§ 1. Армянские колонии средневековья
Согласно персидским, еврейским, греко-римским источникам отдельные представители или группы переселенцев-армян проживали в соседних странах издревле. Это были люди по большей части добровольно переселившиеся в другие страны в поисках знаний, работы или по торговым делам.
После сельджукских и монгольских нашествий, когда Армения на долгие века подпала под чужеземное иго, начался массовый исход армянского населения с родной земли в далёкие и близкие страны, где уже к XI веку начали возникать армянские колонии.
Колониями назывались места компактного проживания армян, где они долго сохраняли свой национальный облик — язык, быт, традиции. Показателями существования колонии являются наличие своей церкви и национальной школы.
Армянская колония в Константинополе сложилась ещё в VII в., когда некоторые армянские княжеские роды переселились в Византию под давлением арабов. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. армянская колония постепенно возродилась. В 1461 г. было образовано Армянское Патриаршество, которое являлось духовным главой и посредником между армянским населением империи и османскими властями. Армяне Константинополя занимались торговлей и ремеслами, имели свои магазины, гостиницы, мастерские склады. Колония жила активной культурной жизнью. В 1567 г. здесь была основана типография.
Армянские колонии в Болгарии возникли ещё в раннем средневековье. Византийские императоры насильственно переселяли армянское население из подвластных Византии территорий Армении в Европейские провинции империи. Армянские воинские части отправлялись на Дунайскую границу для борьбы с врагами империи. В VII—VIII веках в Болгарии уже существовало значительное армянское население.
Ещё многолюдней армянские колонии стали здесь после захвата Византией Армянского царства Багратуни. В середине XI века близ Пловдина был основан монастырь Св. Божьей Матери как духовный центр местного армянского населения. Армянское население в Болгарии увеличилось в XIV—XV вв. Пловдивская колония стала ещё более многочисленной, сложилась армянская колония в Софии, возникло множество армянских сёл. Болгарские армяне занимались земледелием и ремёслами. Товары армянских ремесленников вывозились в соседние страны.
Многочисленные армянские колонии в Крыму возникли уже в XI веке. Армяне поселились в городах и занимались транзитной торговлей. Они пользовались торговой монополией. Крымские армяне вывозили в Италию меха, специи, дорогие восточные ткани, занимались виноградарством и виноделием. Широкая торговля велась с соседней Речью Посполитой (Польско-литовское королевство), куда вывозились знаменитые крымские вина, специи, ювелирные изделия армянских мастеров. Армянские церкви были построены во многих городах Крыма. При них действовали армянские школы.
На Украине и в Польше армянские колонии появились с XIII—XIV вв. Многочисленные армянские колонии возникли в городах Львов, Каменец-Подольск, Станислав, Краков и др. Армяне здесь пользовались свободой вероисповедания и экономической деятельности, имели внутреннее самоуправление, своё судопроизводство. И здесь армяне в основном занимались транзитной торговлей с соседними странами: импортировали ковры, шёлковые ткани, пряности, сухофрукты и многое другое.
Ведущим центром среди армянских колоний Польши был г. Львов. Здесь ещё в 1363 г. была построена армянская церковь (существует и поныне), а в XVII веке была основана армянская типография. Дома в армянском квартале несли явное влияние армянских архитектурных традиций.
Армяне принимали активное участие в политической жизни приютившей их страны, благодаря знанию языков служили послами, выполняли дипломатические поручения. Они активно участвовали в борьбе против Османской империи. В 1683 г. в битве при Вене в войске польского короля Яна Собесского против турок сражалось 5 тысяч армян.
