История Христианства в Великой Армении своими корнями уходит в глубокую древность, туда, где царил мрак языческого идолобожия в его греко-римском варианте. Это период правления армянских царей из парфянской династии Аршакидов (Аршакуни). Линия армянских царей Аршакидов, как известно, происходила от знаменитой парфянской царской династии. Армянские Аршакиды правили в Великой Армении с начала II века до Р.Х. по 428 г. по Р.Х. Такие княжеские роды, как Камсараканы и Пахлавуни – все те же Аршакиды лишь в разных ответвлениях этой династии. Представители этого славного рода правили в Персии, Великой Армении, Мидии-Атропатене, Иверии, Албании Кавказской, Месопотамии, Индии и в других мелких государствах, и разумеется, в самой Парфянской державе, тем самым их правление охватило огромную территорию, чем, кстати, и подтверждается обетование Божие, данное Аврааму: «От тебя произойдут цари народов» (Быт. 17, 6), о чем и свидетельствует в своей «Истории» св. Моисей Хоренский (кн. II, гл. 1). Представителями этого славного рода были также и первые святые архиепископы Великой Армении – св. Григорий Просветитель (Аршакуни), его сыновья и внуки, а также некоторые из их святых преемников.
Армянские Аршакиды первых трех веков Христианской эры, воспринявшие учение Христово, стали незыблемым фундаментом, заложенным святыми апостолами во славу и ради будущего торжества Христова учения в Армении, и утвержденным впоследствии проповедническим подвигом св. Григория Просветителя и трудами царя армянского св. Трдата Великого, бывших потомками все тех же Аршакидов. Сии прославленные мужи, исполнив «благоуханием проповеди» Евангелия всю Армению, сами явились Востоком и лучом духовного, мысленного Солнца правды – Господа нашего Иисуса Христа.
После вольного Страдания, Крестной Смерти, тридневного Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, ученики Его разошлись по всей Вселенной, дабы нести во все концы учение Христово. Великая Армения по жребию досталась троим из них: св. апостол Фаддей (память августа 21 (сентября 3)), один из семидесяти; св. апостол Варфоломей (память июня 11 (24)), один из двенадцати и св. апостол Иуда, брат Господень (память июня 19 (июля 2)), также один из двенадцати. В греческих и армянских мартирологах также упоминается и апостол Фома, как проповедник в Азии и в Армении. Как передает нам древнее армянское предание, св. апостол Фаддей ок. 36 года по Р.Х. прибыл в город Эдессу, расположенный на территории Северной Месопотамии, где царствовал тогда Абгар V Аршакуни.
Эдесса - древний халдейский город, затем эллинизированный в IV в. до Р.Х. (при Александре Македонском), но после, обретший независимость в качестве столицы Осроэнского государства, основанного по инициативе селевкидского правителя персидского происхождения Осроя в 137 г. до Р.Х.. Эдесса с прилегающими землями Северной Месопотамии (Низибией, Адиабеной и др.) в прошлом входила в состав Парфии и также в состав южных областей Великой Армении и находилась в сфере их политического влияния, из-за чего Северную часть Месопотамии стали иногда называть «Парфянской», а иногда «Армянской». Впоследствии Эдесса на некоторое время вновь обрела независимость, но с III по VI вв. по Р.Х. подпала под власть Римской Империи. В эту эпоху город Эдесса был значительным центром Христианства. Широкую известность здесь приобрела эдесская богословская школа, основанная в IV в. св. Ефремом Сирином. В конце V в. в городе распространилось учение монофизитов (получивших здесь наименование яковитов). В начале VII в. Эдесса захвачена персами, но по миру 629 г. возвращена Византии.
В первой половине VII в. завоевана арабами, отвоевана в 1031 г. византийцами. В 1083 -1086/87, 1095-1098 гг. Эдесса - в составе государств, основанных армянскими феодалами. В это время город в основном был заселен сирийцами, армянами и греками; также значительный центр арабской и армянской культуры (в XII в. здесь жил известный армянский историк Матэос Урхаеци). В 1098 г. Эдесса, захваченная крестоносцами, стала центром эдесского графства. В 1144 г. подпала под власть правителя Мосула и Халеба Имад-ад-Дина Зенги, в 1182 г. – Салах-ад-Дина. Затем переходила от одних властителей к другим, в 1637 г. завоевана Османской Империей, переименована в Урфу. Ныне же Эдесса в пределах Турции.
