Становление армянского народа началось более чем три тысячи лет назад, на территории исторической Армении площадью в 300 тысяч квадратных километров. Армянская республика наших дней - восточная часть исторической Армении, которая в 1828 году освободилась от персидского ига и присоединилась к России.
Армянский язык принадлежит к большой семье индоевропейских языков, наряду с греческим, латинским, славянскими, германскими, иранскими и албанским языками.
До принятия христианства религия армян была политеистической, как и эллинская и иранская языческие религии. До IV в. христианство в Армении часто преследовалось, в особенности в период правления императора Диоклетиана, когда между Арменией и Римской империей был заключен политический союз.
Первыми христианскими проповедниками в Армении в I веке были апостолы Св. Фаддей и Св. Варфоломей, в это время создавались христианские общины, которые постепенно развивались в течение II и III веков, хотя и часто преследовались.
В условиях новых исторических и политических событий и благодаря проповедничеству Св. Григория Просветителя армянский царь Тиридат III (298 - 330) вместе со своей семьей принимает христианскую религию и таинство крещения и в 301 году провозглашает христианство государственной религией Армении.
По преданию Св. Григорию Просветителю было видение: Христос в светлом образе нисходит с небес и золотым молотком указывает то место, где должна быть построена первая армянская церковь. Поэтому построенная церковь была названа «Эчмиадзин», что на армянском языке означает: «Сошел Единородный», т.е. сошел Иисус Христос.
Св. Григорий Просветитель считается основателем и организатором Армянской Церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древних восточных Церквей.
Св. Григорий Просветитель – первый Патриарх Армянской Церкви (302 — 325), а нынешний глава Церкви, Его Святейшество Вазген I Католикос всех армян - сто тридцатый.
Святой Эчмиадзин - исторический центр Армянской Апостольской Церкви, где и находится резиденция Патриарха - Католикоса.
Кафедральный собор Св. Эчмиадзина был построен в начале IV века в 303 году сразу же после провозглашения христианства государственной религией в Армении.
Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье древних восточных Церквей, в состав которой входят эфиопская, коптская, сирийская и индийско-малабарская. Армянская Церковь формировалась и развивалась в Армении как самостоятельная христианская национальная церковь.
По своему вероисповеданию Армянская Церковь имеет своей основой Библию. Предания и решения первых трех Вселенских соборов: Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.) и Эфесского (431 г.).
В вопросе христологии Армянская Церковь принимает Эфесское вероисповедание, согласно которому божественная и человеческая природы Христа соединены в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность.
Армянская Церковь, как и эфиопская, сирийская, коптская и индийско-малабарская древние восточные церкви, не приняла решения Халкедонского собора (451 г.), отвергнув монофизитское учение Евтихия.
Армянская Церковь принимает семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение, или рукоположение, соборование.
Армянская Церковь, как древняя восточная церковь, своими традициями, своим вероисповеданием и обрядами, своим национальным языком и искусством исторически жила и развивалась как самостоятельная христианская национальная церковь в границах своего верующего народа. Армянской Церкви и армянскому духовенству всегда был чужд дух прозелитизма.
Армянская алфавит, употребляемый и поныне, создал в 405 году Месроп Маштоц (361—440), который вместе с католикосом Св. Сааком Партевом (348—439) и армянскими монахами-переводчиками V века перевел Святое Писание на классический армянский язык. Библия переводилась с сирийского (Пешитто) и греческого (Септуагинта) оригиналов. Сегодня хранилище древних рукописей Еревана - Матенадаран названо именем Месропа Маштоца.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Патриарх - Католикос всех армян, постоянная резиденция которого - первопрестольный Св. Эчмиадзин.
Он избирается тайным голосованием на национально-церковном соборе, созываемом в Кафедральном соборе. В избрании участвуют все епископы Армянской Церкви, а также священнослужители и миряне-делегаты, представляющие епархии Армянской Церкви. Католикос избирается пожизненно. Избрание завершается освящением — особой церковной торжественной церемонией в Кафедральном соборе, в которой участвуют 12 архиепископов и епископов.
Вследствие сложившейся исторической судьбы армянского народа в течение времени в лоне Армянской Церковной иерархии были основаны 3 престола обладающие местной властью: престол Киликийского католикосата (основанный в XV веке), который в настоящее время находится в Антилиасе (Ливан), Престол Иерусалимского патриархата (VII век) и Престол Константинопольского патриархата (XV век).
Сейчас Армянская Апостольская Святая Церковь имеет епархии не только на территории Республики Армения, но и во многих армянских общинах Диаспоры.
Араратская Патриаршая епархия
Ширакская епархия
Гугаркская епархия
Армавирская епархия
Сюникская епархия
Арагацотнская епархия
Котайкская епархия
Гегаркуникская епархия
Вайоцдзорская епархия
Тавушская епархия
Артикская епархия
Масиацотнская епархия
Арцахская епархия
Армянская епархия Грузии
Российская и Ново-Нахичеванская епархия ААЦ
Краснодарская и Северокавказская епархия ААЦ
Армянская епархия Украины
Армянская епархия стран Балтии
Восточная армянская епархия США
Западная армянская епархия США
Армянская епархия Канады
Армянская епархия Аргентины
Армянская епархия Уругвая
Армянская епархия Бразилии
Армянская епархия Франции
Армянская епархия Великобритании и Ирландии
Армянская епархия Румынии
Армянская епархия Болгарии
Армянская епархия Греции
Армянская епархия Германии
Армянская епархия Швейцарии
Армянская епархия Египта (Эфиопия, Судан, Южная Африка)
Армянская епархия Ирака
Армянская епархия Дамаска
Армянская епархия Австралии и Новой Зеландии
Армянская епархия Азербайджана
Армянская епархия Тегерана
Армянская епархия Исфахана
Армянская епархия Атрпатакана
Духовенство делится на 2 вида: священники (женатые) и монахи (принявшие целебат).
Патриаршьи и епископские Престолы, так же, как и другие высшие духовные должности, занимает безбрачное духовенство.