В 1994 г. армянская периодика отметила свое двухсотлетие.

В армянских общинах Европы и Азии существовали более благоприятные, чем в самой Армении, предпосылки для возникновения и развития как экономической, так и общественной и культурной жизни, что содействовало созреванию вопроса об организации своей периодической печати. Особенно велико было экономическое и политическое значение российских и индийских армян. Именно в Индии вышел в 1794 г. первый армянский журнал "Аздарар" ("Возвеститель"), а затем ряд других армянских периодических изданий.

В этот же период (конец XVIII — начало XIX в.) задача создания своей газеты встала и перед армянами Астрахани, пользовавшимися внутренним самоуправлением, имевшими свою школу и игравшими ведущую роль в хозяйственной жизни города и региона. В 1816 г. там выходила двуязычная (на русском и армянском языках) газета "Аревелян цануцмунк" ("Восточные известия"). В дальнейшем армянские газеты появляются и в других городах с заметным массивом армянского населения. Выходящие в разных странах армянские газеты публиковали официальные материалы, информацию о жизни своей общины, о событиях в городе или стране, где, находилась община, вести из Армении, научно-популярные статьи, художественные произведения.

Крупнейшим культурным и общественным центром российских армян в XIX — начале XX в. был Тифлис, и потому именно там выходили армянские печатные издания, игравшие роль общенациональных. Вслед за двуязычной (русско-армянской) газетой "Кавказ" (1846 - 1847) и уже просто армянской газетой "Арарат" (1850 - 1851) там с 1872 года стала выходить газета "Мшак" ("Труженик") под редакцией известного публициста Григора Арцруни. "Мшак" выходила на протяжении полувека и была одним из прогрессивных изданий своего времени: она приветствовала все передовые явления российской и кавказской действительности. Большое место газета уделяла армянскому вопросу и положению западных армян, призывала к борьбе против турецкого ига. На более консервативных позициях стояла выходившая в Тифлисе во второй половине XIX в. газета "Мегу Айастани" ("Пчела Армении").

Центром общественной и культурной жизни западных армян была в XIX в. турецкая столица Константинополь, где в 1832 — 1850 гг. выходила газета "Лpo гир" ("Вестник") — первоначально как армянский вариант официальной газеты османского правительства, а затем как самостоятельная общественная газета. Передовыми западноармянскими изданиями являлись "Аревелян мамул" ("Восточная печать"), редактором которой^ был видный публицист и общественный деятель Матеос Мамурян, "Айреник" ("Родина") — под редакцией известного писателя Арпиара Арпиаряна и журнал "Мегу" ("Пчела"), редактируемый в течение ряда лет прогрессивным и демократическим деятелем Арутюном Свачяном.

Уже свыше 150 лет, с 1843 г., армянская католическая конгрегация мхитаристов издает в Венеции арменоведческий журнал "Базмавеп" ("Полигистор"), помещающий сведения по истории, филологии, арменоведению и многим другим наукам, а также художественные произведения. С 1887 г. в Вене выходит другое научное издание мхитаристов — "Андес амсорья" ("Ежемесячное обозрение").

Известным передовым изданием середины XIX в. был выходивший в 1858 — 1864 гг. в Москве журнал "Юсисапайл" ("Северное сияние") под редакцией видного прогрессивного публициста, педагога и ученого Степаноса Назаряна. Журнал смело выступал против реакционных сил и сыграл громадную роль в развитии армянского просвещения, культуры, общественной мысли.

Первым периодическим изданием на территории самой Армении был выходивший с 1868 г. в Эчмиадзине ежемесячный журнал "Арарат", где помещались материалы на религиозные, исторические и литературные темы, а также информация о деятельности армянской церкви и жизни церковных общин.

В конце XIX в. как в названных, так и в других армянских изданиях все более заметное место начинают занимать общенациональные проблемы — прежде всего армянский вопрос, судьбы Западной Армении, а также вопросы армянского образования, культуры, развития литературного языка и т.п.