Предание гласит, что царь Абгар долгое время был подвержен жестоким страданиям, против которых искусство врачей оказалось беcсильным. Услышавши же о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, он послал к Нему в Иерусалим послов с просьбой придти исцелить его и проповедовать Евангелие в его владениях. Спаситель не мог принять его приглашения и послал ему Свой Святой Нерукотворенный Образ, отпечатленный на плате. По возвращении послов царь Абгар принял от них этот драгоценный дар, и приложив к лицу своему, выздоровел. Чудесный Образ Христов был поставлен над главными воротами города Эдессы.
Пораженный чудом, возвратившим ему здравие, царь Абгар благосклонно принял апостола Фаддея и обратился в христианскую веру, и вместе с ним крестилась его семья, придворные и большая часть населения города Эдессы. Св. Фаддей проповедовал в Эдессе и в окрестностях этого города в продолжении нескольких лет. В этом городе святой апостол основал первую христианскую церковь, рукоположил пресвитеров и диаконов, и поставив здесь епископом св. Аддея († 51), ученика своего, дал им Евангельские правила, служащие к управлению вверенной им паствы. Правила эти записаны и сохраняются до нашего времени в армянских книгах, в так называемом «Канонагирке», или «Номоканоне». Устроив таким образом все ко благу, святой апостол Фаддей направил свои стопы в Центральную Армению, где обратил к вере великое множество армян и царя их Санатрука с дочерью его Сандухт, а также учредил епископскую кафедру в области Артаз, в провинции Васпуракан, первым предстоятелем которой был ученик святого апостола, св. мученик Захария. Последний возглавлял церковную кафедру с 68 по 72 гг. Сохранился относящийся к 649 г. манускрипт церковной кафедры, основанной св. Фадеем в Артазе, где сообщается, что апостол «рукоположил своего ученика Захарию городским епископом, а сам пошел проповедовать язычникам в других местах страны».
Вторым после Захарии епископом артазским был Зементос (72-76 гг.), также ученик св. Фаддея. Подробностями его биографии мы не располагаем, известно лишь, что он умер своей смертью. Третьим стал св. Атрнерсех (77-92 гг.), принявший смерть от руки язычников. При нем центр Армянской Церкви находился в Сюникском крае. Вслед за ним Церковь возглавил парфянин Муше (93-123 гг.), который вновь перенес кафедру в Артаз. За ним следуют епископы Шаен (124-150 гг.) и Шаварш (151-171 гг.), последний был уроженцем Албании Кавказской. Затем следует св. Леонтий (172-190 гг.), которого казнили в Васпураканском Шаваршане во времена небывалых гонений на христиан. И последний епископ Артаза - Меружан (240-270 гг.) возглавил кафедру через пятьдесят лет после мученической кончины св. Леонтия. По датам правления Меружана можно предположить, что артазская кафедра, начиная с последнего десятилетия II века и почти до середины следующего - пустовала, либо до нас не дошли сведения о епископах данного периода. Такой интервал мог быть связан с волной массового преследования христиан, которая поднялась в Римской Империи и захлестнула страны, входившие в сферу ее политического влияния.
Спустя некоторое время, царь Санатрук вновь возвратился к идолопоклонству и воздвиг жестокое гонение на христиан, в результате чего за веру пало множество христиан, и сама царевна Сандухт Аршакуни (память декабря 23 (января 5)), приняв мученическую смерть, стала жертвой своего нечестивого отца. Вместе со св. Сандухт мученичество приняли: святые князья Самуил Аршакуни и Израиль, а также св. Зармандухт, мученица царских кровей. Через три дня после мученической кончины св. царевны Сандухт, и св. апостол Фаддей был увенчан мученической смертью, которая постигла его от того же Санатрука в 66 году по Р.Х., в городе Шаваршане, в области Артаз.
Честное тело святого апостола было погребенно в Маку, в области Артаз, где впоследствии был воздвигнут монастырь в честь св. Фаддея, который существует и поныне, и где хранились святые мощи царственной мученицы Сандухт. Следует отметить, что св. Фаддеем было принесено из Каппадокии в Армению копье святого мученика Лонгина Сотника, которым на Кресте был пронзен Господь наш Иисус Христос. Это святое копье и по сей день хранится в кафедральном соборе города Эчмиадзина.
