В последующую эпоху — в XIV-XVII веках — эпоху почти непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху ее упадка — хачкары продолжали создавать и в немалом количестве, притом некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение в той политической обстановке, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны — в Вайоцдзоре и Сюнике — владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией и самостоятельностью.

Это, несомненно, способствовало художественному творчеству армянских зодчих и резчиков по камню (скульпторов), среди которых в начале XIV в. выделился замечательный мастер Момик, создавший (в содружестве с другими) выдающиеся памятники, в том числе и хачкары, в монастыре Нораванк (в области Вайоцдзор).

Трагически сложилась судьба Армении в дальнейшем. После монгольского завоевания (походы монголов начались в 1236 г.) — во второй половине XIV в. — страну захватили персы из династии Джелаиров, затем туркменские племена Черного и Белого барана, а в конце XIV в. Армения подверглась опустошительному нашествию полчищ Тимура. Оно ускорило упадок страны. А в 1502 г. ее захватил персидский шах Исмаил из Сефевидской династии. Эти непрерывные нашествия и войны принесли разорение Армении. Его довершили турки-османы, ставшие в течение XIV-XV в. властителями Малой Азии и Балкан, в начале XVI в. захватившие и Закавказье, а затем Сирию и Египет.

Лишь в юго-восточных районах Армении в течение XVI-XVIII вв. наблюдается экономическое оживление, обязанное развитию торговли, главным образом шелком, с Западной Европой. В эту торговлю включились и армянские купцы, игравшие в ней крупную роль. Экономическое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI-XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге на реке Аракс (ныне Джульфа), художественным свидетелем этого являются происходящие оттуда прекрасные своей резьбой хачкары.

Обращаясь к ним, следует подчеркнуть одно основное и весьма существенное обстоятельство — силу традиции, которая определила как композиционную структуру хачкаров того времени, так и их декор. Они продолжали следовать декоративным принципам группы 1, как и группам 2, и 3, и 4, и 5 (изобразительной), включающей значительные памятники начала XIV в. в Нораванке, а группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, пожалуй, наиболее популярной в XIV столетии композиция и орнаментика хачкаров XII-XIII вв., как видим, почти без изменений перешла в искусство первой половины XIV в. и продолжала бытовать в армянской художественной практике того времени. Больше того, можно с почти полной уверенностью сказать, что в XIV-XVI вв. новых композиций и новых структур декора хачкаров в Армении, по существу, создано не было: армянские мастера-резчики чаще варьировали прежние устоявшиеся и ставшие классическими формы, притом очень своеобразно. Только это своеобразие и составляло новизну хачкаров позднего средневековья. Традиционность композиции хачкаров позволяет нам и в этой главе придерживаться той же классификации, которую мы установили для хачкаров XII-XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII в. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XIIXIII вв., ставшего классическим.

Обращаясь к конкретному материалу, нужно сказать, что и здесь мы не сможем исчерпывающе охватить все памятники, ибо это практически не осуществимо. Остановимся лишь на наиболее характерных хачкарах. Дальнейший сбор материала позволит не только пополнить число относящихся к нашей теме памятников, но и расширить общую картину. К сожалению, хачкаров XIV и XV веков с определенной датой, насколько знаем, очень немного; поэтому при датировке нам придется исходить из их стилистических особенностей, хотя они и не всегда надежны.

Многие хачкары того времени, как сказано, еще продолжали воспроизводить классические композиции, выработанные в XII-XIII вв. (например, хачкары в Егварде, из Нагорного Карабаха (рис. 66), в Авуц-таре, в Норадузе, в Дсехе), но вместе с тем ясно проявляется и отход от этих композиций — использование в резьбе разнородных орнаментальных мотивов. Таковы, например, хачкары из группы 1 в Авуц-таре, в Агарцине (хачкар сочетает элементы группы 1 и 2 (рис. 67), в Норадузе5. Хачкары эти тем самым приобретают как бы компилятивность, что указывает на некоторый регресс художественной резьбы. Показателен в этом отношении хачкар 1306 г. в Ване с разнотипной орнаментикой; в обрамлении его использован раннесредневековый мотив в виде волнообразно вьющегося стебля с ответвляющимися (поочередно в разные стороны) полупальметками (рис. 68). С этой же точки зрения интересны и два близкие по рисунку хачкара в Авуц-таре, которые можно отнести к группе 3: в нижних междукрестьях помещены крупные спиралеобразно вьющиеся стебли или плотные плетенки, а в верхних междукрестьях — по миндалевидной фигуре (рис. 81), которая в XIV в. становится, по-видимому, особенно популярным орнаментальным мотивом (рис. 69).

Фигуру эту стали обычно помещать в верхних междукрестьях хачкаров. Обрамление некоторых такого; рода хачкаров XIV в. сплошь состоит из таких фигур, например, в Эчмиадзине и Дсехе. Кстати сказать, эчмиадзинский хачкар интересен и тем, что его общая композиция со склоненными к обрамлению полупальметками превращена здесь в схему, уже далекую от живого и гибкого рисунка хачкаров XIII в. 2 группы. На хачкарах XIV в. появляется и новый элемент: в их орнаментальное обрамление стали включать дополнительные малые кресты. Они служат как бы переходом к 4 группе (с малыми крестами в нижних междукрестьях), наиболее распространенной в XIV столетии. У некоторых хачкаров — множество таких малых крестов; например у хачкара в селе Дашкенд (Варденисского р-на) их 14, помещены они в обрамлении основного креста, над ним и в верхней части хачкара (по сторонам фигуры Христа, окруженного символами евангелистов).

С группой 3 можно связать прекрасный хачкар в Дсехе, относящийся, вернее всего, к XIV в. Он даже получил название «сирун», т. е. красивый; и действительно, он наполнен резьбой. Крест (рис. 70) помещен в углубленной филенке с узкими скошенными краями, по которым протянута надпись. Процветшая часть основного креста в виде полукружий завершается с обеих сторон под оконечностями поперечной ветви креста расширенными и заостренными фигурами наподобие цветка, сплошь и плотно заполненными тонкой резьбой, в основе которой — миндалевидный орнамент и вьющиеся спиралью стебли. Крест и процветшая часть выступают на углубленном фоне, покрытом глубокой резьбой в виде вьющихся спиралью стеблей и растительных побегов, а в верхних междукрестьях в этот фон включены миниатюрные кресты в узеньких рамочках со стрельчатым верхом. Хачкар, таким образом, двухплоскостный, причем двухплоскостность выражена очень сильно, резко и эффектно.

Обрамление состоит из четырех видов орнамента: внизу — волнообразно и параллельно вьющиеся стебли, выше — геометрические и переходящие один в другой орнаменты, далее (против поперечных ветвей креста) — миндалевидные фигуры, столь излюбленные в XIV в., наверху — снова геометрический орнамент, но несколько иного рисунка. Наконец, широкий козырек украшен крупным орнаментом, состоящим из геометрических фигур с узлами переплетения, а в центре козырька в трехлопастной рамочке изображение Христа на троне. Хачкар этот интересен тем, что традиционные элементы в виде полупальметок в процветшей части креста приобрели здесь совершенно неведомое ранее своеобразие. От хачкаров XII-XIII вв.

он отличается перенасыщенностью резьбой, притом очень мелкой, а в обрамлении — и более резко выраженной асимметричностью. Все эти черты придали хачкару новый облик, свидетельствующий о стремлении мастеров переработать традиционные формы, остававшиеся, впрочем, достаточно устойчивыми. Перенасыщенность резьбой нередко ощущается и в других хачкаоах XIV в. и, по-видимому, становится для того времени характерным явлением. Следствием явилось то, что отдельные элементы композиции уже не выделялись рельефом, как бы сливались с окружающей орнаментикой. Тем самым утрачивалась четкость композиционной структуры хачкара. Это сказалось, например, на хачкаре в Арзакане с разнотипной орнаментикой, еще больше на хачкарах, несомненно, XIV, в. и Авуц-таре, воспроизводящих схему 2 группы. Малые кресты, как и на других хачкарах того времени, включены (в количестве пяти) в обрамление.

Перенасыщенность декором проявилась и в упомянутом хачкаре из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине), еще дышащем искусством XIII в. Вместе с тем для хачкаров того времени вообще очень характерно снижение рельефа, плоскостности: она наблюдается на большинстве хачкаров XIV в. Наиболее распространенными в XIV в. были, повторяем, хачкары группы 4 с малыми крестами. На некоторых из них мы уже останавливались в гл. III. Приведем некоторые другие хачкары этой группы, которые можно более или менее определенно отнести к XIV в.

Прекрасный хачкар такого рода находится в Бджни. В верхних его междукрестьях, как обычно, помещены миндалевидные фигуры. Обрамление асимметрично: слева — спиралеобразно вьющиеся стебли, справа — геометрическая плетенка (двух видов — вверху более крупная, внизу — сплетенные узлы) (рис. 71).

