На стенах гарнийских архитектурных памятников и на хачкарах встречается множество армянских лапидарных надписей, имеющих большое значение как для изучения средневековой истории и экономической жизни Армении вообще, так и для истории Гарни в частности.
Участниками экспедиции эти надписи подготовлены к изданию отдельным выпуском. В настоящем отчете мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями о них. Всего собрано 75 надписей, из них надписей на крестных камнях (хачкарах) — 27, на надгробных плитах — 23, дарственных надписей — 11, надписей об упразднении отдельных налогов — 2, памятных надписей на церквах — 3, фрагментов надписей — 9. Почти половина всех надписей (из 75—30) датирована.
Хронологически они делятся на следующие группы:
I группа — надписи IX в.; их всего 2 (879 г. и 897 г.), причем вторая надпись с датой 897 г. составлена позже.
II группа — надписи второй половины XII в. и первой четверти XIII в. — 16 штук.
III группа — надписи XIII — XIV вв., составленные после монгольских нашествий — 12 штук.
Даты надписей указывают на то, что первые из них высечены в период восстановления армянского государства Багратидами, причем надпись 879 г. составлена очевидно женою Ашота I, основателя царской династии Багратидов. Датированных X веком и до середины XI в. надписей в Гарни не обнаружено. Это обстоятельство объясняется, во-первых, тем, что в это время обычай оставления о себе надписей бытовал только в среде феодальной верхушки и на остальную часть населения еще не распространялся, а в Гарни крупной феодальной верхушки тогда почти не было; во-вторых, в Гарни в X в. и первой половине XI в. крупных событий не происходило и, следовательно, не было нужды в надписях.
С середины XII в. наряду со светскими и духовными феодалами надписи начинают составлять также так называемые мецатуны — богатеи, накопившие богатства путем торговли и ростовщичества. Некоторые из них являлись управляющими и приказчиками в феодальных вотчинах или занимали должности надзирателей на рынках и сборщиков податей (тамгатаров). Характерно, что надписи XII — XIV вв. в большинстве случаев связаны именно с этими лицами, т.е. мецатунами. Поэтому совершенно закономерно, что надписей X—XI вв. нет, а в XII—XIII вв., когда мецатуны уже составляют значительную прослойку в составе населения и играют определенную роль в обществе, они оставляют после себя большое количество надписей. Из 16 надписей второй половины XII в. и первой четверти XIII в. только одна относится к середине XII в. (1151 г.), 6 надписей относятся к последней четверти XII в. и 9 надписей — к первой четверти XIII в.
С 1225 г., после вторжения войск хорезмшаха Джалалэддина и неудачного сражения с ними грузинских и армянских войск у Гарни, а позднее за время монгольских нашествий, в течение 15 лет не оставлено ни одной надписи. С 40-х годов XIII в. датированные надписи появляются снова, но прерываются в 1341 г. и вплоть до 1851 г. Нельзя считать случайностью то обстоятельство, что отсутствие датированных надписей после 1341 г. совпадает с временем окончательного падения монгольского западного ильханства, когда водворившиеся в стране при монголах произвол и разбой доходили до чудовищных размеров и сопровождались военными набегами завоевателей на армянские города и села и их разгромом и грабежом.
Большой интерес представляют дарственные надписи, содержащие много ценных сведений о социальной жизни Армении в XIII—XIV вв. Особо значительны две надписи об упразднении некоторых налогов. Первая из них датирована 1291 годом и говорит об упразднении шариата — налогов с рабочих волов, с пастьбы овец, и бажа с продажи вина. Эта и подобные ей надписи в Армении, Грузии и Азербайджане, составленные до реформы Газан-хана, свидетельствуют о том, что местные армянские, грузинские и азербайджанские правители предвосхитили мероприятия монгольского хана, направленные на повышение сильно сниженной платежеспособности населения.
