1. Самоназвание и идентичность.
На территории Абхазии и Краснодарского края уже более века существуют многочисленные поселения армян, предки которых были выходцами с территории северо-восточной Турции, где располагаются историко-культурные области Амшен, Трабзон, Орду и Дженик (Джаник). По мнению большинства ученых, на территории Амшенского княжества (современная область Резе) к XV - XVIвв. из различных групп представителей армянского этноса сформировалась амшено-армянская общность со своим вариантом западно-армянского диалекта, использующим в качестве самоназвания эндоэтноним HamšeciHay «Համշեծիհայ» (амшенский армянин).
Приблизительно в середине XVII в. часть населения Амшена под давлением захватчиков приняла ислам, другая часть покинула родной край и расселилась по территории Понтийского культурного ареала. Эти трагические события привели к распаду Амшенской общности на две части: амшенские армяне и амшенцы (хемшилы) – мусульмане. Первые сохранили христианскую веру, вторые сохранили свой родной край. Впоследствии амшенские армяне в течение XVIII-XIXвв. образовали этнографические группы сельских трабзонцев, ордуйцев и дженикцев по названию мест нового проживания, а амшенцы-мусульмане разделились на этнографические группы баш хемшилов, хопа хемшилов и карадерли. Со второй половины XIX в. до первой четверти XX в., спасаясь от произвола турецких властей и геноцида, амшенские армяне мигрировали на территорию Северо-Западного Кавказа.
Таким образом, сегодня в СМИ и в научной литературе наиболее известна и популярна форма самоназвания «Համշեծիհայ» (амшенский армянин), относящаяся к исторической прародине – Амшену.
Сами же «амшенские армяне» в качестве самоназвания внутри своей общности используют термин «Հայի» или «Հէյի» – армянин и продолжают делить себя на ареальные – этнографические группы «сельских трабзонцев», «ордуйцев», «дженикцев». После переселения этнографических групп амшенцев на Черноморское побережье Северо-Западного Кавказа процесс их развития продолжался, стали формироваться новые локальные отличия. Осознание этих отличий вылилось в деление внутри общности на новые ареальные группы: «сухумские» – Абхазия, «сочинские» и «туапсинские» – Черноморское побережье Краснодарского края и «кубанские» – Закубанье или предгорья Кубани (бывший Армянский район). До второй половины XXв. представители этих этнографических групп имели общее самосознание, которое проявлялось термином «Միրհայի», «Միրհէյի» – наш армянин. Но на стыке тысячелетий наблюдаются процессы формирования и становления субэтнического самосознания у представителей этих этнографических групп, где в качестве самоназвания выступает эндоэтноним HamšeciHayi «Համշեծիհայի» (амшенский армянин).
Есть еще один термин, которым можно обозначить данную группу армянского населения, – черноморские или причерноморские армяне. После того как часть армянского населения покинула Амшен, к XIX в. они расселились по всему Южному побережью Черного моря, где происходило наслоение на более старый армянский субстрат. После переселения на восточное и северное побережье Черного моря выходцы из Амшена так же селились недалеко от побережья моря. Культурные традиции живущих на Черноморском побережье армян переплетаются с соседями – понтийскими греками, лазами, абхазцами, мегрелами, адыгами, русскими и др., это выражается в близкой традиции пищи, танца, костюма и т.д.
История выходцев из Амшена связана географически и культурно с ареалом Черноморского бассейна, в некотором смысле делает их потомками всего армянского исторического наследия региона и позволяет их обозначать термином «черноморские или причерноморские армяне».
2. География расселения и численность.
Амшенские переселенцы, как правило, основывали свои поселения на Черноморском побережье Кавказа и в некоторых предгорных районах: это сельские районы городов (Сухуми, Сочи, Туапсе, Анапа, Майкоп). В настоящее время основная часть амшенских армян (около 150 тыс.) проживает на территории Краснодарского края. Это районы Большого Сочи: Адлерский, Хостинский, Центральный, Лазаревский районы. По некоторым данным, проживающее в них армянское население составляет от 90 до 100 тыс. чел. Туапсинский – около 20 тысяч, Апшеронский – 12 тысяч, Горячеключевской и Белореченский районы – около 10 тысяч армянских жителей и Майкопский район Республики Адыгея – около 10 тысяч жителей.
