризорных детях взял на себя Американский комитет помощи Ближнему Востоку. В Александрополе, Карсе, Ереване, Тифлисе, Трапизоне, Битлисе, Бейруте и других городах были организованы американские детские приюты, а также и взрослых беженцев. В свою очередь правительство Армянской республике также открыло несколько сиротских приютов.
Правительство принимало меры для подъёма сельского хозяйства страны. Была закуплена и в 1919 г. роздана крестьянам посевная пшеница. В 1920 г. был принят закон о национализации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, закон о переразделе обрабатываемых земель между деревнями. Предусматривалось развитие сельского хозяйства по пути создания хозяйств фермерского типа.
Был составлен предварительный план развития экономики страны, согласно которому правительство поощряло развитие небольших предприятий по производству коньяка, вина, сыра, консервированных фруктов и овощей. Большое внимание уделялось сельско-хозяйственной кооперации. В 1919 г. был организован Айкооп.
В страну поступала помощь от различных американских комитетов помощи Армении, отдельных армянских предпринимателей и деловых людей. Предусматривалась постройка электростанций, оросительных каналов, дорог и внутренних железнодорожных линий.
Была проделана огромная работа по развитию образования. В стране были открыты начальные и средние школы. В 1919 г. начались подготовительные работы для открытия национального университета. Торжественное открытие университета состоялось в январе 1920 г. в Александрополе. Впоследствии университет был переведён в Ереван. Начала действовать Национальная библиотека. По решению парламента официальным государственным языком был объявлен армянский язык. Начался процесс очищения армянского языка от чужеродных слов. Государственные траты были сокращены до минимума. Все партии и движения действовали свободно, зачастую сотрудничали в национальных интересах. Общественно-политическая жизнь развивалась демократическим путём.
Однако за короткий срок добиться каких-либо существенных результатов в оздоровлении экономики правительству не удалось из-за продолжавшихся войн и внутренних неурядиц. Дестабилизирующим фактором являлись постоянные вооруженные смуты мусульманского населения, проживающего в Вединском, Масисском и других областях Армянской республики, поощряемые Турцией и Азербайджаном. Таким же дестабилизирующим фактором являлась и деятельность армянских большевиков, которые стремились установить в Армении советскую власть наподобие России.
§ 4. Отношения Армении с соседними государствами
С соседними государствами у Армянской республики сложились довольно сложные отношения. Если с Ираном сохранялись мирные добрососедские отношения, то отношения с Турцией изначально были враждебные. Серьёзные территориальные споры существовали с Грузией и Азербайджаном, приводившие к военным столкновениям. В своё время царское правительство при административном разделе Закавказья игнорировало национально-этнический принцип. После падения царской власти и образования независимых государств между Арменией, Грузией и Азербайджаном из-за этого возникли погранично-территориальные споры.
Районы Ахалкалака, Лори, населённые преимущественно армянским населением, административно некогда входили в Тифлисскую губернию, и на этой основе правительство Грузии претендовало на эти территории. Ещё в конце 1918 г., когда после капитуляции турецкие войска покинули Закавказье, грузинские войска захватили области Лори и Ахалкалака. Армянские войска в декабре 1918 г. освободили Лори. При вмешательстве английского командования Лорийский район был объявлен нейтральной зоной под управлением английского комиссара. Территориальный спор был разрешён только после установления советской власти в регионе. Лори был признан за Арменией, а Ахалкалак Армения признала частью Грузии.
Ещё более сложные взаимоотношения сложились с Азербайджаном, который претендовал на территории Нахичевана, Карабаха и Зангезура с подавляющим армянским населением. В конце 1918 г. турецкие армии, наступавшие на Баку для подавления коммуны, попутно осуществили резню армянского населения Нахичевана, после чего армяне здесь уже не составляли этнического большинства. Турки попытались также силой захватить Карабах и присоединить его к Азербайджану. Эта попытка провалилась, наткнувшись на героическую оборону армянского населения Карабаха.
Добровольческая дивизия Андраника защищала Зангезур от вторжения турецких сил с августа 1918 г. После заключения Батумского договора Андраник отступил в Иран. Под защитой его дивизии собралось около 20-ти тысяч армянских беженцев, которых Андраник переправил в Нахичеван и Зангезур и защищал до установления здесь государственной власти Армении.
После отхода турецких войск из Закавказья в регион вошли английские войска и захватили Баку. Англия стремилась взять под контроль бакинские нефтяные месторождения. Антибольшевитская/антирусская политика правительства Азербайджана устраивала англичан. Исходя из собственных интересов, английское командование, как до этого Турция, пыталось решить в пользу Азербайджана её территориальные претензии к Армении — подчинить ей Карабах, Зангезур и Нахичеван.
