Дух терпимости Армянской церкви

Латино-Католическая Церковь, известная своим духом исключительности, провозглашает ту исполненную нетерпимости аксиому, что вне Римской Церкви нет вечного спасения. Со своей стороны, Греко-Православная Церковь отказывается признавать таинства, совершенные не по ее обрядам, так что в конце концов она доходит до двукратного крещения и посвящения в сан. Таким образом, эти две Церкви, присвоившие себе пышные наименования кафолической и вселенской как доказательство их универсальности, фактически обособлены и замкнуты в кругу своей индивидуальности. Подобная нетерпимость совершенно чужда духу Церкви Армянской, не допускающей, чтобы отдельная или национальная Церковь, как бы она ни была обширна, могла присваивать себе характер универсальности. Она стоит на том, что настоящая универсальность может существовать лишь в собрании всех Церквей, тесно сплоченных во имя принципа unitas in necessariis, к которому сводятся все основные начала христианства.

Раз это условие выполнено, каждая отдельная Церковь может по-своему толковать второстепенные частности. Эти основы христианского учения Армянская Церковь низводит до самого простого и сжатого толкования. Необходимыми она признает одни лишь догматические определения первых трех Вселенских соборов, определения, восходящие к той эпохе, когда отдельные Церкви еще сохраняли между собой единение и общение. Так, всякая Церковь, признающая Троичность, Воплощение и Искупление, согласно воззрению Армянской Церкви может входить в состав Вселенской Церкви и в качестве таковой дарует своим последователям право на вечное спасение. Все такие Церкви сохраняют между собою общение в духе, in spiritualibus, при котором достигается наивысшее единение веры и милосердия, необходимое для единства христианства.

Остальные пункты, касающиеся учения или верований, могут быть приняты или отвергнуты либо вследствие решения отдельного собора, либо в силу авторитета ученых Церкви, причем это нимало не подрывает целостности вселенского церковного единства. Ибо, как мы уже сказали, все эти пункты имеют второстепенное значение. Они имеют ценность лишь простых параграфов вероучения, лишенных догматической силы и подлежащих свободному исследованию. Достаточно, чтобы принятое мнение не шло вразрез с догматами, узаконенными тремя соборами. Следовательно, отдельные Церкви, следуя разным системам, не могут быть изъяты из единой Вселенской Церкви; нельзя также признавать за ними права навязывать другим церквам свое учение.

Когда мы пишем эти строки, ярко подтверждающие широкую свободу богословских и церковных взглядов Армянской Церкви, мы имеем в виду открыть для христианства новые, более торные пути в будущем. Это притязание представится вполне законным, когда мы подумаем, что оно согласно с духом нашего времени; с этим согласится каждый добросовестный наблюдатель. Эти начала, бесспорно, являются единственным средством согласовать извечное наследие Христа с тенденциями нашей эпохи. Следует добавить, что дух терпимости и свободы, составляющий сущность Армянской Церкви, очень часто причинял ей ущерб. Он облегчал пропаганду других Церквей среди ее верных сынов. Этот последний факт удостоверен не только в эпоху Средневековья, но также и в наши дни. Известно, как успешна была проповедь католических и протестантских миссионеров, которым удалось учредить среди армян отдельные общины. Как это было видно из исторической части настоящей книги, легкость перехода из одного вероисповедания в другое проистекает от того, что армяне воспитываются в чувстве уважения к чужим верованиям. В детстве они никогда не слышали, что та часть человечества, которая обретается вне их Церкви, в силу этого должна быть лишена вечного спасения; точно так же им никогда не грозили возмездием в будущей жизни в случае, если они порвут с Церковью своего народа.

Армяне знают, что для того чтобы обеспечить себе вечное спасение, достаточно праведной жизни, согласной с евангельской моралью. Это широкое понимание идеи христианства не раз вело к тому, что армяне переходили в то или иное вероисповедание, во всех тех случаях, когда их материальные выгоды можно было согласовать с делом спасения. Пользуясь этим настроением армян, иностранным миссионерам удалось поколебать устои армянского единения. Сама собою Церковь не могла не замечать, что она облегчает доступ иностранной проповеди. Она отдавала себе отчет в пагубных последствиях ее терпимости; однако наперекор этому горькому опыту она хотела остаться верной своим священным правилам богословского и церковного либерализма; она их хранила и сохранит неприкосновенными в будущем. И если Армянской Церкви удастся осуществить дело примирения Церквей, само по себе возможное и вероятное, то она вправе будет этим гордиться как заслуженной славой.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!