Этот раздел изложен в §§ 94–114 Судебника Смбата, но в ряде других параграфов также имеются нормы гражданско‑правового содержания. §§ 9497 относятся к наследственному праву, §§ 99–101 и последний абзац § 104 – к залоговому и вообще к вещному праву, §§ 113–114‑к завещанию, §§ 54, 72, 81, 106–112, 140, 152, 156, 158 и другие – к обязательственному праву, причем различаются обязательства ex contractu (купля‑продажа, заем, наем, ссуда, поручение, поклажа, дарение) и обязательства, возникающие из деликтов (eх delictu).
1. Собственность рассматривается в Судебнике в §§ 1, 2, 3 и других. Различаются недвижимое и движимое имущество, имущество, находящееся в городе и вне его, причем устанавливаются разные нормы для купли-продажи.
Источниками собственности являются вотчина, клад, находка, захват, дарение и др. Различаются вотчины родовые, приобретенные захватом или путем дарения и купленные.
Конечно, собственность в Судебнике не совсем освободилась от феодальных ограничений, но торговый капитал стремительно разрушал многие преграды, так что приобрести всякую, в том числе и земельную собственность мог каждый, имевший на это средства. В этой связи следует отметить тенденцию Судебника к стиранию разницы между поместьем и вотчиной, считая эти оба вида землевладения наследственной неограниченной собственностью. Это стремление Судебника ярко выражено в §§ 1, 2, 3, 4 и 70, где ленная, условная земля действительно уравнивается с вотчиной. Король, как сказано выше, мог отнять поместье у вассалов лишь в исключительных случаях, за совершение измены.
Однако ограничения все же существовали. Достаточно сказать, что Судебник различает, до некоторой степени, вотчину и поместье, а также церковно‑монастырские земли, земли духовенства, земли горожан и ремесленников в городах и пригородах. Таким образом, хотя земля в основном и принадлежала классу светских и духовных феодалов, но она стала объектом гражданского оборота, и, при значительном развитии в Киликии в XIII в. товарно‑денежных отношений, землю могла приобретать и верхушка городского населения, как и феодалы, которые, в свою очередь, стояли в первых рядах торгового люда. Это подтверждается еще и сильным развитием залогового права.
Имелись и другие ограничения отчуждения собственности.
1) Параграф 26 признает за каждым из наследников право продать свою долю, причем закон обязывает его продать эту долю не одному из своих
братьев, а всем. Хотя здесь прямо не запрещается отчуждение вотчины, но то, что отчуждение ее было возможно лишь в пределах семьи, позволяет полагать, что закон запрещал продажу родового имущества, и в первую очередь земли, вне рода.
2) Другое ограничение приводится в § 109, где закон устанавливает, что проданную по нужде вотчину родственники продавшего могли выкупить в течение 7 лет. Но если кто продал свою вотчину не по нужде, то ее можно было выкупить лишь в течение одного года.
3) Третье ограничение дано в § 65, где сказано, что землю священника может приобрести только другой священник, а церковную землю – другая церковь или духовное лицо.
Но все эти ограничения не имели существенного значения, ибо §§ 106, 109, ПО (третий абзац) говорят о свободной купле‑продаже земли. Хотя здесь не говорится прямо о том, что под этими землями понимаются и вотчины, но из этого нельзя делать ошибочного вывода, что указанные нормы касаются лишь земель горожан. Достаточно указать на то, что § 106 говорит о куплепродаже домов не только в черте города, но и вне его. причем эта купля‑продажа приравнивается по условиям к продаже пахотных земель. Третий абзац § 110 говорит о купле‑продаже садов и деревьев. Объектами купли‑продажи по последнему абзацу этого параграфа могли быть мельницы, желоба «и всякие вещи». § 112, касающийся условий купли‑продажи, прямо говорит, что отец имеет право продать свою вотчину, но только с согласия наследников. Здесь принцип отчуждения земли не отрицается, но утверждается начало, по которому купля‑продажа земли должна происходить по взаимному соглашению наследников‑членов семьи, рода и т.д.
