Воистину великая роль была предначертана роду Хасан-Джалалян (происходящему из Араншахик-Вахтангской ветви древнего рода Гайкян-Сисакян) в период наследственного правления как на княжеском престоле Хачена (наиболее знаменитым был Хасан-Джалал Дола), так и на престоле Гандзасарского католикосата (наиболее известным был католикос Есаи Хасан-Джалалян, 1702—1728). В Армении за завоеваниями Византийской империи (сер. XI века) последовали опустошительные нашествия сельджуков (с 1064 г.). Армянские царства (Карс-Вананд, Кюрикян Ташир-Дзорагет, Сюник) и княжества (Сасун, Хачен, Закарянов и др.) возглавили героическое сопротивление армянского народа против вторгающихся в страну орд кочевников.

Великий армянский законодатель Мхитар Гош (1120—1213) повествует о героической борьбе князей Арцаха и Утика против туркменов в середине XII века. В частности, он описывает сражение, имевшее место на территории между горами Кайцо Цар и Дивахор. Армянские силы самоотверженно возглавил князь Григор, властелин крепости Хоханаберд, по соседству с Гандзасаром. Армяне контратаковали, и многие из врагов были уничтожены. Однако армянские силы также понесли тяжелые потери. Князь Григор и его соратники пожертвовали собой, защищая Родину. После битвы они были похоронены там же. А год спустя останки князя Григора были перезахоронены на кладбище в Гандзасарском монастыре, рядом с могилами его предков.

Род Закарянов возглавил борьбу армянского народа против тюрок-сельджуков. На освобожденных территориях (вместе с городами и крепостями Ани, Амберд, Багреванд, Бджни, Двин, Карс, Маназкерт, Арчеш, Ереван, Нахиджеван, Капан, Гаг, Гардман, Гандзак, Шамхор и др.) северо-восточной и центральной Армении (Гугарк, Айрарат, Туруберан, Сюник, Арцах и Утик) было воссоздано Армянское государство. У армянского полководца Саркиса Великого и его жены Саакадухт Арцруни было два сына [амирспасалар Закарэ II Великий (вторая пол. XII века — 1212) и полководец Иванэ I (вторая пол. XII века — 1227)] и четыре дочери (Ванени, Доп6, Хоришах и Нрджис). Хоришах вышла замуж за владыку Хачена Вахтанга-Тангика (умер в 1214 г.). Их сыновьями были Хасан-Джалал Дола, Закарэ, Иванэ и Наср Дола.

Княжеские роды Хачена происходили из Вахтангской ветви Гайкян-Сисакян-Араншахикского родословного древа. Духовным центром Атеркской ветви княжеского дома Верхнего Хачена был Дадиванк. Хоханабердская ветвь княжеского рода Внутреннего Хачена (духовный центр — Гандзасарский монастырь) стала называться Хасан-Джалалян, по имени ХасанДжалала Долы. Киракос Гандзакеци характеризует Хасан-Джалала как благочестивого, набожного, милосердного человека. У него был один сын (Атабак) и три дочери (Мама-Хатун, Мина-Хатун и Рузукан). В XIII веке Хасан-Джалал выделялся среди армянских князей мощью и авторитетом. В источниках его величали “благочестивый царь Джалал”, “самодержавный князь князей, владыка Хачена”, “Великий царь”, “благородный самодержец высокого и великого Арцаха, царь…”. Хасан-Джалал возглавил оборону страны, когда, согласно Киракосу Гандзакеци, в Хачене свирепствовало вторгшееся в Армению войско татаромонголов.

ХасанДжалал сосредоточил жителей своего княжества в крепости Хоханаберд. Когда монголы убедились в невозможности взять крепость, они начали мирные переговоры. Хасан-Джалал героически отстоял крепость, затем посредством переговоров он постарался защитить страну от агрессии. Более того, ему удалось установить определенные военно-политические отношения с монголами. Хасан-Джалал своей мудрой политикой смог обеспечить безопасность Хачена. Он в значительной степени способствовал также внешней политике Армянского Киликийского государства (путем переговоров с монголами).

В 1243 г. в битве при Чманкатуке (местечко к востоку от Ериза-Ерзнка) войска сельджукского султаната Рума (Икония), вторгнувшиеся в Высокую (Бардзр) Армению, потерпели поражение от войск монгольского военачальника Бачу, в союзничестве с которыми против сельджуков сражался также армянский отряд Хасан-Джалала. Когда монголы достигли границ Армянского Киликийского государства, царь Хетум I (1226—1270) при посредничестве Хасан-Джалала, установил дипломатические отношения с татаро-монголами. Он заключил с ними договор о военном союзничестве (1254 г.) и в значительной степени защитил Армянское Киликийское государство от их набегов. Хасан-Джалал Дола в деле церковного строительства не ограничился только областью Арцах. Он вместе со своей женой Мамкан предпринял восстановление разрушенного вследствие нашествий татарo-монголов монастыря Кечарис (1248 г.). В Армении налоговое бремя татаро-монголов становилось все тяжелее (наряду с другими областями также в княжестве Хачен). Для армянского народа политическое и экономическое иго монгольского владычества стало невыносимым, в частности, после переписи 1254—1255 гг., когда захватчики установили многочисленные налоги. В 1259—1261 гг. вспыхнуло восстание армянского народа против завоевателей. Однако восстание было жестоко подавлено, а его руководители — Закаре Закарян, Хасан-Джалал и другие князья, — были арестованы.

Киракос Гандзакеци описывает арест и смерть великого князя Хасан-Джалала как святое мученичество. Несмотря на то, что его дочь Рузукан приложила огромные усилия, чтобы освободить отца, однако монгольский правитель жестоко расправился с Хасан-Джалалом, убив его в 1261 году. Его сын Атабак-Иванэ захоронил мощи отца на родовом кладбище в Гандзасаре.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009