Наиболее ранние из хачкаров в виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.
Два из них очень скромны — и по размеру, и по декоративной структуре. Один из них (рис. 5) — в виде довольно узкой, сужающейся кверху плиты (вверху — 0,68 м, в середине — 0,78 м, толщина — 0,40 м) с круглым отверстием вверху. Плита разбита на две части (не хватает небольшого фрагмента), одна из них высотой 1,70 м, другая — 1,24 м. Почти вся поверхность стелы занята крестом с сильно удлиненной нижней ветвью, основанным на трехступенчатом стилобате. От вертикального ствола креста, как от ствола дерева, ответвляются в обе стороны шесть пар узких удлиненных листов со слегка загнутыми концами. От поперечных ветвей креста ответвляются только две таких пары. К средокрестью примыкают крестообразно (диагонально) расположенные четыре удлиненные ветви (лавровые листья?). Отсутствие типичных для раннего средневековья мотивов (например, глубоко врезанных ложковидных листьев) и плоскостность всей резьбы не позволяет отнести хачкар к V-VII вв., вернее, датировать его IX-X вв. — временем формирования хачкаров.
Другой хачкар сохранился почти полностью (рис. 6), он высотой 2,08 м, представляет собой плиту толщиной 44-48 см, сильно сужающуюся книзу (шир. вверху 0,83 м, внизу 0,43 м) с покатотреугольным завершением и отверстием. В узком и плоском обрамлении помещен такой же плоский удлиненный крест с расширяющимися концами (с закругленными выступами). Крест поставлен на маленькую сферу и узкий трехступенчатый стилобат. Крест процветший: стебли в виде толстых побегов тянутся вдоль нижней ветви креста и загибаются к концам поперечных ветвей. Простота и неразработанность рисунка хачкара склоняют нас и этот крест отнести к тому же времени — к IX-X в.
Наконец, третий хачкар в этой группе — наиболее примечателен (рис. 7). Это большая базальтовая круглая плита не совсем правильных очертаний (диаметр 1,80-1,82 м, толщ. 0,55-0,60 м). целиком занятая четырехравноконечным крестом с резко и широко раздвоенными концами-почками, оставляющими между ветвями креста (в междукрестьях) лишь узкие миндалевидные промежутки; разветвления эти заканчиваются "кружками с углублениями (имитация вставки цветного камня?). Ветви креста заполнены сплошной толстой плетенкой, прерывающейся пятью шишками (в центре и на концах креста). Крест выступает сильным рельефом, кладущим глубокие тени на миндалевидные углубления, заполненные пальметками (узкие листья их с загнутыми концами вполне аналогичны листьям описанного выше первого хачкара из Талина. Такие же пальметки, но с одной парой листьев, помещены над развилкой ветвей креста, заполняя свободный промежуток между крестом и кругом.
Крест очень своеобразен и, насколько известно, в такой композиции он больше не встречается. Рисунок пальметок склоняет нас к датировке хачкара скорее всего IX в. Редко встречается и сама форма хачкара — круг, притом больших размеров. Близкую аналогию дает большой хачкар широко подковообразной формы в Дилижане, но без пальметок в узких междукрестьях, заполненных взамен пальметок клиньями; сверху, над крестом — полукружие (десница). Уже сама круглая форма таких хачкаров вызывает большой интерес. Вряд ли можно сомневаться, что ферма эта придана хачкарам случайно: несомненно, она была осмыслена и глубоко символична, как и все, что было связано с культом. Форма эта, думается, отражает старую восточно-христианскую идею космического круга-неба, небесной сферы, в образе которой еще на заре средневековья мыслился небесный свод — купол храма, о чем еще в IV-V вв. писали отцы церкви. А в VI веке этот образ был воспет в сирийском гимне храму в Эдессе. Позднее на хачкарах образ вселенной в виде сферы представлен в основании креста.
Круглые хачкары более позднего времени не известны, но в X в. встречаются хачкары овальной формы, которая генетически, несомненно, связана со сфероидальными хачкарами типа талинского. Таковы хачкары X в. в Советашене и Лчашене (с датой 964 г.). Рисунок пальметт на талинском круглом хачкаре сближает его с хачкаром в Агарцине, также весьма своеобразного по форме. Хачкар выполнен на удлиненной прямоугольной плите. Собственно крест — обычной формы с несколько расширяющимися ветвями и с парами тройных узлов («почек») на концах, образованных двойным контуром и заполненных плетенкой. Весь крест заключен в удлиненный овал, образованный тонкими пальмовыми листьями с загнутыми концами, ответвляющимися от витого стебля, растущего как из нижней. так и из верхней оконечности креста. По характеру листья очень напоминают листву на хачкаре в Неркин Талине (ныне с. Даштадем) (рис. 5) и Листву пальметок на круглом хачкаре там же (рис. 7), отчасти листья пальметок на хачкаре в Цахац-каре, а по общей своей овальной композиции близок к хачкару в Кечарисе (рис. 15).
