После русско-турецкой войны 1826–1828 гг. встал вопрос о дальнейшем статусе Восточной Армении, об органах управления и их структуре. Армянские общественные и политические деятели того времени – Христофор Лазарев, Александр Худобашев, К. Аргутинский-Долгоруков и др. при всех различиях своих позиций во взглядах на будущее Армении исходили из двух основных предпосылок:
1) из освобождённых от персидского и турецкого ига армянских земель будет воссоздано армянское государство;
2) государство это будет так или иначе связано с Россией.
Известные армянские патриоты и благотворители Лазаревы были апологетами тесного союза с Россией. Используя свои связи в высших кругах российского общества, они пытались согласовать проект с более широкой автономией «Армянской области» в составе России. В декабре 1827 года проект автономии Армении был представлен Николаю I через графа А.Х. Бенкендорфа.
Согласно проекту, на территории Северной Армении предполагалось создать автономное Армянское царство в рамках Российской империи. Воссоздание Армянского царства могло бы привлечь многих армян из других стран на свою историческую родину и способствовало бы возрождению исконной армянской государственности и армянского народа. Проект содержал положения о внутреннем управлении, вооруженных силах, охране границ. Предполагалось, что в вопросах внутренней жизни, особенно в церковных делах, армяне должны быть свободны от вмешательства русского правительства. Авторы проекта также полагали, что в Армянском царстве необходимо было ликвидировать крепостное право. Однако несмотря на все эти здравые и продуманные предложения о будущем устройстве жизни армян представленный проект об автономии Армении не был одобрен. Император не был заинтересован в создании, пусть и под своим протекторатом армянского государства, так как необходимо было укреплять государственное единство Российской империи путем политического и экономического присоединения новых земель. К тому же предоставление возможности создать (воссоздать) Армянское государство могло стать прецедентом, которым пожелали бы воспользоваться другие национальные окраины Российского государства.
Указом императора Николая I от 21 марта 1828 года была образована Армянская область, включающая в себя территории Эриванского и Нахичеванского ханств. Область имела свой герб, управление и просуществовала до 1840 г. Начальниками управления области были в 1828–1830 гг. генерал А. Чавчавадзе, в 1830–1838 гг. генерал В. Бебутов. Область подразделялась на 4 округа, имела свои полицейский, налоговый и судебный департаменты.
По «Церковному Положению» 11 марта 1836 г. определялись устройство, права и обязанности армянской церкви. За церковью признавалось всё её движимое и недвижимое имущество, право владеть вопросами образования, просвещения, бракосочетания и пр. Но духовенству запрещалось вмешиваться в дела светских властей.
Видимо, активно занимаясь лоббированием этого проекта, Лазаревы обратили внимание на недопустимо низкий уровень знаний об Армении и армянах в различных слоях российского общества того времени. Это могло серьёзно помешать их планам в вопросе о дальнейшем статусе Восточной Армении. Как раз в период, когда завершался долгий и болезненный процесс присоединения Восточной Армении к России, Лазаревы выступили авторами издательского проекта комплексного труда по истории армянского народа.
Задумано было подготовить и издать труды по истории армянского народа, истории Армянской апостольской церкви (далее – ААЦ), издать книги из богатого духовного наследия армян в русском переводе. Проект являлся составной частью большой культурно-просветительской деятельности господ Лазаревых, направленной в конечном счёте на возрождение исторической Армении и её государственности при непосредственной поддержке России.
Много внимания Лазаревы уделяли восстановлению независимости армянской церкви, развитию армянского языка и армянской культуры. Для вновь образованной в составе Российской империи Армянской области они добивались и обосновывали необходимость и целесообразность введения ряда привилегий (налоговые льготы и др.) и преференций.
Обосновывая свои выводы, Лазаревы апеллировали к многочисленным источникам и документам, культурно-историческим и духовным скрепам, сотрудничеству, сложившемуся между двумя соседними народами. Перед авторским коллективом проекта представления армянской истории российской читающей аудитории стояли следующие задачи:
— обобщить и систематизировать богатый и разнообразный документальный и фактический материал по истории Армении, истории русско-армянских отношений;
— познакомить читателей с историей и культурой армянского народа;
— показать истоки сложившихся и активно развивающихся русско-армянских связей и русской ориентации армянского освободительного движения;
— показать исторически сложившуюся духовную близость русского и армянского народов;
— дать оценку русско-армянских отношений современных событий, связанных с русско-иранской войной 1826–1828 гг., переселением армян в пределы России, вхождением Восточной Армении в состав России;
— обосновать необходимость предоставления широкой культурной, политической и экономической автономии Армянской области для её быстрого развития, восстановления хозяйства и эффективного государственного управления;
— показать значение деятельности представителей разных поколений семьи Лазаревых в деле укреплении русско-армянских отношений и возрождения Армянской области в составе России.
В 1831–1832 гг. в Лазаревском институте восточных языков были подготовлены и изданы книги С.Н. Глинки «Две повести», «Описание переселения», два тома «Обозрения истории», а в 1833–1838 гг. в типографии института увидел свет коллективный труд, сборник документов «Собрание актов» в трех томах. Речь идёт о следующих работах: «Две повести в стихах, почерпнутые из древних армянских летописей» (1831) (далее: «Две повести»), «Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России, с кратким предварительным изложением исторических времён Армении» (1831) (далее: «Описание переселения»), «Обозрение истории армянского народа от начала бытия его до возрождения области Армянской в Российской империи» (1832–1833) (далее: «Обозрение истории»), С.Н. Глинка был одним из авторов книги «Собрание Актов, относящихся к Обозрению Истории Армянского народа» (1833–1838) (далее: «Собрание актов»).
Несмотря на жанровое разнообразие указанных работ, они полностью отвечали поставленным перед издателями задачам – представить Армению, армянский народ и армянскую культуру российскому читателю. Для рецензирования готовых к изданию книг привлекались известные российские учёные того времени.
Примечательно, что все эти работы были написаны русским писателем, историком и публицистом Сергеем Николаевичем Глинкой20. На основании архивных разысканий нами было установлено, что эти книги – результат тесного информационного, организационного и творческого сотрудничества русского писателя Сергея Глинки с Христофором и Иваном Лазаревыми.
Становление арменоведения в России в первой трети XIX века. Вопросы историографии и источниоведения. Сергей Саядов. Ростов-на-Дону, 2018 г.