Очень своеобразен по композиции хачкар в Авуц-таре (Котайкского р-на). Декор его заключен, в сущности, лишь в обрамлении (два столбика узлов плетенки с каждой стороны — в нижней половине, и миндалевидные фигуры — в верхней половине), причем орнамент его распространяется и на верхние междукрестья, оставляя лишь округлые вырезы вокруг «почек» креста. Процветшая его часть также дана в виде кругов, которые, таким образом, являются как бы лейтмотивом Декора всего хачкара.

Из тех же элементов состоит и декор хачкара в Апаране заключенного в слегка углубленный прямоугольник. Сам крест — под полукруглой арочкой; в верхних междукрестьях — миндалевидные фигуры, в нижних — малые кресты. Прямоугольник с крестом обрамлен с каждой стороны двумя вертикальными столбиками одинаковых замкнутых геометрических фигур, повторенных и на козырьке. Своеобразие хачкару придает декор в виде извивающегося двойного стебля, плотно заполняющего все поле вокруг большого креста и его очень развитых «почек». Следует подчеркнуть, что рельеф всего декора — плоскостный. Обрез козырька и полосу под прямоугольником хачкара занимает надпись.

Старой схеме, еще XIII в., следует хачкар в Алаязе (Ехегнадзорского р-на). Основной крест помещен под слаборельефный десятилопастной аркой, обведенной полукругом. Верхние междукрестья заняты орнаментальными фигурами, образованными растительными побегами, нижние — малыми крестами, которые держат длани. В каждом столбике обрамления по 9 замкнутых, притом различных плетеных фигур; они симметрично повторены с каждой стороны хачкара.

Насыщен резьбой хачкар в Ахчоц-ванке с миндалевидными фигурами в верхних междукрестьях, с процветшими малыми крестами и широким обрамлением, заполненным восьмилучевыми звездами (об этом декоративном мотиве шла речь в гл. 3). На козырьке помещены три креста, разделенные простыми плетенками.

Приблизительно аналогичен хачкар в Авуц-таре; иное обрамление, состоящее из сплетенных узлов, переходящее в полукруглую арку, завершающую крест (украшена растительным орнаментом в виде переплетающихся стеблей с пальметками) (рис. 72).

Один из хачкаров в Нораванке интересен своим двухплоскостным декором, который придает ему ретроспективный вид. Однако эта резьба в виде различных побегов (а внизу в виде простой плетенки) — плоскостна, что, как говорилось, вообще характерно для монументальной резьбы XIV в., и не дает эффекта. Крест помещен под полукруглой аркой. В верхних междукрестьях — обычные миндалевидные фигуры, но в искаженном виде; малые кресты венчают процветшую часть основного креста в виде полукругов, огибающих «почки» нижней его оконечности. В обрамлении — восьмилучевые звезды с розеткой в центре.

Но многочисленнее упрощенные хачкары с малыми крестами, очень скромно украшенные или вовсе оставленные без декора. Таковы, например, два хачкара в селе Гергер (рис. 73), оба — с надписями. Один из них выполнен в 1310 г. мастером Варданом. Оба хачкара — с малыми крестами в верхних и нижних междукрестьях, нижние кресты на хачкаре 1310 г. держат длани. То же — на другом хачкаре оттуда же с «сегнеровым колесом» и розетками под основным крестом. Лишен декора и хачкар в селе Геташен; крест помещен в плоском углублении с полукруглым верхом; над ним — две розетки и семистрочная надпись.

Несколько сложнее однородный хачкар Шахане в Варденике: основной крест помещен под трехлопастной аркой, на стыке ее лопастей — розетки с отростками. Под малыми крестами — также розетки. Нижняя часть широкого обрамления занята надписью, верхняя — различными грубо выполненными плетенками; на стыке нижней и верхней частей обрамления также помещены розетки. На козырьке — два креста с орнаментальными фигурами по сторонам. Столь же упрощены хачкары в Алаязе. Верхнее междукрестье одного из них занято стеблем, на котором висят тяжелые плоды (гроздья винограда?). Узкое обрамление обоих хачкаров украшено простой плетенкой. Над основным крестом помещено по два малых. Аналогичен хачкар в Геташене, крест помещен под подковообразной аркой.

Однородны три хачкара XIV в. в Норадузе (рис. 74). Декоративная схема их одинакова: крест заключен в широкое обрамление заполненное простой плетенкой. Процветшая часть — в виде двух трех четвертных круга. В верхних междукрестьях — по розетке, висящих на стебле. На втором из этих хачкаров крест помещен под высокой дугой, а расцветшая часть дана в виде двух широких круглых петель, как на хачкарах .XIII в. На третьем хачкаре малые кресты держат длани.

Серия аналогичных упрощенных хачкаров с малыми крестами (группа 4) вставлена в западную стену храма в Сагмосаванке. Много таких хачкаров в Гегарде. В XIV в. создавались и хачкары с изобразительным элементом. Несколько великолепных хачкаров начала XIV в. с изображением Деисуса, выполненных мастером Момиком, происходят из Нораванка. Но они тесно связаны с армянской монументальной скульптурой XIII в. и были рассмотрены выше. Хачкары XIV в., как видим, мало что прибавили к композиционному разнообразию и декоративному богатству хачкаров эпохи расцвета армянского монументального искусства.

Блестящим исключением, можно сказать творческим взлетом, на общем довольно однообразном фоне были произведения Момика и его школы (артели) в первой половине XIV столетия, работавших в монастыре Нораванк в Вайоц-дзоре и создавших там подлинные шедевры. Но искусство Момика и его школы принадлежало, в сущности, еще искусству XIII века. Несомненный интерес вызывают хачкары XV и XVI столетий. Они, правда, также широко использовали традиционные композиции и традиционную орнаментику. Но при всей своей традиционности позднесредневековые хачкары не только не лишены своеобразия, но многие из них наделены ею в сильной степени.

Среди хачкаров XV-XVI вв. представлены все группы, выделенные нами на материале предшествующих столетий. Рассмотрим позднесредневековые хачкары каждой из этих групп. Особенно важны хачкары, датированные имеющимися на них надписями. Ко 2 группе примыкает хачкар Даниела в Норадузе (рис. 75). В нижних междукрестьях — вытянутые полупальметки с загнутым в виде завитка верхним листом. Стебель полупальметки под крестом делает две большие петли. Сам крест образован плетенкой с сильно развитыми «почками» в виде тройных узлов. Крест помещен под пятилопастной аркой. Широкое обрамление составлено из прямоугольников с различными плетеными фигурами; правая сторона зеркально повторяет левую. На козырьке, в его середине, между двумя малыми крестами, помещены два противостоящих павлина, причащающихся вином в сосуде (композиция, идущая еще из раннего средневековья). На обрезе козырька — однострочная надпись.

Во 2 группу следует включить и несколько хачкаров XV-XVI вв. в селе Ариндж (близ Еревана) с развитыми полупальметками, вертикально поднимающимися от нижней оконечности креста (склонены к нему лишь их верхушки) или дугообразно. В верхних междукрестьях помещены либо свисающие плоды, либо растительные фигуры, подобные «почкам» на концах ветвей креста, либо пальметки; на одном из этих хачкаров — круги. Обрамления украшены пересекающимися кругами, либо частой и плотной плетенкой, либо пальметками, чередующимися с узлами переплетения.

Все эти хачкары 2 группы наполнены резной орнаментикой, но она здесь не только иначе скомпонована, но и дана в иной стилистической редакции, отличающей ее от орнаментики хачкаров предшествующего времени. Один позднесредневековый хачкар такой композиции (XV или XVI вв.) в монастыре Аракелоц в городе Муш выделяется очень интересной особенностью (рис. 76). Стебли по сторонам креста, параллельно и вертикально поднимающиеся и склоненные к нему верхушками, — такие же, как и на других хачкарах. Стебли здесь, однако, не соединяются с нижней оконечностью креста, оторваны от него, и тем самым смысл их искажен. А нижняя половина стелы состоит из пяти широких горизонтальных полос, разнообразно заполненных резьбой: верхняя полоса состоит из двух рядов кругов (сплетенных между собой), внутри которых по четыре расходящихся пальметки; остальные полосы — это различного рисунка плетенки. Все эти полосы отделены друг от друга четырьмя узкими полосками надписей; они сливаются с полосами орнамента и вместе с тем как бы расчленяют их, образуя дополнительные орнаментальные полоски. Такого рода орнаментальная композиция на других хачкарах нам неизвестна. Создается впечатление, что мастер стремился воспроизвести строчки народной вышивки, переведя ее на язык резьбы по камню.