В Абхазской АССР по переписи 1970 г. проживало 75 тысяч армян, после грузино-абхазского конфликта 80-тысячное армянское население Абхазии сократилось почти на 50%. Большинство вынужденных переселенцев поселились в Краснодарском крае и других регионах России. Сегодня наибольший процент живущих армян в Абхазии приходился на Гагринский – 44,1%, Сухумский – 41,4%, Гулирипшский – 40%, Гудаутский – 11,4%, Очамчирский – 8,9% районы и г. Сухум (Сухуми) – 12,7%. Всего 45000 чел., по другим данным – около 60000.
В это количество населения входят представители других этнографических групп армянского народа, которое не превышает 15% от общего числа (оценочные данные автора). До 10000 амшенских армян проживает в Армении, около 2000 – в Москве, небольшое количество их проживает в Иране, во Франции и США. Сегодня амшенские армяне являются самой большой и старейшей армянской субэтнической группой в Краснодарском крае, Адыгее и Абхазии. Общее число их составляет более 200000 человек.
3. Экономическая деятельность.
Основные традиционные занятия амшенских армян различаются от региона проживания. В течение ХХ в. на всем Черноморском побережье было распространено табаководство и выращивание чая, но постепенно эти отрасли пришли в упадок.
В Абхазии из-за климатических условий получило распространение садоводство, выращивание цитрусовых (мандарины, апельсины и лимоны), фруктовых деревьев и растений (инжир, мушмула, хурма, киви, орех, фундук и др.). На следующем месте по значимости находится полеводство и огородничество. Отгонно-пастбищное скотоводство, популярное в ХХ в., стало редкостью. Некоторое развитие в конце прошлого века в горных поселках получила охота, а в прибрежных селах – рыболовство. Наверное, нигде так не зависит судьба амшенца от сельского хозяйства, как в Абхазии, торговля произведенной продукцией является самой главной статей дохода для основного армянского населения. К сожалению, существует проблема прохождения границы с Россией для продажи продукции и конкуренция с некоторыми российскими товарами на внутреннем рынке. В последние годы одним из важных направлений в экономике Абхазии становится туризм и курортный бизнес и сопутствующий ему сервис. Больше всего задействовано в сфере туризма армянское население Гагринского, Гудаутского и Сухумского районов.
В Большом Сочи и Туапсинском районе основными сферами деятельности являются гостиничный и туристический бизнес, обслуживающий сервис, торговля и питание. Эти виды деятельности присущи практически всему Черноморскому побережью Краснодарского края. В связи с ростом спроса на недвижимость и строительство олимпийских объектов возросло участие армянского населения в строительном бизнесе. Некоторая часть населения продолжает заниматься садоводством и огородничеством, а в Лазаревском районе сохранилось отгонное – пастбищное скотоводство «Այլա». В нагорных частях Туапсинского, Апшеронского и Майкопского районов амшенцы традиционно занимаются лесопереработкой и производством пиломатериалов. В Апшеронском районе расположены фабрики, производящие значительную часть российского строганого шпона из твердых пород древесины, большое количество цехов по распиловке лесоматериалов, производству паркета и мебели. Строится один из крупнейших в стране комбинатов по производству МДФ, идея проекта и большая часть инвестиций принадлежит нашим соотечественникам. В Апшеронском районе развита сетевая и рыночная торговля, среди амшенских армян стало популярным коневодство.
4. Общественно-политическая деятельность.
Общественная жизнь армян в Абхазии представлена организацией «Армянская община Абхазии», которая 15 апреля 2004 г. объединила три армянских культурных организации: Армянский культурный центр, общество «Крунк» и Гагринское общество «Маштоц». Были избраны три сопредседателя Хачик Миносян, Мариетта Топчьян и Галуст Трапизонян. 1 июня 2007 г. на IIсъезде Армянской общины Абхазии все три сопредседателя дали самоотвод, был избран один председатель – Гарекин Казарян.
Есть мнение, что амшенские армяне Абхазии политически неактивны из-за того, что заняты выживанием, но это не стыкуется с результатами последних выборов, где приняли участие до 70% армянских избирателей. Не стоит большого труда заметить, что представительство армянского населения во властных структурах непропорционально количеству населения. Несмотря на это, за действующего президента проголосовало 80% армянских избирателей и их голоса стали решающими в предвыборной гонке.