Таким образом, Судебник, с одной стороны, ограничивает выход земельной собственности из рук феодалов и церкви, а с другой, – превращает ее в объект купли‑продажи, т.е. отвечает запросам торгово‑денежного капитала с его тенденцией превращения все в товар. Только церковно‑монастырские земли не могли перейти в руки светских лиц и учреждений. Четвертый абзац § 62 устанавливает, что член братства, монах, не мог завещать своего имущества, находившегося в монастыре, родственникам, если они не являются членами данного братства. Это означает, что имущество, вошедшее в монастырь, оставалось там навсегда.
С институтом собственности тесно связан вопрос о принадлежности найденного клада. Гош (II. 72, 105) вслед за Моисеевым законом (Второзаконие 22, 1–3) считает, что найденная вещь, как правило, должна быть возвращена собственнику и оставляет за ним право решения вопроса о вознаграждении нашедшего. Смбат же, наоборот, считает (§4 Судебника), что находка, как правило, принадлежит нашедшему, если он не бедный человек. При этом он допускает следующие исключения:
а) клад государев передается царю, который при этом вознаграждает нашедшего и владельца места, где клад найден, в размере десятой части находки каждому, а если находчик и земледелец совпадают в одном лице, ‑то пятой части находки;
б) клад княжеский не передается, но последний дает 1/5 его землевладельцу и 1/10 царю (по Гошу, княжеская находка должна быть возвращена с условием вознаграждения).
Если нашедший является батраком, крестьянином и вообще бедным человеком, то он получает лишь часть соответствующего вознаграждения. В силу берегового права имущество, выброшенное на берег морем, принадлежит землевладельцу, как находка.
Совсем иначе Судебник регулирует вопрос о находке потерянной вещи. Он устанавливает в §§ 102–103, что найденная вещь должна быть возвращена собственнику, как только он появится. Отказ возвратить найденную вещь считается преступлением.
С институтом собственности связано и право на чужую вещь, особенно залоговое право.
2. Институт залога, давно известный армянскому обычному праву, нашел утверждение в §§ 99–104 Судебника Смбата. Но Судебник ограничивает круг объектов, которые могут быть предметом залога. Тогда как обычное право признавало неограниченные права кредитора на имущество залогодателя, закон, исходя из потребностей хозяйственной жизни страны, объявил ряд вещей вне сферы залога. При натуральном сельском хозяйстве Киликии важнейшими орудиями производства, кроме человека (manoperea) были быки и вообще вьючные животные (carroperae); поэтому § 100 запрещает закладывать быков. Нельзя было закладывать лошадей и конское снаряжение, ибо они имели не только хозяйственное, но и военное значение. Конь и его снаряжение также «служили» феодальному государству, как и сам рыцарь. Принцип Судебника в данном вопросе таков: не подлежит залогу все то, что имеет жизненно важное значение для залогодателя, без чего его хозяйству будет причинен непоправимый ущерб или разорение (Existenz minimum). Иными словами, орудия производства и войны исключаются из сферы залога.
Первый параграф (99), относящийся к залогу, запрещает брать ручную мельницу (верхний и нижний жернова) как в залог, так и в виде неустойки. В разных вариантах оригиналов Судебника Смбата, и в соответствующей статье 81 Гоша действительный смысл закона уловить трудно. Он соответствует Моисееву закону (Второзаконие 24, 6), где также запрещается закладывать ручную мельницу. Проф. И. Карст в своих комментариях правильно объясняет, что по смыслу эта глава о ручной мельнице имеет символическое значение. Закон принципиально не запрещает применения института залога, а лишь устанавливает, что в случае крайней нужды должника, залогодержатель должен возвратить ему заложенную вещь, ибо она имеет для; него жизненно важное значение.
К этому можно, однако, добавить, что ручная мельница имела не только и не просто символическое значение, как вообще предмет производства, но и действительно практическое значение для крестьянина в Армении, особенно в древности и в средние века. Именно поэтому закон и запрещал; закладывать ее.
В этом параграфе обращает на себя внимание еще и то, что в качестве неустойки (пени, штрафа) при невыполнении договора отбирается вещь, в данном случае ручная мельница. Таким образом, греческий пристимон (неустойка) под влиянием армянского обычного права приблизился к залогу: в качестве неустойки можно было брать не только деньги, но и вещи.