Здесь следует сказать, что относительно места смерти и места погребения апостола Фаддея существуют весьма противоречивые мнения. По славянской минее, которая в свою очередь опирается на византийские и латинские источники, св. Фаддей «пришел в финикийский город Бейрут (Ливан); проповедав здесь имя Христово и крестив многих, святой Апостол Фаддей почил здесь с миром о Господе» в 44 г от Р.Х; согласно сирийским источникам святой апостол преставился в Эдессе, а по древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечем 21 декабря 66 г. (другая дата – 50 г.). В данном случае трудно что-либо сказать определенно точно относительно места смерти святого апостола и места его погребения. Были написанны и монографии на эту тему, в которых авторы посредством научных исследований пытались определить действительное место смерти и погребения св. Фаддея, хотя к единному мнению они так и не пришли.
Другим апостолом, посетившим Великую Армению, был св. Варфоломей. После проповеди Евангелия индийцам, св. Варфоломей направился через Персию (тогда - Парфию) в Великую Армению. Предание Армянской Церкви гласит, что св. Варфоломей прибыл со своими учениками в Армению, и пройдя реку Аракс, начал проповедовать Евангелие в областях Аревик, Гохтн и в Нахичевани, что в провинции Васпуракан, а также во многих местах нынешней Азиатской Турции, в то время входивших в состав Великой Армении. В Гохтне трудами св. апостола Варфоломея был воздвигнут храм, а в провинции Сюник он основал епископскую кафедру и поставил епископом ученика своего Комсия (Косьма), после которого сюникскую епископскую кафедру занимали поочередно: Вавилос, вышеупомянутый Муше (93-123 гг.), Мовсес Таронаци (Моисей Таронский), Саак Таронаци (Исаак Таронский), Zirvandat (нач. II в.), Стефан и Ованнес (Иоанн – нач. III столетия).
Однако еще до св. Варфоломея в Сюнике уже было проповедано Евангелие Царствия Божия, св. Евстафием, одним из многих учеников св. апостола Фаддея, над могилой которого впоследствии был воздвигнут великолепный монастырский комплекс Татеванк, существующий и поныне. Известны имена также и других учеников св. апостола Варфоломея, которые приняли мученичество в Армении: это царственная мученица Вогуи Аршакуни († 68), воин Терентий, святые девы Мариам (Mariam of Houssik), Анна (Anna of Ormisdat) и Марфа (Martha of Makovtir). Св. апостол Варфоломей прибыв из Индии в Армению, принес с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы, написанную апостолом Лукой, в честь Которой святой апостол и построил храм, поместив там икону, в местечке Дарбноц Кар в Андзевской области, где подвизались его ученицы, вышеупомянутые Мариам, Анна и Марфа (со временем икона была утрачена).
Впоследствии к церкви были пристроены кельи, и таким образом здесь возникла женская пустынь h’Огеванк – «Монастырь Святого Духа». После провозглашения Христианства государственной религией Армении, св. Григорий Просветитель († 335) построил здесь церковь святого Сиона, а его прямой потомок святой архиепископ Нерсес Великий († 383-384) во второй половине IV века основал при обители больницу для нищих. h’Огеванк получил статус епархиального центра, главы которого титуловались как «предводители лика Богородицы». Именно с этой иконой Пресвятой Богородицы, принесенной в Армению св. Варфоломеем, связана традиция освящения в армянском храме алтаря во имя Богоматери, на котором устанавливается Ее изображение с Богомладенцем.
Известно, что св. апостол Фома писал св. Варфоломею, чтобы тот был готов к благословению, проповеди Евангелия Царствия и здесь, и всюду, вместо св. апостола Фаддея, одного из семидесяти. Пройдя с проповедью о Слове Жизни Армению, св. Варфоломей направился в Албанию Кавказскую, где уловил в апостольские сети множество душ, как свидетельствует об этом святитель Димитрий Ростовский: «ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, святое крещение», и принял мученический венец в 69-71 гг. по Р.Х. О пребывании апостола Варфоломея в Армении упоминают как армянские, так и греческие и латинские летописцы (Ипполит Портуенский (222 г.), Дорофей (307-322 гг.), Софроний (390 г.) и др.).