Значительно строже упоминавшийся выше хачкар в селе Дашкенд, датированный надписью 1529 г. Крест (рис. 77) рельефно выступает на гладком поле, лишенном орнаментального заполнения, что придает лаконичность хачкару и выделяет сам крест. В нижнем междукрестье помещены схематизированные полупальметки, склоненные к краю стелы. Обрамление состоит из сплетенных прямоугольников,, заполненных неповторяющимися фигурами (плетенкой с острыми изломами, узлами переплетения, витыми стержнями, парами розеток); правая сторона повторяет левую. На козырьке — 4 малых крестах, между ними фигура Христа. На обрезе козырька — однострочная надпись.

Очень своеобразен другой хачкар в селе Дашкенд, 1649 г. (мастер Анания). Пальметты в нижних междукрестьях приобрели здесь невиданную ранее искаженную форму в виде двух полукружий с каждой стороны креста (3 — с одной стороны и 3 — с другой) с насечками в нижней части. Сам крест помещен под стрельчатой арочкой. Обрамление представляет собой вертикальный ряд из четырех крестов, разделенных плетенкой. Внизу — горизонтальный ряд из шести таких же крестов, вверху — один малый крест над основным, а по сторонам его — по пять еще меньших крестов (как в обрамлении). На козырьке — однострочная надпись. Руке того же мастера, вероятно, принадлежит хачкар, стоящий там же, в селе Дашкенд, и датированный надписью 1610 г. (рис. 78). Отличается он от предыдущего лишь тем, что место полупальметт в нижних междукрестьях занимают малые кресты, верхние «почки» которых разработаны в виде большой плетеной фигуры (хачкар группы 4). Но особенно интересен этот хачкар изображением Христа над стрельчатой арочкой. Христос сидит на троне с высоким стилобатом. Его окружают символы евангелистов: слева — человеческая голова в нимбе (Матвей), под ней — лев (Марк), справа — орел (Иоанн), под ним телец (Лука). Лев и телец выступают из-за трона. Аналогии таких изображений на хачкарах встречаются нередко, например — хачкар из Нагорного Карабаха, хотя композиционно он сильно отличается (рис. 78).

Своеобразно претворена композиция группы 2 в резьбе хачкара в Ахтамаре. Хачкар относится скорее всего к XVI в. Здесь плавно изгибающиеся тонкие полупальметки включены в декоративную листву, заполняющую все свободные промежутки в нижних междукрестьях и как бы слиты с окружающей орнаментикой, что вообще характерно для позднесредневекового декоративного искусства Армении, а нижним концом полупальметки соединены с широкой геометрической фигурой, занимающей место сферы. Верхние междукрестья заняты обращенными вниз такими же трехчастными листьями, как внизу. Таким образом плоскость хачкара без остатка заполнена декоративной резьбой, явно чрезмерной.

Крест венчается полукруглой арочкои, украшенной простой плетенкой, а широкое обрамление, одинаковое на обеих сторонах, состоит из чередования замкнутой плетенки и трехчастных листьев (таких же, как в междукрестьях). Каждая сторона обрамления завершается малым крестом. Высокий козырек заполнен геометрической плетенкой.

К группе 3 можно отнести некоторые хачкары XV-XVI вв. в Айриванке (на озере Севан), в Камо, в Мец-Мазра, Аване и Ариндже. Отметим некоторые из них. Характерен для позднего средневековья небольшой хачкар в Айриванке, также сплошь заполненный орнаментикой. Сам крест, украшенный плетенкой, помещен в плоском углублении с полукруглым верхом. Нижние и верхние междукрестья заполнены растительными побегами, беспорядочно расположенными, а также миндалевидной фигурой. В левом нижнем междукрестье помещен малый крест, образованный простой плетенкой. Такие же кресты помещены на относительно широких обрамлениях, сверху и снизу которых замкнутые плетенки. На высоком козырьке, посередине вырезан малый крест, по сторонам которого сложный плетеный орнамент. На обрезе козырька — однострочная надпись. Особенность этих малых крестов в обрамлении хачкара и на козырьке та, что эти кресты как бы вплавлены в орнаментику, слиты с ней и ничем не выделены. Малые кресты хачкара становятся частью орнаментики.

Такое же стремление мастеров-резчиков «обогатить» хачкар путем сплошного, без всяких интервалов, заполнения стелы орнаментикой сказалось в серии хачкаров того времени (скорее всего XVI в.) в Аване. Малые кресты, имеющиеся на некоторых аванских хачкарах, словно утопают в этой орнаментике и также никак не акцентированы. Эта особенность прослеживается на позднесредневековых хачкарах и других групп.

Несколько строже, хотя не менее декоративно выглядят два хачкара в Камо 1577 г., выполненные мастерами Аракелом и Меликсетом. У первого из них (рис. 79) верхние междукрестья заняты спускающейся вниз цепочкой миндалевидных фигур (как в обрамлении хачкара в Эчмиадзине), а нижние — полукружием процветших стеблей, на которых с каждой стороны сидит по сирину.

В обрамлении с каждой стороны — по 9 квадратов с тремя видами замкнутых геометрических фигур. Под основным крестом — слегка выпуклая сфера с плотно вписанным орнаментом. На козырьке по его краю помещены два малых креста; по обрезу его протянута лента с надписью, затем делающая большую петлю, занимающую всю среднюю часть козырька. Наибольший интерес в этом хачкаре представляют изображения сиринов — девы-птицы, олицетворявшей представление о душе умершего. Образ этот был весьма популярен как на мусульманском, так и на христианском Востоке, особенно в ХII-XIV вв., хотя истоки его уходят в раннее средневековье. Кратко остановимся на этом образе. В многочисленных произведениях иранского ' (персидского) художественного ремесла того времени дева-птица выступает как антропоморфная разновидность солнечной птицы, культ которой в Передней Азии был связан еще с зороастризмом, господствовавшим до эпохи ислама и удержавшимся в качестве пережитка до позднего средневековья.

Вероятнее всего сирины в качестве хранителя-оберега, притом в очеловеченном образе, — птица солнечная, райская — выступает и на персидской металлической и керамической посуде XII-XIII вв. Не в меньшей мере этот образ знало и почитало христианское население Закавказья. Образ этот был хорошо знаком армянским художникам начиная с X в. (храм в Ахтамаре) — керамистам, миниатюристам, резчикам по дереву и камню. Известен он и в армянской керамике XI-XII вв., и в армянской миниатюре начиная с XI в. (Евангелие 1066 г. из Себастии и XI в. из Мугни), но чаще в XII-XIII вв. В то время изображения сирина мы встречаем повсеместно, и постоянно — в заставах и заглавных буквах рукописей (например в Евангелии из Ахпата 1211 г., из Хизана 1332 г. и др.), и в монументальной скульптуре — на фасадах храмов Тиграна Оненца 1215 т. в Ани, Гегарда, 1215 г. и в Алаязе. Образ сирина, как показывают хачкары, жил в Армении и в XV — XVI вв.

На другом хачкаре из Камо, и несомненно одновременном и столь же насыщенном резьбой, использованы точно те же декоративные элементы: цепочка из миндалевидных фигур в нижних междукрестьях, и таких же, но горизонтально положенных фигур — в верхних. Широкая сфера заполнена точно таким же орнаментом, как на предыдущем хачкаре. Наверху широкого обрамления помещены малые кресты на резном фоне; под ними с каждой стороны — вертикальный ряд из четырех восьмилучевых звезд (внутри — такой же орнамент, как в обрамлении предыдущего хачкара) на фоне растительной резьбы. Декор хачкара, таким образом, двухплоскостный. Посередине козырька вырезан малый крест на резном фоне, по сторонам его — геометрический растительный орнамент. По низу козырька протянута однострочная надпись. Далее следует отметить два хачкара в Бджни, выполненные мастером Меликсетом. Крест одного из них помещен в чуть углубленной филенке с килевидным верхом. «Почки» поперечной ветви креста очень развиты, почти полностью заполняя верхние междукрестья. Узкие нижние междукрестья заняты традиционным мотивом переплетающихся растительных побегов. Под крестом под арочками помещены в ряд три малых креста. Под ними — сфера, плотно заполненная растительным геометризованным орнаментом. Широкое обрамление включает с каждой стороны по четыре малых креста; из них верхние — процветшие (из крестов произрастают полупальметки, как на хачкарах группы 2); остальные окружены той же растительной орнаментикой, как в междукрестьях. На уровне верхушки креста обрамление прервано узкой полоской надписи. Посередине козырька помещен малый крест, по сторонам его — сплошная растительная орнаментика.

По композиции идентичен описанному другой хачкар из Бджни, выполненный тем же мастером Меликсетсм (рис. 80). Вместе с тем хачкар этот очень своеобразен и оригинален. Крест со столь же развитыми боковыми «почками» также помещен в несколько углубленной филенке под килевидной арочкой. Хачкар также заполнен двухплоскостной резьбой, но имеет и отличия.