Крупнейшей армянской общественной организацией Краснодарского края является Сочинское отделение Общероссийской общественной организации «Союз Армян России» (САР), в рамках которого представлено армянское население региона, в большинстве своем амшенские армяне. В Большом Сочи действует пять местных отделений САР – городское Сочинское и четыре районных: Центральное, Адлерское, Лазаревское и Хостинское, возглавляет эту организацию Кочконян Акоп Дживанович. Общеизвестна экономическая, политическая и культурная значимость Большого Сочи в жизни России, в свете предстоящих Олимпийских игр возросшая в разы. На руководство Сочинского отделения «САР» народом возложена колоссальная ответственность в проведении работы, способствующей процветанию города Сочи и ее жителей. Осознание этого вылилось в то, что большинство районных лидеров и активистов «САР» были избраны в депутаты районного, городского и сельского уровня. Значительное количество представителей амшенских армян работают в административных структурах различных уровней, что позволяет ощущать национальным меньшинствам себя полноправными гражданами и является неотъемлемой составляющей в процессе становления гражданского общества. Надеемся, что в скором будущем армянская диаспора выставит достойного кандидата на должность одного из глав администраций районов г. Сочи.
В остальных районах проживания амшенских армян национальные общественные организации представлены Туапсинским, Апшеронским, Горячеключевским и Белореченским отделениями САР. В республике Адыгея зарегистрировалось региональное отделение Общероссийской общественной организации САР.
По данным последних выборов в Апшеронском районе можно составить картину участия в законодательных органах армянского населения, учитывая, что в районе армянские жители составляют 13.5% жителей, т.е. избиратель голосует не по национальному принципу: 5 – депутатов Совета Апшеронского района, 6 – депутатов Совета Апшеронского городского поселения, 1 – депутат Совета Хадыженского городского поселения, 7 – депутатов Совета Нефтегорского городского поселения, 15 – депутатов Советов сельских поселений. Всего 34 депутата различного уровня.
Таким образом, мы можем констатировать, что у амшенских армян существует устоявшаяся общественная и политическая элита, которая может на разных уровнях содействовать сохранению национальной идентичности.
5. Национальное образование.
Знание родного языка или диалекта является одним из главных маркеров сохранения национальной идентичности. В Абхазии функционирует 32 школы, в которых обучается около 3-4 тысяч учащихся. Для сравнения, в 1971 г. число школ доходило до 110, а учеников – до 20 тысяч, после войны 1992-1993 гг. наполовину сократились школы и количество учащихся, но где остальные 6-7 тысяч учеников? Безусловно, в период существования СССР образование армянских школ Абхазии ориентировалось на продолжение обучения в Армении, сегодня это направление, к сожалению, непопулярно. Продолжение обучения всем предметам на армянском языке, на наш взгляд, может окончательно привести к развалу армянского образования в Абхазии. Настоятельно необходима реформа, нужна программа и средства, которых нет. Ряд школ стали преподавать технические предметы на русском языке, продолжая обучать на армянском литературе, истории, географии. Возможно, еще не поздно остановить гибель армянского образования в Абхазии.
Несмотря на негативные прогнозы, вдохновляет то, что литературным армянским языком в Абхазии продолжает владеть больше половины армянского населения, а на диалекте говорит подавляющее большинство армянских жителей. Особенно интересно, что диалект продолжает развиваться, обогащаясь литературными словами в диалектной форме.
Если в 1951 г. на территории Краснодарского края имелось более 100 армянских образовательных школ, то в 1967/68 гг. их число сократилось до 12. Оставшиеся школы удалось сохранить на территории Большого Сочи, где еще в 11 русских школах около 2000 детей обучались армянскому языку и литературе. На сегодняшний день сохранились школы, в которых изучают армянский язык как факультатив и историю армянского народа на русском языке. Это положение вещей отразилось на значительном уменьшении количества владеющих армянским языком, более того, около 1/3 амшенского населения не говорит на диалекте или владеет им недостаточно.
В Туапсинском, Апшеронском, Горячеключевском и Белореченском районах после закрытия армянских школ в 1951 г. обучение родному языку не велось ни в какой форме, литературный армянский знает только старшее поколение. В 90-х гг. ХХ в. с возрождением национальной общественной жизни делались попытки открытия факультативов армянского языка во всех районах, как правило, через несколько лет они закрывались. Это можно объяснить тем, что не было общей программы, последовательной координации и финансирования. Сегодня продолжают функционировать несколько факультативов и воскресных церковных школ. Ситуация с владением в этих районах амшенским диалектом катастрофична, молодежь его не знает или использует на уровне жаргона.
6. Наука и культура.
Помимо существующей армянской общественной организации «САР», которая возлагает на себя в основном представительную функцию, действует ряд научно-культурных, просветительских обществ, которые основной целью своей деятельности видят сохранение и возрождение культуры черноморских амшенских армян.
