Становление армянского народа на­чалось более чем три тысячи лет назад, на территории исторической Армении площадью в 300 тысяч квадратных километров. Армянская республика наших дней - восточная часть исторической Армении, которая в 1828 году освободилась от персидского ига и присоединилась к России.

Армянский язык принадлежит к большой семье индоевропейских языков, наряду с греческим, латинским, славян­скими, германскими, иранскими и албан­ским языками.

До принятия христианства религия армян была политеистической, как и эллинская и иранская языческие религии. До IV в. христианство в Армении часто преследовалось, в особенности в период правления императора Диоклетиана, когда между Арменией и Римской империей был заключен политический союз.

Первыми христианскими проповедниками в Армении в I веке были апос­толы Св. Фаддей и Св. Варфоломей, в это время создавались христианские общины, которые постепенно развива­лись в течение II и III веков, хотя и часто преследовались.

В условиях новых исторических и политических событий и благодаря проповедничеству Св. Григория Просвети­теля армянский царь Тиридат III (298 - 330) вместе со своей семьей принимает христианскую религию и таинство кре­щения и в 301 году провозглашает хрис­тианство государственной религией Ар­мении.

По преданию Св. Григорию Просветителю было видение: Христос в свет­лом образе нисходит с небес и золотым молотком указывает то место, где долж­на быть построена первая армянская церковь. Поэтому построенная церковь была названа «Эчмиадзин», что на ар­мянском языке означает: «Сошел Единородный», т.е. сошел Иисус Христос.

Св. Григорий Просветитель считается основателем и организатором Армянской Церкви, которая по христианскому вероисповеданию является одной из пяти древних восточных Церквей.

Св. Григорий Просветитель – первый Патриарх Армянской Церкви (302 — 325), а нынешний глава Церкви, Его Святейшество Вазген I Католикос всех армян - сто тридцатый.

Святой Эчмиадзин - исторический центр Армянской Апостольской Церкви, где и находится резиденция Патриарха - Католикоса.

Кафедральный собор Св. Эчмиадзина был построен в начале IV века в 303 году сразу же после провозглаше­ния христианства государственной религией в Армении.

Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье древних восточных Церквей, в состав которой входят эфиоп­ская, коптская, сирийская и индийско-малабарская. Армянская Церковь фор­мировалась и развивалась в Армении как самостоятельная христианская на­циональная церковь.

По своему вероисповеданию Армян­ская Церковь имеет своей основой Биб­лию. Предания и решения первых трех Вселенских соборов: Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.) и Эфес­ского (431 г.).

В вопросе христологии Армянская Церковь принимает Эфесское вероиспо­ведание, согласно которому божествен­ная и человеческая природы Христа сое­динены в Его Лице и составляют одну соединенную и неразделимую личность.

Армянская Церковь, как и эфиопская, сирийская, коптская и индийско-малабарская древние восточные церкви, не приняла решения Халкедонского собора (451 г.), отвергнув монофизитское уче­ние Евтихия.

Армянская Церковь принимает семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, венчание, посвящение, или рукоположение, соборование.

Армянская Церковь, как древняя восточная церковь, своими традициями, своим вероисповеданием и обрядами, своим национальным языком и искус­ством исторически жила и развивалась как самостоятельная христианская на­циональная церковь в границах своего верующего народа. Армянской Церкви и армянскому духовенству всегда был чужд дух прозелитизма.

Армянская алфавит, употребляемый и поныне, создал в 405 году Месроп Маштоц (361—440), который вместе с католикосом Св. Сааком Партевом (348—439) и армянскими монахами-пе­реводчиками V века перевел Святое Пи­сание на классический армянский язык. Библия переводилась с сирийского (Пешитто) и греческого (Септуагинта) оригиналов. Сегодня хранилище древних рукописей Еревана - Матенадаран наз­вано именем Месропа Маштоца.

Главой Армянской Апостольской Церк­ви является Патриарх - Католикос всех армян, постоянная резиденция которо­го - первопрестольный Св. Эчмиадзин.

Он избирается тайным голосованием на национально-церковном соборе, со­зываемом в Кафедральном соборе. В из­брании участвуют все епископы Армян­ской Церкви, а также священнослу­жители и миряне-делегаты, представ­ляющие епархии Армянской Церкви. Католикос избирается пожизненно. Из­брание завершается освящением — осо­бой церковной торжественной церемо­нией в Кафедральном соборе, в которой участвуют 12 архиепископов и епископов.

Вследствие сложившейся историчес­кой судьбы армянского народа в тече­ние времени в лоне Армянской Церковной иерархии были основаны 3 престола обладающие местной властью: престол Киликийского католикосата (осно­ванный в XV веке), который в настоя­щее время находится в Антилиасе (Ли­ван), Престол Иерусалимского патриар­хата (VII век) и Престол Константино­польского патриархата (XV век).

Сейчас Армянская Апостольская Святая Церковь имеет епархии не только на территории Республики Армения, но и во многих армянских общинах Диаспоры.

Араратская Патриаршая епархия

Ширакская епархия

Гугаркская епархия

Армавирская епархия

Сюникская епархия

Арагацотнская епархия

Котайкская епархия

Гегаркуникская епархия

Вайоцдзорская епархия

Тавушская епархия

Артикская епархия

Масиацотнская епархия

Арцахская епархия

Армянская епархия Грузии

Российская и Ново-Нахичеванская епархия ААЦ

Краснодарская и Северокавказская епархия ААЦ

Армянская епархия Украины

Армянская епархия стран Балтии

Восточная армянская епархия США

Западная армянская епархия США

Армянская епархия Канады

Армянская епархия Аргентины

Армянская епархия Уругвая

Армянская епархия Бразилии 

Армянская епархия Франции

Армянская епархия Великобритании и Ирландии

Армянская епархия Румынии

Армянская епархия Болгарии

Армянская епархия Греции

Армянская епархия Германии

Армянская епархия Швейцарии

Армянская епархия Египта (Эфиопия, Судан, Южная Африка)

Армянская епархия Ирака

Армянская епархия Дамаска

Армянская епархия Австралии и Новой Зеландии

Армянская епархия Азербайджана

Армянская епархия Тегерана

Армянская епархия Исфахана

Армянская епархия Атрпатакана

Духовенство делится на 2 вида: свя­щенники (женатые) и монахи (принявшие целебат).

Патриаршьи и епископские Престо­лы, так же, как и другие высшие духов­ные должности, занимает безбрачное духовенство.