Армавир, основанный 21 мая 1839 г. в качестве аула черкесо-гаев (черкесских, горских армян) под защитой российской крепости Прочный Окоп, в дореволюционный период приобрел значение важнейшего религиозного и образовательного центра кубанских армян. Одной из насущных задач первопоселенцев стало возрождение практически полностью утраченных в период проживания в горах Закубанья национальных традиций и церковной обрядности. Решение данной проблемы, тесно связанной с укреплением армянской этнической идентичности, лидеры общины черкесо-гаев справедливо усматривали в школьном и церковном строительстве.
Уже в аульское время в Армавире создаются 3 армянские школы — 2 мужские и 1 женская. Первое местное учебное заведение было открыто по инициативе и на средства пятигорского 1-й гильдии купца Давыда Улуханова. 2 апреля 1844 г. он подал вышестоящим властям прошение, в котором, в частности, писал: «Движимый усердием к распространению просвещения, я вознамерился открыть приходское училище за рекою Кубанью, в Армянском ауле, что против Прочно-Окопской крепости. Особенная цель учреждения предполагаемого приходского училища в сказанном ауле заключается в том, чтобы при нравственном образовании тамошнего юношества распространить между ними первоначальные сведения на армянском и русском языках. Жители этого аула, коренные армяне, находясь неизвестное число лет в Кавказских горах, в недавнее время переселены Правительством в сказанное место. Ведя кочевую жизнь, они совершенно утратили армянское наречие, и если бы не исповедали Армяно-Григорианскую веру, то по образу жизни и усвоенным привычкам, их скорее всего можно почесть природными черкесами. Для помещения сказанного училища я предположил сначала купить дом и особый флигель для учителя, потом меблировать этот дом и построить все классные для учеников принадлежности, и наконец все эти строения совершенно пожертвовать казне». Пятигорский купец обязывался в течение первых 5 лет полностью содержать школу, выплачивать жалованье учителю, законоучителю и прислуге, а также снабжать учеников всеми положенными книгами и письменными принадлежностями.
После этого срока училище поступало на содержание аульного общества. 10 июня 1844 г. военный министр А.И. Чернышов сообщил, что Император соизволил удовлетворить ходатайство Улуханова. На оборудование дома для армянского церковно-приходского мужского училища всем необходимым ушло несколько лет, и его открытие состоялось 19 сентября 1848 г. В 1849 г. здесь числился 61 ученик и 3 преподавателя, в 1855 г. — 82 ученика, а в 1859 г. — уже 120 школьников, при том же количестве учителей. В 1855 г. Армавирское мужское училище являлось крупнейшим среди всех начальных школ Кавказского учебного округа. По данным за 1859 г., основными предметами в училище были русский и армянский языки, арифметика и армяно-григорианский закон Божий. Многие благотворители-армяне проявляли пристальное внимание к нуждам аульской школы. Неизменное покровительство ей оказывал «крестный отец» Армавира Петрос Патканян; местный священник Илья Тер-Осипов Давыдов обязался работать в училище бесплатно; нахичеванский купец Семен Аладжалов подарил в 1849 г. неимущим школьникам 20 армянских учебников. Эти примеры свидетельствуют о налаживании черкесо-гаями прочных связей с армянской диаспорой юга России. Первоначально мужское училище располагалось в деревянном доме, а на рубеже XIX–ХХ вв. для него было выстроено просторное кирпичное здание, сохранившееся до наших дней на углу улиц Жукова, 116 и Кирова, 5. Сегодня здесь действуют начальные классы средней школы № 6.
В 1865 г. в ауле появляется вторая мужская школа. В 1871 г. азы простейших знаний здесь получали 65 мальчиков, которые изучали русский и армянский языки, элементарные арифметические действия и армяно-григорианский закон Божий. В училище работали по одному преподавателю русского и армянского языка и законоучитель. В эту школу принимались дети коренных жителей черкесо-гаев. Содержалось училище на средства аульского правления. В 1877 г. оно было преобразовано в двухклассное начальное, а в 1882 г. получает название Александровского [10]. В конце XIX в. это учебное заведение являлось самым большим в Армавире. К 1889 г. здесь обучалось уже более 400 мальчиков. При наличии свободных мест за плату сюда начинают принимать и детей иногородних. В связи с появлением русских школьников в 1895 г. в училище учреждается должность законоучителя православного исповедания. В подавляющем большинстве контингент Александровского училища по-прежнему состоял из сыновей коренных жителей черкесо-гаев, обучавшихся тут бесплатно.
Поскольку коренные армавирцы говорили преимущественно почеркесски, этот язык широко применялся в учебном процессе. Наиболее упорно над разработкой уроков на адыгском языке трудился преподаватель армянского языка Александровского училища Бабасин Александрович Твелов. В письме от 26 октября 1887 г. смотритель училища Иосиф Уманцев сообщил Б.А. Твелову: «Г. Попечитель Кавказского учебного округа… просит выразить Вам благодарность Его превосходительства за участие в составлении уроков на адыгском языке. При этом Его превосходительство, выражая надежду, что вы и впредь будете относиться с тем же рвением к несомненно полезному делу — собиранию данных о языке армавирцев, указывает, что туземным языком следует непременно пользоваться при начальном обучении, а потому надеется, что Вы примените, пополните и проверите вновь те примерные уроки, кои были представлены: таким путем легко может составиться в будущем книга, весьма полезная при начальном обучении». Ранее, 7 июня того же года, распоряжением инспектора народных училищ Кубанской области Б.А. Твелову было поручено «написать существующие в Армавирском обществе сказки, предания, рассказы и проч. абхазско-абазинской азбукой».
