Первый царь Армении Айк и его потомки
Происхождение Армении и армянского народа основано на библейской легенде о спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Книга Бытия, которая рассказывает историю мира и человечества, представляет потомков Ноя поимённо и указывает первоначальное расселение этого потомства близ горы Арарат. Об этом сообщают древние халдейские сирийско-греческие историки. Согласно библейской традиции, Патриарх Торгом (сын Гомера, внук Иафета, правнук Ноя), занимавший Араратские равнины, еще при жизни разделил владения между своими сыновьями. Айку досталась Армения.
Историк V века Мовсес Хоренаци в книге «История Армении» пишет, что одним из самых известных эпизодов в жизни царя Айка была его война против вавилонского лидера Бела. Хоренаци пишет, что во время потрясений в Вавилонской башне Бел объявляет себя правителем мировой державы и заставляет других поклоняться ему.
Однако, храбрый великан Айк, будучи одним из главных вавилонских родоначальников, убедившись, что Бэл желает установить своё единовластие, не признаёт его самопровозглашенную власть. Собрав всю семью, он поселился в стране Арарат, на берегу озера Ван. Белл требует, чтобы Айк вернулся, но Айк категорически отказывается. Бэл, расширяя свое царство (Книга Бытия, гл. X) и став правителем Ассирии, вторгается в Армению с большим войском. В битве у озера Ван Айк побеждает армию Бэла и убивает его. Труп Бела был раскрашен и погребен на возвышенном холме, а на месте самой битвы Айк построил город своего имени Айк (Гайк). Гайк передает свой народ сыну Арменаку, родившемуся от него ещё в Вавилоне. Арменак, продвинувшись на северо-восток от местожительства своего отца, нашёл для себя новое место – глубокую равнину, окружённую высокими горами. После Арменака наследство перешло к его сыну Арамаису, который основал город Армавир на берегах реки, названной им по имени своего внука Ераста (Ерасх, Аракс).
Сын Арамаиса Амасия переселился в долины на юг, к подошве горы, которую назвал Масис (Арарат). У сына Амасии Гегама родился второй сын по имени Сисак – основатель области Сюник (у персов Сисакан), его первенец Харма (отец знаменитого Арама – основателя государства Урарту) остался в Армавире. Арам родил Ара Прекрасного, который тоже становится легендарным армянским царём, образ которого оказал значительное влияние на армянское искусство и литературу, вдохновив многих армянских писателей и художников на создание ряда произведений, таких как трагедия Наири Зарьяна «Ара Прекрасный». Армяне свою страну называют Айастан (страна Айка), ассирийцы называли её Урарту или Арарту, персы – Армина, хетты – Хайаса, аккады – Армани.
Таким образом, все Армянские династии и члены королевской семьи произошли от потомков Айка. Царское богатство Айказунов в Армении названо в честь основателя Айка Нахапета. Айказуны правили как цари в Армении c 2492 года до н. э. до 325 года до н.э. Многие места в Армении были названы в честь предков Айказуни.
Библия об Армении и армянах
Библия – это собрание Священных Писаний, написанных разными авторами в разное время. В ней представлена история взаимоотношений между Богом и людьми, а также культура и образ жизни многих наций и народов. В Библии есть важные сведения об истории древней Армении и армян. С самых первых страниц Библии мы находим имя «Арарат» (Бытие 4:4). В Ветхом Завете упоминаются «горы страны Араратской», где причалил Ноев Ковчег. Под наименованием Арарат понимается страна Урарту, на территории которой впоследствии возникла собственно армянская государственность, и где происходил этногенез армянского народа.
В знаменитой Бехинстунской надписи слова “Урарту” на эламском языке и “Армения” (Армина, Арминуйя) на древнеперсидском взаимозаменяемы. В оригинале на иврите текст представлен в следующей форме: al hare ararat, а в ассирийском – Peshtita, al turai qardu. Только в латинском переводе Библии (Вульгата) существующие версии заменены уникальным переводом super montes Armeniae.
На основании книги Бытия территорию Армянского нагорья с древних времен отождествляли с территорией Эдемского сада. Согласно Библии, Эдемский сад находился в Армении, где Богом были созданы основатели человечества, где символами бессмертия и мудрости явились два священных дерева познания Добра и Зла. Здесь берут начало библейские реки Евфрат, Тигр, Гихон, Пизон. Армения стала местом спасения для Ноева ковчега. Потомки Ноя размножились здесь, а затем распространились по всему миру. Поэтому в представлениях Древнего Востока Армения считалась Эдемским садом, где хранился символ бессмертия – Армянское царство.