Армянское население Карабаха, составлявшие 90% населения области, после отхода турецкой армии в конце 1918 г. на съезде своих представителей приняло решение обратиться к правительству республики Армения считать область неотъемлемой частью Армении. По просьбе населения Андраник со своей дивизией двинулся в Карабах, чтобы не допустить его насильственного присоединения к Азербайджану. Командующий английскими войсками в Баку потребовал от Андраника покинуть Карабах, пригрозив, что это будет рассматриваться как враждебный акт против Англии. Андраник вернулся в Зангезур и удерживал регион до апреля 1919 г. После того как правительство Армении декларировало создание Независимой и Объединённой Армении, Андраник передал область полномочному представителю Армении полковнику Арсену Шахмазяну и вскоре покинул Армению.
Англичане в феврале 1919 г. объявили Карабах и Зангезур частью Азербайджана и назначили губернатором азербайджанского генерала Султанова. Только после длительной блокады армянское население Карабаха было вынуждено признать власть Азербайджана. При поддержке англичан азербайджанская армия попыталась в конце 1919 г. захватить также Зангезур и Нахичеван.
Правительство Армении направило протест Парижской мирной конференции против действий англичан и Азербайджана. Получив официальную поддержку союзников, Армения предприняла решительные шаги. Полномочным представителем Северного Зангезура и Карабаха был назначен Дро, Южного Зангензура и Восточной части Нахичевана – капитан Гарегин Нжде. Организовав самооборону местного населения, им удалось разгромить наступающие азербайджанские силы и перейти в наступление. Нжде очистил территорию Зангезура, а войска Дро в марте 1920 г. вступили в Карабах и начали его освобождение. Отступающие азербайджанские войска учинили в Шуши резню армянского населения и подожгли армянский квартал города. К середине 1920 г. Карабах, Зангезур и Нахичеван находились под юрисдикцией Республики Армения.
§ 5. Международное положение Армянской Республики. Армянский вопрос на Парижской мирной конференции.
Республика Армения установила дипломатические связи и имела представительства в Турции, США, Франции, Швейцарии, Болгарии и других странах. В своей внешней политике Армения ориентировалась на страны Антанты и союзные с ней государства Запада.
После капитуляции Германии и Османской Турции в Первой мировой войне Брест-Литовский и Батумский договоры были аннулированы. При поддержке английских частей Армянская армия в марте 1919 г. освободила незаконно захваченные турками Карскую область и Сурмалу. Территории Западной Армении номинально перешли под юрисдикцию держав Антанты, но фактически оставались под властью Турции.
Ещё в феврале 1919 г. второй съезд представителей населения Западной Армении (тех, кто сумел спастись при геноциде) принял постановление о необходимости объединить в единое государство Западную и Восточную Армении. На основании этого 28 мая 1919 г. парламент Армении провозгласил создание Независимой и Объединённой Армении, чем декларировались законные права армянского народа на территории своей исторической родины. Стремление объединить в единое государство территории Восточной и Западной Армении стало основой внешнеполитического курса Армянской республики.
В январе 1919 г. в Париже открылась мирная конференция стран Антанты для выработки условий мира и заключения мирных договоров с побеждёнными странами. Для участия в конференции в Париж отправилась и делегация Армянской Республики во главе с Аветисом Агароняном. В Париже находилась также и национальная делегация армян во главе с Погос-Нубар пашой. Созданная ещё в 1912 г., она представляла интересы и требования армянского населения Западной Армении и Киликии. Несмотря на некоторые разногласия в понимании приоритетов требований армянского народа, обе армянские делегации смогли совместно выработать и представить на обсуждение конференции Меморандум о территориальных требованиях и ожиданиях армянского народа.
На Парижской конференции международные вопросы решали в основном руководители США, Франции, Англии и Италии. Для раздела сфер влияния в мире они создали систему подмандатных государств, согласно которой ведущие державы должны были временно взять на себя заботу, управление и опеку над малыми государствами, только вступившими на путь государственной независимости.
