Ованнес Воротнеци (1315 — 1386).
После закрытия Гладзорского университета в сопровождении группы учеников из гавара Вайоц дзор ушел и Ованнес Воротнеци. Изгнанный ученый прибыл вначале в Апракунис, а затем, преследуемый бродячими ордами, попросил убежища у татевцев. Татев в это время находился под властью Орбелянов. В последней четверти XV столетия Татевский монастырь уже не пользовался славой былых времен, когда численность братии достигала 1000 человек, и по сравнению с другими учебными центрами Сюникского нагорья выделялся «как солнце среди звезд». При сложившейся политической обстановке в стране, напряженности межфеодальных отношений, экономическом разложении, расколе духовного престола и противоборстве сил живы были воспоминания о некогда прославленных философах, музыкантах, художниках и писателях Татевского духовно-просветительного заведения.
По Армянскому нагорью бродили тимурские разбойники, одержимые желанием убивать, завоевывать, грабить. Они успели разрушить Татевский монастырь и захватить большую часть земель, принадлежавших духовным и светским феодалам, в частности, отпрыскам фамилии Орбелянов. Таковым было положение в Сюникской области, когда Ованнес Воротнеци прибыл в Татевскую обитель.
Используя свои родственные связи с Орбелянами, лишенный всего, мыслитель обратился к ним с просьбой о содействии и покровительстве. Предоставленный ему относительный мир стал той плодотворной почвой, где постепенно должны были распускать свои ростки созревшие семена Гладзорского университета, и сеятелем их должен был стать гениальный сын сюникской земли Ованнес Воротнеци. Так, в результате значительных усилий были заложены основы по существу нового учебного заведения — Татевского университета.
Дату рождения Ованнеса Воротнеци трудно уточнить, хотя по мнению подавляющего большинства исследователей, он родился в 1315 г. Достоверные .сведения сообщают, что он был родом из Сюника, из деревни Вагадин (ныне село Вагуди Сисианского района Армянской ССР), имел княжеское происхождение, учился в Гладзорском университете у Есаи Нчеци и вардапета Тиратура. В одной из памятных записей читаем, что в дни правления султана Мухаммеда, в 1385 году, «на Востоке блеснул великий вардапет всех вардапетов, названный Ованнесом Кахиком... из области Воротан, из деревни Вагату, сын великого князя Иванэ, из рода Васака. Был он (Ованнес Воротнеци) мудрым и непобедимым философом, учеником великих наших учителей Есаи и Тиратура».
По сведениям «Панегирика» Григора Татеваци, Ованнес Воротнеци был представителем «свободного правящего рода Сисакан, коренным армянином, из гавара Воротан», обладателем «богатого имущества».
Некоторые исследователи связывают его фимилию Воротнеци с тем обстоятельством, что он был настоятелем Воротнаванкского монастыря. Однако подобная точка зрения маловероятна. Думается, его звали Воротнеци по месту рождения в Сюникском гаваре Воротн.
Противоречивые сведения имеются и о дате смерти этого крупного ученого. По сообщению историка Товма Мецопеци, он «престал ко Христу в лето 875 (1426)», что представляется явно ошибочным. М. Чамчян, М. Орманян, М. Смбатянц и другие датой его смерти считают 1388 г., а последний утверждает, что в Апракунисском монастыре видел его могилу, которая якобы имела надпись: «Это гробница великого Иоанна Воротнеци. В лето 837 (1388)». По Г. Алишану, скончался он в 1385 — 1386 гг. Л. С. Хачикян, основываясь на сведения Григора Хлатеци, годом кончины Ованеса Воротнеци считает 1386-й, что соответствует действительности.
В наследии Ованнеса Воротнеци особенно выделяются его великолепные философские труды, дошедшие до нас благодаря его ученикам и, в частности, Григору Татеваци.
При жизни Ованнеса Воротнеци в Татевском университете посохи вардапета получили 60 его учеников, из которых в истории армянской культуры особенно отличились Григор Татеваци, Магакия Крымеци, Иоанн, руководитель Астапатской школы Саргис и многие другие. Во втором поколении учащихся прославились имена писателей и писцов Григора Цера, Акоба, Маргаре, Ованнеса, Мкртича, Карапета, Меликсета, Саргиса, Матеоса, Тумаса и других.
Ованнес Воротнеци был самым авторитетным армянским мыслителем своего времени. Ученики с большой признательностью называли его «светозарным великим учителем», «просветителем армянского народа», «великим учителем вардапетов» и т. д. Один из питомцев этого периода так охарактеризовал возглавленное им татевское учебное заведение: «И мы у святого, прославленного и блаженного рабунапета Армении, инспектора владыки Ованнеса Воротнеци учились читать и писать в его университете, в то тяжелое время, когда имя его блеснуло как солнце над миром, поскольку у всех залечивал язвы, помогал в нужде и князю, и азату, и католикосу, и философу... ибо собирал он далеких и близких, сирот и бездомных, обучал, удостоив славных степеней учителя, священника, музыканта, философа, художника и писца». Как видно из приведенного ценного первоисточника, Татевский университет готовил не только священнослужителей, но и писателей, музыкантов, философов, художников-миниатюристов и специалистов точных дисциплин.
Историк Григор Хлатеци, на протяжении восьми лет учась в Татевском университете вместе с Григором Татеваци, с любовью отзывается о славном своем воспитателе — Ованнесе Воротнеци. Он подчеркивает, в каких ужасных условиях действовал этот научно-педагогический центр Восточной Армении.
В год смерти Ованнеса Воротнеци, в 1386 г., войска Тимура вторглись в Сюник. Они безжалостно убивали и грабили народ, сжигали и разрушали города и села, угоняли в плен тысячи и тысячи невинных людей, в том числе женщин и детей. Дальнейшее существование Татевского университета стало невозможным. Орбеляны, покровительствовавшие и оказывавшие материальную помощь университету, не в состоянии были и дальше играть роль добродетелей, поскольку в результате частых набегов тимурских и тюркменских орд пришла в упадок вся экономика страны, свирепствовали голод и инфекционные заболевания, унесшие тысячи жизней. Слушатели Татевского университета, преследуемые завоевателями, покинули Сюник, пытаясь найти убежище в разных областях Армении. В создавшейся ситуации необходим был человек большой силы воли, крепкий духом дипломат, имеющий политическое чутье, организатор, который смог бы собрать воедино ученых и слушателей своего времени и продолжал бы дело великого Ованнеса Воротнеци.
Таковым стал талантливый ученик Ованнеса Воротнеци, крупнейший мыслитель средневековой Армении — Григор Татеваци, который еще при жизни основателя Татевского университета был фактически руководителем этого учебного заведения.
Григор Татеваци (1340 — 1410?) и другие.
О жизни и научно-педагогической деятельности Григора Татеваци в первоисточниках сохранились довольно обстоятельные, но противоречивые сведения. До сих пор еще окончательно не выяснено, когда и где родился соратник Ованнеса Воротнеци. Современники отмечают, что отец его был родом из Арчеша, мать — из деревни Парпи Айраратской области; при крещении он был наречен Хутлушахом. Некоторые источники сообщают, что Григор родился в 1346 г. в сюникском гаваре Вайоц дзор, а Маттеос Джугаеци местом его рождения указывает крепость Тмок (Тмкаберд). «Чудесный муж Божий, — пишет он, — был по национальности армянином, со стороны отца — из рода Каджберуни, а по материнской линии — из Айраратской области, из деревни Парпи. Родился в стране Грузинской, в крепости Тмок, воспитывался своим братом, при царствовании Давида...».
Сопоставляя оба сведения о месте его рождения, нам кажется более вероятным, что он родился в Вайоц дзоре, где в это время правил Буртел Великий, при котором в Сюнике царило относительное спокойствие.
Исследуя вопрос о дате его рождения, мы невольно сталкиваемся со спорной дилеммой: если Григор Татеваци действительно родился в 1346 году, то он не мог учиться в Гладзорском университете, поскольку это учебное заведение прекратило свое существование еще в 1339 — 1340-х годах. В памятной записи евангелия, написанной Григором Татеваци в 1406 г., есть упоминание о том, что «Григорис (т.е. Григор Татеваци) принадлежал к одному и тому же классу, что владыка Орбел». «Владыка Орбел» — это небезызвестный митрополит Сюника, преемник Степаноса Орбеляна, оказавший большую помощь Гладзорскому университету. В данном случае нас интересует не поэтическое дарование великого Татеваци (памятная запись изложена рифмой. — Г. Г.), а упоминание об «однокласснике» Ованнеса Орбела (в армянском тексте: «դասակից լինել նմին »). Однако, если считать, что Григор Татеваци родился до 1346 года, то в таком случае он должен был прожить не менее 100 лет. Здесь выражение «одноклассник» следует понимать в смысле их принадлежности к классу духовенства. Наконец, Григор Татеваци не мог учиться с Ованнесом Орбелом и потому, что последний еще в 1303 г. занимал высокую должность митрополита Сюникской области.
По сведению Маттеоса Джугаеци, Григор Татеваци скончался 27 декабря 1409 г. и был похоронен в Татеве. Согласно другому источнику, он умер в 1411 г., когда тимуриды убили грузинского царя Константина. Г. Овсепян считает годом смерти Григора Татеваци 1410 г., что, на наш взгляд, соответствует истине. Товма Мецопеци сообщает, что Григор Татеваци учился у Ованнеса Воротнеци 28 лет (включая годы совместной работы в Татевском университете).
По описанию очевидцев, он был «высокого роста, лицом светлым, гордым, белокурым, с пышной бородой». Некоторые писатели, желая подчеркнуть величие этого крупного мыслителя, называют его «рабунапетом университета Есаи».
Григор Татеваци с благодарностью произносит имя «общепризнанного душеполезного господина» Ованнеса Воротнеци, Во многих своих работах он обращается к читателю с просьбой помянуть добрым словом своего учителя и покровителя.
Из-за нестабильной политической обстановки страны, частых набегов и преследований противоборствующих восточных орд Григор Татеваци вынужден был не раз менять место своих занятий. То он в Воротнаванке, то в крепости Шахапонк, где, завершив свою работу над книгой «Вопросы Георга вардапета и ответы Григора Татеваци», в памятной записи глазами очевидца описал тяжелое положение народов, установившееся вследствие нашествия «хорезмских воинов» в Армению, Грузию. Иран и сопредельные страны Востока. Со скорбью ученый говорит о положении пленных: «Мужчины и женщины изрублены саблями, трупы священников и мирян заброшены, не хоронены, другие растерзаны в застенках. Иные иссушены и полуспалены огнем, некоторые озверели от голода, половина была измучена ригористичной религиозностью своей, а другие из боязни страшились...».
В 1391 г. Григор Татеваци вновь нашел убежище в Апракунисском монастыре Ернджака, однако здесь также подвергся гонениям.
В годы научно-педагогической деятельности Григора Татеваци резко ухудшилось социально-правовое положение оставшихся в Сюникском нагорье княжеских семей. Хотя представители Буртеляновской ветви некогда могучего рода Орбелянов в указанное время и не пользовались былой славой и почестями вельмож, однако во всех случаях старались по мере своих возможностей оказывать содействие в сохранении учебно-просветительных очагов области.
В конце XIV века Татев с сопредельными деревнями составляли собственность князя Смбата Орбеляна (Буртеляна). Григор Татеваци вынужден был неоднократно обращаться к нему за помощью. Так он поступил и в 1390 г., когда в стране распространился голод. По сообщению Товма Мецопеци, великий учитель «отправился в дом Орбелянов, к князю Смбату — сыну Иванэ, внуку Буртела» с намерением получить от него материальную поддержку. Смбат Орбелян и на этот раз не отказал в просьбе Григору Татеваци и организовал помощь преподавателям и питомцам Татевского университета.
Это был период, когда из многочисленных разрушенных городов и сел Армении в Сюник прибывали потоки беженцев, которых приютили местные жители. В одной из памятных записей, изложенной в Татеве писцом Маттеосом, вот что говорится по этому поводу: В 1395 г. «Тимур — огонь восточный, разрушая все на своем пути, опустошил весь мир... и мы, скитаясь у врат святых Апостолов Татева... нашли пристанище у блаженного рабунапета Григора...». В 1409 г. Григор Татеваци вынужден был обосноваться со своими учениками в Мецопском монастыре Арчеша, однако, пробыв там всего лишь год, по просьбе своего племянника поэта Аракела Сюнеци и других вернулся в Татев.
