Мы живем в эпоху, когда в мире происходят перемены, имеющие цивилизационное значение, носящие глобальный характер. Глобализация процесса демократизации и гуманизация социальной жизни определяют характер современной эпохи. Внимание к взаимоотношениям различных этносов способствует гармонизации отношений между отдельными народами. Культура наделена способностью говорить на разных языках. Глобализация вызвала «обратный» эффект – эффект «этнического возрождения», увеличение значимости этнокультурных ценностей. Обесценивание всего национального опасно. В ответ на стирание культурных границ 60–70-х годов XX века наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, всплеском у многих людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания, этнической идентичности. Это так называемое «этническое возрождение» наряду с глобализацией считается одной из основных черт развития человечества конца XX – начала XXI в. Почти повсеместно возник интерес к своим корням – как у отдельных людей, так и у целых народов, и он проявляется в разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, возрастания интереса к фольклору, от поисков своей самобытности, народной души до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Эти вопросы необычайно актуальны для современного общественного сознания.
Сегодня как никогда очевиден кризис духовно-нравственной жизни, корнями своими уходящий в прошлые столетия. На современном этапе увеличивается потребность в изучении важных переломных периодов отечественной культуры в ее генезисе. На протяжении многих веков Россия была многоконфессиональным государством, накопившим опыт взаимодействия людей с различными религиозными мировоззрениями. Проблемы духовно-нравственного образования, социальное положение народа, взаимодействие власти и церкви, разных народов, конфессий остаются актуальными для нашего времени, являясь необходимыми внешними социально-культурными факторами формирования личности и общества, определяющими лик современной культуры. Проблемы сохранения духовных ценностей национальной культурой приобретают особое значение при обращения к христианским культурообразующим конфессиям. Учитывая давние культурные и экономические связи, которые существовали между Армянской апостольской (ААЦ) и Русской православной церквями (РПЦ), необходимость сохранения и развития плодотворного диалога двух культур, воспитание патриотизма, толерантности и духовно-нравственных начал молодежи как преемницы и продолжательницы богатейших национально-культурных традиций двух народов, необходимо изучать проблемы сохранения и развития духовных ценностей в современных условиях. Пространство и время – это те важные координаты, которые дают возможность проследить эволюцию становления и развития взаимоотношений Армянской апостольской и Русской православной церквей как носительниц и гарантов духовной культуры двух народов.
Глобализация в современных условиях имеет второй своей стороной национальную самоидентификацию, стремление сохранить этнические константы, поскольку с этим связан духовно-нравственный опыт многих поколений. В современных условиях возросло стремление опираться на те нравственные устои, которые всегда бережно сохраняла религия. Христианские культурообразующие конфессии – ААЦ и РПЦ – являют пример многовекового плодотворного диалога. Рассмотрение его с точки зрения межкультурных коммуникаций предполагает, прежде всего, аксиологический и духовно-нравственный аспект. При этом мы имеем в виду и ретроспективный взгляд на общественные культурные события и явления, которые основаны на православном мировоззрении, на понимании роли церкви и государственной власти как важных социальных институтов, обеспечивающих стабильность в развитии общества и страны. Это позволяет, говоря о взаимоотношениях ААЦ и РПЦ, концентрировать внимание на них как христианских культурообразующих конфессиях.
Любое историческое и даже частное событие может иметь аналогию в прошлом. Христианское богослужение всегда включает в себя воспоминание о событиях Священной истории. В XIX в. на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. Москва, несмотря на статус второй столицы Российского государства, значительно уступала Астрахани по духовному влиянию на армянскую диаспору. В 1815 г. в Москве для прихожан открылся третий по счету армянский храм – церковь «Сурб Арутюн». Большинство армянских церквей к середине XIX века было сосредоточено на Юге России, где была наибольшей концентрация армянского населения. Например, армяне, будучи преобладающим населением Кизляра, имели в городе три армянских церкви. Первая из них (церковь Пресвятой Богородицы) открылась для прихожан во второй половине XVIII в., вторая (церковь Григора Просветителя) – в начале XIX в., третья (Святого Саркиса) – в середине XIX в. Также действовали армянские церкви в Моздоке (с 1778 г.), Екатеринодаре (с 1802 г.), Едессии (с 1830 г.), Ставрополе (точный год неизвестен, около 1810 г.), Владикавказе (в 1820-х гг.), Пятигорске (во второй половине XIX в.). Армянская каменная церковь в крепости Грозной появилась в 1860-х гг. В Дербенте поначалу имелся лишь один армянский храм (церковь Аменапркич). Вторая армянская церковь была построена в 1870 г. В XIX в. армянские церкви были построены и во многих городах Крыма, где имелись армянские общины (например, в Керчи, Ялте, Симферополе, Евпатории).
