О первых международных контактах руководства НКР мы уже говорили. Но серьёзность эти взаимоотношения обрели лишь после вхождения западной дипломатии в процесс урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Представляет интерес сама история вовлечения карабахцев в переговорный процесс в рамках Минской группы СБСЕ (нынешняя ОБСЕ). В первую очередь, потому, что в этой истории заложены потенциальные детонаторы осложнений внутриполитических взаимоотношений в Армении и Карабахе. 

Сразу же отметим, что история зарождения Минского процесса слагалась на фоне резкой конфронтации руководства Нагорного Карабаха, не желавшего вовлекать процесс урегулирования в рамки Минской группы, с руководством Армении. Действия последнего в то время ознаменовались двумя актами:

– резким политическим давлением на руководство Нагорного Карабаха с целью принуждения его к согласию на участие в работе Минской группы СБСЕ;

– масштабным использованием проблемы зарождающегося переговорного процесса как карты в сложной внутриполитической обстановке того времени.

В результате переговорный процесс в рамках Минской группы СБСЕ стал доминирующим процессом во внешней и внутренней политике Армении. Почти целых четыре года он задавал тон внешнеполитическим действиям Армении. Кроме того, судьба внутриполитических взаимоотношений в Армении и Нагорном Карабахе находилась в полной зависимости и от позиций той или иной политической силы в отношении переговоров по урегулированию в рамках СБСЕ. Карабахцы впервые имели консультации с представителями СБСЕ в конце апреля 1992 года в Ереване, где им было предложено сотрудничество в урегулировании конфликта. Предложение не было отклонено, и на последующих встречах представители СБСЕ добивались разрешения на посещение Степанакерта и Шуши.

Первая попытка посещения Нагорного Карабаха была сорвана в связи с резким усилением военных действий в Нагорном Карабахе, в результате которых город Шуши перешёл под контроль карабахской армии. Находившаяся в городе Агдам 7 мая 1992 года делегация СБСЕ во главе с Марио Рафаэлли так и не смогла пересечь границу Нагорного Карабаха. Следует сказать, что руководство Нагорного Карабаха узнало об истинных корнях Минского процесса лишь после взятия Шуши. Дело в том, что до этого времени руководство Армении хранило в тайне принятый 24 марта 1992 года мандат Совета министров стран членов СБСЕ, который дал жизнь Минской группе. Непонятно, в чём была причина утаивания этого документа от карабахцев, но можно предположить, что тому причиной была формула участия карабахцев в работе Минской группы.

Эта формула, гласящая, что в рабочих совещаниях Минской группы могут принимать участие «избранные и другие представители Нагорного Карабаха в качестве заинтересованных сторон», фактически, фиксировала, что конфликт происходит между Арменией и Азербайджаном. Кроме того, Нагорный Карабах представлялся на переговорах как территория проживания армянского и азербайджанского населения, имеющих свою заинтересованность в этом конфликте.

Понятно, что предложенная форма представительства на переговорах изначально предрешала судьбу таких переговоров, что и вызвало протест карабахцев. Однако, руководство Армении придавало важность лишь факту переговорного процесса, считая все остальное непринципиальным. Тем не менее, никто из официальных лиц не брал на себя ответственность за форму подписанного документа, и единственным виновным за его подписание объявлялся представитель армянской делегации Кристиан Тер-Степанян. В любом случае, позиции руководств Армении и Нагорного Карабаха всё более поляризовались. Тем временем в Риме 1 июня начались первые консультации Минской группы без участия представителей Нагорного Карабаха. В Армении, в президентском аппарате при главном советнике по национальной безопасности А.Манучаряне, начала работу координационная группа с функцией обеспечения переговорного процесса.

Одновременно, посредством руководства Армении, председатель Минской группы Марио Рафаэлли несколько раз обращался к руководству Нагорного Карабаха с устными предложениями направить представителей на заседания группы. Руководство Нагорного Карабаха требовало письменного приглашения, на что Минская группа не шла. К этому периоду относятся первые попытки давления со стороны руководства Армении в отношении руководства Нагорного Карабаха. Вопрос о Минской группе был поднят на известной сессии парламента НКР в июне 1992 года. Сессия, на которой присутствовали представители руководства Армении Б.Араркцян и В.Саркисян, согласилась с тем, что вопрос участия делегации НКР в работе Минской группы требует конкретизации условий такого участия.

В конце концов, Марио Рафаэлли выслал письменное приглашение на имя и.о. председателя парламента НКР Георгия Петросяна, в котором он обращался к последнему как к «избранному представителю Нагорного Карабаха». Как выяснилось потом, аналогичное приглашение получил азербайджанский представитель Шуши Низами Бахманов. Г.Петросян в ответном послании на имя М.Рафаэлли просил уточнить статус участия делегации Нагорного Карабаха в работе Минской группы и одновременно выразил готовность встретиться с ним в Москве. Встреча в Москве состоялась 12 июня 1992 года. Карабахская сторона обязалась обсудить предложения М.Рафаэлли и о принятом решении информировать председателя Минской группы. Однако, именно в период переговоров 12 июня началось массированное наступление азербайджанской армии с участием российских военнослужащих на Шаумянский район, в результате которого армянское население, вместе с отступающими отрядами, было вынужденно покинуть территорию района. Участники переговоров в Москве не были до конца проинформированы об этих событиях.

Манвел Саркисян. Нагорный Карабах: война и политика (1990-1993 гг.), АЦСНИ, Ереван, 2010 г.