Левое междукрестье занято наискось помещенной надписью, правое — маленьким крестиком среди растительных разводов. В нижних междукрестьях (под «почками» поперечных ветвей креста) представлены человеческие головы в рубчатом нимбе, под ними — условное изображение опущенных вниз крыльев — с левой стороны, ветви с узкими листьями (лавровые ветви?) — с правой стороны. Из-под крыльев и листьев выступает с каждой стороны опущенная вниз рука, держащая длинный витой, косо направленный в левую сторону жезл. Под основным крестом, как и на предыдущем хачкаре, помещены в ряд четыре малых креста под арочками. Под ними — большая сфера. Широкое обрамление с каждой стороны содержит по три малых креста (из них два средних — процветшие с традиционными по форме полупальметками), окруженные плетенкой. Квадратный промежуток в нижней части обрамления занят замкнутой геометрической фигурой. Декор козырька — такой же, как на предыдущем хачкаре. На уровне верхней оконечности креста обрамление прерывается полоской надписи.

Последние четыре хачкара в Камо и в Бджни, особенно в Бджни, показывают, что выработанная тем или иным мастером композиция и вся орнаментика хачкаров с теми или иными вариантами не раз повторялись ими в других произведениях. Кстати сказать, оба пункта были расположены неподалеку друг от друга (всего в 50 км). Сами условия изготовления хачкаров в художественных мастерских (вероятно, монастырских) с многочисленными заказами неизбежно вели к таким повторениям.

Следует отметить и появление в этих хачкарах XVI в. нового декоративного элемента — килевидной арки, ставшей излюбленной в XVII в. Ближе к группе 3 некоторые другие хачкары XV-XVI вв. Отметим среди них хачкар в Айриванке на берегу оз. Севан с двухплоскостной резьбой. Вся стела (рис. 81) заполнена густой сетью переплетающихся стеблей, на фоне которых выступают слаборельефные кресты — средний большой, пять над ним и по сторонам его, а внизу три, — заключенные в портик с полукруглыми арочками. Нижние кресты — процветшие, с полупальметками, обращенными вправо. Верхний крест обрамлен вертикальными полосами с мелкой остроугольной плетенкой. Хачкар завершен полосой однострочной надписи.

Более плоскостный декор имеет большой хачкар конца XVII в. в селе Мец-Мазра с датой 1678 г. Хачкар показывает, насколько крепко, вплоть до конца XVII в., держалась в Армении художественная композиция, выработанная еще несколько столетий назад (в XII-ХIII вв.). Крест со всех сторон окружен мелкой орнаментикой, кажущейся беспорядочной, но в которой доминирует традиционный мотив миндалевидной фигуры. Такой же орнамент заполняет плоскости ветвей креста. Аналогичный характер носит и орнамент сферы. Крест обрамлен вертикальными, а внизу горизонтальной полосами, состоящими из квадратов, заполненных неповторяющимся растительным геометризованным орнаментом в виде замкнутых фигур; тот же декор повторен с правой стороны. Верх обрамления с каждой стороны занят крестом. На козырьке — пятиарочный портик с парными полуколонками и полукруглыми арочками. Под средней из них — сцена распятия с фигурами богоматери и Иоанна. Под остальными арками — однородные фигуры предстоящих в омофорах, спадающих многочисленными складками. Под арочками (в «конхе») — надписи. На обрезе козырька и на полосе под фигурами — надпись. Тот же характер сплошной мелкой резьбы носит декор хачкара в селе Золакар (Мартунинского р-на) с малыми крестами, а потому отнесенный нами к группе 4.

Наконец, несколько слов о хачкаре в Гндеванке (на юге Армении) с надписью, указывающей дату — 1551 г.45 Декор хачкара двухплоскостный и более пластичный; орнаментика крупнее. Основной крест помещен в неглубокой филенке с полукруглым верхом; на фоне креста — крупная плетенка, но в каждом междукрестье — различная. Процветшая часть дана в виде расходящихся горизонтально полос, затем перпендикулярно поднимающихся вверх (полосы украшены простой; плетенкой); они заканчиваются человеческими фигурами, очень плохо сохранившимися (изображают ктиторов?). Перед левой фигурой помещена птица. Сфера украшена веерообразно расходящимися миндалевидными фигурами. В обрамления посередине и внизу включено четыре малых креста, окруженных растительным орнаментом. Хачкар завершается двумя декоративными панно геометрического орнамента, между ними — крест на резном фоне (такая компоновка нередко встречается на позднесредневековых хачкарах). На обрезе козырька — двухстрочная надпись; другая однострочная надпись — под сферой.

В целом позднесредневековые хачкары, которые мы связываем с ранее выработанными группами (2 и 3), ставшими традиционными, ясно показывают, что мастера-резчики той эпохи лишь чисто внешне следовали старым композициям и уже значительно отошли от них, стараясь не связывать себя в выборе и размещении орнаментики. Это придает позднесредневековым хачкарам своеобразие, очерчивая путь, по которому шло развитие творчества армянских мастеров XV-XVII вв.

Не менее характерной и симптоматичной становится и другая черта хачкаров того времени, отмеченная выше — предельная насыщенность орнаментикой, которая нередко поглощает композиционную структуру хачкара, утрачивающую четкость и ясность. Отдельные элементы композиции словно тонут и растворяются в ней. Именно в этой насыщенности и перегруженности декором армянские мастера того времени, можно думать, и видели ценность своих резных произведений. Не менее характерной и симптоматичной становится и другая позиция — композиция хачкаров с малыми крестами в междукрестьях, появившаяся опять-таки еще в предшествующую эпоху и силой традиции удержанная в позднее средневековье. Многие хачкары дают эту композицию в простом, неосложненном виде. Но все же каждый из них носит черты особенные, индивидуальные. Остановимся сначала на более простых хачкарах этой группы.

Из самых простых отметим небольшую стелу в Дашкенде, 1529 г. Основной крест помещен здесь под полукруглой арочкой. Сфера представляет собой «сегнерово колесо» (изображение солнца). Хачкар имеет надпись, протянутую с левой его стороны через обрез козырька и переходящую на правую его сторону. Несколько сравнительно простых позднесредневековых хачкаров этой группы находятся в Камо.

Отметим хачкар (может быть еще XIV в., но не позднее XV в.) с удлиненным основным крестом (ветви его украшены плетенкой) под полукруглой арочкой (рис. 82). В верхних междукрестьях помещены плетеные фигуры; нижние заняты малыми крестами, которые держат длани (как на крестах XIII в.). Обрамление с каждой стороны состоит из шести квадратов с неповторяющейся плетенкой; правая сторона обрамления повторяет левую. На слегка наклонном козырьке над основным крестом помещено три малых, между ними — двухстрочная надпись.

Очень близок к этому хачкару другой оттуда же, отличающийся лишь тем, что нижние малые кресты — процветшие с полупальметками (как в группе 2). Обрамление состоит из простых геометрических фигур. С каждой стороны в него включены три таких же простых креста. Над основным крестом помещены в ряд пять малых процветших крестов. Аналогичен большой хачкар в Егварде49 с четырьмя малыми крестами, лишь осложненный парой дополнительных малых крестов, помещённых под основным крестом. Хачкар обрамлен парами столбиков, состоящих из узлов переплетения. Каждое обрамление завершается еще одним малым крестом.

В основном аналогичны описанным еще два хачкара оттуда же. Отличие одного из них то, что верхние междукрестья заняты наискось расположенными малыми крестами. А под основным крестом помещены еще два малых процветших креста с полупальметками, как на хачкарах XIII в. группы 2. Кресты эти помещены под аркой двойного профиля. Обрамление состоит из удлиненных и очень плоско вырезанных миндалин, окаймленных лепестками. Сверху, над большим крестом, помещено два малых креста.

У другого хачкара, стоящего рядом, в верхних междукрестьях помещены миндалевидные фигуры, напоминая по композиции хачкары группы 3. Некоторые черты сближают последний хачкар с хачкаром в селе Ариндж. Ветви креста украшены мелкими миндалевидными фигурами. Отличие хачкара — в обилии малых крестов (в нижних междукрестьях и по бокам их, в широком обрамлении и на козырьке, на котором крест помещен между панно с мелким замкнутым плетением). Под основным крестом на месте обычной сферы — большая четырехчастная плетеная фигура, довольно часто встречающаяся на хачкарах XVI-XVII вв.

К этим хачкарам следует присоединить два хачкара в Гегарде (высечены на скале), близкое к только что описанному. Оба хачкара помещены в углублении с полукруглым верхом. Основной крест, как и предыдущий, украшен миндалевидными фигурами. У одного из хачкаров — четыре малых креста (по одному в каждом междукрестье), у другого в верхних междукрестьях — по два малых креста. Обрамление первого хачкара было украшено мелкой плетенкой (почти не сохранилась), у второго по обрамлению с полукруглой аркой протянута надпись на резном орнаментальном фоне.