За исключением названных жизненно важных вещей, закон дает кредитору полную власть над остальным имуществом должника. По словам закона, «все остальные вещи твоего должника находятся под твоей властью» (§ 100).
Как по Моисееву закону, так и у Гоша (II, 82, 47) выходит, что залогодержатель является хранителем вещи, т.е. кредитор ответственен за нее, разумеется за omnis culpa, а не за casus. Кредитор должен вернуть вещь, приплод и все доходы, полученные им от заложенной вещи. У Гоша залог не имеет значения моргаджа (mortgage, antichrese), когда кредитору предоставляется право пользования приплодом и доходами от вещи вместо процентов; наоборот, залог является для него погашающим (amortisation)., т.е. идет в зачет долга. Более того, кредитор обязан возмещать залогодателю причиненный ему ущерб.
Конечно, все это противоречило обычному праву, и эти нормы Судебника Гоша не применялись на практике. Поэтому в польской редакции этого Судебника уже внесены соответствующие поправки. Здесь (гл. III) постановлено, что после истечения срока платежей и троекратного напоминания об уплате долга кредитор имеет право продать заложенную вещь. Точно так же, если вещь не взята залогодателем в срок, то в силу давности она переходит в собственность кредитора. Так и было на практике.
Смбат положил в основу своего § 101 обычное право и поэтому разошелся с Гошем. По Смбату, если должник не выполняет обязательства, в срок, залог переходит в собственность заимодавца. Более того, должник обязан возместить ущерб, причиненный им невыполнением обязательства в срок. Хотя §§ 102, 103 и 104 Судебника Смбата внешне сходны с соответствующими статьями Судебника Гоша, но по существу они расходятся: тогда как Гош говорит об ответственности кредитора‑залогодержателя за причиненный им ущерб, Смбат привлекает должника к ответственности за невыполнение им обязательства. Гош здесь касается только залога, а Смбат – вообще вещного права, в том числе и залога. Поэтому прав проф. И. Карст, считая, что такое пользование первоисточниками‑ со стороны Смбата является ярким примером внесения кодификатором нового содержания в старую форму.
Кредитор, по § 100 Судебника, имеет неограниченную власть над вещами должника. Судебник запрещает лишь самовольное вторжение в дом должника для изъятия его вещи в залог. Это считается преступлением. Входить в чужой дом с этой целью можно лишь по разрешению суда и при свидетелях. Однако вне дома кредитор самовольно может отобрать в залог вещь должника даже без свидетелей.
§ 101 относит к числу «вещей», могущих быть заложенными, землю и вотчину. В § 104 в виде исключения запрещается без разрешения суда брать в заклад вещи вдовы. Но тогда как. у Гоша этот запрет носит абсолютный характер, у Смбата он распространяется лишь на случаи (как в «Ассизах Антиохии», часть II, гл. 14), когда кредитор без разрешения суда применяет силу.
Кроме вышеупомянутых статей о вещном праве – о праве собственности и залоге, – в Судебнике имеется § 172, который касается сервитутов, но одновременно говорит и о праве собственника отгородить стенами и заборами свое владение и свой дом, причем указывает, что смежные стены являются собственностью двух владельцев.
3. Обязательства. Как мы указывали выше, Судебник различает обязательства из договоров (ex contractu) и обязательства из правонарушений (ex delictu). Почти все институты обязательственного права рассматриваются им с точки зрения culpae и поэтому изложены в разделе о деликтах.
Вся последняя часть Судебника (§§ 119–177) касается деликтов против как имущественных, так и неимущественных благ, и интересов. Деликты против имущественных благ включают случаи причинения ущерба животными, пожаром, воровством, обманом, грабежом, наживой, присвоением чужой доверенной вещи, а также ущерба при пользовании взятыми в аренду вещами, вследствие несоблюдения договора работником или арендатором. Сюда же относятся деликты, совершаемые лицами определенных профессий – пастухов, садовников, мельников и др.
К деликтам против неимущественных благ относятся телесные повреждения или преступное убийство (умышленное и неумышленное), убийство, совершенное малолетними в игре или по закладу, убийство в пьяном состоянии или при самозащите.
Лишь купля‑продажа и ссуда рассматриваются как обязательства чисто договорного характера.
