Во внутриполитическом поле Турции основными субъектами-проводниками националистических и других идей, помимо государственных ведомств и некоммерческого сектора, являются разного рода движения и политические партии националистического характера. Одна из них — ультраправая Партия националистического движения (ПНД), которая, наряду с Партией справедливости и развития (ПСР), является правящей. В своей деятельности ПНД придерживается воззрений А. Тюркеша — турецкого пантюркиста и лидера радикальной националистической организации «Серые волки», скончавшегося в 1997 г. и с тех пор признанного идейным вдохновителем и «вождем» турецких националистов.

Следует отметить, что в Турции волк является главным символом националистов, так как, согласно одной из легенд, прародительницей древнего тюркского рода Ашина являлась волчица. А. Тюркеш являлся убежденным нароли тюркских народов. В 1991 г. на заседании Великого национального собрания Турции лидер «Серых волков» заявил, что туранизм является уже не фантазией, а реальностью. После его смерти на обложке журнала «Очаг идеала» (Ülkü ocağı), выпускаемого националистами, начали появляться призывы следующего содержания: «Действуй, турок, пора проснуться! <…> Вновь разверни навстречу горизонту победоносные славные знамена. Великая Турция — превыше всего!».

Партия националистического движения во главе с ее лидером Д. Бахчели активным образом продолжает политику А. Тюркеша и продвигает идею «тюркского мира», а ее внешнеполитические взгляды зиждутся на амбициозном принципе «страна-лидер Турция» (тур. Lider Ülke Türkiye), который предполагает проведение Анкарой независимой и приносящей плоды внешней политики. Взглядам ПНД вторит еще одна парламентская фракция под названием «Хорошая партия», возглавляемая М. Акшенер. Необхдимо отметить, что даже ее логотип — İYİ — имеет некую схожесть с тюркскими рунами, что дополнительно легитимирует партию через отсылку к традиционным ценностям. Ее лидер начинала свою карьеру с ПНД, которую впоследствии покинула для создания собственной партии.

Одним из ключевых направлений внешней политики «Хорошей партии» является «тюркский мир», а также взаимодействие с тюркскими государствами постсоветского пространства посредством «мягкой силы», в том числе Агентства по сотрудничеству и развитию (TİKA) и Управления по делам зарубежных тюрок и родственных общин. Что касается России, то представители обеих перечисленных партий негативным образом отзываются о внешнеполитической и другой деятельности Российской Федерации и даже поддерживают сепаратистов на Северном Кавказе. Так, например, М. Акшенер по сей день поощряет стремления к независимости самопровозглашенной Ичкерии, а Д. Бахчели в ноябре 2021 г. в ходе своей встречи с Р. Т. Эрдоганом подарил последнему карту «тюркского мира», включающую в том числе территории Российской Федерации, в частности Якутию.

Влияние Турецкой Республики на тюркоязычное население Российской Федерации всегда было велико: со времен распада СССР на территорию ряда субъектов страны распространились печатные материалы религиозного и другого характера, а также турецкие образовательные лицеи «Хизмет», которые, как было установлено, и осуществляли незаконную экстремистскую деятельность и в большинстве случаев не имели должной аккредитации. Почти все они были аффилированы с турецким проповедником и исламским деятелем Ф. Гюленом, ныне проживающим в Соединенных Штатах [Flanagan, Stephen Larrabee, Binnendijk, Costello, Efron, Hoobler, Kirchner, Martini, Nader, Wilson 2020: 9]. Наибольшее распространение подобные учреждения получили в Татарстане и Башкортостане, однако после запрета Верховным Судом в 2008 г. их деятельность была запрещена, а лицеи закрыты.

Однако ликвидация школ не означала прекращения других связей Турции с российскими регионами. До событий со сбитым Турцией самолетом российских ВВС Су-24 стороны активно взаимодействовали в рамках проведения различных фестивалей, научных конференций и других мероприятий по линии ТЮРКСОЙ, а также ряда аналогичных организаций и НКО. В Республике Башкортостан, например, в 2012 г. при Государственном педагогическом университете Башкирии была открыта кафедра ТЮРКСОЙ, а многие российские студенты получали высшее образование на территории Турции по стипендиальной программе «Türkiye Bursları».

Сегодня на официальном сайте ТЮРКСОЙ среди наблюдателей организации числятся Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Хакасия, Республика Саха, Республика Татарстан и Республика Тыва, несмотря на то, что Министерство культуры России после инцидента в 2015 г. рекомендовало этим субъектам прекратить взаимодействие с турецкими структурами. В настоящее время в Москве действует Институт Юнуса Эмре, который проводит в столице России и на территории ее субъектов преимущественно протурецкие мероприятия культурного характера, которые в действительности направлены на сближение с тюркоязычными народами России, которые Турция по-прежнему стремится включить в состав «тюркского мира», тем самым создавая прямые угрозы национальной безопасности России.

Помимо этого, отдельное внимание Турция всегда уделяла Северному Кавказу, в частности черкесскому населению. Важно отметить, что сегодня на территории Турецкой Республики действует Федерация кавказских ассоциаций (KAFFED), а также Федерация дернеков Черкессии (ÇRKESFED), проводящие особую работу в черкесских диаспорах. Так, например, черкесскому населению Турции внушается мысль о том, что Турция единственная сохраняет уважение к черкесскому языку и культуре, а также продвигается тематика «геноцида» черкесов Российской империей во времена Кавказской войны.

Аналогичная политика при этом проводится и в отношении крымско-татарского населения Крыма, присоединение которого к России Анкара не признает. В данном случае Турция использует другую «наболевшую» проблему депортации, так или иначе подогревая антироссийские националистические настроения как на территории своей страны, так и за ее пределами. В том числе с этой целью на территории современной Турции функционирует Ассоциация культуры и солидарности крымских турок.

 

Аватков В. А., Сбитнева А. И. Новый национализм Турецкой Республики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 2.