В надписях встречается целый ряд терминов, обозначающих различные социальные прослойки общества и должности: имеется также ряд налоговых терминов — „шариат", „балахаhак",„джагаци махкана" или налог с мельницы и пр. (Балахаhак (грузинского происхождения) — это налог за пастьбу животных и. как любезно сообщили мне деист, члены Академии наук Грузинской ССР А.Г. Шанидзе, Н.А. Бердзенишвили и доцент В. Габашвили, соответствует грузинскому термину "сабалахо", который встречается в грузинской литературе именно и атом значении).
Большой интерес представляет гарнийская надпись, датированная 879 годом. Она высечена на базальтовом, помещенном вертикально, камне, унесенном жителями Гарни из кладки крепости и IX в. Камень этот является, как говорилось выше, памятником переходного типа от четырехгранных стел к плоским, также вертикально стоящим хачкарам. Камень находится в середине западного квартала селения, недалеко от древней базиличной церкви и имеет вид четырехгранной стелы. На нем высечены крест и надпись, которая гласит: — „В году 328 во имя бога я Катранидэ царица Армении воздвигла этот святой крест для предстательствования за меня".
Хотя надпись была вполне доступна исследователям, она не удостоилась должного внимания и до сих пор не издана. Считалось, что надпись начертана царицей Катранидэ, женою анийского царя Гагика I, жившей в конце X и начале XI в. Однако принадлежность этого памятника и надписи на ней к IX в. не вызывает никакого сомнения. Дата же 328 г. армянского летоисчисления равняется 879 г. христианского летоисчисления. Катранидэ в 879 г. называет себя царицей Армении, а многие из армянских историков X—XIII вв. свидетельствуют, что армянское царство Багратидов возникло в 885—887 гг.
Возникает вопрос: как могла Катранидэ, очевидно жена основателя династии армянских Багратидов, Ашота I, за 9—10 лет до основания царства называть себя царицей Армении? Ответ на этот вопрос дает сама история. Ашот Багратуни еще в 862 г. стал князем князей Армении, как об этом свидетельствует историк Стефан Таронский (Асогик). Ослабленный арабский халифат вынужден был не только пойти на это, но и закрепить за князем право сбора податей по всей Армении и контроль за выполнением государственных повинностей. Все это давало Армении экономическую самостоятельность и привело к политической независимости страны.
Весьма характерно в этом отношении свидетельство историка Иоанна католикоса, занявшего патриарший престол Армении при преемнике Ашота I Смбате I. Иоанн католикос пишет, что назначенный правителем Армении некий Али Армянин, прибыв в Армению, „по велению халифа утвердил его (Ашота) князем наших князей Армении, возвеличив его множеством одежд и почестями от халифского двора, вверив ему подати Армении и все государственные повинности. И так почетнейшим и первым из всех нахараров Армении стал он (Ашот Багратуни) и все вступили с ним в союз как с истинно царским потомком.
Также все намеревались, если подвернется случай, когда его род удостоится быть возведен в царский разряд, то именно их (Багратидов) избрать из числа других нахарарских родов. И этот случай вскоре подвернулся. Воспользовавшись внутренними неурядицами халифата, некий Иса ибн-Шейх, правитель Амиды, узурпировал власть атрпатаканского эмира и тем самым верховную власть над Арменией. Другие эмиры также пытались захватить власть над Арменией, но Иса ибн-Шейх совместно с Ашотом Багратидом, собрав свои войска, покарали их. Иса ибн-Шейх правил Месопотамией, а фактическим властителем Армении-был Ашот Багратуни, который с помощью своего брата, назначенного им спарапетом Армении, подчинил себе непокорных армянских князей, укрепив свою власть над страной.
По свидетельству армянских источников, именно этот Иса ибн-Шейх способствовал Ашоту своим ходатайством перед халифом стать царем. Ашот поддерживал Иса ибн-Шейха в 60-х гг. IX в., значит и ходатайство Иса могло также иметь место в это время- Во всяком случае Иса не мог в 885 г. или 886/7 г. привозить дары и почести Ашоту от халифа, так как, по свидетельству арабских источников, он умер в 882 г. Когда же Ашот мог стать царем? Из источников известно, что Византийская империя поспешила оказать поддержку Ашоту Багратуни в его стремлении к независимости от халифата, векового соперника Византии.
