Правление Трдата III. Принятие христианства, как государственной религии Армении

Армения

Апостолы Фаддей и Варфоломей.

Христианство было принято в Армении в начале I века, когда в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей. Их считают основателями Армянской церкви. В их честь Армянская церковь называется Апостольской церковью.
Первые христианские храмы были основаны во время правления царя Абгара в 33 году нашей эры в Нахичеване и Эчмиадзине.
Слово Эчмиадзин означает «единородный сошедший», а слово Нахичеван означает «место первой посадки» (место приземления Ноева ковчега). Еврейский историк Иосиф Флавий (I век до н.э.) писал: "Семь дней спустя Ной выпустил голубя с той же целью. И он принес жертву Господу Богу со своими родственниками. Армяне называют это место «высадкой», а местные показывают остатки ковчега».
Обращение в христианство было решающим для армян: языческие храмы были разрушены, письменности и искусство, связанные с языческими культами, а также тысячелетние народные традиции были разрушены. Армения оказалась в окружении народов, поклонявшихся отвергнутым богам.
В конце II века персидско-римское соперничество за Армению усилилось. В 287 г. сын царя Хосрова I Трдат III (Великий, 287-330) вступает на престол. В 298 г., победив персидского царя, он заключил союз с римлянами и успешно правил Арменией более трех десятилетий.
Трдат III и Григорий Просветитель. Принятие христианства в Армении, как Государственную религию
Во время правления Трдата III в Армении произошло большое событие: христианство было объявлено официальной религией. В 301 году, приняв христианство, как единственную и государственную религию, Армения стала первым христианским государством в мире.
Важную роль в этом сыграли Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви, и царь Трдат III Великий, который до своего обращения считался жестоким гонителем христианства.
Но что случилось, почему изменился король? Почему Трдат III объявил христианство официальной религией государства? Это имеет следующаю историю.
Согласно трудам армянских историков V века, во время ритуаль-ного жертвоприношения языческой богине Анаит Трдат III узнал, что один из его языческих соратников, Григорий, отказался принести идола, как христианин. Трдат III также узнает, что Григорий является сыном человека, убившего его отца царя Хосрова II. Царь Трдат III приказывает заключить Григория в Арташатскую темницу, которая была предназначена для смертников.
По преданию, девушки-христианки родом из Рима, пытаясь скрыться от преследований императора, нашли убежище недалеко от Вагаршапата, столицы Армении. Царь Трдат, пленённый красотой девы Рипсиме, хотел взять её в жены, но, встретив сопротивление с её стороны, приказал всех девушек предать мученической смерти. Все девушки погибли. Однако, одной из них – Нунэ все же удалось бежать в Грузию, на территории которой она продолжила проповедовать христианство. За свои заслуги дева впоследствии была прославлена как святая Нино.
Казнь великомучениц вызвала сильное нервное потрясение у царя, что стало причиной его тяжёлой болезни. Сестра Трдата III неоднократно видела во сне, что её брата исцеляет Григорий, который на тот момент был заключен в темницу. По этой причине Григорий был освобождён из заточения. После 66-дневной проповеди христианства, он излечил царя.
Исцелившись, Царь Трдат III принял крещение от Григория и провозгласил христианство официальной религией государства. Он приложил все усилия для того, чтобы возродить и распространить христианство в Армении. Царь вместе с Григорием на месте языческих святилищ в Армении возводили христианские церкви. Григор Просветитель по указу армянского царя Трдата Великого стал первым католикосом Армянской церкви. Позже Трдат и Григор построил множество христианских церквей во всех языческих святилищах Армении.

Эчмиадзинский кафедральный собор – духовный центр Армении.

Строительство Эчмиадзинского кафедрального собора (первые годы IV века) связано с именем царя Трдата III и католикоса священномученика Григория Просветителя.
Ему было видение, что Единородный сын Божий спустился на землю и золотым молотом указал место, где должен стоять святой алтарь. Поэтому возведённый на этом самом месте собор назвали Эчмиадзин, что в переводе с армянского, как уже говорилось, означает «сошёл Единородный», то есть Иисус Христос. С тех пор Собор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства.
Возведённый в 303 г. собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире. С 2000 года Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с собором находятся храм Святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учреждённая в 630 году, а также трёхарочный гавит и Церковь Святой Шокагат. Все эти церкви посвящены памяти дев-римлянок, убитых царем Трдатом за распространение христианства.
С помощью Трдата и Великого Григория Просветителя христианство распространилось на Вирк и Агванк.

Хачкары – торжество христианской веры и национальной культуры Армении.

Хачкар (крест-камень) – это уникальный вид декоративного зодчества, основанный на древних армянских национальных традициях с его неповторимым разнообразием, некий самобытный элемент, который, не присутствует больше нигде.
После принятия Арменией христианства государственной религией, наивысшим символом в армянской духовности является крест. Армяне на каменных стелах стали изображать символы веры – хачкары. Такой крест – и орудие казни, и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Бога.
Некоторые хачкары сохраняют до сих пор окраску в красный цвет, цвет крови Иисуса, цвет жертвы, цвет вина жизни вечной. Первые хачкары в Армении появились ещё в IV веке. Эпоха наивысшего расцвета культуры хачкара – XII-XIII века.
Хачкары разнообразны и по своему богословскому и эстетическому содержанию, и по характеру взаимоотношения с пейзажем, с окружающим пространством. Существуют тысячи видов хачкаров, причем ни один из них не похож на другой, и нет такого понятия, как «типовой хачкар».
Хачкары начали устанавливаться в церквях, монастырях, на кладбищах, на склонах гор, у дорог, они посвящались разным церковным, историческим и памятным событиям.
Лучшие хачкары – высокие произведения искусства. В среде армян только человек с религиозными и моральными убеждениями имел право возвести хачкар. В ажурные росписи на камне вложена душа художника и сердце каменотёса. Русский философ, священник и богослов Павел Флоренский, который наполовину был армянином, говорил, что культура – это живое древо творений человека, оплетающее религиозный культ.
Древнее искусство создания хачкаров не было утеряно. Армянское искусство создания хачкаров внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня мы можем видеть хачкары рядом и с православными храмами. В хачкаре притягивает как раз то, что является общим для разных народов, для разных конфессий и вероисповеданий, то, что объединяет нас всех.

Правление Тирана. Аршак II. Король Пап. Борьба за сохранение независимости и укрепления Великой Армении.

