В экономическом и хозяйственном развитии Северного Кавказа в конце XVIII – первой половине XIX вв. немалую роль играли переселившиеся в свое время в эти пределы армяне. При всех военно-политических осложнениях в Закавказье они искали покровительства России и местные власти при поддержке правительства Санкт-Петербурга относились к ним весьма благосклонно. Появление армянских переселенцев в Степном Предкавказье было обусловлено предоставленными им многочисленными льготами, которые нашли свое отражение в правительственных указах. Согласно принятым установлениям армянские предприниматели получали в России права на торгово-промышленную деятельность и собственность на землю, им даровалась свобода вероисповедания, в связи с чем в 1717 г. была учреждена армянская епархия с центром в Астрахани.

Быстрый рост численности армян в России наблюдается с петровского времени, что было связано с восточной политикой. Грамоты Петра I от 3 июня, 20 сентября, 14 мая 1723 гг. поощряли деятельность армянского купечества. В период турецкого нашествия на Закавказье в 1723-1725 гг. тысячи армян и грузин бежали из родных мест и искали спасения под прикрытием русских войск на Северном Кавказе. На протяжении XVIII в. состав армян Степного Предкавказья не раз пополнялся за счет бегства из персидских владений. Из Отношения министра финансов Д.А. Гурьева к генералу А.П. Ермолову, от 29 июля 1820 г., № 2039, следует: «Во время бывшей в 1795 г. войны между Россиею и Персиею вызваны по распоряжению правительства Дербентские и Мискурские Армяне, в числе 3 376 душ, кои в 1797 году водворились в г. Кизляре и уездах: Кизлярском, Моздокском и Георгиевском». Выходцы из Дербента и окрестных сел обосновались также на левом берегу Куры, в местечке, известном под названием Азмань и Манучаров, затем Касаева Яма.

Пополнялось армянское население Степного Предкавказья и в результате спасения армян из горского плена. Многочисленный контингент армян-ясырей, т.е. пленников, находился в вайнахских, дагестанских, кабардинских, осетинских и иных аулах. Они были захвачены с целью «пленопродавства» в ходе военных набегов и ограблений купеческих караванов на Военно-Грузинской дороге.

В 1798 г. для армянских переселенцев, прибывших из Карабаха, в Кизлярском уезде было выделено 15547 десятин земли. По ходатайству Кавказского начальства российским правительством было принято решение о расселении армян, принявших российское подданство, на землях между реками Буйвола и Томузловка.

Высочайшим указом 4-го августа 1798 года «назначены им владения разных помещиков, лежащие близ Каспийского моря… и из пустопорожних степей близ Старых Мажар… измерить им толикое же число удобных из ближайших казенных дач и тем из них, кои по способности к ремеслам и торговле пожелают водвориться в город, основать оный на месте, где были Старые Мажары и наименовать городом св. Креста». Исполняя Высочайшую волю, Правительствующий Сенат в том же году предписал Астраханскому Губернскому Правлению наделить этих армян, имеющих склонность к ремеслу и торговле, соответствующим количеством земли от казенных дач. Так возник город Святой Крест, основанный выходцами из Карабаха, его второе название – Карабаглы.

Значительная армянская община возникла в г. Ставрополе, сразу же после его основания. Из воспоминаний краеведа И.В. Бентковского: «Армяне, поселившись в Ставрополе, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время был известен под именем Армянской улицы. Каждый армянин имел при своем доме лавку, через что из улиц образовался гостиный ряд». Это свидетельствовало о том, что главным видом экономической деятельности армян была торговля. Известным торговым центром, не только на Северном Кавказе, но и в России, стал к концу XVIII в. город Моздок. В нем насчитывалось более 100 торговых лавок, где продавались привозные товары и скупались добротные изделия местного производства.

Особым образом регулировалась внутренняя жизнь армянского сообщества. В 1746 г. указом Сената астраханские армяне получили свой суд, ставший юридическим и административным органом. Вскоре был составлен и «Судебник астраханских армян» на основе «Судебника Мхитара Гоша» (конец XII – начало XIIIвв.), кодекса византийского императора Юстиниана, российского законодательства и норм обычного права. Он включал 32 главы и 1135 статей. В конце XVIIIв. этот кодекс был принят и Армянскими судами Кизляра и Моздока.