Армянские колонии в Италии возникли уже в XIII веке. Армяне переселялись сюда из Киликии и из Крыма. Армянские колонии возникли в Риме, Генуе, Флоренции, с которыми армяне ранее имели постоянные торговые связи. Крупнейшая армянская колония сложилась в Венеции в XIV—XV вв. после падения Киликийского армянского царства. Здесь, в центре города, существовала армянская гостиница, в которую заезжали армянские купцы. В городе были построены армянские церкви, существовали магазины армянских купцов на площади Св. Марка. Армянские купцы вывозили через Венецию в европейские страны хлопок, шёлк, зерно, медь, сухофрукты.
В Сирии армянские колонии возникли также с XIV в. После падения Киликийского армянского царства значительное количество армянского населения нашло пристанище в городах Сирии. Особенно многолюдной была армянская колония в Алеппо. Колония имела своего выборного старосту, две церкви, несколько школ. Армяне Алеппо занимались транзитной торговлей между Европой и Восточными странами. Они доставляли шёлк и пряности из Индии и Китая в итальянские города.
В Румынии армянские колонии образовались также в XIV веке. Особенно в городах Сучава, Яссы, Фокшаны проживало многочисленное армянское население. Армяне пользовались свободой вероисповедания, внутренним самоуправлением, имели выборных старост и судей. Они сконцентрировали в своих руках всю торговлю с соседними странами. Армянские сухопутные и морские караваны вели торговлю с Россией, Польшей, Болгарией, Венгрией, Крымом, Константинополем и Закавказьем. Были построены церкви, действовали армянские школы.
В Иране армянские колонии существовали ещё в давние времена. Многочисленными эти колонии стали после насильственного переселения армян в период турецко-персидских войн. В 1604—1605 гг. шах Аббас I насильственно переселил более 200 тысяч армян в города Ирана. В пригороде своей столицы Исфахан он поселил армянских торговцев из города Джуга (Джульфа). Город был назван Новой Джугой, имел самоуправление, выборных старейшин. Армяне пользовались свободой вероисповедания, имели свои церкви, школы, библиотеки. В 17 в. здесь была основана армянская типография.
Армянские купцы установили постоянную торговлю с Россией уже в XVI в. Через Каспий и по Волге они доставляли в Россию персидские ковры, шёлк, пряности. В середине XVII в. армянский купец Ходжа Закар преподнёс царю Алексею Михайловичу Алмазный трон, который ныне хранится в Алмазном Фонде Кремля. За это торговая компания армян Новой Джуги получила от царя торговую монополию на территории России. Эту монополию подтвердил своим указом Пётр I.
§ 2. Армянские колонии Азии и Африки в Новое время
В XVIII—XIX вв. многие армянские колонии средневековья пришли в упадок, национально-культурная жизнь в них стала замирать, ускорился процесс ассимиляции с местным населением. Однако ужесточение национального гнёта в Западной Армении, находящейся под властью Османской Турции, заставляло всё новые и новые массы населения искать счастье в чужих странах и способствовало возрождению старых и возникновению новых колоний в различных странах мира.
С XVIII в. начала переживать подъём армянская колония в Константинополе. Здесь сконцентрировалась основная масса армянских купцов и ремесленников. Колония Константинополя стала многочисленной особенно в XIX в. Здесь издавались десятки газет и журналов на армянском языке, действовало 80 армянских типографий, существовало множество учебных заведений, театров, музыкальных трупп и других культурных организаций, образовалась многочисленная армянская интеллигенция. Здесь жили и творили многие артисты, писатели, поэты, композиторы. Количество армянского населения доходило до 200 тысяч человек. Константинопольская колония стала ведущим экономическим и культурно-просветительским центром Западных армян.
Значительная армянская колония сформировалась и в Измире, где в начале XX в. проживало 30 тысяч армянского населения.
Многочисленными стали и армянские колонии в Сирии и Ливане. К концу XIX в. численность армянского населения здесь перевалила за 50 тысяч. Большинство проживало в сёлах и занималось земледелием. Армянское население в городах Алеппо, Латакия, Бейрут занималось торговлей и ремёслами. Продукция армянских ювелиров, ткачей, ковроделов, кожевенников пользовалась большим спросом и вывозилось заграницу. Армянские купцы вели и внутреннюю и внешнюю торговлю. На фоне отсталого окружения здесь культурная жизнь была сравнительно беднее. Действовали немногие школы, среди которых пользовалась известностью школа Нерсисян в Алеппо.