Последующее развитие национальной общественно-политической жизни привело к образованию армянских политических партий и соответствующих периодических изданий, отражающих интересы той или иной политической партии или группировки. Не случайно первая армянская политическая организация — "арменаканы" — возникла на базе газеты "Армения", издававшейся с 1885 г. в Марселе под редакцией видного общественного деятеля Мкртича Португаляна. Также и членов основанной в 1890 г. партии "Дашнакцутюн" ("Армянская революционная федерация") первоначально называли "дрошакакан" — по имени их первого партийного органа — газеты "Дрошак" ("Знамя"), что также свидетельствует о большой роли печати в армянской политической жизни. Начиная с 1905 г., в Тифлисе под редакцией Степана Шаумяна стали выходить и первые армянские большевистские газеты — "Пролетариата крив" ("Борьба пролетариата"), "Кайц" ("Искра") и др.

Обсуждение животрепещущих вопросов армянской действительности сопровождалось на страницах печати жаркими спорами по поводу выбора верных путей экономического, общественного, культурного и государственного развития армянского народа. Ожесточенная полемика и взаимные обвинения занимали значительное место на страницах периодической печати.

События 1917 г. в России привели к восстановлению на территории Восточной Армении армянского государства. В годы первой Армянской республики, с перемещением в Ереван центра общественно-политической и культурной жизни армянского народа, здесь начали выходить армянские партийные и правительственные газеты. Помимо официальных изданий "Караварутян лрабер" ("Правительственный вестник") и "Хорурдарани лрабер" ("Парламентский вестник") в Ереване выходили дашнакская "Нор кянк" ("Новая жизнь"), орган народной партии "Жоговурд" ("Народ''), большевистская "Хоск" ("Слово") и другие. Правда, крупнейшие партийные газеты — дашнакская "Оризон" ("Горизонт") и большевистская "Банвори крив" ("Борьба рабочих") — продолжали выходить в Тифлисе.

В советский период последовало дальнейшее увеличение количества армянских общереспубликанских, местных, ведомственных, молодежных, общественно-политических, литературно-художественных и других периодических изданий. Наряду с огромной ролью в распространении информации, развитии общественного мнения, пропаганде культуры, формировании литературного языка, армянская советская печать (как и всякая печать в СССР) отличалась пропагандистским характером, грубым насаждением коммунистической идеологии, разжиганием непримиримой вражды к ее противникам и вообще нетерпимостью к инакомыслящим. Единый идейный тон всей печати задавался по шаблону центральными союзными и республиканскими органами. Роль официоза выполняла в советской Армении газета "Советакан Айастан". Армянская же печать в других регионах СССР (за исключением Закавказья) практически прекратила существование.

В тот же период в результате резкого увеличения после геноцида армян в Турции армянской диаспоры выросло соответственно и количество зарубежных армянских периодических изданий. Особенно большими тиражами и разнообразием выделялись (и по сей день играют большую роль) армянские газеты и журналы Ливана, Франции, США. Однако и в армянских общинах старого зарубежья заметное влияние на печать оказывала и оказывает партийная направленность, тем более, что долгие годы центральные партийные органы армянских национальных партий издавались только вне Армении. Разграничение печати диаспоры в зависимости от той или иной (главным образом: просоветской или антисоветской) ориентации также вносило печальный вклад в углубление раскола между частями армянского народа.

Процессы демократизации в государствах бывшего СССР, крах коммунистической идеологии, образование независимого армянского государства — все это содействовало установлению подлинной свободы печати и увеличению в Армении числа периодических изданий самых различных направлений и содержания. Основной темой всей печати является по-прежнему обсуждение положения в Армении и путей преодоления нынешней критической ситуации. Эти обсуждения также принимают порою ожесточенный характер, количество, продолжительность и периодичность изданий постоянно меняются.

Армянские периодические издания появились и в армянских общинах других стран СНГ, где они играют заметную роль в формировании национального самосознания, развитии армянской культуры, поддержании сплоченности армянского населения. Особенно следует отметить такие (в основном двуязычные) издания, как "Масяц агавни" (Симферополь), "Ани" (с. Чалтыр Ростовской обл.), "Луйс" (Новороссийск), "Армянский вестник" (Москва), "Мер екеhецин" и "Маштоц" (Краснодар), "Хачкар" (Пятигорск) и др.

Разнообразие мнений и много партийный характер современной армянской печати является одним из важных завоеваний нашего времени. Однако общие интересы армянского народа требуют смягчения враждебности и непримиримости полемики и выработки конструктивного подхода в решении актуальных для всей нации проблем.

В.А. Хачатурян,

кандидат исторических наук, hамайнк, Пятигорск 1996