Последним апостолом Христовым, проповедавшим в Армении, был Иуда, брат апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, блаженный апостол Иуда отправился на проповедь Евангелия и был с благовестием в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее и других странах. Есть известие, что св. апостол Иуда проповедовал Христианство также в Персии, т. е. тогдашней Парфянской Империи, откуда и написал свое соборное послание. Поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божью в повод к беззаконию, и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие греховные дела.
В этом послании содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; содержится также и нравственное учение: увещание избегать нечистоты греховной, плотской, хулы, гордости, непослушания и прочих грехов; апостол увещает всех быть постоянными в обязанностях и должностях своих: в вере, молитве, в любви, увещает также пещись об обращении заблуждших и сохранять себя от еретиков. После проповеди Евангелия в Парфии св. Иуда, как сообщает нам славянская минея, «достиг он стран Араратских», т. е. посетил Великую Армению (ок. 66 г. по Р.Х). Блаженный апостол приобрел здесь множество душ Христу, поставил епископов и пресвитеров и дал им для руководства письменные правила.
Проповедуя в Армении, св. Иуда встретился на Арташатском холме со св. апостолом Варфоломеем, в знак чего на месте своей встречи они установили знамение Честного Креста Господня. После многих благовестнических трудов и долгого подвижничества св. апостол Иуда был схвачен язычниками и пригвожден ко кресту около 72 г. (или 80 г.) в городе Орми, в Великой Армении. Итак, три апостола Христова - Фаддей, Варфоломей и Иуда, брат Господень - считаются основателями Христианства в Армении в I-ом столетии по Р.Х. Их непосредственными преемниками стали ученики апостолов – Захария, Евстафий, Комсий, Амфилохий, Урбан, Нерсес, Апеллес и Аристовул. Армянские епископы, после них явившиеся, не менее обнаруживали горячей ревности к возрождению своей страны, многие из них были увенчаны венцом мученичества. Они основывали церкви, разрабатывали чин Богослужения, установив, что Евхаристия должна быть преподаваема верующим только епископами или пресвитерами. Впрочем, армянским христианам предстояла еще борьба против гонений от некоторых государей-отступников и идолопоклонников, какими были например Санатрук Аршакуни и Хосров Великий Аршакуни.
После апостольской проповеди христианские общины Великой Армении были хотя и немногочисленны (на фоне подавляющего языческого большинства населения), однако сохраняли свою сплоченность. В начале II века уже были известны новые мученики – это пресвитер Хризос и четыре его ученика, греки по происхождению, известные в армянской агиографии под именем Воскианов. Св. Хризос был учеником св. апостола Фаддея (от 70-ти); приняв крещение, он поселился вместе со своими учениками в Армении, у истоков реки Евфрат, в горах Вотн Цахко. На сорок третьем году своего отшельнического пребывания в Армении они отправились ко двору царя Арташеса Аршакуни, пытаясь и его обратить в Христианство.
Царь Арташес благосклонно принял святых, но, отправляясь на войну с соседними племенами, отложил более детальный разговор ко времени своего возвращения. Однако проповедь их возымела действие на приближенных и сородичей армянской царицы Сатеник Аланской – князей Сукиасянов, которые приняли от св. Хризоса крещение. Узнав об этом, сыновья царские предали свв. Воскианов мученической смерти в 107 г. (память апреля 15 (28)). Тогда свв. князья Сукиасяны, во главе которых стоял св. Сукиас (греч. Исихий), числом девятнадцать, покинули царский двор и поселились в Багревандской области на горе Сукав, или Джрабашх, ведя здесь суровую аскетическую жизнь. Через сорок четыре года они были преданы смерти прибывшими из Алании соплеменниками царицы Сатеник, которые тщетно пытались вернуть их к прежней вере.