Константинопольский патриарх Фотий в специальном послании к Ашоту Багратуни заверяет его в дружбе и обещает помощь „христианской" империи против „нехристиан-арабов. "Но Фотий в своем послании изъявляет желание увидеть армянскую церковь в составе имперской церкви, точно так же, как императоры хотели бы увидеть Армению в составе империи. В 869 г. в резиденции Ашота Багратуни, в Ширакаване, созывается собор. Даже наиболее крупный исследователь истории армянской церкви, М. Орманян, вынужден был отметить крайнюю скудость сведений о Ширакаванском соборе: не известны ни состав собора, ни его постановления, за исключением лишь ответа Фотию, составленного от имени Ашота. Багратуни после собора. Ашот не отказывается от византийской помощи, но вместе с тем учтиво отклоняет предложение Фотия о принятии догматов византийской церкви.
Нам кажется, что основной задачей Ширакаванского собора, созванного, как свидетельствуют источники, Ашотом Багратуни в своей резиденции, было провозглашение Ашота царем Армении. Недаром католикосу Захарию Дзагскому (умершему в 876 г.) именно в это время приписываются хлопоты о присвоении Ашоту Багратуни царского титула. Воцарение Ашота Багратуни в дни Ширакаванского собора подтверждается также другими сведениями. Мы имеем в виду армянскую надпись о строительстве церкви на Севанском острове. Надпись составлена в 874 г., и в ней Ашот Багратуни назван царем. Вышесказанное делает понятным, почему жена Ашота Багратуни в своей надписи 879 года называет себя царицей Армении.
Арабский халифат не мирился, конечно, с фактом восстановления в Армении царской власти и делал последние попытки воспрепятствовать созданию армянского царства. В Армению был назначен новый арабский правитель, который получил задание учинить расправу над Ашотом Багратуни и поддерживающими его нахарарами и войсками. Но так как у нового арабского правителя, Ахмеда ибн-Халида, не было для этого достаточных сил, то он и не решился действовать открыто и избрал путь вероломства и интриг. Ахмед направил в Берда письмо арабскому эмиру, Мухаммеду ибн-Аблвахиду, поручив последнему двигаться со своими войсками на Двин, делая вид, что идет против Ахмеда. К этому времени Ахмед собирался заманить Ашота Багратуни и других нахараров в Двин и, устроив им таким образом западню, истребить их. Был установлен даже день этого злодейства. Только таким путем рассчитывал Ахмед свести на нет фактически существующее армянское царство и закрепить свою власть над Арменией.
Ашот Багратуни, однако, зорко следил за каждым шагом Ахмеда. Расставив своих людей по дорогам и ущельям, ему удалось захватить письмо Ахмеда к Мухаммеду. Ашот дал указание своему брату, спарапету Армении Аббасу со своими войсками незаметно для арабов явиться в назначенный день в Двин. План Ашота был полностью осуществлен. В назначенный срок Аббас с армянским войском вступил в Двин. Арабские войска были окружены и разоружены, а сам Ахмед был вытащен из палатки, вместо боевого коня посажен на мула и, по словам историка Фомы Арцруни, „отправлен туда, откуда он пришел". Таков был бесславный конец попытки арабского халифата сохранить свою власть над Арменией и свести на нет воссоздание армянского царства.
Армянское, царство окончательно, утвердилось, и арабскому халифату ничего не оставалось, как признать его существование, а в 886 г. оно было признано не только арабским халифатом, но и Византией.
Таким образом, армянское царство было фактически восстановлено в 869 г., но признано соседними державами лишь в 886 году, когда арабский халиф Абул-Аббас Ахмед эл-Мутамид и византийский император Василий I послали корону Ашоту I. Армянские историки приводят дату этого внешне-эффектного акта, а памятники материальной культуры отражают фактическое положение дел.
Гарни. Результаты работ археологической экспедиции Института истории Академии наук Армянской ССР 1949-1950. Б. Аракелян. Ереван, 1951 г.