Мы уже имели случай беседовать с читателем о священнослужителях, сначала во главе, посвященной таинствам, затем в сделанном нами сжатом наброске церковной иерархии. Однако мы к этому теперь вернемся, чтобы объяснить некоторые обычаи Армянской Церкви, имеющие отношение к литургии.

Новейшая иерархическая лестница в Армянской Церкви состоит из следующих ступеней: 1) псаломщик (дпир); 2) дьякон (саркаваг); 3) священник (кахана, или ерец); 4) протопресвитер (авагерец); 5) архимандрит, или доктор богословия (вардапет); 6) епископ и патриарх и 8) католикос.

Под псаломщиками имеют в виду лиц, получивших посвящение в четыре младшие степени, а именно: привратника, чтеца, заклинателя и аколита. Пономари и певчие обыкновенно должны входить в состав этих четырех степеней, чтобы состоять на службе церкви. Полученное ими посвящение не связано для них с запрещением носить гражданское платье и жить в миру. В церкви они носят одежду церковнослужителей, состоящую из длинного наглухо застегнутого стихаря, называемого шапик (рубашка), спадающего до пят. Стихарь делают из разной материи – из полотна и из бархата. Верхняя часть, нашитая на него, а именно наплечник, покрывающий плечи, спину и грудь, часто бывает украшен богатым шитьем; он из более ценной материи, чем остальная часть.

Спина и бока украшены изображением креста. Наплечник должен быть надет поверх стихаря, или рубашки, но, вопреки уставу, в последнее время вошло в обычай носить его в виде пелерины. Семинаристы с самого поступления в семинарию также получают низшие степени. Они носят поверх подрясника длинную черную одежду, открытую спереди и называемую верарку, нечто вроде плаща восточного покроя с широкими рукавами.

Как мы уже заметили, дьяконы существуют ныне только в монастырях, то есть в среде безбрачного духовенства. Едва достигая численности сорока человек, они разбросаны по церковным учреждениям. Степень дьячка им дается одновременно со степенью дьякона, и в одежде своей дьяконы Армянской Церкви ничем не отличаются от остальных духовных лиц. Они носят пакег, род черной суконной шапочки без козырька, похожей на камилавку греческого духовенства. Только головной убор армянских дьяконов шире и сверху имеет остроконечную форму. В церкви их облачение состоит из вышеописанного шапика и ораря свыше трех метров в длину и шириной от десяти до пятнадцати сантиметров, украшенного тремя крестами.

Орарь носится дьяконом на левом плече, а концы его спускаются до пят спереди и сзади. Тот же орарь может быть длиннее, но и тогда он ниспадает с левого плеча, по обе стороны, обвившись предварительно вокруг стана, под правой подмышкой. Функции дьякона строго установлены в литургических книгах. За отсутствием дьякона священник замещает его, надев облачение дьякона. Его главные обязанности – каждение, чтение за обедней Евангелия и торжественное перенесение Святых Даров во время возношения.

Женатые священники набираются во всех классах общества, но предпочтение отдается певчим и школьным учителям. Между прочим, они чаще всего наследуют священнический сан от своих отцов. Можно назвать семейства, насчитывающие до двадцати и тридцати поколений священников. Назначение на место священника обусловлено, кроме выборов всем приходом, духовными и литургическими познаниями, воздержной и, вообще, примерной жизнью, а также согласием жены кандидата. Каждый священник канонически связан с Церковью и новое назначение он может получить в том только случае, если он вновь выставит свою кандидатуру. Степень образования священника, обыкновенно, соразмерна общественным и материальным условиям прихода.

Часто избирают в священники лиц, живущих в том же приходе. Вслед за посвящением, священник обязан выдержать строгий пост, длящийся сорок дней. Они готовятся к служению первой обедни, уединяясь в церкви, заставляя себя по целым суткам питаться одними овощами. В течение этого времени новопосвященные упражняются в обязанностях священства. Со своей стороны, их жены соблюдают обыкновенный пост. Жены священников пользуются в обществе известным почетом.

Священник живет в замкнутом кругу своей семьи, прежде всего, разумеется, посвящая себя обязанностям своего сана. Ни под каким предлогом не могут они уклониться от совершения церковной службы. За исключением этого, они пользуются полной свободой в своих домашних занятиях и даже могут отдаваться какому-либо профессиональному труду, оставаясь в границах приличий. За неделю или, по меньшей мере, за три дня до служения обедни они покидают супружеский кров, проводя ночи в зданиях церковных служб. Некогда одежда священника отличалась от одежды мирян одним только черным верарку, который является их отличительным признаком.

Но понемногу сделался обязательным. Пример сначала был подан городами, затем ему последовали и сельские пастыри. Кроме верарку священники носят еще черного цвета подрясник и такого же цвета пакег, или головной убор. В селениях можно встретить священников в разноцветных подрясниках, ибо обычаи, принятые в народе, дозволены и белому духовенству.