Таким образом, уже в конце XIX в. преподаватели армавирского Александровского училища вели очень важную работу по собиранию и изучению произведений черкесского фольклора, применяли в учебном процессе адыгский язык, т.е. занимались таким благородным делом, как сохранение и развитие национальной культуры горцев Северо-Западного Кавказа. Показательно, что этому не только не препятствовала, но способствовала российская администрация. Изучая армянский язык и постулаты национальной религии, дети знакомились с традициями и духовными ценностями далекой исторической родины. Благодаря урокам русского языка и истории молодые армавирцы приобщались к великой русской культуре. И позднее, вплоть до революции 1917 г., проходившие в Александровском училище внеклассные досуговые мероприятия отличались этнокультурной полифонией. Так, например, во время праздничных утренников здесь регулярно исполнялись русские, армянские и черкесские песни.
Несмотря на возросший контингент школьников, Александровское училище более 30 лет ютилось в тесном деревянном доме и остро нуждалось в новых удобных площадях. В феврале 1895 г. Армавир посетил католикос всех армян Мкртич I. Осмотрев армянские школы селения, патриарх был неприятно удивлен их жалким внешним видом. Пастырь бросил местным армянам упрек: «Вы сами живете в больших палатах, а дети ваши учатся в хижиноподобных школах. Постарайтесь строить школы подобно вашим домам». Это замечание не прошло даром. Вскоре для всех 3 армянских учебных заведений были сооружены новые корпуса.
В 1899 г. на средства сельского общества возводится двухэтажный кирпичный корпус для Александровского училища. Все внутренние помещения здесь были просторные и светлые. На верхнем этаже находился большой актовый зал со сценой. Во дворе разбили декоративный сад и цветник. Судьбы выпускников Александровского училища обычно были похожими. Юноши поступали на службу в магазины, склады и конторы (чаще всего к своим родственникам), исполняя обязанности продавцов, упаковщиков или просто «мальчиков» для различных поручений. Многим потом удавалось дослужиться до приказчиков, управляющих, а если повезет, то и открыть собственное дело. В здании бывшего Александровского училища сегодня размещается Армавирская государственная педагогическая академия на углу ул. Люксембург, 159 и Кирова, 44.
В 1869 г. Эмилия Яворская открыла первую в Армавире частную армянскую женскую школу. В 1871 г. она преобразовывается в общественную. Для обучения девочек армавирцы приглашают сюда 3 учительниц. Занятия здесь проводились практически по той же программе и по тем же предметам, что и в мужских школах. Вместе с тем в договоре, заключенном 3 мая 1871 г. между армавирским обществом и учительницами Анной и Елизаветой Никольскими, говорилось, что последние обязуются также обучать девочек разным рукоделиям и танцам. Весной 1895 г. на средства сельского общества начинается сооружение нового кирпичного корпуса армянского женского начального училища. Капитальное и просторное школьное здание возводилось на протяжении нескольких лет и было окончено примерно в 1903 г. Стоимость строительства составила 40 тыс. руб. Занятия в женском армянском училище начались только 25 сентября 1905 г. Школьный контингент составляли как дочери коренных жителей Армавира черкесо-гаев, так и иногородние армянки. В начале ХХ в. владельцем дворовой усадьбы и здания училища являлась располагавшаяся рядом армянская Успенская церковь.
Содержалась школа на средства этого же храма, получая также ежегодную субсидию от сельского правления. Сегодня в здании бывшего женского училища действует средняя школа № 6 (угол ул. Осипенко, 136 и Кирова, 9). Последнее в дореволюционный период армянское учебное заведение в Армавире появилось уже в тревожные годы Первой мировой войны. Это была начальная школа для детей армянских беженцев из Турции, которые наводнили город после известных трагических событий 1915 г. Данное училище открылось в освободившемся помещении старой армянской Георгиевской церкви, после того как в апреле 1915 г. рядом был освящен новый большой Георгиевский храм. Кирпичное здание старой Георгиевской церкви сохранилось до наших дней по ул. Люксембург, 170. Ныне здесь располагаются жилые квартиры.
Следует отметить, что в рассматриваемый период образовательные запросы армян Армавира не ограничивались только лишь упомянутыми начальными училищами. Естественно, что дети многих состоятельных жителей обучались в местных гимназиях. Немало было и тех, кто поступал в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. К 1 января 1916 г. в армавирской мужской гимназии обучались 192 армянина, составлявших почти треть от общего контингента школьников (611 человек); из 745 учениц женской гимназии 195 человек были от Армавирского общества попечения о детях армян.
Армянские учебные заведения досоветского Армавира сыграли важную роль в возрождении у черкесо-гаев элементов национальной культуры, поскольку здесь изучались армянский язык и закон Божий. Во всех школах в обязательном порядке преподавался также русский язык, что вело к интеграции армавирцев в российское общество. Однако гораздо большее значение в деле приобщения черкесо-гаев к передовой русской культуре имели контакты с иногородними переселенцами.
С.Н. Ктиторов.
Армяне юга России: история, культура, общее будущее. Материалы II Международной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.
Ознакомиться с полной версией публикации можно здесь.