Тела их оставались непогребенными до времени св. Григория Просветителя († 335), который через двести тридцать лет, если вести счет по данным мартирологических актов, похоронил их, а над их могилой построил церковь. Впоследствии на этом месте забил целебный источник. Память святых князей Сукиасянов Вселенская Православная Церковь празднует апреля 15 (28). В отличие от Великой (Восточной) Армении, проповедь христианского учения в Малой (Западной) Армении продвигалось более живо. Вероятно, это обстоятельство объясняется тем, что в первые века Христианства, да и после, Малая Армения уже входила в состав великой Римской Империи, между провинциями которой существовало оживленное общение и жизнедеятельность, а греческий язык был преобладающим в восточных провинциях Империи, благодаря чему усилиями греческих миссионеров Христианство распространялось быстрыми темпами, и через Малую Армению способствовало проникновению в Великую Армению. Первые христианские общины малоазийских миссионеров основываются в соседних с Каппадокией и Малой Арменией областях Великой Армении: Даранахи, Екехиаце и Дерджане. В становлении христианского учения в Армении кроме греческих миссионеров немалую роль сыграли также и сирийские проповедники, которые проникали в Армению с юго-западной, армяно-сирийской контактной зоны.
Доказательством тому служат многочисленные жития и мученичества святых первых веков Христианства в Малой Армении, дошедшие до наших дней в основном в текстах латинских мученических актов-мартирологов Ордена Иезуитов. Среди этих мартирологов особо выделяются описание мученичества сщмч. Евтихия Мелитинского († ок. 98, память мая 28 (июня 10)), свв. воинов Аттика Севастийского и дружины его († 249-251, память ноября 3 (16)), св. воина Полиевкта Мелитинского († 259, память января 9 (22)) и многих др. В описании мученичества свв. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских († 305, память декабря 13 (26)) говорится о том, что в конце III столетия жители Армении (Малой) и Каппадокии, будучи христианами, отказались приносить жертвы языческим идолам, высказав тем самым протест римскому правительству, пытавшемуся принудить население этих провинций к идолопоклонству, что послужило увеличению числа мучеников в Церкви Христовой. Это обстоятельство может служить несомненным доказательством того, что проповедь христианского учения в Малой Армении в конце III столетия приняла массовый характер.
Касательно мученичества св. Полиевкта Мелитинского, одного из ярких святых Малой Армении, с большой долей вероятности можно утверждать, что почитание его возникло сразу после его мученичества не только в Малой Армении, где уже в середине IV в. вблизи города Мелитины был известен храм в его честь, но и на остальной части Малой Азии (Малая Армения была неотделимой частью малоазийского полуострова). Каждая поместная Церковь, т.е. каждая городская община, а таких общин в Малой Азии в III-IV вв. было около трехсот во главе с епископами, среди которых было и не мало армянских, например таких как: Мелитинская, Севастийская, Никопольская, Саталийская и др., хранили память о своих мучениках и имели среди самых больших праздников своего календаря местные праздники в память тех, кто в этом месте пострадал.
Впоследствии, когда Церковь смогла выйти из катакомб и пещер, над гробницами святых мучеников стали воздвигать храмы, причем во многих местах это было возможно еще до общего прекращения гонений. Церкви, естественно, сообщали друг другу о тех, кто прославился мученической смертью. Древнейший источник мартирологии – послания одной Церкви другой. Кроме того, некоторые жития мучеников возникли на основе официальных документов: хотя нередко христиан казнили в порядке самосуда, но чаще всего это происходило по приговору официальных римских судов и сопровождалось соответствующим бюрократическим делопроизводством. Такие акты становились основой для жизнеописания мучеников. Часто, однако, жития мучеников составлялись позднее, чем они прославились, ибо древние жития перерабатывались, расширялись, дополнялись и им придавался законченный агиографический вид.
С давних пор принято считать, что всех гонений на христиан в пределах Римской Империи, в которую входила Малая Армения, было десять, во времена императоров: Нерона (54-68 гг.), Домициана (81-96 гг.), Траяна (98-117 гг.), Марка Аврелия (161-180 гг.), Септимия Севера (193-211 гг.), Максимиана (235-238 гг.), Деция (249-251 гг.), Лициния Валериана (253-259 гг.), Аврелиана (270-275 гг.) и Диоклетиана (284-305 гг.). На самом деле общих, повсеместных гонений было меньше десяти, а частных и случайных – гораздо больше. Причину гонений все древние христиане видели в злобе диавола, который боролся с Христианской Церковью и старался гонениями на христиан, как одним из наиболее действенных средств остановить ее распространение (хотя сегодня он делает это очень тонко и более лукаво). Этот взгляд высказал в своей «Истории» греческий историк Евсевий Кесарийский. Что касается Рима, как государства, то с этой точки зрения причин для гонений могло быть множество: христиане были оскорбителями императорского величества, отказываясь чтить императорские изображения возлияниями и курениями; они были отступниками от государственных божеств и исповедниками недозволенной законом религии. Чудесные исцеления язычники считали делом запрещенной законом магии.