Хачкар в Агарцине характеризуется двумя особенностями. Над. верхним концом креста помещена фигура, которую поддерживают два летящих ангела (горизонтально и симметрично расположенные) — хорошо известная и распространенная раннесредневековая композиция вознесения Христа. Изображение дано па фоне мелких растительных завитков, создававших двуплановость резьбы. Под нижним концом креста помещены более крупные растительные завитки, ответвляющиеся друг от друга, с плодами на концах. Весь хачкар обрамлен узкой, небрежно выполненной плетенкой.
Характер листвы и растительных завитков и особенно раннесредневековая композиция вознесения Христа в медальоне указывает время не позднее X в., может быть, начало XI в. (а не на XIII в., как датирует хачкар С. Т. Сагумян). Но чаще встречаются более простые хачкары в виде удлиненной массивной стелы приблизительно прямоугольной формы с закругленными углами или сужающейся книзу (как хачкар на рис. 6) с плоским обрамлением. Поле стелы целиком заполнено крестом с расширяющимися ветвями, образованными двойным валиком. На концах ветвей — по паре кружков; такой же кружок в средокрестье. Шесть таких хачкаров, лишь не намного различающихся по пропорциям, стоят в ряд близ села Неркин Талин (рис. 10).
Серия близких к ним упрощенных по декору хачкаров, скорее всего X, возможно XI в., стоит близ с. Геташен (Мартунинского р-на). У одного из них все четыре междукрестья заняты массивными гроздьями винограда, свешивающимися с ветвей, растущих из верхних и нижних оконечностей креста. На другом, близком к нему по форме хачкаре, нижние междукрестья заняты малыми крестами (об этой композиции ом. ниже).
В ту же эпоху изготовлялись и еще более простые, даже грубо выполненные хачкары. Таков древнейший датированный хачкар, поставленный в Гарни багратидской царицей Катранидой в 879 г. На удлиненной прямоугольной плите высотой 1.86 м (верх ее не сохранился) помещен удлиненный крест с расширенными концами (с кружками на концах), контур которого вырублен очень толстой линией.
Еще грубее два почти одинаковых хачкара из Норадуза. Кресты, небрежно выполненные, включены в широкое, неправильной формы, обрамление с округлым верхом. Из верхней ветви креста произрастают идущие в разные стороны толстые побеги с треугольными плодами на концах (гроздья винограда). Под боковыми ветвями помещено по простому кресту (рис. 11, 12).
Встречаются в Армении в X в. и другого рода упрощенные хачкары, например, хачкар в Мугни, датированный 986 г. Крест — с широкими ветвями (лишенными орнаментики) на трехступенчатом стилобате; в междукрестьях — шишки (плоды?). Интересно широкое обрамление, украшенное раннесредневековым орнаментом в виде ланцеток, известных по бровках армянских храмов VII в. Воспроизведение ранне-средневековых орнаментов на хачкарах IX-X вв. уже отмечалось выше. В нижней части хачкара — четырехстрочная надпись.
Но в X в. появляются и более сложные по рисунку хачкары, композиция которых, четкая и выработанная, показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической. Хачкары эти все процветшие. На некоторых из них мы остановимся. Очень интересен датированный хачкар в с. Мец Мазра Варденисского района, сооруженный (по надписи на хачкаре) князем Сюника и Агванка Григором Адрнерсехяном в 881 г. Хачкар в виде массивной плиты с полукруглым верхом (выс. 2,50 м) (рис. 13). Нижняя ветвь креста несколько удлинена. Концы его ветвей (почки) заканчиваются парами кружков. Крест основан на стилобате (нижняя его часть вкопана в землю). Из верхней ветви креста симметрично произрастают два стебля со свисающими тяжелыми плодами (гроздьями винограда). По сторонам нижней ветви креста помещено по полупальметке, но обращены они в противоположные стороны (к краям стелы). Характер пальметок еще раннесредневековый (они напоминают полупальметки двинского креста), как и весь рисунок хачкара. Он отвечает всему строю армянского монументального искусства IX-X вв., возрождавшего художественные формы доарабской Армении.
Стилистически близок к описанному хачкар (вероятно, того же времени) в с. Мартирос Азизбековского р-на. Такой же, как там, крест на стеле с полукруглым верхом симметрично сверху и снизу обрамлен пальметками; сверху они свешиваются со стебля, вырастающего из верхнего конца креста; внизу они на стеблях, вырастающих из нижнего конца процветшего креста и в противоположность предыдущему кресту обращены к нему. Отличается хачкар и тем, что листья пальметок мельче. Упрощенный вариант той же композиции дает тройной хачкар в с. Моз (три креста объединены тройной арочкой на витых колонках); мы относим хачкар, исходя из рисунка пальметок, ко времени не позднее X в.
