Ованнес Хасан-Джалалян вступил на патриарший престол Гандзасара в тяжелое время. Хотя патриарх Нерсес письменное заверил, что никого не назначит после себя, тем не менее, в качестве своего преемника в Гандзаке оставил Исраэла — внука своего брата.
Захватившая Гандзак ханская власть, покровительствуя Исраэлу, поставила Гандзасарский католикосат в трудное положение, что вызвало крайнее беспокойство Святого Престола. Были предприняты шаги по урегулированию церковных дел Восточных краев Армении под покровительством Св. Эчмиадзина. Единственным залогом сохранения законности вступления на патриарший престол Гандзасара оставалось признание Святого Престола Эчмиадзина и пребывание под его покровительством. Гандзасарский католикос Ованнес, прибыв в Св. Эчмиадзин, был утвержден в своем статусе католикосом Симеоном Ереванци. Католикос Всех Армян рассматривал существование престола Гандзасарского католикосата не как размежевание со Св. Эчмиадзином, а как защиту восточных епархий Армянской Апостольской Церкви, поскольку иноземные силы крайне политизировали процесс раскола “Алуанского” патриаршества, сохранение целостности которого с центром в Гандзасаре стало чрезвычайно трудной задачей. Раффи пишет: “Этот антикатоликос Исраел сокрушил то великое здание, которое построили Ованнес и три мелика Карабаха, затратив огромные усилия…”.
Католикос Всех Армян Симеон I Ереванци дал наказ Гандзасарскому католикосу Ованнесу всегда оставаться покорным Первопрестольному Св. Эчмиадзину. Затем были утверждены (1765 г.) правила из пяти пунктов, согласно которым регулировалось место, занимаемое Гандзасарским католикосатом в иерархии Армянской Апостольской Церкви. В особенности отмечалось подчинение Гандзасарского католикосата Католикосу Всех Армян. Важность Гандзасарского католикосата свидетельствует о том, что на протяжении веков Арцах занимал большое место как в политической жизни, так и в церковной иерархии Армении. Действительно, Арцах и значительная часть Утика после упразднения царства армянских Аршакидов (428 г.) сохранили свою самостоятельность в русле процессов армянской государственности (царство Вачагана царство, Багратидов, княжеская государственность Закарянов, княжество Хачена, меликства Хамса).
Святой Престол, при определении статуса Гандзасарского католикосата, исходил из той огромной роли, которую взял на себя Гандзасарский католикосат — восточный столп Армянской Апостольской Церкви — в деле решения актуальных духовных и политических
вопросов Армении. Католикос Симеон I видел раскольническую роль, которую играл Исраэл как в Восточных краях Армении, так и в армянских общинах, находящихся на территории России. Симеон I, применяя строгие меры, вместе с тем проявлял осторожность при регулировании отношений между католикосом Ованнесом и антикатоликосом Исраэлом.
При вмешательстве внешних сил, в условиях углубления раскола “Алуанского” патриаршества, необходимо было держать эти процессы под контролем, а при удобном случае открыто покровительствовать Гандзасарскому католикосату. Католикос Ованнес был из знаменитого рода Хасан-Джалалянов, носителем духовных и национальных ценностей своих предков. Он имел много сторонников и в Гандзаке.
Гандзасарский католикосат стал бастионом Армянской Апостольской Церкви, и Католикос Всех Армян Симеон I Ереванци всячески стремился защитить католикоса Ованнеса от коварств хана, захватившего Гандзак и действующего под его покровительством Исраэла. Церковная политика Католикоса Всех Армян Симеона Ереванци укрепляла национальные основы Армянской Апостольской Церкви и была направлена на сохранение национальной сущности епархий Восточных краев Армении и усиление гарантий их существования.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009