Христианство являлось полным отрицанием языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Императоры и правители считали христиан заговорщиками и мятежниками, колеблющими основы государства и общества; жрецы возбуждали вражду против них, так как христиане подрывали доверие к ним; люди образованные, почитавшие науку и искусство, видели в христианстве дикое и опасное суеверие; необразованная чернь, слепо привязанная к идолам и языческим праздникам, почитала христиан за безбожников и с усердием помогала выполнению кары языческого закона над ними. Так, по той же причине 11 000 римских воинов, среди которых было также немало легионеров-наемников и из армян, по приказу императора Траяна были сосланы в ссылку в Великую Армению, которая в 114 г. была захвачена римлянами и обращена ими в римскую провинцию; 9 000 воинов были распяты на крестах у подножья горы Арарат, а остальные 2 000 воинов были замучены в разных иных мучениях, за то, что все они держались христианского исповедания, как мятежники и заговорщики, сотрясшие основы Римского государства.
Случилось это около 114-115 гг. Память святых 11 000 воинов-мучеников Вселенская Православная Церковь празднует сентября 6 (19). Вообще, следовало бы сказать, что для Римской Империи, а позднее и для Византии, Армения была одним из мест заключения и ссылки осужденных. Так, к примеру, святитель Иоанн Златоуст был сослан в ссылку в город Кукуз (арм. Улния, Зейтун), в Малую Армению, где жил в течении двух лет в доме армянского священника Диоскора, одного из родственников св. Григория Просветителя; св. Павел Исповедник, патриарх Константинопольский, также был сослан в Кукуз, где и претерпел мученическую смерть от руки нечестивых ариан; подобно им и другие святые были сосланы в Армению, где некоторые из них претерпели мученическую смерть.
Надо сказать, что немалая роль в истории просвещения Западной Европы первых веков была отведена армянским миссионерам. Уже в 250 г. был известен св. мученик Минас (память октября 25 (ноября 7)), армянский князь, принявший мученическую смерть от руки императора Деция.
Св. Минас, по итальянски - Миниато, был первым проповедником Слова Божьего в городе Флоренции (Италия) и первым ее мучеником, над могилой которого впоследствии был воздвигнут храм San Miniato Al Monte. Латинские мученические акты передают нам также сведения о св. Хрисолии Армянине, который жил в Армении в середине III века, однако, когда в то время в отношении к армянам стала усиливаться агрессорская политика персов, блаженный Хрисолий покинул свою Родину и бежал в Европу, во Францию, где познакомился со св. Дионисием Парижским, стал его учеником и принял сан епископа. Во Франции, а именно в пределах Галлии, блаженный епископ проповедовал слово Божье в течение довольно продолжительного времени. Затем, св. Хрисолий двинулся с благовестнической миссией в пределы Бельгии, во Фландрию, где и принял мученический венец в 300 г. по Р.Х. Позже честные мощи блаженного епископа были положены в одном из храмов города Брюгге, в Бельгии.
Память св. Хрисолия Армянина Вселенская Православная Церковь празднует февраля 7 (20). Характерно, что после смерти св. Хрисолия, спустя три десятка лет в Бельгии проповедовал христианское учение еще один святой армянского происхождения - это св. Серватий (память мая 13 (26)). В житии св. Серватия говорится, что он пришел в пределы Бельгии и Голландии из Армении по видению Ангела, который известил его о том, что эти страны нуждаются в просвещении. Будучи священником и приняв сан епископа города Тонгра (Tongres) Бельгийского, св. Серватий обильно просвещал народы Бельгии и Голландии, был ревностым поборником Православия и непримиримым противником арианства. Блаженный Серватий преставился 13 мая 384 г. Честные мощи его до сих пор хранятся в кафедральном соборе города Маастрихта (Голландия).