Ясно выраженный архитектурный облик носит прекрасный хачкар в монастыре Цахац-кар в Ехегнадзоре, который мы склонны также отнести к X в. Крест помещен в портале — под трехцентровой (несколько растянутой) подковообразной аркой, украшенной врезными ячейками с ромбами внутри (орнамент носит ярко выраженное влияние деревянной резьбы). Арка опирается на пару двойных полуколонок, завершенных капителями в виде кружков. Сам крест заполнен орнаментальной резьбой, на концах каждой из ветвей по две группы из трех кружков.
Крест, как и предыдущий, сопровождается двумя симметрично расположенными парами пальметок с резко загнутыми верхними листьями: пара меньших пальметок заполняет верхние междкрестья; а нижняя большая — нижние междукреетья. Под крестом, на плоской полосе плиты, помещена двухстрочная надпись. Характер декора, особенно рисунок пальметок, сближает хачкар с памятниками именно X в. (поэтому датировка хачкара XI веком, предлагаемая Л. Азаряном, менее вероятна). Выделяется большой хачкар подковообразной формы, высотой 2,28 м (шир. вверху 1,63 м, внизу 1,16 м, толщ. стелы 0,40 м), стоявший близ с. Неркин Талин (рис. 14). В сравнении с приведенными хачкарами (рис. 16-18) заполнение стелы очень плотное. Крест заключен в широкое обрамление, полукруг которой украшен кружками, а боковые части — косыми насечками, (как бы витые колонки). Сам крест с очень широко раздвоенными концами (напоминая круглый хачкар близ Талина — рис. 7) с парами «почек» на концах. Верхние междукрестья (между ветвями креста) сплошь заполнены большими сердцевидными плодами (гроздья винограда); в нижних междукрестьях процветшего креста — пальметки с узкими листьями. Под крестом помещены симметрично расходящиеся узкие листья горизонтально расположенной пальметки.
Довольно близкий по рисунку хачкар происходит из села Аратес (Айсаси) с датой 975 г. с такими же широкими полупальметками, занимающими нижние междукрестья. Правда, общий контур хачкара несколько иной — он не имеет подковообразной формы, но заключен в слегка врезанную раму со скругленным верхом.
Структура такого рода хачкаров уже сравнительно сложна. Они находятся как бы на рубеже следующей эпохи — между X и XI вв., когда окончательно складываются основные черты композиции хачкаров, ставшие классическими. Недостаток точно датированных хачкаров не дает возможности с бесспорностью проследить этот процесс, но все же несколько звеньев его можно наметить.
Очень интересен в этом отношении хачкар с надписью, содержащей дату — 996 г., вывезенный из Норадуза (рис. 8). Крест, вырезанный на прямоугольной плите, заключен в орнаментированное обрамление с полукруглым верхом. Сам крест образован двойным жгутом; пара таких же тонких жгутов протянута посередине ветвей креста; кончаются они розетками. На концах ветвей креста — по паре «почек», также заключающих в себе розетки. Крест процветший. Листья даны в виде пучков тонких побегов (или стеблей) с розетками на концах, симметрично склонившихся с обеих сторон к нижней ветви креста. Причем нижние концы побегов, вырастающие один из другого, образуют линию, плавно поднимающуюся кверху (к оконечностям боковых ветвей креста), а кружки с розеткой расположены также по восходящей, но строго прямой линии. Та же композиция симметрично повторена в верхней части хачкара (побеги с розетками, начинающиеся в верхней оконечности креста, обращены вниз). Благодаря такому расположению побегов рисунок хачкара приобретает геометрическую строгость и четкость: крест как бы вписан в ромб (его образуют розетки побегов) с овальным очертанием, создаваемым основаниями побегов. В нижней части обрамления хачкара, под крестом, по сторонам розетки помещена пятистрочная надпись.
В упрощенной и сокращенной редакции ту же (в основном) композицию видим на хачкаре в монастыре Кечарис (в Цахкадзоре) (рис. 15). В верхней части креста симметрично свешиваются две грозди винограда. Наконец, оба напоминают хачкар, стоящий ныне в Эчмиадзине (рис. 16), подковообразно-овальной формы с гладким обрамлением. Крест образован тройным жгутом, на конце ветвей — широко расставленные «почки». В верхних междукрестьях помещено по розетке, третья и четвертая розетки находятся над и под крестом. От нижней розетки отходят геометризованные растительные побеги, заканчивающиеся кружками. Верхние симметричные побеги сильно загнуты. Крест поставлен на трехступенчатый стилобат. Представленный материал, хотя и выборочно, но ясно показывает, что в X в. складывается классическая композиция хачкаров, уже ясно определились их основные композиционные особенности. Из этих особенностей наиболее существенной становится графическая (линейная) четкость, строгость и компактность декора, которым полностью подчиняется и растительная орнаментика, приобретшая геометричность. В следующем XI столетии развивались и акцентировались именно эти особенности.
А.Л. Якобсон. Армянские Хачкары. Ереван, 1986