Армянские колонии в Египте сложились в XVIII в., хотя армяне проживали здесь издревле. Подъём армянских колоний здесь связан с реформами правителя Египта Мохамеда Али, которые способствовали развитию экономической жизни. Формально оставаясь в составе Османской империи, Египет фактически являлся независимым государством, и активизация экономической жизни стала привлекать в страну армянских колонистов из других частей Османской империи. Немноголюдные Армянские колонии сформировались в Александрии и в Каире. Общее количество армянских колонистов в конце XIX в. здесь достигло 15 тысяч. Несмотря на малочисленность, армяне играли значительную роль в экономической и политической жизни Египта. В их руках было сконцентрировано выращивание и производство табака. В 1828 г. в Каире была основана первая армянская школа, а в Александрии — в 1851 г. Уже к середине XIX века в Египте действовали армянские типографии, издавалась армянская периодика. К началу XX века количество армянских школ здесь достигло 11-ти, в них обучалось более 1600 детей.
Известным государственным деятелем Египта был Нураб паша Нубарян, который много лет занимал пост премьер-министра страны. Значительна его роль в строительстве Суэцкого канала. Под его покровительством и при финансовой поддержке в Париже в 1860 г. было осуществлено первое издание критических текстов и переводов средневековых армянских источников. Крупным национальным деятелем стал его сын Погос-Нураб паша.
По поручению католикоса он возглавил Национальную армянскую делегацию, ведущую в 1912—1914 гг. переговоры с европейскими державами для предоставления автономии Западной Армении в составе Османской империи. Он возглавлял эту же делегацию на Парижской мирной конференции в 1919 г., имел контакты с руководителями ведущих государств мира. Сохранились его письма президенту США В. Вильсону и ответы президента, в которых тот обращается к Погос-Нурабу с большим уважением. Погос-Нураб был также одним из основателей «Всеобщего армянского благотворительного союза» в 1906 г.
В XVIII—XIX вв. армянские колонии Ирана стали ещё многочисленней. В итоге русско-иранских войн значительное число армян переселилось в пределы Российской империи, и к середине XIX века в Иране насчитывалось примерно 40 тысяч армянского населения. Но с естественным ростом количество армян в начале XX века достигло 200 тысяч человек. Сельское армянское население традиционно проживало в исконно армянских областях Хой, Салмат, Урмия. Многочисленное армянское население проживало в городах Тебриз, Тегеран, Исфахан и др. Продукция армянских ремесленников пользовалась большим спросом как внутри страны, так и за рубежом. В руках армян было сконцентрировано ювелирное и золотое дело, производство шуб, производство и продажа вин. Были развиты ткачество, кузнечное дело. Ремесленники были организованы в цеха.
Внешняя торговля Ирана с Россией и европейскими странами также находилась в руках армян. Существовали целые династии армянских промышленников: Лазаряны были крупными шелкоторговцами, которые впоследствии переехали в Россию. Лианозовы сконцентрировали в своих руках рыболовство на южном Каспии.
Армяне занимали дипломатические посты в Иране, назначались послами в Англии, Франции, Австрии. Во второй половине XIX века послом в Англии был Мелкон хан. Епрем хан был активным участником Иранской революции 1905—1911 гг. Армяне имели двух представителей в меджлисе — парламенте Ирана.
Иранские армяне достигли значительных успехов в области образования и культуры. Ещё в 1838 г. в Новой Джуге была основана армянская школа. Впоследствии армянские школы действовали в Тебризе и в Тегеране. В армянских сёлах областей Салмаст и Хой действовали начальные школы. В Иране действовали армянские типографии и издавались газеты, учебники, книги. Между Ираном и Россией была открыта граница и разрешалось свободное передвижение. Армянские колонии Ирана держали постоянную связь с Восточной Арменией.