Богаче выглядит большой хачкар в Камо с надписью, содержащей дату (1521 г.). Декор хачкара (рис. 83), очень плотно заполняющий его, скомпонован из традиционных элементов, нисколько не измененных. Основной крест, помещенный в слегка углубленной филенке, заполнен простой плетенкой. В междукрестьях — по малому кресту. С верхних из них спускается по грозди винограда (обращены к большому кресту) и по розетке (обращены к обрамлению). Кресты нижнего междукрестья (с плетеными ветвями) держат большие длани, которыми симметрично заканчиваются извивающиеся жгуты, исходящие из нижней оконечности большого креста.

Примечательная особенность хачкара — двухплоскостность его декора: узкие промежутки между крестами в его нижней части заполнены плоской резьбой крупного растительного и геометрического рисунка. Обрамление хачкара состоит из обычных миндалевидных фигур, излюбленных еще в XIV в. В верхнюю часть обрамления включено по плетеному кресту. На козырьке — четыре плетеных креста, между ними — квадрат, заполненный плетенкой. На верхнем обрезе козырька — однострочная надпись.

Хачкар также с двухплоскостной резьбой (находится в Мец-Мазра) относится, вероятно, к XVI в. Крест помещен в слабо углубленной филенке под килевидной арочкой. В верхних междукрестьях по сторонам верхней оконечности креста помещены птицы. Малые кресты в нижних междукрестьях держат длани. Узкие промежутки между крестами и птицами, иначе говоря — фон, на котором они выступают, заполнен плетеным орнаментом. На таком же фоне над килевидной аркой помещены три восьмилучевые звезды. Крест обрамлен поясами надписи; надпись протянута и над крестом.

Близок по композиции к описанному и упоминавшийся хачкар в Дашкенде с надписью, содержащей имя мастера (Ананий) и дату (1649 г.)56. Хачкар отличается укороченными пропорциями креста, также помещенного под килевидной арочкой (как и некоторые другие хачкары в Дашкенде) и наличием над основным крестом трех малых, помещенных под трехарочным портиком. Обрамление здесь состоит из шести маленьких крестов с каждой стороны. По краю хачкара и по обрезу козырька протянута надпись.

О другом хачкаре, с датой 1610 г., композиционно близком предыдущему и выполненном, вероятно, тем же мастером Ананием, с изображением Христа на высоком стилобате, окруженным символами евангелистов, уже шла речь.

Целая серия позднесредневековых хачкаров группы 4 (с малыми крестами в нижних междукрестьях) выделяется тем, что эти малые кресты органически включены в орнаментику, сливаются с ней. Такие хачкары составляют особую подгруппу, выработанную, по-видимому, только в XV или XVI вв. Об этой особенности позднесредневековых хачкаров уже шла речь. Можно привести несколько характерных подобных хачкаров, хотя почти каждый из них вполне индивидуален и своеобразен. Назовем два типичных в этом отношении и уже упомянутых хачкара в Аване. Той же особенностью отличаются пять хачкаров в Норадузе, выполненные известным в свое время мастером Кирамом в конце XVI-начале XVII в. Два его хачкара датированы 1582 г. У одного из них (рис. 84) основной крест помещен под килевидной аркой; малые кресты, которые держат длани, опущены вровень с нижней оконечностью креста, в нижнем же междукрестье помещены человеческие изображения: слева — голова в фас, справа — летящая (парящая) фигура в профиль с протянутой рукой, голова в фас. Верхние междукрестья заняты кругами (на них, возможно, были изображения, но они сбиты). Крест обрамлен вертикальными столбиками из пяти шестиугольных звезд с замкнутыми плетенками неповторяющегося рисунка. Следует отметить, что все эти изображения и звезды даны на резном фоне. Резьба хачкара, таким образом, двухплоскостная; наиболее рельефно выступают основной крест и звезды.

Особенно интересна верхняя часть хачкара — над арочкой основного креста. Здесь, в центре, на пьедестале (или стилобате) представлен Христос. По сторонам его голова с рогами — слева и другая голова — справа, изображенные горизонтально (как бы смотрящие вверх?). Над левой головой — погрудная человеческая фигура. Все эти изображения являются, очевидно, символами евангелистов.

По сторонам верхней части хачкара помещены малые кресты, образованные плетенкой, вплотную окруженные орнаментикой и почти сливающиеся с ней. По обрезу козырька прочерчена надпись. Другой крест, стоящий рядом с описанным60 — также с двухплоскостной резьбой: Малые кресты в нижних междукрестьях сливаются с окружающей орнаментикой. Хачкар отличается лишь тем, что в основной его части изображения отсутствуют. Только в верхней части хачкара помещено изображение Деисуса — Христа, по сторонам его — богоматерь и Иоанн. Изображение это обрамлено двумя панно, заполненными геометризованным орнаментом. На обрезе козырька и под крестом имеется надпись.

Три другие хачкара оттуда же, выполненные в 1602 г. тем же Кирамом, по композиции, по орнаментике и манере резьбы близки предыдущим, хотя и отличаются деталями. Основные кресты на всех этих хачкарах заключены в слегка впалую филенку; все они — двухплоскостные; один из них помещен под килевидной аркой, другой — в прямоугольнике, третий — под полукруглой аркой. Основной крест первого из них обрамлен восьмилучевыми звездами на резном фоне. Малые кресты также слиты с резным фоном. Хачкар завершен декоративным панно, заполненным плотным геометрическим орнаментом, а в средней части его помещены — малые кресты (один из них повторяет композицию всего хачкара — с маленькими крестами в нижних междукрестьях большего). Под основным крестом первого хачкара — большая сфера с мелким геометрическим орнаментом. Низ первого хачкара занят четырьмя крестами в портике — под арочками, опирающимися на парные полуколонки. На обрезах козырька всех трех хачкаров прочерчены надписи.

Все пять хачкаров работы Кирама объединяют некоторые общие черты: во-первых, чрезмерно мелкая геометризованная орнаментика, сплошь, без интервалов, покрывающая поле хачкаров, притом слабо рельефная. Вследствие этого композиция хачкаров утрачивает ясность и четкость, которой так отличались хачкары эпохи расцвета — XII-XIII вв. Рельефно выступают на всех хачкарах лишь основные кресты и звезды.

Те же особенности свойственны и двум, стоящим рядом хачкарам в Камо, датированным надписью 1558 г. Основная часть обоих хачкаров (рис. 85) почти одинакова: на том и другом крест, можно сказать, утопает в сплошной мелкой и плотной геометрической орнаментике, в которую включены малые кресты нижних междукрестий, и слит с ней, нисколько не выделяясь.

Под основным крестом помещен четырехарочный портик с крестами, опять-таки сливающимися с окружающей орнаментикой. А в верхней части одного из хачкаров представлена в плоском рельефе сцена распятия с коленопреклоненными богоматерью и Иоанном; оба — с воздетыми руками. По сторонам их симметрично изображены в 3/4 две стоящие фигуры в длинных опоясанных одеждах. Правая рука их протянута к Христу, а левой каждый из них держит направленное наискось вниз (к центру) копье, которым они пронзают дракона, извивающегося у ног четырьмя петлями. Подобную композицию на более ранних хачкарах мы не встречали. Но все же можно думать, что она была заимствована из репертуара предшествующей эпохи.

Тождествен — и по композиции и по точно той же орнаментике — хачкар в Аштараке. Сплошная мелкая орнаментика, скрадывающая рисунок композиции, характерна и для многих других позднесредневековых хачкаров. Примерами могут служить описанный выше хачкар из села Мец-Мазра, который мы отнесли к группы З и хачкар в селе Золакар (Мартунинского р-на), относящийся к группе 4. В них выделен лишь основной крест; малые кресты, занимающие все четыре междукрестья, совершенно слиты со сплошной мелкой орнаментикой. Обрамление украшено отрезками пяти видов плетенки (с обеих сторон хачкара одинаково).

Большой интерес вызывают позднесредневековые изобразительные хачкары. Они немногочисленны и относятся отчасти к XVI в., но главным образом к XVII в. На хачкаре XVI в. в Камо основной крест (рис. 86), заключенный в прямоугольную плоскую филенку, окружен орнаментом крупного рисунка в виде миндалевидных фигур (сильно искаженных). В широких обрамлениях — точно такой же орнамент, как на описанном хачкаре 1551 г. в Гндеванке. По сторонам сферы помещены кресты из переплетающихся жгутов (форма крестов только угадывается) под стрельчатыми витыми арочками.

Но наиболее интересен козырек со сложной рельефной композицией: изображен Христос с поднятой и благословляющей правой рукой. Христос облачен в богато украшенную одежду (орнамент дан рельефом); из-под полы видна нижняя одежда и ступни ног. Голова Христа — непомерно большая, треугольной формы. По сторонам ног Христа изображены два священных животных с кудрявой шерстью (показана в виде выпуклых кружков), обращенные в разные стороны; головы их — в фас. За спиной Христа — священные антропоморфные существа, также обращенные в противоположные стороны: слева (от зрителя) изображен грифон; крыло его — над его же головой, нога выкинута вперед; справа — птица (сирин?); крыло ее приходится между туловом птицы и головой Христа. Эту изобразительную композицию окаймляют полосы геометрического орнамента. По верхнему обрезу козырька протянута надпись.