Основными реквизитами договора Судебник считает:
1) письменную форму;
2) взаимное соглашение контрагентов и согласие наследников при куплепродаже вотчины; причем Судебник считает законным не всякое соглашение, а лишь соглашение при законности обуславливаемых действий; если стороны соглашаются на определенные действия, являющиеся незаконными, договор по § 81 считается недействительным;
3) совершение сделки при свидетелях.
В качестве предпосылки прочности обязательства признается необходимость хотя бы частичного его выполнения, т.е. чтобы договор не остался лишь на бумаге; при этом покупатель может отказаться от договора, беря на себя убытки от его невыполнения. Хотя для действительности купли‑продажи вотчины требуется соглашение сторон при свидетелях и согласие наследников, но § 112 устанавливает, что сделка, произведенная и без свидетелей, но в присутствии нотариуса или судьи, действительна, и договор не может быть расторгнут.
Судебник знает следующие виды договоров: куплю‑продажу (§§ 106–112), ссуду (§ 158), заем‑прокат (§ 156), подряд или ремесленный заказ (§ 140), аренду (§107), поручение (§ 142), поклажу (§§ 121, 157), соглашение об определенном действии (§§ 72, 81), поручительство (§ 54), дарение (в ряде параграфов).
При заключении договора купли‑продажи Судебник указывает, как на необходимое условие – на добросовестность сторон: за умышленный обман со стороны продавца (§ 111) угрожает ему проклятием и объявляет договор недействительным; более того, по § 112, обманщик считается вором и карается как таковой. Общие условия действительности купли‑продажи изложены в §111: продавец должен дать точные сведения о продаваемой вещи, указать на ее скрытые недостатки; но если покупатель, не обращая внимания на эти недостатки, все же купил вещь, то все последствия он принимает на себя. Для действительности договора § 108 требует совершения его при свидетелях, обычно троих. При продаже животных дается семидневный «испытательный» срок. Если вещь окажется краденой, то собственник ее в любой момент имеет право истребовать от любого приобретателя, причем добросовестный покупатель удовлетворяется за счет продавца.
Параграф 106 Судебника устанавливает различие условия купли‑продажи домов и земель в черте огражденного города и вне его пределов. Если объект купли находится в городе, то кроме срока, назначенного в договоре, покупателю предоставляется еще годичный срок для расплаты. Если предмет находится вне города, то дополнительного срока не полагается. Вообще все постройки, находившиеся вне черты города, подлежали наравне с земельным участком немедленной оплате по договору.
В той же главе говорится, что если покупатель и после годичного дополнительного срока не уплатил полностью по договору, то продавец или его наследники имеют право считать договор недействительным, т.е. получают дом обратно, возвратив покупателю полученную ими часть цены. Судебник Гоша в соответствующем месте дает продавцу или его наследникам право выкупа проданного ими по бедности дома в течение года. Судебник Смбата такого права не знает, он допускает возврат дома не по праву выкупа, а вследствие невыполнения покупателем условий договора. Наследники продавца получают дом обратно на том же основании. Вообще у Смбата наблюдается тенденция поставить институт собственности на более твердую почву, устранить произвол продавца. Этого требовали интересы торговцев Киликии. Право выкупа Судебник Смбата предоставляет лишь дворянству при продаже вотчин, и то в случае, если продажа совершена вследствие бедности, причем отчужденная вотчина может быть выкуплена лишь в семилетний срок. Как указано выше, по § 106, проданный в пределах города дом может быть возвращен, если покупатель через год после условленного срока не выполнит договор. Но и здесь закон стоит на стороне покупателя, давая ему дополнительный срок, если он не выполнит условия договора по нужде, а не умышленно.
Иначе смотрит Судебник в § 107 на водяные мельницы, лавки и подобные объекты договора, приносящие доход: он не признает в этих случаях отсрочки – покупатель должен или немедленно уплатить по договору или возвратить купленное продавцу. Отсрочка платежей в подобных случаях зависит лишь от воли продавца. Это положение вызвано интересами коммерческого оборота.