Армянские делегации имели многочисленные контакты с руководителями держав для справедливого решения «Армянского вопроса». Президент США Вудро Вильсон выразил готовность своей страны взять мандат Армении. США открыли государственный кредит правительству Армении. В течение 1919-1920 гг. Армения получила большую экономическую помощь от США. Американский полковник Хаскел был назначен представителем союзных держав в Армении. В августе 1919 г. в Армению была направлена специальная американская миссия генерала Джеймса Харборда. Миссия Харборда в составе 50 человек проследовала из Константинополя через Киликию в Западную Армению и оттуда в Карс, Александрополь и Ереван. Миссия имела встречи с правительством Армении, провела разностороннюю ознакомительную работу на месте и представила президенту США доклад о целесообразности принятия мандата Армении.
«Армянский вопрос» обсуждался в апреле 1920 г. на конференции союзников в Сан-Рэмо (Италия). Участники конференции официально обратились к президенту США В. Вильсону с предложением взять мандат Армении и определить границы будущей объединённой Армении. В. Вильсон дал своё согласие и определил границы Армении, включив в неё порты на Чёрном море. Конгресс США официально признал независимость республики Армения в определённых президентом границах, но голосованием от 1 июня 1920 г. отклонил предложение принять мандат Армении.
§ 6. Майское восстание большевиков 1920 г.
После того как 28 апреля в Азербайджане была установлена Советская власть, армянские большевики в мае 1920 г. подняли вооружённое восстание с целью установления Советской власти и в Армении. В Александрополе (совр. Гюмри) был образован Военно-революционный совет, который 10 мая 1920 г. объявил о захвате власти. Армейские части не оказали сопротивления восставшим. Большевики захватили власть также и в Карсе, Каракилиса, Игдире, Гаваре и других городах. Командующим вооружённых сил восставших стал Саркис Мусаэлян, командир бронепоезда «Вардан Зоравар».
В условиях политического кризиса партия «Дашнакцутюн» образовала новое правительство Армении во главе с Амазаспом Оганджаняном. Было введено чрезвычайное положение. Парламент был временно распущен, депутаты отправлены в избирательные округа для работы с населением. На подавление восстания была брошена ударная группа под командованием хмбапета Сепуха. Руководство восстания в Александрополе, не получив помощи от Красной Армии, через несколько дней, практически без серьёзных боёв, сложило оружие. Легко были подавлены и другие очаги восстания. По решению военных трибуналов руководители и многие участники восстания были расстреляны. Деятельность большевистской партии была запрещена.
Майское восстание потерпело поражение из-за плохой подготовленности и отсутствия помощи со стороны Советской России. Поражение восстания ещё более ухудшило внешнее и внутреннее положение Армении.
§ 7. Армения по Севрскому договору. Позиция Советской России
10 августа 1920 г. союзные державы подписали с Османской Турцией мирный договор в Севре, пригороде Парижа. В числе союзников Севрский договор подписал и глава армянской делегации Аветис Агаронян.
По Севрскому договору союзные державы и Османская Турция признавали Республику Армения в границах определённых президентом США В. Вильсоном. Территория Армении определялась в 150 тысяч кв. километров и включала области Ван, Битлис, Трапизон, Эрземум, имея выход к Чёрному морю. Договор, однако, не предусматривал, каким образом эти области должны быть переданы Армении. Союзные державы не брали каких-либо обязательств по претворению пунктов договора в жизнь, а Конгресс США уже до этого отказался от каких-либо обязательств по отношению в Армении.
Между тем в Турции с 1919 г. шёл процесс национальной консолидации и формирования новой власти. Национальное собрание во главе с Мустафой Кемалем в Анкаре объявило власть султана свергнутой и встало на путь борьбы с державами Антанты. Оно отказалось признать Севрский договор, подписанный султанским правительством.
Советская Россия установила тесные взаимоотношения с кемалистским правительством Турции, дипломатически и экономически поддерживала её борьбу против держав Антанты. Чтобы установить сухопутную границу с Турцией, Советская Россия стремилась включить республики Закавказья в сферу своего влияния.
Руководство Республики Армения не смогло проявить нужной дипломатической гибкости и правильно сориентироваться в этих сложных международных отношениях. Оно продолжало надеяться на помощь и поддержку союзных держав Антанты в справедливом решении территориальных проблем Армении. Поэтому кемалистская Турция рассматривала Армению как враждебную страну.
До тех пор пока США не отказались от мандата на Армению, Турция опасалась перейти к военным действиям. Кемалистскую Турцию сдерживала и позиция Советской России, которая стремилась установить в республиках Закавказья советскую власть и включить регион в сферу своего влияния.
Можно допустить, что в случае победы майского восстания 1920 г. и установления в Армении советской власти, турецко-армянской войны могло и не быть. Советская Армения могла бы рассчитывать на поддержку Советской России в решении своих территориальных проблем.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009