Антропоморфный грифон — человеко-конь (если это изображение правильно понято нами — образ столь же популярный в Армении, как и на всем Ближнем Востоке — христианском и мусульманском — в XII-XIII вв. как в монументальном, так и в прикладном искусстве (особенно керамике). В Армении такие изображения известны в Ариче 1201 г. (на восточном фасаде), в Макараванке (Иджеванского р-на) (перед входом в притвор), в Нораванке (на своде двухэтажной церкви-усыпальницы). Многочисленные примеры дают одновременные памятники Азербайджана и сельджукской Малой Азии. Общий смысл этого образа — приблизительно тот же, что и сирина. Этот образ, связанный с небом, образ райский, что находит себе некоторое подтверждение в той связи с райской человеко-птицей, в какой оба эти изображения, перекликающиеся по своему содержанию, выступают в армянском и персидском (иранском) искусстве — скульптуре, керамике и металле. Образ человеко-грифона был, вероятно, близок и народным представлениям в качестве оберега-заступника.

О хачкаре в Мец-Мазра 1678 г. с изображением распятия68 говорилось выше. Изображение это (с фигурами богоматери и Иоанна), как и фигуры четырех предстоящих, довольно упрощены: они приземистые и большеголовые, представлены в фас, на них тяжелые омофоры, спадающие прямыми параллельными складками. Рельеф фигур — плоский. Изображения на этом хачкаре не вносят ничего нового и свежего в монументальную скульптуру позднесредневековой Армении. Значительно сложнее и богаче два других хачкара XVII в. На редкость насыщен изображениями хачкар в монастыре на острове Севан, выполненный мастером Трдатом в 1653 г.69. Хачкар (рис. 87) многочастный. В центре его, под полукруглой арочкой (с килевидным завершением), изображено распятие. Христос, занимающий нижнюю часть креста (до его поперечной ветви), — с большой бородатой головой, поднятыми к перекладине креста руками, препоясанный (складки идут наискось). Сам крест — с развитыми «почками». У подножия креста представлены коленопреклоненные фигуры без нимбов — вероятно, просители, т. е. ктиторы, в молитвенной позе, с поднятыми руками и повернутыми вверх головами. Изображения даны на фоне крупных беспорядочных растительных побегов с крестами среди завитков. Под крестом представлена сцена сошествия в ад; внизу — разбитые врата ада. Средняя фигура (бога) дана в фас, нижняя часть (с подогнутыми ногами) — в профиль. Правой рукой он держит Адама, левой — жезл (с крестом наверху), которым он пронзает дракона, извивающегося в правой стороне композиции.

Симметрично в левой ее стороне также изображен дракон (?) (изображение очень плохо сохранилось). Фигура Адама дана в профиль, овальная голова — горизонтально (Адам смотрит вверх). Над Адамом — развесистое дерево с висящими тяжелыми плодами. Справа от бога — фигура Евы в фас с опущенной правой рукой и поднятой левой. Широкое обрамление состоит из пяти «клейм» с каждой стороны. С левой стороны: вверху — сцена народного содержания, определить которое затрудняемся. Может быть, изображены весы, справа — сидящая фигура богоматери, слева — нагнувшегося ангела. Ниже — погрудные изображения трех отроков в пещи огненной. Два нижеследующие квадрата заполнены резными замкнутыми геометрическими фигурами. В нижнем прямоугольнике — крест в виде узла переплетения с' полупальметками в верхних междукрестьях. С правой стороны также пять «клейм». Вверху изображена сидящая богоматерь в фас со спеленутым младенцем на руках. Под ней вол и осел друг против друга в фас, представляющие как бы часть общей композиции рождества. Ниже клеймо с тремя волхвами — одинаковыми и тесно сидящими подряд фигурами с большими головами в трехзубчатых коронах; руки их в молитвенной позе положены на грудь.

Следующие два «клейма» точно повторяют соответствующие клейма с левой стороны. Вверху хачкара (на его козырьке) — три части: в центре — крест, нижняя и верхняя часть которого образованы сложной плетенкой. Слева от него — замкнутая плетеная крестообразная фигура. Справа — изобразительная композиция: беседа бога-отца с прародителями — Адамом и Евой; в центре композиции — фигура Христа с непомерно большой овальной головой, с бородой клином, с поднятой правой рукой; справа и слева от Христа малые фигуры в фас (Адам и Ева?).

Перед правой фигурой — голова быка. На обрезе козырька прочерчена двухстрочная надпись. В целом — это сложный по составу хачкар, посвященный некоторым основным евангельским темам. Но сам характер изображений — упрощенный и схематизированный. Фигуры выполнены в манере, традиционной для армянской монументальной скульптуры средневековья и, как видно, принадлежат руке доморощенного художника. Его произведение не обладает той пластичностью и мастерством, которое свойственно было хачкарам не только предшествующего времени, но и его современникам.

В этом убеждает очень интересный хачкар XVII в. в Эчмиадзине. Хачкар (рис. 88) состоит из трех частей. Средняя заключает в себе основной крест в слегка углубленной филенке с полукруглым верхом (с килевидным заострением), завершенным крестом. Крест выступает на фоне стилизованной растительной резьбы, заполняющей узкие промежутки верхних междукрестий. В эту углубленную плоскость включены и два малых креста нижних междукрестий, окруженные со всех сторон полупальметками. Широкое обрамление состоит с каждой стороны из трех восьмилучевых звезд с впалыми сторонами на фоне таких же полупальметок, как у малых крестов.

Но наибольший интерес представляют три другие части хачкара — верхняя и две нижних. Наверху представлены два пастыря в фас с большой округлой головой в длиннополой гладкой одежде без складок (кафтанах?). У левой фигуры левая рука сложена в локте, правая положена на грудь. Справа стоит ангел; правая его рука поднята, благословляет пастырей, левая держит жезл (с крестом наверху). Внизу изображена сцена рождества, расчлененная на две части. Слева в углублении с овальным верхом (изображает пещеру) представлена фигура, сидящая поджав ноги, с младенцем в руках. Овал пещеры осеняют два ангела, крылья которых примыкают к овалу пещеры. Под ними изображены два пастушка, играющие на флейте. Справа дана сцена омовения, тесно связанная со сценой рождества. Представлены две обращенные одна к другой коленопреклоненные женщины — повитухи, в длиннополой одежде, держащие младенца; головы их повернуты в сторону от него.

Наконец, внизу, в основании хачкара, изображены, вероятно, ктиторы. Слева — фигура в фас (ноги — в профиль) в длиннополой гладкой одежде. Голова дана горизонтально, как бы смотрящей вверх. Правая рука согнута в локте и держит какой-то предмет, в левой — посох. Правее стоит другая фигура, слабо рельефная, с округлой головой. Еще правее, рядом с ней изображен конь, ступающий влево. Остальное изображение не сохранилось (сбито). Наличие коня вызывает ассоциацию с хаченскими хачкарами XII-ХШвв., на которых изображение коня обычно.

Рельефы описанного хачкара по манере изображения очень традиционны и не выходят за рамки тех художественных норм, которые были выработаны в армянской скульптуре XII-XIII вв. Фигуры здесь даны в движении; хотя они и обобщены, но очень динамичны и выразительны. При этом мастер явно стремился подчеркнуть значение основных изображений (т. е. сцену рождества), которые он дал более рельефно сравнительно с нарочито слаборельефными остальными изображениями (пастырей на верху хачкара, ангелов и пастушков внизу) — очевидно, второстепенными. Рельефы эчмиадзинского хачкара показывают, насколько и в XVII столетии мастера дорожили художественным наследием прошлого.

Наконец, мы должны обратиться к очень специфической и вполне локальной серии хачкаров XVI-начала XVII вв. в Старой Джуге, на реке Аракc, на юге Армении, об экономическом оживлении и подъеме которой говорилось в начале главы. На кладбище ныне мертвого города сохранилось огромное количество хачкаров (до 31/2 тысяч). Они различно сочетают и варьируют старые, овеянные традицией и наиболее популярные орнаментальные и изобразительные мотивы. Разнообразие таких сочетаний придает каждому джугинскому хачкару особый интерес. Эти элементы в основе традиционны, но кардинально переработаны. Это прежде всего относится к самой композиции хачкаров, лишь напоминающих композицию группы 2 с полупальметками, произрастающими из креста, и к группе 4 с малыми крестами в нижних междукрестьях. Кроме того джугинским хачкарам придали резко повышенные, вытянутые пропорции: это стало общей чертой их. Судя по многим хачкарам из Джуги, весьма популярным продолжал оставаться в том или ином виде и традиционный мотив полупальметок.