Таким образом, на основании книги «Бытия» древние исследователи отождествили территорию Армянского нагорья с территорией Эдемского сада. Это было результатом комбинации нескольких фактов. Человек был создан у истока основных рек, дающих жизнь региону Месопотамии, на этой же территории находится гора переживших Потоп. Это место считалось «страной священных законов», обителью богов, правивших судьбами вселенной и народов.
В Библии Армения названа домом Торгома, потому что Торгом, отец патриарха Айка, был одним из потомков сына патриарха Ноя Йафета. «Фарас, что был третьим после Йафета, родил трех сыновей – Асканаза, Рифата и Торгома. Торгом, получив во владение наш народ, дал ему своё – «дом Торгомов» ... До Торгома и до начала владычества сына его Айка прошло четыреста лет, а от Йафета до первочеловека Адама – две тысячи двести сорок два года». Среди противников Вавилона с севера пророк Иеремия вспоминает Асканаза – одного из сыновей Гамера, согласно книгам, Бытие (Бытие, 10:3). Сегодня многие убеждены, что библейский народ асканазов – это скифское племя, а национальная традиция армян приписывается как торгомским, так и асканазским корням. Это отождествление встречается, например, у Корюна.
Примечательно, что в шумерском эпосе о Гильгамеше, написанном около двух тысяч лет назад, самая большая гора в мире, откуда восходит и где заходит солнце, отождествляется специалистами с Масисом. В эпосе герой, «стремящийся к бессмертию», как и А. Македонский в произведении «Александр», отправляется в Аратту, то есть в Армению, откуда берут начало Евфрат и Тигр.
В пророческих книгах Библии, говоря об Ервандуняц Армении, пророк Иеремия назвал её Араратским царством и посоветовал евреям объединиться с армянами в войне против Вавилона. Армяне считают себя первородным народом и ведут свое происхождение по прямой линии от Ноя. В подтверждение своего мнения армяне ссылаются на книгу Бытия (Книга Бытия, гл. VIII, § 4), признающую Арарат тем местом, на котором остановился ковчег, и указывающую, что Ной и его семья, единые спасённые от всемирного потопа, не удалялись от Арарата: «И бе вся земля устне едине и глас един всем… Обретоша поле в земле Сенаарстей, и вселишася тамо» (Книга Бытия, гл. XI, §§ 1,2).
Историк XIX века В.Абаза пишет: «Исходя из указаний священного бытописца Моисея, армяне признают свой язык тем наречием, которым изъяснялись первые люди. И, конечно, если послепотопный родоначальник армян Ной говорил наречием своего отца Ламеха, человека доптопного, то армянский язык может быть признан самым древним из всех человеческих языков» ... Защищая же единство своего происхождения, армяне утверждают, что первоначальная чистота этого единства нерушимо сохранялась от примесей с другими народами до распространения владычества армянских царей на Кавказе, по берегам Куры, и до переселений в Армению.
Древние историки об Армении и армянах
Армения – одна из шести древних стран (наряду с Ираном, Китаем, Грецией, Египтом и Японией), которые смогли пережить тысячелетия. Первые исторические сведения об Армянском нагорье сохранились в шумерских клинописных надписях (28-27 вв. до н.э.). Там упоминается страна Аратта. В хеттских источниках (XV-XIII вв. до н.э.) упоминается царство Хаяса (Земля армян). Армения упоминается в бехистунской надписи персидского царя Дария I (520 г. до н.э.). Есть сведения об армянах Армении до нашей эры у греческих авторов V века (Геродот, Ксенофонт и др.).
Информация и комментарии, предоставленные греческими историками Страбоном (I в. до н.э.), Геродотом (V в. до н.э.), Ксенофонтом (V в. до н.э.), и др., особенно лично побывавшими в Армении, являются важным источником для изучения армян в Армении. В этом отношении выделяется выдающийся греческий географ-историк Страбон. Знаменитая книга Страбона «География» – бесценный источник для изучения истории, географии и особенно экономических и культурных особенностей Армении. По словам Страбона «юг Армении защищен горами Тавр, с востока граничит с Великой Мидией – Атропатена, с севера – горами Паракоатра над Каспийским морем, агванами, иберами – кавказскими племенами, с запада – скдарами, тибериями» (Книга XI, XIV, 1).
Книги Страбона предоставляют богатейшую физическую, географическую, административную и политехническую информацию о культурной и экономической жизни Армении. Представлены границы Великой Армении, а также расширение и укрепление границ Армении, новые достижения царя Арташеса, расцвет политической жизни страны, рост городского населения. Страбон отразил экономическую деятельность Армении, сельское хозяйство, садоводство, виноделие, культуру, медицину, ремесла и т. д.
Изучая древние исторические сведения, глубокие представления древнего мира о мире, человечестве, мы приходим к выводу, что Армения считается страной возрождения, бессмертия, мудрости и человека после творческого потопа.
Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.