На основании Жалованной грамоты Павла I от 22 октября 1799 г. армяне-переселенцы наделялись удобной землей, по 30 десятин на каждого. Льгота на уплату податей предоставлялась сроком на 10 лет, считая со дня Высочайшего указа. По окончании льготного времени армяне должны были платить в казну ежегодно: мещане в купеческую – по одному проценту с капитала, мещане и цеховые – по 2 рубля со двора, а земледельцы, которым пожаловано на каждую душу мужского пола по 30 десятин, – с каждой десятины по 5 копеек. Кроме предоставленных льгот, армянам-переселенцам разрешались свободная торговля, строительство фабрик, церквей и монастырей, отправление религиозных обрядов и т.д. Подобные меры правительства были вызваны тем, что армяне, будучи близкими по вероисповеданию православному российскому народу, являясь трудолюбивыми и предприимчивыми верноподданными, составляли надежный оплот России на Северном Кавказе.

Однако эти меры вызывали неоднозначную реакцию у местных властей и жителей. В начале XIX в. правительство встало на путь ограничения привилегий армян. Во второй половине 1802 г. Кавказская Казенная палата начала регистрировать армян, расселившихся на основании указанной грамоты вдоль Терека от Моздока до Кизляра. В 1807 г. Александр Iиздал манифест, согласно которому льготы распространялись только на первопереселенцев, но не на их потомства. 15 апреля 1809 г. сроки льготы, дарованной армянам Жалованной грамотой, закончились. В Высочайшем Указе от 2 февраля 1810 г. сообщается о мерах по взысканию податей: «…живущих в России Греков и Армян повелено вместо прежде платимых ими 2-х руб. подати обложить по 5-ти руб. со двора или семейства».

Кавказская Казенная Палата на основании сведений, полученных от Губернского правления в ходе проведенных ревизий, назначила в 1820 г. с дербентских и мискурских армян ежегодные подати. В 1827 г. Николай I повелел: «Дело об армянах передать в Государственный Совет, с тем, чтобы решен был вопрос: справедливо ли дать пришельцам вечные преимущества перед коренными русскими». Государственный Совет признал, что никакие привилегии бессрочными быть не могут.

В 1831 г. последовало решение оставить льготы, не распространяя их на потомство, для тех кизлярских, моздокских и астраханских армян, которые во время составления Жалованной грамоты находились в указанных городах. Все остальные должны были вступать в вечное российское подданство, в противном случае их предписывалось рассматривать как неторгующих иностранцев. В 1832 г. была предпринята неудачная попытка причислить армян-селян к казачьему сословию. Это вызвало многочисленные жалобы армян, рассматривавшиеся на самом высоком уровне (Сенатом, Государственным Советом, императором). Свое нежелание менять статус они объясняли в том числе и тем, что с переводом в казаки семьям нечем будет жить, так как «женщины не работают и дальше двора не выходят».

Ведь почти все сельскохозяйственные работы являлись уделом женщины-казачки, а это вступало в противоречие с этническими традициями ведения хозяйства у армян. Правительство быстро осознало невозможность подобного мероприятия и отменило свое решение (что в российской истории тех лет встречалось нечасто). Однако армянам было объявлено, что все, исключенные из казачьего сословия, теряют былые привилегии.

Армяне Кизляра все вопросы внутренней жизни решали под руководством выборного старшины (старосты), но под контролем коменданта города, а затем городской думы во главе с городничим. Подобный порядок был распространен и на армян Моздока. Армянские суды в крае выполняли административные и судебно-полицейские функции. Здесь в устной или письменной форме решались все спорные вопросы, касающиеся взыскания долгов, раздела имений, наследства, регулировались многие стороны хозяйственной и общественной жизни. Однако спорные дела, касающиеся взаимоотношений армян с соседними народами, не могли рассматриваться в армянских судах. Они решались в Моздокском и Кизлярском земских (окружных) судах по российским законам.

Указы 30-х годов XIX в. постепенно уравняли армян в правах с другими горожанами Кизляра и Моздока, а указ Николая I от 1836 г. фактически отменил Жалованную грамоту. Большая часть армян была причислена к мещанам, купцам, казенным крестьянам, они были уравнены с последними в податях и платежах. В 1840 г. были упразднены и особые Армянские суды в Кизляре и Моздоке. В указе императора, в частности, говорилось: «В видах попечения о благосостоянии жительствующих в Астрахани, Кизляре, Моздоке армян, признавая возможным предоставить им пользоваться судом и расправою на общем основании законов, так как дарованное им исключительное право разбираться между собою в собственных их судах, по древним и никому уже ныне неизвестным преданиям и обычаям от изменившихся обстоятельств, ныне не в пользу уже, а во вред им обращается».