Но изменился и сам рисунок резьбы в сравнении не только с классическими хачкарами (XII-XIII вв.), но и с хачкарами XV-XVI вв.: рисунок стал еще более стилизованным и более рельефным, более четким и строгим. Это придало джугинским хачкарам некоторую сухость, но вместе с тем и своеобразие — качества, выделяющие их в отчетливо выраженную особую группу. Но это была уже последняя, заключительная страница истории хачкаров.

Насколько смело, ради стилизации, мастера Джуги перерабатывали старые мотивы, показывают некоторые джугинские хачкары начала XVII в. Очень показательны в этом отношении два датированных хачкара — 1602 и 1603 гг. Хачкар 1602 г. — исключительно орнаментальный (рис. 89). Крест с сильно вытянутой нижней ветвью, украшенной простой плетенкой, заключен в глубокую филенку, завершенную подковообразной килевидкой арочкой. Процветшая часть представляет собой обращенные к кресту полупальметки с четырехлопастным контуром, превращенные в чисто орнаментальное построение, заполненное крупными растительными завитками. Эти орнаментальные фигуры уже ничего общего со старыми полупальметками (группа 2) не имеют. Сфера под крестом украшена традиционным и излюбленным в то время мотивом миндалевидных фигур, размещенных веерообразно. Узкое обрамление украшено однообразной криволинейной плетенкой. Хачкар завершается горизонтальной полосой с четырьмя восьмилучевыми звездами с впалыми сторонами (их орнаментальное заполнение то же, что и в обрамлении).

Другой хачкар, 1603 г. по структуре своей очень близок к предыдущему и, возможно, выполнен тем же мастером или в той же мастерской. Крест, поставленный на трехступенчатый декоративный стилобат, также заключен в глубокую филенку, окаймленную полоской надписи. Таков же, как на хачкаре 1602 г., рисунок и процветшей части креста, но она проще и также заполнена завитками. Орнамент обрамления точно такой же. Но хачкар интересен своими изображениями. Крест завершается панно, на котором между двумя четырехлопастными орнаментальными фигурами (внутри их — миндалевидный орнамент) представлен сидящий Христос в орнаментальной раме. А внизу, слева от сферы, под трехлопастной арочкой изображен коленопреклоненный ктитор со склоненной головой, в длиннополой одежде с прямыми параллельными складками.

Таковы и некоторые другие хачкары в Старой Джуге с такими же орнаментованными полупальметками (но с двухлопастным контуром), исходящими из креста. Типичными являются три стоящих рядом хачкара, опубликованные Л. Азаряном. Все они почти совпадают по формам и декору: основной крест помещен под трехлопастной арочкой, обрамление украшено трехлопастными орнаментальными фигурами, составляющими половину полной четырехлопастной фигуры; внутри ее — миндалевидный рисунок. Такими четырехлопастными фигурами украшена верхняя часть двух остальных хачкаров. Все три хачкара объединяет и плоскостность рельефа. Но в каждом из них имеются и свои особенности. Так, один завершен трехчастным изображением: в центре представлена богоматерь с младенцем, по сторонам ее — два ангела. В нижних междукрестьях — малые кресты с развитыми плетенками на концах; кресты эти держат длани, что неоднократно встречается на хачкарах предшествующих столетий.

Другой хачкар из числа этих трех, тождественных по структуре и орнаментике и с теми же полупальметками, интересен изображениями в нижней части стелы, под сферой: представлен всадник на торжественно ступающем влево коне, а справа от него помещена в фас человеческая фигура, сидящая поджав ноги. Изображены, очевидно те, кому посвящен хачкар. Надо сказать, что это не единичный пример такого изображения: всадники на торжественно шествующем коне и персонажи, пирующие сидя поджав ноги, представлены и на других хачкарах в Джуте.

Несколько иначе выглядит другая серия джугинских хачкаров, как бы двухъярусных, хотя и здесь у каждого хачкара есть свои особенности. Вот два почти одинаковых хачкара, стоящих также рядом (рис. 91). Высокая и удлиненная стела по вертикали расчленена на пять частей. Хачкары эти лишены основного креста и состоят из четырех малых крестов, помещенных двумя парами (одна над другой) в глубоко врезанные в стелу ниши; глубина их порождает сильную светотень, что придает хачкарам пластичность. Ниши вытянуты, соответственно пропорциям самих хачкаров и завершены подковообразной арочкой с килевидным верхом (луковичной формы). Ниши заключают в себе рельефные кресты с удлиненной нижней ветвью. Фон этих крестов покрыт резным орнаментом: декор хачкаров, таким образом, и здесь двухплоскостный. Обрамление хачкаров (одинаковое с обеих их сторон) состоит из обычной в XVI в. круговой плетенки. Сфера со скошенным внутрь ее краем (по которому тянется надпись) заполнена популярными в то время миндалевидными фигурами, веерообразно расположенными. На одном из джугинских хачкаров — пять крестов под арочками: четыре малых креста, занимающие междукрестье, окружают большой основной крест; обрамление хачкара состоит из рельефных звезд.

Наиболее интересны изобразительные панно, помещенные внизу и наверху обоих хачкаров. Внизу одного из них, как и некоторых других, изображен ступающий влево всадник (см. выше, прим. 78). Внизу другого хачкара представлена сцена пиршества с тремя фигурами. Средняя из них, изображенная в фас, сидит поджав ноги; справа (от зрителя) представлена другая фигура (в профиль), подносящая ему чашу с плодами, а рядом стоит высокогорлый сосуд (обычной в те времена формы). Слева от средней фигуры поставлена другая чаша с плодами. Симметрично с правой в профиль изображена третья фигура, обращенная к средней, к которой протянута рука, держащая плод. Средняя фигура изображает, вероятно, того, кому посвящен хачкар. Такого же всадника и сидящую поджав ноги фигуру мы уже видели на только что описанном хачкаре (рис.90). Верх обоих хачкаров занят одинаковыми сдвоенными изображениями антропоморфных крылатых грифонов, сливающихся передней частью с общей непосредственно посаженной на их тулово головой, как бы обрамленной симметрично поднятыми крыльями. Мелкие выпуклины, покрывающие тулово грифонов, изображают, очевидно, кудрявую шерсть. Хвост у обоих грифонов поднят кверху, соответственно традиционному изображению подобных существ: на концах их хвостов — головы драконов с открытой пастью. Изображены, по-видимому, священные образы, имевшие значение оберегов-хранителей.

Однако всем своим обликом эти животные резко отличаются от представленных на джугинских хачкарах: резчики полностью переработали традиционные образы и создали свои, очень своеобразные по рисунку, хотя по содержанию эти фантастические звери оставались оберегами — могучими стражами. Обращает внимание одна особенность рассмотренных рельефов Джуги. Насколько нижние изображения, посвященные ктиторам хачкаров, плоскостны, настолько верхние изображения — изображения священного содержания — высоко рельефны: смысловому содержанию, как видим, соответствует и его художественное выражение.

С описанными двумя двухъярусными хачкарами следует сопоставить большой и высокий, прекрасно выполненный джугинский хачкар, датированный 1629 г. (рис. 90), но только с двумя сильно вытянутыми крестами, заключенными в обычную для Джуги глубокую и сложнопрофилированную филенку, завершенную подковообразной арочкой с килевидным заострением. Под обоими крестами помещен череп Адама. Нижняя ветвь обоих крестов, очень удлиненная, фланкируется с каждой стороны шестью сокращающимися кверху растительными завитками-спиралями, замещающими здесь старые полупальметки, явно имитируя их. Обрамление креста состоит из трехлопастных фигур с миндалинами внутри и между ними, как на описанных хачкарах в Джуге, где этот орнаментальный мотив был, по-видимому, излюбленным. Сфера с широким ободком, как и на предыдущих хачкарах, заполнена веерообразно расположенными миндалинами, а круг сферы заключен в квадрат, в углах которого помещены буквы, обозначающие дату (1079, т. е. 1629 г.). Под сферой изображен всадник на таком же, как и на других подобных хачкарах торжественно ступающем влево коне, также с крестом в правой руке и с саблей, подвешенной справа. Справа от всадника шестистрочная надпись.

Близость к описанным двухъярусным хачкарам Джуги дополняется завершающим хачкар изображением сдвоенного антропоморфного крылатого грифона с единой головой — точно таким же как и на рассмотренных выше хачкарах. И этот мотив охранителя-оберега был в Джуге, как видно, очень популярным. По сторонам этого изображения помещены маленькие кресты, повторяющие форму основных.

