Решимость правящих кругов Османской империи покончить с армянским населением была обусловлена, прежде всего, стремлением очистить Западную Армению от ее коренного населения, лишить европейские державы, в первую очередь Россию, возможности использовать Армянский вопрос для вмешательства во внутренние дела империи. Еще в марте 1882 г. исполняющий обязанности вице-консула России в Ване сообщал, что «положение здешних армян, систематически преследуемых турками, стало невыносимее, чем когда-либо». Он отмечал далее, что турецкие правительственные чиновники открыто заявляют, что они, наученные горьким опытом потери Болгарии, сумеют задушить вредный их правительству элемент и, таким образом, раз и навсегда покончить с Армянским вопросом». Иностранные дипломаты в своих сообщениях отмечали, что в Турции участились погромы армян. В июле 1890 г. произошла резня армян в Константинополе. В начале 1893 г. посол США в Турции сообщал о грабежах и убийствах армян в Кесарии, Марзване, Йозгате и других местностях.
События в Сасуне в 1893-1894 годах.
Тревожным предвестником трагической судьбы, которая была уготована армянам в Турции, явились события в Сасуне в 1893-1894 гг. Сасун - один из центров армянского освободительного движения - давно уже вызывал ненависть турецких властей, решивших покончить с ним. В 1893 г., с ведома турецких властей, на Сасун совершили нападение курдские банды, но были отброшены отважными сасунцами. Тогда летом 1894 г. против Сасуна были направлены регулярные турецкие войска, которые, сломив отчаянное сопротивление армян, ворвались в этот горный край. Турецкие погромщики сравняли с лицом земли свыше 40 армянских сел, сожгли Сасун, вырезали более 10 тысяч армян.
Сасунская трагедия получила широкую огласку, вызвав возмущение во многих странах. Под давлением международного общественного мнения послы великих держав в Константинополе потребовали от султана провести расследование случившегося, а затем разработали и представили правительству Турции программу реформ в Западной Армении. И хотя правительство формально приняло эту программу, однако на деле не собиралось ее осуществить. Используя противоречия между великими державами, султан Абдул Гамид II ускорил осуществление своей программы уничтожения армян.
Резня армян в 1895-1896 годах.
С осени 1895 г. турецкие власти стали организовывать в Западной Армении и населенных армянами местностях Турции массовые избиения. Резня осуществлялась регулярными войсками, специально созданными курдскими конными отрядами «гамидие», бандами черкесов, фанатичными толпами. Резня армян отличалась крайней жестокостью: убивались все - мужчины и женщины, дети и немощные старики. Жертвы погромщиков подвергались истязаниям, надруганию, мучениям. Резня имела место в Константинополе, Трапезунде, Мартише, Карине, Баберде, Чарсанджаке, Урфе, Сивасе, Ване, Шапин-Карахисаре, Акне, Харберде и других местах. Погромы армян были продолжены и в 1896 г. Местами резня повторялась. Так, в Константинополе первая резня произошла осенью 1895 г.; летом 1896 г. резня повторилась. Только в столице число жертв превысило 10 тысяч человек. Всего же за 1894-1896 гг. погибло около 300 тысяч армян, были разорены сотни сел, нанесен громадный материальный ущерб.
В некоторых местах армянское население оказало сопротивление погромщикам. Так было в Зейтуне (1895 г.), Ване (1896 г.), а также в Малатии, Урфе, Шапин-Карахисаре. Тысячи армян покинули родные очаги, перебрались в другие страны.
Во время погромов 1894-1896 гг. западноармянские и восточноармянские общественные круги неоднократно обращались к европейским державам, прося их взять под защиту армян Турции, принудить султанское правительство прекратить резню. Но европейские державы не предприняли действенных мер для прекращения резни. Широко известно выражение одного из вершителей внешней политики Англии, заявившего, что «британские корабли не могут подняться на горы Армении». В европейской печати в лучшем случае выражалось сочувствие страданиям армян. Зверства турок были осуждены рядом известных общественных деятелей, представителей культуры - Анатолем Франсом, Иоганнесом Лепсиусом, Виктором Бераром, Генри Линчем и другими. Лидер французских социалистов Жан Жорес заклеймил поведение европейских правительств, заявив, что «безмолвное и пассивное сочувствие Европы было великим преступлением», что подобное отношение к Армении лишь «поощряло султана к тем преступлениям и беззакониям, которые всегда вызывают мятежи...»