Творческая деятельность Григора Татеваци продолжалась до конца жизни. Личный пример учителя-патриота, стойкость, трудолюбие и преданность любимому делу воспитания поколений вдохновляли его учеников и коллег. И не случайно представители всех слоев общества с глубокой признательностью отзываются о нем.
В памятной записи «Книги вопрошений Григора Татеваци» Товма Мецопеци в 1409 г. отмечал, что «великий учитель», «смелый оратор» и «непобедимый философ» Григор Татеваци «светит как солнце» и «просвещает своей мудростью без исключения всех...». Товма упоминает также «боголюбивого и благочестивого князя Смбата — сына Иванэ, внука Буртела...», в годы правления которого была завершена переписка книги Татеваци.
Григор Татеваци как при жизни Ованнеса Воротнеци, так и после его смерти вел непримиримую борьбу против католических миссионеров, их сторонников и последователей.
Как было отмечено, великий философ был одаренным поэтом.
Слушатели Татевского университета переписывали и умножали сочинения Григора Татеваци, распространяя их по всей Армении и за ее пределами. В развитие средневековой армянской культуры внесли свою лепту ученики Григора Татеваци: «Мхитар из Татева, Ованнес из Гермонского монастыря, Галуст из Вагадина, Симеон из Сюника, Акоб из Буста, Григор Араратян, Григор, Маттеос из Джуги, Аветис из Астапата, Егия из Оцопа, Акоб из Вагадина, Унан из Шемахи, Ованнес по прозвищу «Кармир», а также «Мовсес из Тифлиса, Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Тебриза».
Еще при жизни Григора Татеваци, в 1401 году, в его честь учеником «властителя душ», известным поэтом Аракелом Сюнеци был воздвигнут хачкар. Позднее, в 1787 г., жители деревни Брнакот (ныне — одноименное село в Сисианском районе Армянской ССР) во главе с епископом Овакимом Сюнеци на его могиле у восточной залы Татевского монастыря построили надгробную часовню с прекрасными орнаментами и рельефными крестами. В высеченной здесь надписи Григор Татеваци назван «светозарным рабунапетом», «вторым златоустом», «трижды блаженным вардапетом», «четвертым просветителем» Армении и другими хвалебными словами.
В первых десятилетиях XV века Татевский монастырь стал крупнейшим научно-просветительным центром Восточной Армении. До нас дошло множество рукописей, относящихся к самым различным областям науки, искусства и культуры.
Крупным представителем Татевской школы являлся и Аракел Сюнеци (род. приблизительно в 1355 г., ум. в 1425 г. в Шатикском монастыре). Он был поэтом, философом, грамматистом, музыковедом и композитором, преподавал в Татевском университете. Еще при жизни своего учителя Григора Татеваци Аракел Сюнеци стал архиепископом Сюника и пользовался большим авторитетом. Дошедшие до нас его философские и литературные произведения отличаются глубиной мысли и художественным мастерством.
Бурный расцвет Татевской школы был обусловлен не только наличием здесь избранной интеллигенции, но и заботой, проявляемой к Татеву орбеляновскими правителями цхукского гавара, в сокровищницах и тайниках которых, наряду со священными мощами и утварью, хранились также и драгоценные рукописи. В необходимых случаях последние продавались или преподносились религиозным очагам и отдельным верующим. Так, сын некоего Мартироса — иеромонах Иоанн отмечает, что в 1407 г. купил у господина Буртела священные книги, уплатив ему 1100 дахеканов.
После смерти «великого рабунапета» Григора Татеваци во главе Татевского учебного центра стал Мхитар Татеваци, который старался сохранить традиции и славу Татева. По сообщению Товма Кафаеци, в 1421 г. настоятелем Татевского монастыря был избран «Тер-Степанос из рода Буртелянов...». Однако внук Иванэ Орбеляна не долго управлял татевской братией: он скончался в 1422 г. по дороге в Грузию к своей матери. На основании анализа первоисточников выясняется, что сын господина Смбата — Степанос. в годы «храброго рабунапета Мхитара» возглавлял «епархию Сисакана». Господином области являлся брат епископа Степаноса Бешкен Орбелян. Как видим, в первых десятилетиях XV столетия Орбелянам вновь удалось захватить власть в гаваре Цхук, хотя она и была недолговременной из-за неблагоприятных политических условий, сложившихся в Сюникском нагорье.
Г.М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990