Армянские колонии в Индии возникли в XVII—XVIII вв. в итоге переселения сюда значительного числа армянских колонистов из Ирана. Армяне обосновались в прибрежных городах — Сурхате, Мадрасе, Бомбее, Калькутте и др. Армяне здесь в основном занимались морской торговлей. С началом проникновения англичан в Индию ухудшились их отношение к армянам. Английская восточно-индийская торговая компания всячески старалась вытеснить армян-конкурентов из торговой сферы. Имея хорошо вооруженный флот, англичане часто останавливали суда армянских купцов и конфисковывали их грузы. Армяне активно участвовали в борьбе индийского народа против английской колонизации. В армии правителя Бенгалии служили многие офицеры армяне, а Горгин хан (Григор Арутюнян) был командующим армии и занимал высокие государственные посты.
В течение XVIII в. ведущим центром армянской культуры являлся Мадрас. Здесь армяне построили Армянский порт, несколько мостов и церквей. Мадрасские армяне активно включились в освободительную борьбу за освобождение Армении и создание независимого государства. В Мадрасе Шаамир Шаамирян организовал кружок, который издавал книги и даже составил проект будущей конституции независимой Армении. В 1794 г. Арутюн Шмавонян издал здесь первую армянскую газету «Аздарар».
С XIX в. ведущим центром армянской культуры становится колония в Калькутте. Здесь в 1821 г. была открыта армянская школа-интернат, где могли жить и учиться армянские дети из дальних регионов и другие стран. После превращения Индии в колонию Англии армянские колонии в Индии ослабли.
§ 3. Армянские колонии России в Новое время
Образование армянских колоний в России произошло в XVII—XVIII вв. и хронологически совпало со стремлением России расширить свои границы на юге в сторону Закавказья и Балкан. Наличие армянских колоний в России способствовало формированию русской ориентации армянского освободительного движения.
Присоединение Крыма к России в 1783 г. вдохнуло новую жизнь в армянские колонии Крыма. По императорскому указу 1799 г. были подтверждены все привилегии армянского населения Крыма. Крымские армяне сохраняли свободу вероисповедания, свой собственный суд (Ратуша) на армянском языке, имели свободу экономической деятельности. Посредническая торговая деятельность армян способствовала экономическому развитию вновь присоединённых территорий и их быстрой интеграции в экономику России. Среди крымских армян сложился слой богатых землевладельцев, таких как Спендиаровы, Айвазовские, Сеферовы, Налбалдовы и др. Крупными угодьями владели и армянские церкви Крыма. В Сурхате, Карасубазаре, Феодосии, Евпатории и других городах действовали армянские школы, издавались газеты. Крымские армяне имели возможность получить хорошее образование и занимались активной культурной деятельностью. Велик вклад крымских армян в армянскую культуру. Из их среды вышли такие деятели, как всемирно известный живописец Айвазовский, основатель армянской филармонии композитор Спендиаров и др.
Ново-Нахичеванская (Ростов-на-Дону) армянская колония возникла в 1779 г. после переселения части Крымских армян в пределы России. Правительство поселило их в Донской степи близ крепости Св. Дмитрия. Армяне основали здесь город Новый Нахичеван и пять сёл. По приказу Екатерины II армяне пользовались самоуправлением, имели выборный магистрат. Население занималось скотоводством, бахчеводством и садоводством. Новый Нахичеван вскоре стал благоустроенным городом, крупнейшим центром ремёсленного производства и торговли. Во второй половине XIX в. армяне основали здесь заводы и фабрики по производству мыла, табака, кирпича и др. В начале XX в. количество населения в Новом Нахичеване достигло 70 тысяч человек. Колония принимала активное участие в армянской культурной жизни. Здесь действовало несколько школ и гимназий, издавались газеты и журналы на армянском языке, были армянские типографии. Выдающимися деятелями армянской культуры из Нового Нахичевана были Микаэл Налбандян и Рафаэль Патканян.