По § 108 покупатель имеет право в течение года возвратить животное, о недостатках которого он не знал, хотя продавец обязан был сообщить о них; краденную же вещь покупатель имеет право возвратить продавцу в любое время. При нормальных условиях вьючные животные и крупный рогатый скот продаются с условием указанного выше «испытательного» семидневного срока.
По § 109, как об этом уже упоминалось, если земля продана по бедности, то родственники продавца имеют право выкупить ее в течение семи лет, в остальных случаях – лишь в течение одного года. При этом следует отметить, что Судебник стремится приравнять землю к другим вещам и упрочить право покупателя на купленную вещь.
§ 110 затрагивает алеаторные договоры (aleatorisch, aleator), когда купля‑продажа носит характер emptio spei, т.е. когда в момент заключения сделки неясно, на чьей стороне будет выигрыш. Здесь речь идет о купле‑продаже пчел, причем покупка совершается на риск покупателя, хотя ему и дается испытательный срок в 10‑20 дней, и о купле‑продаже чего‑либо в непрочных сосудах, причем ответственность ложится на продавца. Так, если глиняная бочка с вином или другой жидкостью оказывается худой или плохо сделанной, так что допускает утечку жидкости, то отвечает продавец. При покупке фруктового сада продавец не отвечает за урожай в год покупки – риск несет покупатель. Ему предоставляется лишь 10‑дневный срок для испытания состояния сада. При продаже мельницы, жёлоба, дома и тому подобного, если сделка заключена при свидетелях и оформлена письменным документом, стороны не могут отказаться от исполнения договора, на чьей бы стороне ни оказался ущерб. Если после совершения сделки купли‑продажи произойдет гибель или повреждение вещи, продавец не отвечает за вещь, если сам не был причиной ее гибели.
В заключение можно отметить, что Смбат в § 106, 107 и 109 своего Судебника в интересах прочности торгового оборота сознательно сильно отклоняется от Гоша, особенно в вопросе о выкупе родственниками проданной вотчины, в сторону интересов покупателя и укрепления сделки. При этом § 106 устанавливает особый порядок продажи домов. Если дом находится в черте города, то при его продаже платеж его цены может следовать через год или более; если же дом находится вне черты города, то при его продаже он приравнивается к земельному участку и платеж должен иметь место немедленно, без отсрочки. Таким же образом по § 107 не разрешается отсрочка при продаже мельниц, лавок и вообще вещей, «которые приносят арендную плату». При продаже вотчины по § 109, если это произошло из‑за бедности землевладельца, его родственники имеют право выкупить ее в течение 7 лет. Если же продажа имела место не из‑за бедности, то право на выкуп предоставляется только в течение одного года после сделки.
О ссуде‑займе говорят §§ 54 и 158 Судебника. Смбат весьма отрицательно относится к процентному займу. Так, в § 54 он объявляет священника, дающего деньги взаймы за проценты, еретиком. В § 158 вообще строго запрещается взимание «роста», процентов за деньги, данные взаймы. Такое же отрицательное отношение к процентам характерно для Прохирона и Эклоги. В § 158 особо подчеркивается, что дети умершего должника не обязаны платить проценты по долгам отца. Исходя из этой оговорки, можно полагать, что закон разрешает такое взыскание с самого должника. Как известно, на Востоке брали не только проценты, но и проценты на проценты. Киликия, где торговый капитал играл такую важную роль, едва ли могла быть исключением в данном случае. И хотя Судебник Смбата запрещает взимать проценты, однако он умалчивает о. последствиях взимания. § 158 дает диспозицию, но не дает санкции. А то, что § 54 имеет специальную санкцию, наводит на мысль, что запрет взимания процентов и наказание за это касаются не всех, а только священников. Это лишний раз доказывает стремление Судебника вытеснить духовенство из сферы гражданского оборота, не давая ему возможности еще более обогащаться. Специальное значение запрещения (§ 158) взимания процентов с наследников имеет подтверждение и в том, что Гош (II, 46) вслед за Моисеевым законом (Исход 22, 25) запрещает взимать проценты только с бедных; отсюда можно сделать вывод, что с прочих лиц это разрешается. Фактически же проценты взимались, конечно, в первую очередь с малоимущих. Отрицательное же отношение законодателя к взиманию процентов носило скорее характер «морального» осуждения, чем общего запрета.