Несмотря на ограничения 30-40-х гг. в отношении армян, примечателен тот факт, что правительство продолжало идти на уступки, удовлетворяя их некоторые просьбы. Так, жители Касаевой Ямы – одного из крупных армянских селений Степного Предкавказья (в 1833 г. здесь проживало 1015 семей) – неоднократно добивались переименования своего поселения. После создания собственного армянского суда и хозяйственного правления в адрес высочайших учреждений через Моздокский казачий отдел 8 декабря 1850 г. поступила просьба поверенного от армян села Касаева Яма Асатура Кулюбекова о переименовании села. Правление гражданской части Ставропольской губернии приняло ходатайство поверенного от армянского сельского общества к рассмотрению и удовлетворило его. 31 января 1852 г. губернская газета «Ведомости» сообщила о факте переименования села Касаева Яма в Эдиссию.

Активная торгово-экономическая деятельность армян позволяла им сохранять определенную автономию, иметь структуры самоуправления в городах, открывать свои школы, строить храмы, поддерживать связи с другими группами армян. Среди моздокских армян было много купцов, торговавших восточными товарами в крупных городах России и за рубежом. Они вели оживленную торговлю, проникая вглубь горских территорий и снабжая местное население различными необходимыми вещами. Кизлярские и моздокские армяне открывали в казачьих станицах свои лавки, в которых торговали различными изделиями: тканями, железом, сахаром, чаем и т.п. Ведение активной посреднической деятельности армян в меновой торговле способствовало развитию торгово-экономических связей между казаками, кочевыми и горскими народами.

Армяне Кизляра и Моздока составляли значительную часть городских владельцев и работников ремесленных мастерских и предприятий, в том числе кирпичных, кожевенных, воскобойных, мыловаренных, шелковичных и винодельческих. Таким образом, хозяйственно-экономическая деятельность армян Степного Предкавказья способствовала развитию нового капиталистического уклада.

Недостаток в грамотных чиновниках заставлял местную администрацию изыскивать возможности для распространения светского образования среди местного населения и обучения граждан определенным навыкам управления экономическими и хозяйственными делами. За неимением достаточных средств на организацию и функционирование казенных учебных заведений российское правительство поощряло открытие частных школ, содержащихся за счет местных жителей. Так возникла частная школа выпускников «Императорского Московского университета» братьев Якова и Давида Арзановых в г. Кизляре. Обучение велось по следующим дисциплинам: закон Божий, священная и всеобщая история, статистика, география, математика и некоторые коммерческие науки, а также языки: армянский, российский, персидский и французский. На Большой улице в г. Моздоке в уездном училище преподавали армянский и другие языки. Посетивший Моздок в 1840-х гг. ссыльный декабрист А.П. Беляев высоко оценил «общественную школу» моздокских армян. «Из любопытства» он и его попутчики задали армянским школьникам ряд вопросов по арифметике, географии, русской грамматике и «убедились, что учат их или учили тогда с толком».

Добровольно вступив в состав Российской империи, армяне охотно соглашались на российскую государственную службу. Они составляли «главную часть служащих на Кавказе чиновников, начальников железнодорожных станций, конторщиков, писцов, вообще мелких интеллигентов; к ним принадлежат значительное число кавказских адвокатов и докторов. Армяне находятся в кавказской администрации и войсках и имеют большое влияние на дела. Иногда они появляются в должностях губернаторов, управляющих государственным имуществом. Офицеры, полковники и генералы из армян не редкость. Они участвовали во всех русских войнах на Кавказе и отличались храбростью».

Таким образом, армянские переселенцы, попав под воздействие административной системы царского правительства, заняли свое достойное место в рядах российского дворянства, купечества, мещанства и прочих сословий. Армяне относительно легко мирились со своим положением народа, живущего в чужих империях, более того, они активно участвовали не только в экономической, но и в государственной жизни этих империй и тому много примеров. Свою фактическую независимость они отстаивали экономическими средствами как народ, обладающий явными способностями к предпринимательской деятельности и мирно уживающийся со своими соседями. Несмотря на активную интеграцию армян Степного Предкавказья в российское политическое и социально-экономическое пространство, армянская община в конце XVIII – первой половине XIX вв. продолжала сохранять свою относительную автономию и жизнеспособность, что наглядно проявлялось в устойчивости и сохранности ее этнической самоидентификации.

Л.П. Абрамян, Пятигорск, Россия

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.  Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск