Поскольку события начала 1988-го вызвали к жизни Постановление от 24 марта, то ранее существовавшее табу на какие-либо прямые экономические отношения НКАО с АрмССР формально были сняты. К тому же некоторые экономические послабления, спущенные сверху в ходе перестройки, включая и новый закон о государственном предприятии, давали куда большие возможности предприятиям и объединениям в вопросе заключения договоров, выборе экономических партнеров и т.п. В рамках всего этого стали реальными не только прямые контакты предприятий-смежников НКАО и АрмССР, но и участие последней в реализации Постановления от 24 марта 1988-го. Побывавший в августе 1988-го в Степанакерте во главе делегации Ереванского горкома Компартии Армении его первый секретарь М. Минасбекян рассказал о планах ереванских предприятий по помощи НКАО в реализации отдельных пунктов постановления и целых долгосрочных проектов сотрудничества. Причем, речь шла не только о поставках тех или иных видов оборудования, в которых ощущался дефицит.
Но, главное, о помощи в области капитального строительства, то есть в предоставлении в распоряжение области тех самых производственных мощностей, без наличия которых реализация Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 24 марта 1988 года превращалась в фикцию. К этому времени некоторые шаги были уже предприняты. В частности, оперативно был решен вопрос ретрансляции первой программы телевидения Армении на большую часть территории НКАО. Хотя с технической точки зрения вопрос уже давно был проработан и решен армянскими связистами: потребовалась лишь «отмашка» из Москвы, чтобы в Баку дали соответствующее «добро» на начало ретрансляции передач. 17 сентября 1988 года в армянской республиканской прессе, а также в газете «Советский Карабах» было опубликован материал «Арменпресс», - беседа с Предсовмином Армянской ССР Фадеем Саркисяном. В беседе приводились конкретные шаги и планы по участию ведомств и организаций АрмССР в решении имеющихся экономических вопросов и реализации ряда проектов в области капстроительства, организации производства стройматериалов, жилищного строительства, вопросов реставрации памятников культуры и так далее.
В материале, в частности, говорилось о решении реконструировать дорогу Горис-Степанакерт, которая в советский период находилась в ужасающем состоянии. Проходящая через населенные преимущественно азербайджанцами Шушу и Лачин, эта дорога являлась кратчайшим путем из НКАО в Армянскую ССР, в примыкающий непосредственно к Нагорному Карабаху армянский регион Зангезур. Естественно, такая прямая связь была не в интересах проводимой Баку политики изоляции Нагорного Карабаха от Армении. Тем более, что с точки зрения природных условий, рельефа, образа хозяйствования и этнографических особенностей, Карабах и Зангезур являли собой практически единое целое. До тех пор, сознательно не допуская развития каких-либо прочных экономических контактов между НКАО и соседними с ней районами Армянской ССР, Баку осуществлял грузовые и пассажирские перевозки между ними практически исключительно по равнинным территориям АзССР: через Евлах и Казах в направлении армянского Иджевана и далее на Ереван. Практически с самого начала событий «в НКАО и вокруг нее» дорога Степанакерт-Лачин-Горис была блокирована для свободного движения автотранспорта из НКАО в Армянскую ССР и в обратном направлении. Толпы азербайджанских жителей Лачина в нужный момент перекрывали дорогу, препятствуя прохождению как отдельных «армянских» автомашин, так и колонн с грузами для НКАО, и ничего поделать с этим местные и республиканские власти якобы не могли.
Впрочем, иногда под конвоем военных и по указанию из Москвы колонны с грузами все же проходили: Баку не хотел и не мог открыто вступать на путь конфронтации с Москвой, исходя из взятой на вооружение руководством АзССР политики «послушания». В соответствии с учрежденным Совмином СССР совместным протоколом Госстроя СССР, Совминов АзССР и АрмССР, Совету Министров Азербайджанской ССР поручалось до 1 октября 1988 года утвердить график капремонта, реконструкции и строительства автодороги Горис-Лачин-Степанакерт с учетом завершения работ в 1990 году. А Минавтодору АзССР поручалось срочно восстановить движение по указанной дороге по мосту через реку Забух, - природной границе между Зангезуром и Нагорным Карабахом. Кроме того, Минтрансстрою СССР поручалось проработать вопрос сооружения участка данной дороги в обход города Лачин, а с 1990 г. начать строительство магистрали в обход беспокойного райцентра. В реализации всех этих программ предусматривалось непосредственное участие армянских строительных и иных организаций. Не считая работ по реконструкции дороги Горис-Лачин-Степанакерт и строительству ее новых участков, речь шла, в частности, и о работе стройорганизаций АрмССР на территории НКАО. Так, намечались отправка в автономную область и сборка на месте конструкций жилых домов (вспомним, что в НКАО даже не было своего домостроительного комбината), изготовление комплектов опалубки для монолитного строительства по проектам ереванских НИИ, проектирование и строительство ряда крупных объектов социально-культурного и спортивного назначения.