В 330 году после смерти своего отца Трдата III Арменией начал править Хосров III, получивший прозвище «Котак» за свой малый рост. Он послал войска, чтобы сделать покорными армянских нахараров, при этом своей жестокостью он превзошёл других царей.
В 330-х годах на Армению напали ираноязычные маскуты, которые перешли реку Куру и захватили Айраратскую область с городом Вагаршапат. Хосрову удалось вовремя спастись и укрыться в крепости Даруйнк в Коговитской области. Ваче Мамиконяну удалось одержать над ними победу и изгнать врагов из страны. Царь маскутов Санесан погиб.
Весной 338 года войска персидского царя Шапуха II вторглись в Армению. Сын царя Великой Армении Хосрова III Тиран вместе с армянским католикосом Вртанесом I был вынужден укрыться в Византии. В 339 году Сасаниды, напали на Римскую империю. Во время этой войны царь Хосров III умер. Престол перешёл к его сыну Тирану (338-350).
Он налаживает с персами мир и выплачивал дань Риму, и частично – персам. В последние годы правления Тирана политическая ситуация в Армении осложнилась из-за новых персидско-римских конфликтов. В 345 г. во время персидско-римской войны Тиран вступил в союз с римлянами.
В 350 г. сасанидский шах Шапух II из Ирана вновь вторгся в Великую Армению, обманным путем арестовал армянского царя Тирана, а затем заключил его в тюрьму в Тисбоне и лишил его зрения. Но Шапух, опасаясь, как бы армянские войска не стали чинить ему препятствия в дальнейших его предприятиях, назначает царем на смену Тирану его сына Аршака.
Вскоре армяно-римские войска победили персидскую армию шахиншаха Ирана Шапуха и освободили Тирана из плена. Однако из-за своей слепоты он не мог заниматься государственной деятельностью.
Его сын Аршак II (350–368) провозглашается королем, укрепляет свои позиции и возвращает двор мамиконианам. Римская империя стремится восстановить свои ослабленные позиции в Великой Армении, но Аршак II ведёт сбалансированную политику в отношении двух своих могущественных соседей.
Это вызвало недовольство Римской империи. В 363 г. император Юлиан двинулся с большим войском в Персию, достигнув столицы Тисбон. Однако после него новый император заключил мир с Шапухом II (309-379) на унизительных условиях. Он обязался не помогать армянам. Примирение было настолько унизительным, что римские историки назвали его «позорным».
Аршак II основал город Аршакаван, работал над созданием мощной армии, боролся против предательской позиции некоторых влиятельных нахараров.
Вскоре сасанидские войска вторглись в Армению. Войска командующего Васака Мамиконяна разгромили посланные Шапухские войска. Не добившись успеха в бою, сасанид Шапур пригласил Аршака II и Васака Мамиконяна на мирные переговоры и взял в плен. Аршак умер в заточении в Персии. Этот эпизод художественно изображён в романе Раффи «Самвел». После смерти Васака его дело продолжает сын Мушег.
После ареста и убийства Аршака II персы в 367 г. снова вторглись в Великую Армению при поддержке некоторых про-персидских министров, захватили и разрушили главные города Великой Армении: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Ван, Заришат и др., население которых было депортировано в Персию. По словам Павстоса Бузанда, только из этих городов в Персию было депортировано 83 тысячи евреев.
Из-за набегов кочевых племен римляне не смогли послать подкрепление в Великую Армению, а персы разрушили страну, истязали и убили царицу Парандзем.
В 370 г. с помощью Римской империи сын Аршак II Пап стал царем Великой Армении (370-374 гг.). Он вступил на престол Аршакуни несовершеннолетним, так как его отец был узником крепости Анхуш.
Король Пап создаёт большую боеспособную армию. Командир Мушег Мамиконян с 90-тысячной армией успешно провел несколько боев. В 371 г. на равнине Дзирав он бьёт персов и изгоняет их из страны, освобождая территории, отнятые у Армении во время правления Аршака II. Король Пап и Командующий Мушег Мамиконян в короткие сроки восстановил довоенные границы Великой Армении. Великая Армения становится полностью независимой.
Царь Сасанидской Персии Шапух II признает власть Папа. Пока Армения не подвергалась набегам Сасанидского государства, царь Пап провёл ряд реформ. Он воссоединил государства Великой Армении, отменил некоторые налоги, ограничил роль церкви в управлении страной и так далее. Рим преследовал его из-за независимой политики.
Римский император Ваглес заказывает убийство царя Папа. В 374 г в Великой Армении командующий римскими войсками пригласил царя Папа на пир, где Папа был заговорщически убит. Римский историк Амианос Марцеллин описал Папу как популярного, энергичного, отважного и умного правителя, павшего жертвой сатанизма и зверств. Художественный образ Папа создал Степан Зорян в повести «Царь Пап».
После убийства Папа царём в Армении по выбору римлян становится один из его родственников Вараздат (374-378), которого историки характеризуют как великолепного атлета, но слабого правителя.
После свержения с трона царя Вараздата вследствие бунта спарапета Манвела Мамиконяна в 378 г. царём Армении становится малолетний Аршак III (сын царя Папа). Против Вараздата при поддержке персидского царя восстал другой представитель рода Мамиконянов – Манвел. Он победил Вараздата в сражении и изгнал его из пределов страны.
Манвел становится его регентом и фактически правит страной до своей смерти в 384 году. При нём Армения успешно отстаивает свою независимость, как от Рима, так и от Персии.
После смерти Манвела армянские нахарары обращаются к персидскому царю Шапуху III с призывом возвести на армянский трон молодого принца Хосрова. Шапух выдаёт замуж свою сестру за Хосрова IV и назначает его царём Армении (387-392 гг. и вторично 414-415 гг.).
Хосров IV назначает католикосом армянской церкви Саака Партева (10-й Католикос всех армян), который принадлежал к роду потомков просветителя и первого католикоса Армении Св. Григория. В 387 году Римская империя и Персия заключают договор о разделе Армении.

Краткая история Армении и армянского вопроса с древнейших времен до наших дней. А.Айрапетян. Москва, 2022.

Читать еще по теме