Армянские Судебники и обычное право знают два вида процентов:
1) токос (от греческого «тохос»), т.е. рост, простые проценты на капитал, что англичане называют simple interest,
2) токос сложный, т.е. проценты на проценты, сложные проценты или compound interest. Судебник в § 158 не упоминает о вашхе, проценте сверх нормы (вероятно, он был категорически запрещен законом), хотя на практике как в Киликии, так и в Армении применялись все виды процентов. О том, что проценты, уплачиваемые неимущими, имели погашающий (амортизационный) характер, в Судебниках ясно не сказано.
О подряде говорит § 140, имея в виду работу ремесленника. Принявший заказ обязан удовлетворить заказчика, хозяина, а последний – уплатить по договору. Работник по подряду отвечает за вещи и материалы, врученные ему для обработки, и освобождается от ответственности только в случаях утраты вещей:
1) при нашествии врагов,
2) вследствие кражи, если при этом пропали и собственные вещи нанявшегося,
3) при пожаре, возникшем не по вине нанявшегося.
О существовании института аренды говорит § 107, где упоминается о найме водяных мельниц, лавок и тому подобных объектов, которые «приносят доход». Отметим здесь также § 156, говорящий о посуде, взятой в наем, т.е. на прокат. Посуду нужно возвратить вместе с платой за пользование ею.
Наниматель отвечает за целость вещи, кроме того случая, когда она уничтожается при нашествии врага.
Об институте поручения (комиссии) говорит § 142.
За ущерб, понесенный уполномоченным, отвечает лицо, давшее ему поручение.
Поклажа рассматривается в §§ 121 и 157. Поклажеприниматель отвечает за целость вещи, причем в случае кражи собственник вещи и хранитель ее должны вместе выслеживать вора. Спор по поводу пропажи вещи решается судебным порядком. Если хранитель признается невиновным в пропаже вещи, он не должен возмещать ее стоимость.
Судебник знает также и дарение. Незначительный дар мог быть совершен без свидетелей. Но землю и вещи, имеющие значительную ценность, можно было передать в дар только при свидетелях. Дарение рассматривается в §§ 61, 66 бис и т.д. Подаренная вещь должна служить определенной цели, если же она используется не по указанному при дарении назначению, то даритель имеет право отобрать ее и передать другому, кто исполнит его волю (§ 61).
Как уже было сказано выше, почти все институты обязательственного права выводятся в Судебнике из деликтов, т.е. как последствие правонарушения и причинения ущерба, нанесенного собственнику. Начиная с § 119 и до конца, почти во всех 58 параграфах, говорится об обязательствах, возникших вследствие преступных действий. В этих главах рассматриваются как уголовная, так и гражданская (имущественная) ответственность третьих лиц за их действия. Вопрос об уголовной ответственности будет изложен в дальнейшем; здесь же рассмотрим лишь гражданскую ответственность, как последствие деликта.»
Необходимо отметить, что Судебник не только защищает права собственника против их нарушителей, не только следит за тем, чтобы ущерб был возмещен, но и проводит принцип вмешательства власти во всех случаях правонарушений со стороны частных лиц. Таким образом, возмещение ущерба не являлось лишь частноправовым институтом, и государство за нарушение своих публичных прав взимало «туганк», т.е. штраф с нарушителя.
По § 119, при отсутствии возможности возмещения ущерба в натуральном виде, допускается возмещение деньгами.
Судебник знает обязательства, возникающие вследствие нанесения не только имущественного, но и неимущественного ущерба, как, например, убийство, телесное повреждение, бесчинство (вырывание волос) и изнасилование. В этих случаях, независимо от уголовной ответственности, предполагается и возмещение причиненного ущерба. Так, например, согласно § 123, если в оставленный открытым колодезь упадет и погибнет животное или человек, собственник колодезя должен соответственно возместить стоимость животного или уплатить за «кровь». При этом, если человек упадет в колодезь днем или в пьяном виде, то собственник несет половинную, ответственность. Гош и Смбат здесь расходятся, т.к. Гош устанавливает для случая гибели в пьяном виде полную ответственность собственника колодца.
