30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял декларацию “О восстановлении государственной независимости Республики Азербайджан каким оно было в 1918-1920 гг.”.

18 октября 1991 года Республика Азербайджан подтвердила свою независимость путем принятия “Конституционного акта о государственной независимости”, который на политическом и юридическом языках означал выход Азербайджана из состава СССР. Данный Конституционный Акт в качестве неотъемлемой части вошел в Конституцию Азербайджанской Республики от 1995 года (дополненной 24 августа 2002 года всенародным референдумом). Тот самый акт расценивал установление в Азербайджане советской власти как “аннексия страны Советской Россией”, целью которого было “смещение законного азербайджанского правительства”. Таким образом Республика Азербайджан, объявив незаконным установление в Баку Советской власти, отвергла все до единого Советское политическое и юридическое наследие.

Сей акт содержит следующие строки:

“(…) Статья 2. Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики.

Статья 3. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану. Все вытекающие отсюда вопросы взаимоотношений с суверенными государствами, входившими в состав бывшего Союза ССР, подлежат урегулированию на основе договоров и соглашений.

Статья 4. Конституция Азербайджанской Республики 1978 года действует настолько, насколько не противоречит положениям настоящего Конституционного Акта. В Азербайджанской Республике сохраняют юридическую силу все акты Азербайджанской Республики, действовавшие до провозглашения Азербайджанской Республикой восстановления своей государственной независимости, которые не противоречат суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики, не направлены на изменение ее национального государственного устройства. Вплоть до принятия соответствующих законов Азербайджанской Республики на территории Азербайджанской Республики сохраняют юридическую силу законы СССР, перечень которых устанавливается парламентом Азербайджанской Республики.

(…) Статья 15. На территории Азербайджанской Республики действует исключительно Конституция Азербайджанской Республики и законы Азербайджанской Республики: законодательная власть ограничивается Конституцией Азербайджанской Республики, исполнительная и судебная власть - Конституцией Азербайджанской Республики, законом и правом. Конституция Азербайджанской Республики принимается путем народного голосования (референдума), проводимого по решению парламента Азербайджанской Республики среди всего населения республики”.

В Баку ясно понимали, что если Азербайджан признает советское правовое наследие (1920-1991 гг.), то придется принимать статус Нагорного Карабаха как юридический. В этом случае применим Закон СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”. Азербайджанская ССР была единственной союзной республикой, границы которой были определены согласно договорам (Московский договор от 16 марта 1921 года и Карсский договор от 10 октября 1921 года), которые не были денонсированы и сохраняют свою силу до сих пор. Азербайджанская ССР была единственной союзной республикой, территориальная целостность которой без этих договоров и вне правового наследия СССР становится недействительной.

В 1991 году, после того, как Азербайджан отказался от советского правового наследия, международный субъект, которому были переданы территории в 1920 году, прекратил свое существование. Отказавшись от правового наследия Азербайджанской ССР 1920-1991 годов, Азербайджанская Республика потеряла право на какие-либо притязания на территории, переданные Советскому Азербайджану в июле 1921 года, а именно на Нагорный Карабах, даже если бы акт передачи последнего считался бы легитимным.

Что касается положения пункта 2 статьи 4 Конституционного акта, согласно которому все прежние акты, действовавшие до провозглашения Азербайджаном государственной независимости, сохраняют силу постольку, поскольку они не противоречат суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, то его можно считать абстрактной и дискриминирующей нормой, и по сути – юридической фикцией. Это положение также противоречит статье 15, провозглашающей, что только Конституция Азербайджана и законы имеют исключительную юридическую силу на территории Республики Азербайджан.

Более того, с весны 2008 до осени 2009 гг., Республика Азербайджан на весь мир отмечала 90-летие основания Демократической Республики Азербайджан, создание азербайджанской армии и парламента, 90-летие азербайджанской дипломатии и т.д. Целью этих празднеств было подтверждение того факта, что Республика Азербайджан является правовым и политическим преемником Демократической Республики Азербайджан 1918-1920 гг.

Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014