Одним из быстро развивавшихся после реформы 1861 г. городов Поволжья был Царицын. Его росту способствовало и выгодное географическое положение. В середине XIX в. из Ростовской губернии (Нахичевань-на-Дону), переселилось несколько десятков семей. Среди них были известные промышленники Серебряковы (Арцатагорцян). В 1899 г. они вместе с армянской общиной и рядом знаменитых предпринимателей, торговцев и ремесленников обратилось в Духовное правление Астраханской епархии Армянской апостольской церкви с просьбой разрешить построить молитвенный дом и при нем открыть приходскую школу. Их просьба была удовлетворена, и вскоре в Царицыне была построена армянская церковь. Такие примеры свидетельствуют об особом значении для армян в России таких сооружений, которые были не только местом отправления религиозного культа, но и своеобразным очагом национальной армянской культуры. Армяне в России, несмотря на некоторые культурные отличия, бережно сохраняли свою веру, соблюдали церковные посты и совершали полагающиеся церковные обряды.
Современному исследователю хорошо заметны некоторые искажения и в религиозном культе на уровне местных традиций. Например, эти традиции предписывали приходить на кладбище с вином и продуктами на следующий день после крупных церковных праздников (Рождества, Пасхи, Преображения, Вознесения), чтобы помянуть там умерших родственников и др. У астраханских армян было принято обливаться водой в праздник Преображения Господня, который Армянская церковь отмечала в конце лета. Причем делалось это неожиданно для тех, кого обливали. Армяне-амшенцы отмечали традиционные христианские праздники, наиболее важными из которых считались Рождество и Пасха («Дзнунд» и «Задик»). Также праздновались «Вардевор» и Новый год (буквально – «Нор Дари»). Именно на Новый год устраивались хождения ряженых по домам земляков. Ряженые предпочитали одеваться верблюдами. В качестве праздничных блюд готовили хашламу, плав, толму и пирожки, круглую гату с разными видами начинки, в одну из которых клалась монетка. В рождественские празднования ставили театрализованные представления. Персонажи были традиционными: (Хндум) («дед и баб»), жених и невеста («харс» и «песа»), сатана («садона»). В ходе этого обряда по селению носили специально изготовленную куклу и собирали пожертвования в виде продуктов. На берегу реки продукты съедались. Кроме того, в разных селениях это действо могло иметь свои местные особенности. Например, поливание через сито мальчика, являющегося первенцем в семье. Иногда по селу с куклой ходили ряженые. Обряды вызывания дождя или прекращения засух присутствовали не только у амшенцев, но и у хемшилов.
Уникальность России заключается в том, что она всегда открыта для людей разных национальностей и конфессий. Россия и Армения на протяжении веков активно взаимодействуют на уровне народов и отдельно взятых людей, поэтому их судьбы тесно переплелись. Российско-армянские культурные связи имеют многовековую историю, на протяжении которой складывались непростые, но вместе с тем насыщенные интереснейшими событиями взаимоотношения двух народов. На раннем этапе истории русско-армянских отношений основную роль играли экономические и торговые связи. Русско-армянские культурные связи, носили в тот период крайне эпизодический характер. Со временем характер отношений стал качественно меняться. Для реализации насущных потребностей Российской империи остро ощущалась необходимость в квалифицированных кадрах гораздо в большем количестве, чем ранее. Кроме того, в XVIII в. правительство столкнулось с проблемой колонизации обширных пространств Юга России. Поэтому российская власть прилагает ряд усилий для привлечения армян на эти территории, тем более положительный опыт уже имелся.
К.А. Мирзоян.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы III Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.