В церкви армянский священник носит простой плащ из черной шерстяной ткани, или фелонь, при обыкновенной службе. Они носят и фелони из цветного или узорчатого шелка в знак почетной награды. Другой знак отличия, даваемый духовным пастырям – это гладкий наперсный крест из вызолоченной бронзы. Священническое облачение состоит из ризы (шурджар), надетой поверх белого полотняного шапика и стихаря; снизу же надевается пояс, а на рукавах – наручники (базпан). Поверх шурджара вздымается на плечах широкий воротник (вакас) – прямой и тугой. На голове они носят круглую митру (сагаварт), обвитую венком из листьев и увенчанную крестиком. При торжественных службах шурджар заменяет фелонь. Добавим для полноты сведений, что число женатых священников у армян достигает минимум четырех тысяч человек.

Архипастыри одною степенью выше священников и от последних отличаются тем, что на них лежит обязанность наблюдать за духовным управлением Церкви. Безбрачное духовенство стоит выше женатого, так что последнее обязано уступать место даже новопостриженному из среды безбрачных. Как мы выше пояснили, духовенство, состоящее в целибате, делится на три разряда. Порядок старшинства определяет их место, нимало не принимая в расчет их частную степень. С внешней стороны безбрачное духовенство ничем не отличается от женатого. В городе оно носит черный бархатный пакег, верхняя часть которого лиловая.

Они могут носить его и совершенно черным. Того же цвета и одежда. В церкви духовные лица этого разряда являются в фелони из черного шелка, которая у частных вардапетов бывает узорчатой, а у вардапетов высшего ранга – лиловой. Облачение у последних то же, что у других лиц, только они еще имеют право на докторский посох. Данные в знак отличия наперсные кресты у докторов богословия украшены драгоценными камнями. В Армянской Церкви принят маленький металлический ручной крест о четырех концах, соединенных лучами, и без изображения распятого Христа. Крест снабжен металлической рукояткой, обвитой драгоценной или вышитой пеленой. Посреди часто помещают мощи Святых. Крест, употребляемый Армянской Церковью и освященный Святым Миром, как и все вообще образа и кресты, установленные на алтарях, служит для благословения молящихся во время богослужения. Митра вардапетов похожа на священническую. Когда они призваны управлять епархией, то могут также надевать на себя епископскую митру в границах подвластной им епархии. Что касается функций и полномочий вардапетов, мы, надо думать, достаточно распространились по этому поводу в главе об иерархических степенях.

Совокупная численность армянского духовенства, включая епископов, не превышает четырехсот человек. Обычная одежда епископов мало чем отличается от одежды вардапетов; они носят еще перстень на мизинце правой руки; одни только католикосы носят перстень на среднем пальце. Митра и крест, непременно богато украшенные, похожи на те же части облачения у латинян. Омофор и липаллиум шире и длиннее, чем у тех же духовных лиц других вероисповеданий. Длиною свыше четырех метров и шириной от двадцати пяти до тридцати сантиметров, богато вышитый, омофор скрещивается на груди и на спине таким образом, что его концы ниспадают до ног.

Наперсный крест, исключительная принадлежность епископского сана, называемый панагия, есть пластинка овальной формы, украшенная драгоценностями, которая служат оправой для изображения Богоматери и Христа. Как мы уже указали, обычай ношения панагии заимствован у Греко-Православной Церкви. Кроме постоянного престола в кафедральном соборе, епископы еще имеют право на переносное сиденье на алтарном возвышении для произнесения оттуда проповеди, или на средине церкви, где епископ занимает место во время совершения службы. Вне своей епархии они имеют право только на переносное сиденье.

Во время целования руки у епископа армяне не допускают ни коленопреклонений латинян, ни выражений благоговейного почтения, какие приняты у греков. Все обряды Армянской Церкви носят один и тот же неизменный отпечаток простоты. Титул архиепископа – чисто почетный, не дающий никакого перевеса над другими; последний достигается лишь в порядке старшинства.

Внешние привилегии патриархов Иерусалимского и Константинопольского состоят в праве занимать первое место – право, которое они сохраняют за собою даже после своей отставки и которое отражается в почете, присвоенном их сану. Сану католикосов присвоены особые почести, коими они обязаны тому обстоятельству, что посвящение их соединяется с помазанием Святым Миром. Заметим, что Римский Папа и Вселенский патриарх Константинополя не посвящаются, а непосредственно достигают верховного сана путем простого избрания.

Армянские католикосы в качестве внешнего атрибута имеют еще конкер в память пастырской сумы, носимой ими у пояса, с левой стороны. В момент посвящения им покрывают голову большой пеленой из плотного шелка, на подкладке и с шитьем. При торжественных обрядах эту пелену, или покрывало, несут впереди католикоса. Небольшой бриллиантовый крестик, надеваемый Эчмиадзинским католикосом на его клобук, есть знак отличия, пожалованный ему Императором Всероссийским. Права и обязанности католикосов, как и их взаимоотношения, уже были изложены в главе об иерархических степенях.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.