В деле благочестия верующий армянин не связан никакими предписаниями, нарушение которых вовлекло бы его в смертный грех. Армянская Церковь ограничивается тем, что повелевает делать то, что ведет к благу, и указывает способы достижения; свои внушения она облекает в форму крепкого увещания и не прибегает ко всяким ухищрениям, чтобы привлечь верующего пышностью своих обрядов. И, наконец, она не говорит, что пренебрежение к ее правилам было чем-то греховным.
Соблюдение святости воскресного дня воздержанием от подневольного труда в Армянской Церкви обязательное правило. Воскресенье согласно с обычаем раннего христианства начинается в субботу вечером и кончается в воскресенье вечером, продолжаясь от одного солнечного заката до другого. Подневольной работой считается всякое занятие, преследующее своею целью заработок. Ввиду этого духовные власти усердно поощряют народ к ручному труду, когда последний предпринимается с благотворительной или благочестивой целью. Этим путем армянский народ призывается к безвозмездной воскресной работе в пользу учреждений, преследующих вышеозначенные цели.
Ту же терпимость Церковь обнаруживает и по отношению к срочным работам в виде общественной пользы. Назидательные праздники очень редки; ибо Преображение, Успение и Воздвижение Святого Креста переносятся на ближайшее воскресенье. Некоторые другие праздники, ныне празднуемые в определенные числа, как то: Крещение, Сретение и Благовещение, в былые времена не праздновались как ныне; другие, как Рождество Богородицы, Введение во Храм и Зачатие Пресвятой Девы, учреждены лишь в последние века; вот явное доказательство того, что Армянская Церковь стремилась уменьшить число нерабочих дней.
Соблюдение воскресного отдыха не обусловлено ничем вещественным. Так как обедня служится в каждой церкви только один раз и всегда с участием певчих, нельзя было вменять в обязанность прихожанам выстаивать всю обедню полностью или известную ее часть. По долгу благочестия вполне достаточно для верующего отстоять подобающее время за обедней или за часами. Присутствие за субботней всенощной равносильно посещению воскресной обедни. А так как часы и обедня имеют одинаково назидательное значение, то верующие обыкновенно очень аккуратно посещают службу часов.
Главная принятая в Армянской Церкви молитва есть ≪Хайр мер≫ (Отче наш), читаемая на древнеармянском языке. Ave Maria и употребления четок (вардаран – rosarium) при молитве Армянская Церковь не знает, хотя эти благочестивые упражнения, свойственные Латинской Церкви, и были восприняты армянскими католиками. Народ без устали повторяет формулу ≪Тэр вогормя≫ (Господи, помилуй), даже до сотни раз подряд. Молящиеся знают также наизусть целые части из церковных служб. Молитвенники, за исключением требника с изложением обедни, не приняты; армянский народ знает на память литургию и мысленно повторяет про себя песнопения, исполняемые хором певчих, и ≪аминь≫ в конце прошений, читаемых священником.
Чтобы народу легче было следить за ходом богослужения, напечатаны в доступном для него изложении главные части обедни на древнеармянском языке с подстрочным переводом на язык современный. Хотя и ослабев в наше время, религиозное воодушевление еще крепко коренится в армянском народе. Большинство ремесленников и рабочих, отправляясь утром на работу, не преминут зайти в церковь, которая у них по дороге. Они неизменно начинают свой трудовой день краткой молитвой. В турецких городах церкви посвящают один день в неделю молебну с освящением воды. В сосуды с водой погружают частицы Животворящего Креста и Святых Мощей, чаще всего Святого Григора Просветителя, Святого Иоанна Предтечи, Святого Иакова Низибинского или Святого великомученика Георгия Победоносца. На этих водоосвящениях бывает большое стечение верующих.
Освященная таким образом вода служит для питья и даже вместо лекарства, ибо горячая вера народа приписывает ей целебную силу. Этот обряд известен под названием Хачаангист (погружение Креста). Для молитвы внецерковной употребляется также книга, называемая Нарек, составленная монахом Святым Григором Нарекаци († 1003). Этот сборник, написанный цветистым и высоким слогом, считается могущественным талисманом против всевозможных опасностей. По древнему обычаю верующие должны были приступать к таинствам Причащения и Исповеди в дни пяти больших праздников, как то: Рождества, Воскресения Христова, Успения, Преображения и Воздвижения Святого Креста. Последние два уже давно отошли в область предания; но три остальные праздника и ныне чтутся людьми набожными.
Народная масса не изменяет исконному обычаю причащения на Пасху. Подготовляющий к нему пост начинается с отхода ко сну или, лучше сказать, после пробуждения, не считая полночи в этот же день. Паломничество к Святым Местам попрежнему совершает внушительный контингент благочестивых армян, отправляющихся к Гробу Господню и к местам, освященным присутствием Искупителя.
А наиболее прославленные национальные места паломничества следующие: Святой Эчмиадзинский собор, базилики Сурб Карапет (Святой Предтечи) в Муше и Кесарии и святыня Чархапан (Узоразрешительницы) в Армаше близ города Измида. Зажжение восковых свечей перед образами, поддержание огня в лампадах, ладан для литургии, пожертвования для церкви в виде церковной утвари и священнических риз – все это входит в обиход повседневного благочестия. Во время молитв часто повторяются крестные знамения, коленопреклонения и воздевания рук к небу. Крестное знамение делается слева направо, как у католиков. Коленопреклонение, по правилу, сопровождается лобызанием земли. Но так как принятый ныне всеми европейский костюм затрудняет подобные телодвижения, то довольствуются одним наклонением головы, не отвергая в принципе благоговейных упражнений, завещанных преданием. Постные дни изобилуют в армянском календаре.
Прежде всего, воздержание соблюдается два раза в неделю, по средам и пятницам. Предпасхальный пост соблюдается сорок восемь дней кряду, от понедельника на Масленой до Страстной Субботы. В этот период времени дозволяется только растительная пища, ибо все, что принадлежит к царству животному, почитается скоромным, исключение составляет только мед. Молочное и рыба дозволены только накануне пяти больших праздников и то после обедни. Кроме Великого поста у армян есть еще десять постных недель в году, почти по неделе на каждый месяц; каждая такая неделя имеет от 5–6 дней постных. Освобождение от поста по церковному уставу дается в продолжение сорока дней, следующих за Пасхой, и восемь дней Рождества. Всего в Армянской Церкви насчитывается сто шестьдесят постных дней в году.
Строгий пост предписывается только во время Великого поста в течение пяти дней недели, с понедельника по пятницу, и на неделе Арачаворац. В наши дни во время Великого поста воздерживаются от пищи, от первого часа утра и до полудня; в былое время постились до вечерни. Несмотря на горячее усердие, обнаруживаемое Армянской Церковью и ее последователями по отношению к посту, этот акт благочестия рассматривается как чисто внешний закон.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.