Армянские колонии образовались и в российских столицах. В Москве армяне проживали ещё со времён Ивана Грозного. Но армянская колония здесь образовалась после того, как в 1667 г. армянская торговая компания Новой Джуги получила привилегию свободной торговли от Астрахани до Архангельска. Москва стала центром, где сконцентрировали свою деятельность купцы, торговцы, ремесленники, дипломаты и деятели культуры. В Москве жил и работал известный армянский художник Богдан (Аствацатур) Салтанов и другие. Из Ирана в Москву переехала знаменитая династия Лазарянов, которая занималась торговой и промышленной деятельностью. Её представители занимали высокие государственные посты, верой и правдой служили своему новому отечеству.
В Петербурге армяне обосновались сразу после его основания в 1703 году. Первоначально армяне селились на Васильевском острове, где и была построена первая армянская церковь. Активную деятельность развернули здесь армянские промышленники Мануилов, Ахвердов, Ширванов, Лазаревы. Под Петербургом они построили мануфактуры по производству шелковых тканей. Исахановы и Лазаревы традиционно держали монополию торговли с Ираном. В конце XVIII в. новая армянская церковь была построена уже на Невском проспекте.
Своё особое место среди армянских колоний России имеет колония Астрахани. Она образовалась в первой половине XVII в. и достигла расцвета в XVIII в. Армяне в Астрахани в основном занимались ввозом шелка-сырца. Впоследствии астраханские армяне начали выращивать тутовые деревья и шелкопрядных червей, основали производство шёлка в самой России. В начале XIX века армянам принадлежало большинство фабрик по производству шёлка и хлопка, а также большая часть торговых точек и магазинов в городе.
По указу Петра I в 1724 г. привилегии армян в России были подтверждены и расширены. Астраханские армяне пользовались внутренним самоуправлением, имели свой суд. Для судопроизводства армяне Астрахани в 1765 г. составили «Судебник Астраханских армян», в основе которого лежали законы судебника Мхитара Гоша и нормы обычного армянского права. «Астраханский судебник» получил широкое применение и в других армянских колониях России.
Астраханские армяне жили насыщенной культурной жизнью. В городе издавались газеты на армянском и русском языках, было построено несколько церквей, действовали армянские школы, из которых наибольшей известностью пользовалась школа Агабабяна, построенная в 1810 г. на средства известного купца Николая Агабабяна. В 1840 г. была приостановлена деятельность армянского суда, а в 1870 году, после реформ земского самоуправления, астраханская колония потеряла былую автономию. Армянская колония Астрахани просуществовала до первой четверти XX века.
После неудачного Каспийского похода Петра I в 1724 г. многочисленное армянское население переселилось из Закавказья и Ирана в пределы Российской империи и обосновалось на Северном Кавказе. Армяне поселились близ крепостей Кизляр (1735 г.) и Моздок (1763 г.). Эти колонии получили от правительства права внутреннего самоуправления, как в Астрахани.
В конце XVIII века и начале XIX армянские колонии образовались и в городах Екатеринодар, Майкоп, Ставрополь, Армавир. Армяне Северного Кавказа занимались земледелием и скотоводством, выращивали виноград, хлопок, рис. Огромные тутовые рощи использовались для выращивания шелкопряда. Армяне основали здесь множество вино-водочных заводов. Благодаря географическому положению армяне Северного Кавказа имели постоянную связь с родиной, активно откликались на события в Армении. На Северном Кавказе были открыты школы, построены церкви, издавалась периодика на армянском языке, действовали свои театральные труппы и музыкальные группы.
Армянские колонисты в России своей активной экономической деятельностью способствовали развитию экономической жизни регионов Причерноморья и Северного Кавказа.
