В 301 году, в начале IV века, христианство стало господствующей религией в Армении. До этого оно непрестанно подвергалось гонениям. Впрочем, мы должны признать, что дошедшие до нас памятники письменности о существовании и распространении христианства в Армении в течение первых трех веков, настолько же редки, насколько и лишены значения. В смысле обилия сведений они никоим образом не могут выдержать сравнение с документами, относящимися к тому же периоду греко-римской истории. Но отсутствие первоисточников нимало не служит доказательством небытия действительного факта. Греко-римский мир, в то время в зените своей цивилизации, насчитывал множество писателей и ученых и благодаря своим школам стоял во главе умственного движения. Армения была, напротив, погружена в невежество.
Эта страна не только не обладала тогда литературой, но даже еще подыскивала себе азбуку. Понятно, что при таких условиях ей трудно было вести летопись событий, представлявших интерес исключительно для будущего. Тем не менее, немногих событий, завещанных нам народным преданием, с присовокуплением повествований иностранных писателей, более чем достаточно, думается нам, для подтверждения того, что христианство существовало в Армении в первые века новой эры. Здравый смысл, однако, не позволяет нам думать, что распространение веры могло подвергаться в течение этого периода перемежающимся затмениям. Эти ранние документы, единичные и разрозненные, являются одни за другими в течение этого времени, доказывая непрерывность христианства в Армении. Так, мы должны упомянуть о первом предании, которое приписывает Артазу семь чередовавшихся епископов, а именно: Закарию, правившего в течение шестнадцати лет, Зементоса – четырех, Атирнерсеха – пятнадцати, Мушэ – тридцати, Шахэна – двадцати пяти, Шаварша – двадцати и Гевонтиоса – семнадцати лет. Эти числа доводят нас до исхода II века.
По другому преданию, на кафедре Сюникской сменилось восемь епископов в качестве преемников Святого Евстафия, первого евангелиста этой области. Эти епископы суть Кумси, Бабилас, Мушэ, перешедший впоследствии в Артаз, Мовсес Таронци, Исаак Таронци, Зирвандат, Степаннос и Ованн. С этим последним мы восходим до первой четверти III века.
С другой стороны, Евсевий упоминает о послании патриарха Дионисия Александрийского, написанном в 254 году Мехружану (Митрозану), епископу Армении, преемнику вышеупомянутых епископов Артаза. В списках Армянской Церкви упоминается о нескольких армянских мучениках апостольской эры. Среди них встречаем имена Святой Сандухты, царского происхождения, Святой Зармандухты, женщины знатного происхождения, сатрапов – таких, как Святой Самуил и Святой Иcраэл, тысячи армян, замученных в одно время со Святым Апостолом Фаддеем; Святой Огухи, из царской семьи, и Святого воина Терентия, замученных вместе со Святым Апостолом Варфоломеем и Святых дев Марии Гуссикян, Анны Ормиздатян и Марты Маковтрян, последовательниц Святого Варфоломея. Церковным календарем празднуется день памяти Святого Оски (Хризос) и его четырех спутников, Святого Сукиаса и его 18 спутников, принявших муки в начале II века. Латинские святцы поминают Святого Акакия с десятью тысячами воинов, умерших мученическою смертью на Арарате, в Армении, в царствование Адриана.
Ко всему вышеизложенному следует присоединить одно место из Тертуллиана, знаменитого церковного писателя II века, относящееся к Деяниям Апостольским (II, 9), где, наряду со странами, на языке которых была сказана проповедь, обращенная к народу в день Святой Троицы, упоминается об Армении, помещенной между Месопотамией и Каппадокией, вместо Иудеи, вошедшей впоследствии в текст общепринятой Библии.
Иудея не могла бы быть помещена в список чуждых стран, и, как известно, она не находится между Месопотамией и Каппадокией. Основываясь на логике, можно смело сказать, что указанное положение соответствует только Армении. Блаженный Августин также сходится с Тертуллианом. Из этого видно, что оба отца Африканской Церкви были проникнуты убеждением, что христианство распространилось у армян в апостольский век.
Поэтому-то почти одновременное обращение всей Армении в христианство в начале IV века может быть объяснимо только существованием христианского элемента, утвердившегося в стране в предшествующий период. В самом деле, история заносит на свои страницы гонения христиан, происходившие при царях Арташесе (Артаксеркс) около 110 года, Хосрове (Хозро) около 230 года и Тирдате (Тридат) около 287 года.
Эти гонения, несомненно, не могли бы иметь места, если бы в Армении уже не было значительного числа христиан. Во время последнего из этих гонений умер мучеником Святой Теодорос Салахуни, казненный его собственным отцом, сатрапом Суреном. В виду всех этих данных, мы вправе сделать вывод в пользу существования христианства в Армении в первые три века; и те же данные служат нам доказательством, что армянское христианство насчитывало значительное число последователей и что эта первая горсть верующих сумела, в конце концов, своей неустанной энергией побороть все препятствия и гонения.
Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.