Латинские мартирологические акты передают нам сведения также и о св. Емилиане и братьях его, свв. Дионисие и Ермиппе, которые были уроженцами Армении, и которые, переселившись в окрестности Рима, в города Требия и Сполитон, проповедовали там Святое Евангелие, явившись в этих краях «светлою звездою Истинного Бога»; св. Емилиану за смиренный нрав и образ кротости было даровано архиерейское посвящение от святейшего папы римского Марцеллина (296-305 гг.). Св. Емилиан стал епископом города Требия, обратившим ко Христу громадное число язычников. Узнав об обращении св. Емилианом великого множества язычников в Христианство, нечестивый правитель Максимиан предал святого суду, и после долгих истязаний, приговорил его на усечение главы. Смерть св. епископа Емилиана, а также братьев его, свв. Дионисия и Ермиппа, память которых Вселенская Православная Церковь чтит августа 18 (31), последовала в 300 году.
В конце II и в начале III веков христиан в Великой Армении преследовали цари Вагарш II (186-196 гг.), Хосров I Великий (217-238 гг.) и их преемники. Эти гонения описал епископ Кесарии Каппадокийской, св. Фирмилиан (230-268 гг.) в своей книге «История гонений на Церковь». Гонения эти, впрочем, не поколебали твердость духа армянских епископов и пресвитеров, которые верно сохраняли догматы, богослужение, молитвы и все, что предписывала Матерь-Церковь Иерусалимская. Подобно греческим Церквам, и Армянская Церковь в продолжении этого времени находилась в единении с Церковью Иерусалимскою, и мир царствовал во всех Церквах. Многие армянские епископы были поставлены епископами греческими и иерусалимскими. Богослужение у армян совершалось на греческом и сирийском языках, ибо в то время еще не был изобретен армянский алфавит, и армяне пользовались богослужебными книгами и Новым Заветом на этих языках. Но в своих сношениях с соседними государствами они в основном пользовались персидским письмом. Армянская церковная иерархия имела три степени: епископство, пресвитерство и диаконство. Каждый епископ был независим в своей епархии, и все имели равное достоинство.
Как было показано выше, распространению Христианства в Армении способствовали самые разные факторы. Ко всему вышесказанному следовало бы добавить и то, что в становлении христианского учения в Армении сыграло свою немалую роль и существование здесь поселений еврейской диаспоры. Известно, что первые христианские миссионеры обычно проповедовали вначале там, где были еврейские общины, поскольку иудеям проповедь о пришедшем в мир Мессии была понятней, чем язычникам, не знакомым с традицией Ветхого Завета. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате и Зарехаване.
Следует отметить, что в неармянских источниках армяне, как христиане, впервые были упомянуты в одном из сочинений Тертуллиана (ок. 155-220 гг.) «Слово против Иудеев» (Liber adversus Judaeos. 7 // PL. 2. Col. 610), написанной им в 197 г. В Деяниях Апостольских (2; 11) он предложил исправить чтение Iudaeam на Armeniam. Это исправление, поддержанное также блаженным Августином в его труде «Против манихеев» (Contra ep. Manich. 9), не вошло в канонический текст Деяний, однако, может служить свидетельством существования христианских общин и среди армян. Преследования христиан при императоре Деции в 250-251 гг. и при императоре Галле в 252 г. повлекли за собой массовый отход от нового учения.
Проблема lapsi («отпавшие») вызвала крайнюю озабоченность среди церковных глав. Александрийский епископ св. Дионисий направил по этому поводу послания местным иерархам. Среди адресатов значится и армянский епископ Меружан (240-270 гг.). Евсевий Кесарийский в своей «Церковной Истории» упоминает о письме Дионисия, епископа Александрийскго: «О покаянии к братьям в Армении», где епископом был Меружан (VI.46.2). Письмо датируется 251-255 гг. Это свидетельство не оставляет сомнения в том, что в Армении, в середине III столетия, существовала организованная и признанная Вселенской Церковью христианская община.
Христиане Армении, несмотря на гонения, пребывая хоть и в малом количестве по сравнению с окружающим их языческим миром, донесли свою святую веру до официального просвещения Армении в 301 году.
Краткий очерк истории Армянской Церкви с I по VIII век. Иоанн Казарян, Тбилиси, 2006 г.