§ 4. Армянские колонии Европы в Новое время
В Новое время в отдельных европейских странах ещё сохранялись армянские колонии, в некоторых они перестали существовать, в других возникли новые.
Продолжалась активная жизнь в армянских колониях Болгарии. В Софии, Рущуке, Яссах, Пловдиве активизировалась жизнь колоний после Крымской войны, когда большое число армян переселилось в Болгарию. В конце XIX в. количество армянского населения там достигло 30 тысяч. Ещё более активизировалась жизнь армянских колоний после приобретения Болгарией независимости. Армяне Болгарии активно участвовали в борьбе против Османской Турции. В Балканской войне 1912 г. болгарские армяне организовали добровольческий отряд под командованием Андраника. Под его началом воевал и Гарегин Нжде.
В Венгрии армянские колонии образовались в XVIII в. До этого армяне, проживающие в Трансильвании разрознено, в 1700 г. сконцентрировались в двух городах — Арменополисе и Елизаветополисе. Эти города по королевскому указу получили особый статус, имели самоуправление, своё судопроизводство. Здесь действовала «Армянская компания», которая занималась сбором налогов, судопроизводством, следила за исполнением законов. Армянское население достигало 15—20 тысяч. Среди армян было немало землевладельцев, которые со временем получили титулы и были зачислены в ряды дворянства. Армяне Венгрии дали несколько генералов, которые принимали активное участие в революции 1848—1849 гг. в борьбе за независимость Венгрии. Армянские колонисты Венгрии имели богатую культурную жизнь, сохраняли связь с родиной-матерью, собрали богатую коллекцию армянских рукописей. Армянские колонии Венгрии постепенно ассимилировались после того, как привилегии армянских городов были упразднены в первой половине XIX века.
В армянских колониях Румынии активность стала замирать к концу XVIII века, и численность армян сократилась в итоге ассимиляции. Но к середине XIX века, когда Румыния добилась независимости, жизнь армянских колоний значительно активизировалась. Армяне по-прежнему проживали в основном в Бухаресте, в Яссах, в Фокшанах. Армяне получили право занимать государственные должности, владеть поместьями, добиваться дворянских титулов. Многие из них впоследствии выдвинулись на дипломатической службе. Армяне Румынии также не теряли связь с родиной, активно участвовали в сборе помощи страждущим соотечественникам. Румынские колонии стали многочисленней после армянских погромов 1895—1896 годов и особенно после геноцида 1915 г.
Во Франции армянские колонии сформировались в конце XVIII века. С Францией армяне имели давние традиционные отношения ещё со времён Крестовых походов и Киликийского Армянского царства. Небольшие группы армянских переселенцев селились во Франции в предыдущие века. Многие представители армянской молодёжи получали образование во Франции. Армянская колония возникла в Марселе в XIX веке, и только в начале XX века — в Лионе и Париже.
Велико было значение Франции как центра развития армянской науки и культуры. Ещё в 1811 г. в Колеж де Франс была основана кафедра арменоведения, в Париже были изданы критические тексты армянских средневековых источников и их переводы. В Марселе начала издаваться газета «Армения» Мкртыча Португаляна. Впоследствии и в Париже издавались газеты и журналы на армянском языке.
В Англии армянская колония возникла только во второй половине XIX века. В Манчестере и в Лондоне свои торговые конторы имели богатые купцы из Константинополя. В 1870 г. в Манчестере была построена первая армянская церковь. Армянская колония стала более многочисленной в конце XIX века и в начале XX, когда после армянских погромов в Османской Турции сюда переселились многие армяне. Армяне в Англии занимались торговлей и ремёслами. Армянские купцы вели торговлю со странами Востока. В Англии было создано множество армянских журналов и книг.
А.Э.Хачикян.
История Армении. Краткий очерк. Эдит Принт, Ереван - 2009