Предусматривалось и организовать производство по изготовлению мостовых железобетонных конструкций мощностью 2-3 тыс. кубометров в год. В целом же предполагалось, что, по мере создания на месте базы и подготовки проектной документации, стройорганизации АрмССР должны были довести объемы строительно-монтажных работ по области до 15-20 млн. рублей в год. Вкупе с производственной мощностью строительных организаций НКАО – 20 миллионов рублей в год, суммарная производственная мощность стройорганизаций АрмССР и собственно НКАО могла бы достигнуть в автономной области 35-40 млн. рублей в год. То есть за 7 лет можно было освоить уже не 140 млн., а почти в 2 раза больше. Это была серьезная заявка. Кроме того, предприятия области стали заключать договоры с ереванскими смежниками. Так, например, газета «Советский Карабах» сообщала: «Исходя из возможностей, предоставленных Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)»… заключен договор, в соответствии с которым шелковики области ежемесячно будут отправлять на Ереванский комбинат для крашения 100 тыс. метров ткани. Окрашенную продукцию предусматривается реализовывать потребителям с маркой Каршелкокомбината. Первенец промышленности области наконец получит возможность выйти на внутренний рынок и иметь собственных заказчиков. Это поможет также повышению рентабельности предприятия, а, следовательно, успешному решению проблем производственного и социального характера. Первый шаг уже сделан: карабахские шелковики отправили в Ереван 25 тысяч метров ткани. В сентябре эта цифра достигнет 100 тысяч».
Производственное объединение «Армгазпром», которое строило газопроводы во многих регионах СССР, специализируясь на горных условиях, в свою очередь взяло шефство над карабахскими газовиками, которые, обладая минимальными штатом и мощностями, естественно, не могли освоить суммы, формально предназначенные для работ по газификации НКАО. Ясное дело, что если бы не это шефство, то и те реальные крохи, что выделялись для газификации НКАО, пошли бы на совершенно другие цели. Более того, создав в НКАО новое строймонтажное управление, «Армгазпром» одновременно создавал новые рабочие места, трудоустраивая беженцев из городов Азербайджанской ССР. А перспектива санкционированной реконструкции и ввода в строй автодороги Горис-Степанакерт грозила в буквальном смысле физически сблизить Нагорный Карабах с соседними районами АрмССР... Такой расклад совершенно не устраивал власти АзССР, которые, как это было сказано выше, преследовали цель ускоренного удушения Нагорного Карабаха под ширмой бодрых рапортов об «успешном» социально-экономическом развитии НКАО. Уступить ереванским подрядчикам выделенные Кремлем на развитие НКАО средства означало, как минимум, замедлить темпы изменения демографического положения в автономной области: выше было показано, куда и как распределял Баку предназначенные для НКАО средства и материалы.
Наряду с саботажем поставок в Нагорный Карабах предназначенных для области материалов, власти АзССР предприняли и попытки запретить предприятиям и организациям НКАО заключать договоры с армянскими коллегами. Так, начальник отдела Агропрома НКАО В. Алексанян рассказывал в интервью областной газете: «Нам выделяют очень мало вагонов-холодильников для перевозки винограда… В соседнем Агдамском районе ежедневно получают втрое больше вагонов… Именно по этой причине в сентябре вместо предусмотренных 6 тысяч тонн до сих пор в союзный фонд отправлено всего 2 тысячи тонн винограда… Согласно договору, в этом году заказчикам Армении мы должны отправить 3200 тонн свежего винограда. Однако Баку категорически запретил заключать этот договор. Из числа адресатов союзного фонда без всяких объяснений, незаконно были вычеркнуты запросы из Армянской ССР». Эти административные запреты со стороны Баку противоречили официальному курсу Кремля на предоставление большей свободы предприятиям, выглядели саботажем принятых им постановлений.
Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009.