Защищая собственника, параграф 147 признает незаконное использование чужой вещи преступлением и устанавливает, что незаконно присвоивший чужое имущество должен возместить собственнику в четырехкратном размере стоимости вещи.
Параграф 150 предусматривает возмещение ущерба при проведении кем ‑либо каналов для воды через чужой участок; здесь затрагивается вопрос о праве сервитута, причем закон разрешает проведение воды через чужой участок, но при условии не нанесения ущерба владельцу участка.
По § 159, срубивший чужое фруктовое дерево должен взамен его посадить новое и возместить собственнику причиненный ущерб из расчета за все время до плодоношения нового дерева.
Параграф 163 обязывает каждого быть осторожным при уборке хлебов, чтобы не причинить ущерба соседям; при несоблюдении осторожности виновный должен возместить убытки.
Параграф 164, разрешая всем в чужом саду потреблять виноград, запрещает, однако, вынос винограда из сада.
В заключение следует отметить одно из основных для Судебника положений – каждый отвечает за себя. Так, в § 98 говорится, что отец не отвечает за сына, брат за брата и т.д., если кто‑либо из них подвергается смертной казни. Можно думать, что это положение Судебника распространяется на все виды ответственности и на всякие обязательства. Исключение из этого общего правила представляет § 126, устанавливающий круговую поруку или ответственность общины за совершенное в пределах поселка убийство, когда убийца не обнаружен. В этом случае, если родственник убитого потребует удовлетворения, вся община обязана уплатить «за кровь». Цель установления такой ответственности заключается в побуждении жителей поселка к обнаружению убийцы.
Подытоживая, следует отметить, что институты собственности проникнуты феодальными принципами. Различались собственность феодалов и собственность других слоев населения, недвижимое и движимое имущество, купля‑продажа которых производилась по‑разному.
Хотя в Киликии и наблюдалась тенденция к стиранию разницы между поместьем и вотчиной, превращению земли в объект гражданского оборота, чтобы каждый мог приобрести ее, однако законодательство в целом ограничивало право собственности. Земля принадлежала, как правило, светским и духовным феодалам. Ее имела право приобрести также верхушка городских людей.
Относительно купли‑продажи земельных участков, приобретенных путем захвата, покупки или дарения, а также садов и деревьев, как и всякого рода движимого имущества закон не устанавливает никаких преград (ст. ст. 106, 109, 110, 112). Таким образом, законодательство, исходя из интересов развития торговли и товарно‑денежных отношений в значительной мере расширяло круг объектов, могущих быть предметом гражданского оборота, освобождало право собственности от многих ограничений.
Судебник знает также многочисленные обязательства, вытекающие из деликтов. Возмещение ущерба, нанесенного собственнику вследствие правонарушения, предусмотрено почти во всех статьях, относящихся к уголовному праву. При этом закон не только защищал права собственника, требуя возмещения ущерба, но и повелевал, чтобы возмещение осуществлялось через государство (суд). Закон (ст. 170) прямо запрещал частным лицам мириться без суда, ибо в таком случае государство лишалось дохода (штрафа). Если потерпевший осмелился помириться с человеком, нанесшим ему ущерб вследствие преступного деяния, то закон рассматривал его как вора, с которого следовало взимать штраф в двойном размере сравнительно с частным вознаграждением. Аналогичное понятие («самосуда») имеется в уставных грамотах Древней Руси.
Исходя из установленной в ст. 98 нормы, согласно которой отец не должен отвечать за сына, а брат за брата и «каждый человек отвечает за себя собственной головой», можно сделать общий вывод, что только человек, совершивший преступление или причинивший ущерб, должен был нести уголовное наказание и возместить ущерб. Другие не должны были отвечать за него. Исключением из этого общего правила являлась другая норма этой же статьи, согласно которой за тяжкое преступление мужа и отца должны были отвечать его жена, а также их дети, родившиеся после совершенного преступления. Другое исключение из этого общего правила мы находим в ст. 126, которая установила круговую поруку или ответственность членов общины, на территории которой было совершено убийство, но убийца не обнаружен. Причем жители поселка обязаны были возмещать «ущерб», то есть платить «за кровь» только в том случае, если бы родственники убитого потребовали удовлетворения.
А.Г.Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI ‑ XIV вв.) Ереван, 1969.