Ни Азербайджан, ни Армения не располагают значительным количеством бое­вых самолетов, и в некоторых отношениях они одинаково ограничены, хотя у Баку их больше. Армянские ВВС и силы ПВО вступили в войну с парком само­летов, насчитывающим около 35 единиц, наиболее заметными из которых были многоцелевые истребители Су-З0СМ и штурмовики Су-25. Сравнительно недав­но были поставлены только четыре самолета Су-З0СМ, ни разу не примененные в ходе боевых действий. Су-25 было больше — около 12 единиц в начале войны. Список самолетов ВВС Азербайджана был больше — около 55 единиц. У азер­байджанцев было по одному полку штурмовиков Су-25 и истребителей МиГ-29.

Однако Азербайджан проявил гораздо большую изобретательность в допол­нении своих платформ с экипажем беспилотными системами и в интеграции их возможностей в рамки общевойсковой кампании. Вдобавок вооруженные силы Азербайджана продуманно отнеслись не только к приобретению оборудования, но и к поиску адекватных обучения и обеспечения со стороны стран-поставщи­ков — Израиля, а затем Турции. С 2015 г. летчики самолетов и вертолетов ВВС Азербайджана также ежегодно тренировались совместно с турецкими подразделениями под знаменем учений «ТурАз Карталы». В 2020 г. «ТурАз Карталы» начались в конце июля и продлились две недели, до 10 августа. Предавая глас­ности элементы учений совместной боевой подготовки пилотируемой авиации, министерства обороны Азербайджана и Турции меньше раскрывали другие воз­можные элементы, например применение и интеграцию ударных и разведыва­тельных БЛА в рамках более широкой воздушной кампании. Азербайджанские военнослужащие также наблюдали за организованными Турцией многонациональными учениями «Анадолу Карталы — 2019». а в учениях «Анадолу Карталы — 2021» приняли участие по два азербайджанских Су-25 и МиГ-29.

В результате распада Советского Союза ВВС Азербайджана унаследовали множество боевых самолетов. Вначале парк состоял из истребителей МиГ-25 и МиГ-21, штурмовиков Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. К момен­ту поступления на вооружение ВВС Азербайджана МиГ-21 и МиГ-25 были уже устаревшими моделями, и Баку нужно было либо искать им замену, либо при­знать, что с их выводом из строя ВВС лишатся истребительной составляющей. Однако, учитывая сохраняющуюся напряженность в отношениях с Арменией, это было неприемлемо. МиГ-21 и МиГ-25 были заменены на МиГ-29: подержан­ные самолеты, как сообщается, были приобретены на Украине. Число эксплуа­тируемых МиГ-25, по-видимому, начало сокращаться не позднее 2004 г., когда было списано не менее 16 самолетов этого типа. Пара самолетов в последний раз была видна на стоянке еще в 2010 г., а еще 27 — на площадке хранения. К началу последних боевых действий с Арменией в строю находилась по мень­шей мере одна эскадрилья МиГ-29. Полк штурмовиков Су-25 принял участие в последних боях, причем Армения неоднократно и неподтвержденно заявляла, что некоторые из них были сбиты. Истребители МиГ-29 предназначались для противовоздушной борьбы, однако количество выполненных боевых вылетов неизвестно.

Элемент сдерживания, по крайней мере противовоздушной обороны, ве­роятно, был обеспечен близким союзником Азербайджана — Турцией, кото­рая также является источником военной техники и подготовки. Небольшое подразделение турецких F-16 было развернуто в аэропорту Гянджи для про­ведения совместных учений в июле 2020 г., причем утверждалось, что по крайней мере часть самолетов осталась. На спутниковых снимках 3 октября 2020 г. видны два F-16 в аэропорту Гянджи. Армения также возлагала на ту­рецкий F-16 ответственность за сбитый Су-25, что отрицали и Азербайджан, и Турция.

Номинально самыми мощными боевыми самолетами в арсенале обеих стран являются Су-З0СМ Армении. Однако с декабря 2019 г. ВВС получили лишь четыре таких самолета. Основным типом в парке малой боевой авиации остается штурмовик Су-25. ВВС России присутствуют в Армении с 1995 г., ког­да была создана 426-я авиационная группа, в 2001 г. переименованная в 3624-ю авиационную базу. С 1998 г. в Эребуни дислоцированы 18 единиц российских истребителей МиГ-29. В 2019 г. российские источники указывали, что МиГ-29 будут заменены Су-З0СМ.

Интерес Армении к Су-З0СМ можно проследить с 2012 г., когда, как со­общалось. Ереван вел переговоры с Москвой о приобретении 12 самолетов. Сделка сорвалась якобы из-за неспособности Армении расплатиться. Интерес к Су-З0СМ возродился не раньше 2018 г., а контракт был подписан примерно к концу того же года. Тогда министр обороны Давид Тоноян заявил, что целью было возможно скорейшее получение самолетов. В августе 2020 г. он сооб­щил. что последующий заказ минимум на четыре Су-З0СМ в середине 2020 г. находился на стадии обсуждения. Однако в ноябре 2020 г., после поражения Армении Тоноян подал в отставку.

Хотя на момент начала военных действий между Арменией и Азер­байджаном первые четыре Су-З0СМ номинально находились в строю, остает­ся вопрос о наличии у ВВС достаточного числа удовлетворительно подготов­ленного летного состава. Даже если бы некоторые из летчиков Су-25 прошли курс переобучения на управление боевым самолетом совершенно иного клас­са, а другие переквалифицировались в операторов систем вооружения, недо­статок летных часов и опыта оставался бы заметным. Су-З0СМ. по-видимому, не были развернуты во время боевых действий. Сообщается, что премьер-ми­нистр Армении Никол Пашинян заявил парламенту страны, что пакет вооруже­ний для этого самолета не был своевременно установлен. Однако спутниковые снимки аэродрома Гюмри от октября 2020 г. показывают Су-З0СМ на стоянке (возможно, с вооружением), тогда как другие снимки показывают то, что вы­глядит как армянский самолет, несущий ракеты класса «воздух - воздух» Р-73 и Р-27Р.

Р-73 — это ИК-управляемая ракета «воздух - воздух» малой дальности, а Р-27Р — ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения сред­ней дальности. В совокупности, несмотря на зрелый возраст, обе они все еще представляют реальную угрозу при умелом использовании. Те же ракеты со­ставляют основное противовоздушное вооружение азербайджанских истреби­телей МиГ-29.

Буря на Кавказе. Под редакцией Р. Н. Пухова, Москва, Центр анализа стратегий и технологий, 2021 г.