Краснодарская краевая общественная организация Армянский научно-культурный центр «Амшен», которая проводит и участвует в научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, организует историко-этнологические экспедиции, издает сборники, книги и информационные листки. Земляческой благотворительной общественной организацией «Амшен» (г. Ереван) издается ежемесячная газета «Дзайн Амшена» («Голос Амшенский»). Ассоциацией амшенских армян г. Москвы издается журнал «ՀAMSHEN».
Армянское благотворительное культурно-просветительское общество «Амшен» Туапсинского района известно по организации ежегодного фестиваля армянской культуры. При центре национальных культур Лазаревского района существует центр армянской культуры, который уже на протяжении десяти лет организует и проводит фестивали амшенской культуры в местах компактного проживания амшенских армян в Краснодарском крае и Адыгее.
Центр Понтийско-Кавказских исследований при КубГУ организует и участвует в различных проектах, относящихся к исследованию черноморских армян. Ряд независимых историков, краеведов занимаются исследованием истории и культуры амшенских армян, действуют несколько десятков танцевальных и музыкальных групп. Все эти организации и активисты в той или иной мере сотрудничают, но эти связи носят спорадический и не последовательный характер, что отражается на эффективности всей просветительской деятельности.
7. Проблемы сохранения национальной идентичности и пути их решения.
Для амшенских армян потеря диалекта, культурных маркеров равносильна потере своей идентичности. Не занимаясь этими вопросами, мы обречены в лучшем случае на естественную ассимиляцию, а в худшем – на деградацию. Можно поменять фамилию и называть себя русским, но это не значит быть таковым. Это как отплыть от одного берега, но так и не пристать к другому. Примером такого пограничного существования могут быть хопа хемшилы. Более того, этот процесс уже идет, но его еще не поздно остановить. Все это в наших силах.
В начале 80-х гг. прошлого века среди амшенских армян исчезла культура игры на духовом инструменте тулум, возможно, такая же судьба ждет остальные элементы нашей культуры.
Существует региональное отделение «САР», есть другие организации краевого и районного уровня, индивидуальные активисты, которые с тем или иным успехом занимаются проблематикой сохранения амшенской культуры. Другое дело, что мы видим недостаточность прилагаемых усилий, которые не удовлетворяют сегодняшние потребности в них.
Поэтому предлагаю не объединять их в новую структуру, которую нужно регистрировать, тратить энергию и средства на ее становление, что само по себе несет в себе опасную тенденцию для всех армян региона. Нужно заложить основы и объявить о начале нового «Движения» по сохранению и возрождению культуры черноморских амшенских армян. В это Движение будут вовлечены все, кто так или иначе ратует за сохранение одной из чудесных форм культуры армянского народа, которая издревле представлена в Черноморском регионе. В нем не должно быть руководства и правления, а лишь инициатива и воля активистов, а представительскую функцию для этого движения могут нести уже существующие организации.
Есть проблемы, которые сложно решить без помощи из Армении, это касается составления планов и организации обучения армянскому языку. Мы понимаем, что государство Армения не может сотрудничать с Республикой Абхазия, но существуют неправительственные армянские организации в Армении и Спюрке, которые могут протянуть руку помощи нашим соотечественникам в Абхазии и поддержать их.
Выскажем предложения, которые могут стимулировать идею возникновения Движения по сохранению и возрождению культуры черноморских амшенских армян:
– создание Фонда развития сохранению и возрождению культуры Черноморских амшенских армян;
– организация конкурсов с призами (кяманчистов, танцевальных групп, музыкантов);
– проведение фестивалей культуры черноморских армян в различных регионах;
– проведение научных конференций, круглых столов по проблеме сохранения и возрождения культуры черноморских амшенских армян;
– пропаганда культуры черноморских армян: документальные фильмы, обучающие диски, музыкальные диски и т.д.;
– организация научных экспедиций в Дженик – Орду, Трабзон и Амшен (Понт);
– сохранение имеющихся музеев и организация новых, картографирование некрополей;
– распространение информации об амшенских армянах в Интернете, например, на сайте www.Karalahana, и на других носителях, сбор информации и контактов о музыкантах, танцевальных коллективах, краеведах и энтузиастах.
Эти предложения мы выносим для всех, кто интересуется проблемой сохранения культуры и самобытности черноморских амшенских армян.
А.Л. Тулумджян, Краснодар, Россия
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. город Пятигорск