Младотурки у власти Резня в Адане в 1909 г.
Последняя четверть XIX - начало XX вв. отмечены для Османской империи дальнейшим углублением общего экономического и политического кризиса. Отжившие своей век феодальные отношения, политическим выражением которых являлось султанское самодержавие, вошли в противоречие с интересами молодой турецкой буржуазии, стремящейся утвердиться не только в экономической, но и политической сфере общества. В недрах турецкого общества зрела оппозиция к султанской власти. Общее тяжелое положение, сложившееся в империи, усугублялось расширением национально-освободительной борьбы народов, находящихся под турецким владычеством. Оппозиционные политические силы стремились вывести страну из кризиса и вместе с тем любой ценой сохранить целостность и неделимость империи. Именно эту цель преследовала партия «Единение и прогресс» («младотурки»), организованная в 1889 г. и ставшая вскоре ядром оппозиционных сил.
Партия младотурок выдвинула доктрину османизма, согласно которой Османская империя была ими объявлена общей родиной для живущих в ней мусульманских и немусульманских народов. Эта доктрина была призвана сохранить неделимость Османской империи с последующей ассимиляцией немусульманских народов. Наряду с этим, ведя борьбу против султанского самодержавия, младотурки стремились сплотить все оппозиционные силы империи, направить в общее русло борьбы против султана национально-освободительное движение немусульманских народов Турции. Именно с этой целью младотурки не скупились на обещания, заявляли о необходимости покончить с национальным гнетом, предоставить политические права нетурецким народам. Эти обещания ввели в заблуждение определенные политические круги западных армян, в частности партию Дашнакцутюн, которая ради свержения ненавистного режима, пошла на сотрудничество с младотурками. Однако, совершив в 1908 г. государственный переворот и затем прийдя к власти, младотурки не выполнили своих обещаний; более того, они перестали скрывать свои истинные намерения в отношении немусульманских народов. Шовинизм оказался возведенным в ранг государственной политики. Понимая, что отуречивание нетурецких народов не может быть достигнуто мирными путями, младотурки стали готовиться к его осуществлению насильственным путем.
Первым признаком того, что младотурки намерены осуществить свои чудовищные планы, явилась резня армянского населения Киликии, организованная весной 1909 г. Выдвинув против армян Киликии надуманное обвинение в их стремлении вытеснить турок и восстановить «Армянское царство», местные власти по наущению младотурок стали готовить резню. В уезды были направлены секретные указания относительно организации резни. Накануне погрома власти раздали мусульманскому населению оружие, освободили из тюрем несколько сот уголовных преступников. 1 апреля 1909 г. турецкий сброд хлынул на улицы Аданы и начал погромы армян. Первый погром длился три дня. 12 апреля в город были введены регулярные турецкие войска якобы для восстановления порядка. На деле же эти войсковые части способствовали возобновлению резни в еще большем масштабе. Посол России в Константинополе сообщал своему правительству, что неистовства мусульман в Аданском вилайете дошли до чудовищных размеров... Прекратившиеся было на короткое время в городе Адане беспорядки возобновились по прибытии высланного туда по распоряжению турецкого правительства для восстановления спокойствия отряда войск. Солдаты перешли на сторону главарей местного мусульманского населения и стали избивать христиан, не различия ни пола, ни возраста, и грабить и поджигать их дома... Город Адана более не существует». Погромы имели место во всех уездах Аданского вилайета и в ряде населенных армянами сел вилайета Алеппо. Общее число жертв резни достигло 30 тысяч человек, из них свыше 20 тысяч - в Аданском вилайете. В нескольких населенных пунктах - Сис, Аджн, Зейтун и др. - жители организовали самооборону, сумели отразить нападение погромщиков н избежали резни.
Организацией резни в Адане и соседних районах младотурки сбросили с себя маску, обнажив свою подлинную шовинистическую сущность.
К.Худавердян, Р.Саакян. Геноцид армян сквозь призму десятилетий. Ереван, 1995 г.