Хачкары с двумя рядом поставленными большими крестами под острыми килевидными арочками известны в Джуге и помимо того. К числу их относится своеобразный хачкар 1596 г., в котором очень оригинально трактованы старые традиционные мотивы: полупальметки превращены во вьющийся растительный орнамент, верхушкой своей сливающийся с плетенкой поперечных ветвей креста; сферы под крестами превращены в розетки. А над крестами помещено панно: под пятилопастной аркой представлен Христос на троне, окруженный символами евангелистов; в углах вне арки с Христом стоят ангелы; с опущенным и поднятым крыльями, вторя линии верхней лопасти арки (над головой Христа). Панно фланкируют два узких прямоугольника с такими же ангелами. 

Вариант двухъярусных хачкаров дают хачкары не с двумя, а с тремя нишами в каждом ярусе. Один такой хачкар опубликован86. Крест обрамлен орнаментом, точно повторяющим орнамент других двухъярусных хачкаров, а завершен хачкар третьим рядом таких же, но миниатюрных вытянутых нишек с крестами (в Джуге встречаются хакчары и с фризом, состоящим из шести нишек). Множество ниш в третьем, ярусе создает ощущение сложной и монументальной архитектурной; композиции, впечатление которой мастер, несомненно, и стремился передать. Архитектурная структура хачкара вновь напомнила о себе в позднесредневековом искусстве Армении.

Стилистически близка к описанным другая пара почти тождественных джугинских хачкаров. Оба выделяются богатством резьбы и мастерством выполнения. Второй из этих хакчаров, как указывает надпись, посвящен памяти Мирзум и его супруги, а в углах квадрата, в который заключена сфера, буквами обозначена дата — 1050, т. е. 1601 г. На обоих хачкарах — лишь один большой и высокий основной крест удлиненных пропорций, помещенный в столь же вытянутой глубокой филенке с сильно профилированными краями и завершенной килевидной арочкой.

Крест основан на трехступенчатом стилобате. Под нижней оконечностью креста — округлый человеческий череп (Адама), от которого тянутся вверх длани, держащие малые кресты. Они занимают нижнюю половину филенки; все вышележащие части (до верха основного креста) покрыты крупными растительными побегами, составляющими резной фон, на котором выступает основной крест. Резьба хачкара, таким образом, двухплоскостная, что следует давней традиции армянского декоративного искусства. Обширная сфера под крестом горельефна, ее поле веерообразно украшено миндалинами, соединенными в центре сферы в виде плотной и мелкой плетенки. Под сферой на обоих хачкарах представлен всадник на торжественно ступающем влево коне, изображающий и здесь, несомненно, того, кому посвящены эти хачкары (напомним только что описанный хачкар в Джуге и более древний хачкар памяти Момика и хаченские хачкары). Содержащая его имя надпись занимает правую сторону этой части обоих хачкаров, но на одном из них она сбита.

Всадники изображены в светской одежде — в шароварах и в накидке. Правая рука у обоих поднята (параллельно шее коня) и держит крест в виде узла переплетения; левая рука держит поводья. К поясу обоих всадников подвешена сабля. Крест с трех сторон (боковых и верхней) одинаков на обоих хачкарах, обрамлен восьмилучевыми звездами с впалыми сторонами на углубленном резном фоне. Этот орнаментальный мотив в армянском декоративном искусстве очень традиционен и часто наблюдается в XIII в., о чем уже говорилось. Поверхность звезд украшена обычным в XVII в. плетеным орнаментом в виде четырех крестообразно расположенных петель-миндалин.

Верхнюю часть одного из этих замечательных хачкаров занимает панно с изображением сцены вознесения. В центре представлен бородатый Христос, сидящий раздвинув ноги на троне, по сторонам которого помещены символы евангелистов: человеческая голова (Матвей), лежит лев (Марк) — с левой стороны; Телец (Лука) и голова орла (Иоанн) — с правой. Остальное поле занято изображением сил небесных — четырех ангелов (по два с каждой стороны). Два ближайших к Христу ангела подносят ему чашу с плодами. Головы их сильно наклонены (смотрят вверх на Христа). Крайние ангелы — коленопреклоненные. У всех ангелов одно крыло опущено, другое поднято. Три крыла, лежащие почти горизонтально, занимают место между крайними ангелами и Христом; каким изображениям они принадлежат — неясно; возможно, что мастер занял ими свободные промежутки на панно. Узкие промежутки вверху панно между ангелами заполнены вьющимися побегами, являющимися фоном изображений.

Аналогичный этому другой хачкар из Джуги лишен панно с изображениями; место панно занимают два ряда таких же звезд, как в обрамлениях. Другой изобразительный хачкар завершается колончатым фризом в виде пятичастного портика с полукруглыми арочками на колонках. Под арочками — рельефные изображения, связанные с сюжетом рождества Христова. Под средней арочкой — сидящая богоматерь с младенцем. Слева под арочкой изображен сидящий Иосиф (?). Симметрично с правой стороны представлены волхвы, поклоняющиеся богоматери и подносящие ей плоды (на блюдах с высокой ножкой). Головы волхвов наклонены, один из них — коленопреклоненный, два другие — стоят. Под крайней левой аркой помещен ангел в фас, в тунике; голова наклонена; одно крыло поднято, другое опущено. Под крайней правой аркой изображена сцена омовения (?): слева стоит Иосиф, рядом с ним две женщины: одна с младенцем в фас (младенец обращен вправо, голова его влево); за ней — другая женщина (видна только голова). Характер этих миниатюрных изображений, очень насыщенно заполняющих отведенную им поверхность, — живой, динамичный, особенно в сцене подношения даров, напоминающей в этом отношении рельефы на описанном хачкаре XVII в. в Эчмиадзине. В Джуге известны и другие хачкары с пятичастным колончатым фризом, но без изображений.

Наконец, еще один аналогичный хачкар с одной глубокой нишей-филенкой с крестом в ней, происходит не из Джуги, а из Джрвежа (близ Еревана)90. На хачкаре (рис. 91) имеется и дата: 1048 г. (1599 г.). Он лишен изобразительного завершения: процветшая часть креста представляет собой крайне стилизованные полупальметки, обращенные к кресту, заполненные резьбой. Фон креста — резные растительные побеги. Хачкар, таким образом, также двухплоскостный.

Обрамление состоит из обычных на хачкарах Джуги трехлопастных фигур. Под сферой (также глубоко вырезанной и также с откосом) изображен всадник на ступающем влево коне — точно такой же, как на других подобных хачкарах из Джуги (см. прим. 76). Справа от всадника — трехстрочная надпись, называющая имя того, кому посвящен: хачкар — Мхитар. Хачкар, по всей вероятности, изготовлен мастерами из Джуги или привезен оттуда. Таковы эти сложные, насыщенные резьбой хачкары, сотканные из традиционных элементов, но стилистически переработанных, благодаря чему джугинские хачкары приобрели новый облик.

Хачкары эти столь же пластичны и артистичны по исполнению, как и их выдающиеся предшественники XII-XIII и начала XIV вв. Но это — произведения уже нового позднесредневекового искусства, далеко отошедшие от армянской монументальной декоративной классики. В этом — историческая ценность джугинских хачкаров позднего средневековья.

Создатели этих хачкаров — резчики по камню были талантливым» мастерами, виртуозами своего дела. Некоторые из них, подписавшие свои произведения, известны нам и по именам. 

Выдающимся мастером был Григор, работавший во второй половине XVI в. С 1563 до 1583 гг. сохранилось шесть его прекрасных хачкаров. Дошло до нас и имя другого большого мастера-резчика, подписавшего один из своих хачкаров: «помяните резчика Айрапета». На одном из джугинских хачкаров указано имя резчика вардапета Исраела. Произведения, созданные мастерами Старой Джуги во второй половине XVI и в начале XVII столетий, эти замечательные хачкары, как видим, не похожи на хачкары прежних времен, да и на современные им в других местностях. Хачкары Джуги — вполне локальное явление.

Орнаментика их, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов. Хачкары Джуги вернули себе и сильный рельеф, который на многих хачкарах XVI-XVII вв. был утрачен. Четкость и чеканность рисунка, его архитектоничность, пластичность и оригинальность композиции — убедительное свидетельство того несомненного творческою подъема, который на закате армянской средневековой культуры ясно и ярко проявился в этом далеком уголке страны.

Мы подошли к концу. Наше исследование имело целью изучить процесс формирования и развития хачкаров, установить их художественные группы и проследить их судьбы на протяжении нескольких столетий — с IX-X до XVII в. Мы старались показать, насколько поучителен этот богатейший многогранный и разнообразный по содержанию материал (не только в общеисторическом, но и в историко-художественном отношении). Он позволяет вникнуть в самую природу хачкаров — этих форм «малой архитектуры», связь с которой никогда не забывалась армянскими мастерами-резчиками по камню, и тем самым связь с закономерными явлениями армянского монументального искусства в самом полном смысле слова.

Благодаря таким качествам хачкары важны для понимания всего процесса развития армянской средневековой культуры. Большой и сложный путь этого развития хачкары освещают ярким и немеркнущим светом.

А.Л. Якобсон. Армянские Хачкары. Ереван, 1986